Механизм осуществления права и его основные компоненты
механизмом правового регулирования называют систему юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Механизм правового регулирования выражает деятельную сторону процесса перевода нормативности права в упорядоченность общественных отношений. При этом правовое регулирование представляет собой долговременный процесс, который распадается на стадии, на каждой из которых работают особые юридические средства, в совокупности составляющие механизм правового регулирования. Правовое регулирование включает следующие стадии: 1. издание нормы права и ее общее воздействие (регламентация общественных отношений); 2. возникновение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей; 3. реализация субъективных прав и обязанностей, воплощение их в конкретном, фактическом поведении участников общественного отношения; 4. применение права. Для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание актов применения права. Это факультативная стадия правового регулирования, которая может существовать между первой или второй и третьей стадиями. В соответствии с перечисленными стадиями правового регулирования выделяют четыре основных элемента его механизма: - Норма права представляет собой исходную юридическую базу для правового регулирования, так как в ней заложена модель нужного поведения, сформулированная в ее диспозиции. От вида нормы права (запрещающая, управомочивающая, обязывающая, рекомендательная) зависит характер поведения субъектов права. - Правоотношение является главным средством, которое позволяет определить - кто и как будет выполнять требования нормы права. В нем общая модель поведения конкретизируется применительно к субъектам, фиксируются их субъективные права и субъективные юридические обязанности.
- Акты реализации прав и обязанностей – это фактическое поведение субъектов. Здесь действие механизма правового регулирования заканчивается, так как обеспечивается то фактическое, реальное поведение субъектов, тот результат, на который была направлена воля законодателя. - Акты применения права представляют собой властные веления компетентных органов, которые обеспечивают возникновение правоотношений, проводят требования норм права в жизнь, гарантируют осуществление прав и обязанностей и т.д. В зависимости от того, какие элементы механизма правового регулирования последовательно используются, можно говорить о простом и сложном процессе регулирования. Простое регулирование есть процесс, в котором используется один государственный властный акт, а именно нормативный акт, индивидуализацию же прав и обязанностей осуществляют сами субъекты, к которым этот акт обращен. Сложное регулирование есть процесс, в котором используются два акта государственно-властного характера, одним из которых является нормативный акт, а другим – акт применения нормы права.
Норма права: понятие и классификация
Под нормой права понимается общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников. Классификация норм права. 1. по субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от: а) государства (гос.органов); б) непосредственно от гражданского общества (населением). 2. по социальному назначению и роли в правовой системе:
а) учредительные (нормы-принципы), отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства, закрепляют устои социально-экономического и общественно-политического строя, права, свободы и обязанности граждан; основополагающие идеи и параметры правовой системы общества. Они служат эталонами, позволяющими установить необходимое соответствие целей и средств конкретных правовых предписаний объективным закономерностям общественного развития. Это конституционные нормы и нормы, закрепленные в Основах законодательства, кодексах; б) регулятивны е (нормы - правила поведения), непосредственно направлены на регулирование фактических отношений. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают: - управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); - обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Особенность – носят ярко выраженный предоставительно-обязывающий характер. в) охранительные (нормы – стражи порядка), фиксируют меры гос.принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания; г) обеспечительные (нормы – гарантии), содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизма и конструкций беспрепятственной реализации права; д ) декларативные (нормы – объявления), обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления (ч.2 ст.1 Конституции РФ – «Наименования РФ и Россия равнозначны»); е) дефинитивные (нормы – определения), формулируют определения правовых явлений или категорий; ж) коллизионные (нормы – арбитры), призваны устранять возникшие противоречия между правовыми предписаниями;
з) оперативны е (нормы -инструменты), устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.д. 3. по предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданс к ого, уголовного и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальны е (являются правилом поведения субъектов) и процессуальные (содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил); 4. по методу правового регулирования выделяют: - императивные (имеют сугубо строгий, властно категоричный характер, не допускающий отклонений в регулируемом поведении), диспозитивные (присущ автономный характер, позволяющий участникам самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав или использовать в определенных случаях резервное правило ); рекомендательные (устанавливают варианты желательного поведения субъектов). 5. По сфере действия вычленяют: - нормы общего характера (распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории страны); - нормы ограниченного действия (имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами); - локальные (действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур); 6. По времени действия: постоянные и временные; 7. По кругу лиц: - распространяются на все категории лиц либо лишь на строго определенные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|