Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дедуктивные умозаключения




Непосредственные умозаключения.

Тест.

1. Какие характеристики относятся к умозаключению, а какие к суждению:

а) процесс получения новой мысли; (суждение)

б) форма мышления, раскрывает связь между предметом и его признаком, (умозаключение)

в) процесс вывода суждения из других суждений и его итог.(умозаключение)

2. Определите, что является посылками, а что - заключением:

а) новое суждение, полученное в результате сопоставления посылок, (заключение)

б) ранее известные суждения. (Посылка)

3. Что относятся к дедуктивным, индуктивным, демонстративным, вероятностным, непосредственным, опосредованным умозаключениям:

а) умозаключение, в котором вывод получают из одной посылки, (непосредованное)

б) умозаключение, в котором выводят от общего к частному,(дедуктивное)

в) умозаключение, в котором вывод необходимо истинный,(демонстративный)

г) умозаключение, в котором вывод получают из 2-х и более посылок.(опосредованное)

д) умозаключение, в котором выводят от частного к общему,(индуктивное)

е) умозаключение, в котором вывод вероятно истинный.(вероятностный)

4.Укажите, к каким умозаключениям относятся следующие способы их образования: превращение, обращение, построение на отношениях логического квадрата, противопоставление предикату:

а) вывод такого суждения, предикат которого является понятием, противоречащим предикату исходного суждения, (превращение)

б) вывод новых суждений основан на отношениях контрадикторности, подчинения и т.д., (противопоставление)

в) перестройка суждения, в ходе которой одновременно осуществляется и превращение, и обращение в той или иной последовательности,(построение на отношениях логического квадрата)

г) вывод нового суждения, субъектом которого является предикат, а предикатом субъект исходного суждения. (Обращение)

??? 5. Сделайте вывод с помощью отношений "логического квадрата" для следующего суждения:

Совершеннолетние имеют право голоса.

???6. Сделайте выводы из таких высказываний с помощью превращения:

• Ни одна демократическая страна не выступает за терроризм.двойное отрицание

• Некоторые студенты изучают логику.????

• Некоторые люди не являются талантливыми. Перевод отрицания

7. Сделайте вывод из приведенных высказываний с помощью обращения:

• Все преступления - общественно опасные деяния.(некоторые общественно опасные деяние явлются преступлением)

• Кит - не рыба. (Ни одна рыба не есть не китом)

• Некоторые ошибки дают жизненный опыт.(некоторый жизненный опыт является ошибкой)

8.Сделайте выводы из высказываний посредством противопоставления предикату:

• Все правдивые утверждения заслуживают внимания. (ни одно не правдивое утверждение не заслуживает внимания)

• Никто не любит быть побежденным.???

• Каждая истина является конкретной.

Сложные, сокращеные и сложно-сокращенные умозаключения.

1. Определите вид силлогизма, его модус, составьте формулу:

а) Если должностное лицо получает взятку, то оно совершает преступление. Это должностное лицо не получило взятку, следовательно, оно не совершило преступление.(простой, модус-получение взятки)

б) Соглашение может быть двусторонним или многосторонним. Это соглашение не является двусторонним, следовательно, это соглашение является многосторонним.(простое, модус- двустороннее)

2. Воссоздайте следующие энтимемы до полного категорического силлогизма:

а) Должностное лицо должно в определенные сроки рассмотреть дело. Иванов - должностное лицо. Значит Иванов должен рассмотреть дело в определенные сроки.

б) Уголовное дело не может быть возбуждено, потому что факт преступления не имел места. На основании этого уголовное дело не возбуждают.

в) Солнце - звезда. Следовательно, оно проходит несколько стадий эволюции. Значит Солнце прошло несколько стадий эволюции.

3. Проанализуйте приведенный сорит, укажите вид, восстановите полную форму:

Все растения - живые организмы. Все цветы - растения. Роза - цветок. Роза-живой организм. Роза – растение.(сложный силлогизм)

4. Каким является приведенный сорит - прогрессивным или регрессивным:

Все преступления – общественно опасны. Все хищения - преступления. Все хищения - общественно опасны. Все кражи - хищения. Все кражи общественно опасны. Все тайные присвоения книг из библиотеки - кража. Итак, все тайные присвоения книг из библиотеки являются общественно опасными. (регрессивный)

Индуктивные умозаключения.

1. Какое из приведенных умозаключений является 1) индуктивным, 2) дедуктивным:

а) На экспертизу поступило 15 квитанций. Осмотрев все квитанции, эксперт дал заключение, что подпись получателя на всех квитанциях поддельная.(1)

б) В нашем лесу растут ели, дубы, сосны, березы. Итак, наш лес - смешанный. (1)

в) Люди опровергали бы аксиомы математики, если бы этого требовали их интересы. Но интересы людей не требуют этого. Итак, аксиомы не опровергаются. (2)

г) Это суждение является или общим, или частичным, либо единичным. Это суждение - не общее и не частное. Следовательно, оно является единичным.(2)??

д) Железо, медь, цинк, золото - металлы. Железо, медь, цинк, золото проводят электрический ток. Итак, все металлы проводят электрический ток.(1)

2.Проанализуйте приведенные индуктивные рассуждения, определите их вид и степень правдоподобия:

а) Земля движется вокруг Солнца. Марс движется вокруг Солнца. Сатурн движется вокруг Солнца. Итак, все планеты движутся вокруг Солнца. (популярная)

б) Известно, что у Баха в 5 поколениях его предков было 18 музыкальных дарований. Много талантливых людей было также в роду у Ч.Дарвина. Итак, способности людей определяются тем, насколько талантливыми были их предки. (научная)

в) Ни один из моих дисков не содержит известных вирусов, так каждый из них я проверял сам.(2)

г) Учитель, читая подряд список учеников класса, убеждается, что названные им ученики присутствуют. Исходя из этого, учитель делает вывод, что присутствуют все ученики.(2)

д) В магазин поступила партия апельсинов (20 ящиков). Исследовав по 2-3 апельсины из каждого ящика, эксперт сделал вывод, что вся партия - это апельсины 1-го сорта.(1)

3.Данные за какие числа имеют большее значение для проверки утверждения "Все лето на Южном берегу Крыма стояла солнечная погода":

1 июня -30 августа, 15 июня -10 июля, 20 июня - 10 июля (1 июня – 30 августа)

Можно ли получить данные обобщения с помощью индукции?

1. Все лето стояла солнечная погода.(да)

2. Все студенты юридических вузов изучают логику.

3. Все граждане Германии имеют равные права. (да)

4. Ничто не возникает из ничего.(да)

5. Ни один вопрос на конференции не осталось без ответа. (да)

6. Все люди смертны. (да)

7. Счастливые не наблюдают времени. (нет)

8. Змеи ядовиты. (нет)

Определите среди предложенных умозаключения полной и неполной индукции. В неполной индукции определите степень вероятности обобщения (маловероятно, более вероятно, возможно вероятно).

1) Для выступления с докладами на общеинститутской конференции подготовились 6 членов кружка по философии: Сидоров, Борисова, Круглов, Морозова, Новиков, Иванов. Студент Сидоров выступил с докладом на пленарном заседании. Студенты Борисова, Круглов, Морозова, Новиков, Иванов выступили с докладами на секциях. Итак, все члены кружка по философии, подготовившие доклады, выступили на конференции.(полное)

2) На первом курсе института 8 студенческих групп. Анализ результатов сессии показал, что студенты 1, 2, 3, 8 групп успешно сдали все экзамены. На этом основании был сделан вывод, что все студенты первого курса успешно сдали экзамен.(неполное, маловероятно)

3) При освобождении бойцами спецотряда заложников, захваченных террористами, во время боя 1 бандит был убит, 2 ранены, другие сдались. Ни один из заложников не пострадал. Итак, все заложники были освобождены, бандиты обезврежены.(полное)

4) Следователь получил телефонограмму от начальника милиции Дубровинского района, ст.лейтенанта милиции Семенова. В телефонограмме шла речь о том, что в воскресенье, 18 ноября в 6:00 утра во время смены охраны фабрики "Заря" сторож Иванов при осмотре состава обнаружил брешь в стене, который выходил во двор фабрики. Куски поролона и ткани, найденные в проломе, свидетельствуют о том, что на фабрике совершена кража. (полное)

5) Кинокомедии Э. Рязанова "Карнавальная ночь", "Берегись автомобиля", "Гараж" и другие пользуются большим успехом. Очевидно, что такое отношение зрителей следует отнести ко всем фильмам этого талантливого режиссера, включая и те, что еще не вышли на экран.(неполное, более вероятно)

6) В одном из городов проводили замеры радиационного фона. В 1,3,5,6 районах уровень радиации соответствовал норме. Всего в городе 12 районов. Было сделано предположение, что уровень радиации соответствует норме на территории всего города. (неполное, маловероятное)

???? 6. Сделайте вывод, если он отсутствует. Определите степень вероятности заключения, найдите суждения, в которых имеются логические ошибки "поспешное обобщение", "после того, значит по причине этого".

1) Студенты группы МНС Мартынов, Малахов и Яковенко, которые сдавали экзамен по истории и праву, первыми показали хорошее знание предмета. Можно предположить, что все студенты группы МНС хорошо усвоили предмет.

2) Чижов вчера опоздал на занятия, сегодня он тоже опоздал. Как видно, Чижов всегда и везде опаздывает.

3) Когда-то в Англии был особый способ лечения, который заключался в том, что так называемую "мазь чести" прикладывали не к ране, а к тому месту меча, которым была нанесена рана, и на нем делали перевязки, вместе с этим перевязывали рану и оставляли все это на 7 дней. Было замечено, что многие излечивались таким способом, следовательно, многие верили, что лечение зависело от перевязки меча.

4) Дети, которых я знаю, любят манную кашу. Пожалуй, все дети любят манную кашу.

5) Николай не выполнил своего обещания, значит, он ненадежный человек.

7???6.Какие методы причинных связей используются в таких рассуждениях:

1) В химической лаборатории, в которой проводились опыты с реактивами, содержащие железо, кадмий, медь, ртуть, произошло отравление. Было решено исключить из работы все материалы, содержащие ртуть. Поскольку отравлений после этого не было, был сделан вывод, что причиной отравления были вещества, содержащие ртуть.

2) Газ, который поместили в термически закрытый сосуд, нагревается. При этом увеличивается давление газа. Итак, причина увеличения давления газа - увеличение температуры.

3) Сотрудники ГАИ преследовали угнанную машину. Похитители заехали в лес и там бросили автомобиль. Двое из них, Иваненко и Збруев, были задержаны. Но в процессе следственного эксперимента было установлено, что ни Иваненко, ни Збруев не умеют водить машину. Скорее всего, у них был соучастник - квалифицированный водитель.

4) Взвешивалась доза вещества определенного химического состава. Выяснилось, что общий вес дозы несколько больше веса составных частей вещества, допустимого по формуле. Избыточность веса свидетельствовала о наличии примеси. Так был открыт химический элемент - литий.

5) На поле, которое было хорошо удобренным, хлеба буйно пошли в рост. На соседнем поле удобрения не применялись и растения плохо развивались. Единственная разница между этими полями - отсутствие удобрения. Удобрения есть, скорее всего, причиной хорошего роста растений.

7.Определите ошибки, если они есть, в следующих индуктивных умозаключениях:

1) Врач прописал каменщику лекарства. Каменщик вылечился. Затем заболел плотник. Врач прописал ему такие же лекарства. Плотник умер. Врач сделал вывод, что от этих лекарств каменщики выздоравливают, а плотники умирают.

2) Голодный человек зашел в кафе. Он съел бутерброд и не наелся. Затем пирожное - и не наелся. Затем торт - и наелся. "Мне нужно было начинать с торта", - решил он.

3) Преподаватель был недоволен ответами первых трех студентов и высказал суждение: "Ваша группа неглубоко изучила предмет".

4) Перед началом войны Наполеона с Россией в 1811 году в районе Северного полушария пролетела огромная комета, ее диаметр составлял более миллиона километров, над большей частью России небо было красным. Потом началась война с Наполеоном. Большинство проницательных людей сделали вывод о том, что комета была причиной войны.

5) Помидор - овощ, огурец - овощ, морковь - овощ, лук - овощ. Помидор, огурец, морковь, лук растут на огороде. Итак, все, что растет на огороде, это овощи.

Аналогия

:???? 1.Как вы считаете, был ли прав известный российский поэт В. Хлебников, который, сопоставляя даты знаменательных событий, произошедших в прошлом, пытался вывести закон, который позволял бы предвидеть точное время, когда состоятся будущие знаменательные события?

2.Будут ли правомерными такие аналогии:

а) между борьбой за существование в природе и конфликтами в обществе, да

б) между государством и человеческим организмом,

в) между электрическими и магнитными явлениями, да

г) между движением жидкости по сосудам и кровообращением, да

д) между звуковыми волнами и волнами в жидкости,

е) между Великой французской и Великой Октябрьской революциями. да

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...