ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства обучения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Оглавление
Введение………………………………………………………………….3 Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения…………6 1.1 Понятие и сущность игры…………………………………………...6 1.2 Классификация игр………………………………………………….8 1.3 Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка… Выводы по первой главе……………………………………………….. Глава II. Экспериментальное исследования роли игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста…………………………………………………………………………16 2.1 Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста…………16 2.2 Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………27 2.3 Анализ результатов проведенного эксперимента…………………29 Выводы по второй главе……………………………………………… Заключение………………………………………………………………32 Список литературы………………………………………………………33 Приложения………………………………………………………………35
Введение
Дошкольное детство-первый период психического развития ребенка, в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и деятельности. Это возраст, когда взрослые с ребенком в самых близких отношениях, что принимает в его развитии самое активное участие. Э. Эриксон отмечает, что на данном этапе у ребенка развивается либо инициатива или чувство вины. При нормальном развитии ребенок активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым. С аномального развития формируются пассивность, вялость, депрессия, отсутствие полоролевого поведения.
Таким образом, если большая часть обязательств из взрослых рядом с ребенком в этот период, и самое главное, учитывая возраст ребенка, в том числе основной деятельностью. Актуальность проблемы, рассматриваемой в нашей работе, очевидна, так что многие родители и педагоги в своей работе с детьми стремятся перевести ребенка с игровой деятельности, как ведущей для данного возраста, обучения, что касается психического и физического благополучия ребенка. Необходимо подвергнуть анализу понятие основного вида деятельности, показать ее значение для развития ребенка, и это для детей дошкольного возраста - игровой деятельности. Цель реализуется через совокупность конкретных задач, которые звучат следующим образом: · Изучение литературы по проблеме; · Раскрыть содержание понятия игры; · Показать значение игры в дошкольном возрасте, в качестве основного вида деятельности, на данном этапе жизни. · Теоретически и экспериментально обосновать эффективность структуры, наиболее подходящие для детей дошкольного возраста деятельности - игры. До ее работы, я ставлю следующее предположение: процесс формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы и попытаемся доказать на практике, и выставим в теоретической части. Методологическую основу исследования составили диалектические положения и связи, развитии и целостности явлений и процессов, концепции личности, деятельностного подхода в образовании. Теоретическую основу составили педагогические работы Д.Б. Эльконина, Леонтьева, Л.С. Выготсткого, изложившие научно-обоснованные подходы в проблеме ведущего типа деятельности. Для достижения своих целей, проверка вдвинутой гипотезы использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, обучение, эксперимент, анализ результатов исследований и экспериментов.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нашу курсовую работу были включены современные методы и подходы к формированию психических процессов у детей через игру таких авторов как Г.Б. Монина, Н.Л. Кряжева. Теоретическое значение работы состоит в том, что он дополняет и расширяет теоретические положения о значении основной вид деятельности полноценного и гармоничного развития ребенка. Практическое значение исследования заключается в том, что описание и результаты психологического исследования эффективности игровой деятельности в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста, как наиболее эффективно работать с ними, могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада, применяемые педагогами для более эффективного взаимодействия для развития ребенка. Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, комплексный педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных данных. База исследования: школа №12, г. Санкт-Петербурга. Этапы исследования: Шаг 1. Изучить литературу по проблеме исследования Шаг 2. Экспериментальная работа. Шаг 3. Проанализировать психолого-педагогическое исследование и результаты эксперимента.
ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства обучения 1.1 Понятие и сущность игры.
Игра является одним из самых замечательных явлений жизни, деятельность, как будто это бесполезно, но необходимо. Невольно осознать и привлечь к жизни явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для науки. Что такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, является важным направлением деятельности, то есть набор соответствующих действий привода. Игра-это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей среде. Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и отражается потребность воздействовать на мир, на основе этого, Центральным и наиболее общие значение игры " [5].
Определение сути игры заключается в том, что по мотивам игры несколько экспериментов, важных для игры аспектов реальности. Игра, как и любая человеческая деятельность, мотивируется отношением смысла для индивидуальных целей. В игре существуют лишь действия, цели которых важны, чтобы каждый человек следовал их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее главное очарование. Вторая особенность - заключается в том, что игровое действие реализует разнообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении полученного целей или способами действия, которыми эти действия осуществляются в документарной практике. Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и его отсутствие оперативного потенциала. Игра-это способ удовлетворения потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей. Творческие способности трансформировать реальность впервые формируется в игре. В этом качестве, которой является главным достоинством игры. Все теории игры можно разделить на несколько групп: • Теории, исходящие из биологических факторов; • Теория, основанная на психологических факторов; • Социологические, социально-психологические теории игр; • Универсальные или синтетические теории. Все эти теории пытаются рассматривать игру, как в критический и аналитический или по сути универсальный, феноменологический, экзистенциальный, мифологический аспект, не находя, часто, отсутствие контактных пунктов, что подтверждает неуловимость истинную природу исследуемого феномена [12].
Классификация игр.
Существует несколько групп игр, развитие интеллекта, познавательной активности ребенка. Тема игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы – дети познают форму, цвет, размер, материал, мир животных и мир людей, и т. д. Творческие, сюжетные - Ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Рассмотрим один из них (классификация, С.Л. Новоселовой), рисунок 1. Классификация игр
Рисунок 1. Классификация игр.
Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике границы между любительской и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте существует три класса игр: • Возникающие по инициативе ребенка – любителей игр. • Возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной целью. • Исходя из исторически этнические традиции игры, которые могут возникать по инициативе взрослого и старших детей. Образование и развивать ценность этих игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что наиболее важно, являются, среди прочих видов деятельности, базой для любителей игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: • Сюжетно-ролевая игра. • Театр. • Мобильный. • Дидактическая. Главным компонентом ролевой игры является сюжет, без него нет ролевой игры. Сюжет игры, - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого, история ролевых игр делятся на: Игры на темы: "ДОМ", "СЕМЬЯ", "каникулы", "день рождения" (большое место уделяется кукле). Игры на социально-производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, лодка). Игры на героико-патриотические темы, отражающие героизм нашего народа (герои войны, космические путешествия). Игры на темы литературных произведений, кино, телевидения и радио: "моряков" и "летчиков", в зайца и волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д. Время игры: • в младшем школьном возрасте (10-15 минут); • в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.); • в верхней дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней). В структуре ролевой игры выделяют компоненты: • роль этих детей в игре; • игровые занятия, в которых дети реализуют роли; • игры, используя предметы, заменяются на реальную машину. • отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В первые годы жизни в процессе обучения, влиянием взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые создаются предпосылки сюжетно-ролевой игры. Первый шаг это начало игры. Относится к возрасту ребенка-1 год. Взрослый организует игры конкретно деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки, предметы. На втором этапе (Шаг 1 и 2 года жизни ребенка) появляется otvratitelna игра, в которой ребенок направлен на выявление специфических свойств предмета и принести с собой определенный эффект. Взрослый только назвать предмет, но и обращает внимание ребенка на его цели. Третий этап развития игры, в конце второй половины третьего года жизни. История формирования игры, в которой дети начинают отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (колыбели куклу). Четвертый этап (от 3 до 7 лет) – ролевая игра. Играя с природных материалов преподаватель применяет при проведении таких дидактических игр, как “чьи следы? “, “Дерева лист?”, “Положите листья по убыванию значения” я, и другие в таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Меры-печатные игры разнообразны видов: парные картинки, различные виды лото, домино. Когда они решаются через различные развивающие задачи. Например, игра, основанная на подборе изображения пар. Детей дошкольного возраста комбинировать изображения не только в их внешности, но и по смыслу. Выбор изображений идентична классификации. Здесь детей требует обобщений и связей между объектами. Например, в игре "что растет в лесу?". Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей навыков различных сторон создания объекта, логическое мышление. Описание, рассказ по картинке, с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения и творчества у детей дошкольного возраста. Играть догадался, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы). В этих играх, является качество личности ребенка, как способность к перевоплощению, творчеству в создании необходимого образа. Словесные игры построены на словах и действиях, что играть. В таких играх дети учатся на основе их мнения по темам, углубить и расширить знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные психические задачи: описывают предметы, выделяя особенности их признаки; Угадай по описанию; находят признаки сходства и различия; группировать объекты по различным свойствам, признакам; являются алогизм в суде и др. С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заняться умственным трудом. В игре сам процесс мышления циркулирует активно, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат. Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе могут быть условно подразделены на четыре основные группы. К первой группе относятся игры, которые помогают формировать умение оказывать признаки предметов, явлений: "Отгадай", "магазин". Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные выводы: "похоже, "кто больше осознаю глупость" и другие. Игра, которая развивает способность обобщать и классифицировать объекты по разным признакам, объединены в третьей группе: "кому что нужно?" “Назовите три предмета”, “в названии в одно слово.” Четвертая группа, посвящена игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления: "краски", "Лети, Лети" и другие. Третья Категория игр-традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым центром. Объективная среда народные игры традиционные, они, и чаще представлена в музеях, а не в питомниках. Исследования, проведенные в последние годы показали, что народные игры способствуют формированию у детей родовых родовых и психических способностей (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также основные черты этнической психологии, которая создала игру. Предоставить возможности для развития игры не только разнообразные игрушки, большой творческий будет создан для взрослых, энтузиасты работы с детьми, но и соответствующая предметно-пространственную среду. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе дидактический урок. В начале урока цель игры-организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, веселой, включать детей в различные виды деятельности. Таким образом, игра может проводиться на любом этапе урока и на уроках разных типов. Дидактическая игра в целостный образовательный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|