Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства обучения




Оглавление

 

 

Введение………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы игры как средства обучения…………6

1.1 Понятие и сущность игры…………………………………………...6

1.2 Классификация игр………………………………………………….8

1.3 Влияние игры на формирование и развитие личности ребенка…

Выводы по первой главе………………………………………………..

Глава II. Экспериментальное исследования роли игры в психическом развитии ребенка, как ведущего типа деятельности дошкольного возраста…………………………………………………………………………16

2.1 Организация и методики исследования уровня развития психических процессов у детей старшего дошкольного возраста…………16

2.2 Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………27

2.3 Анализ результатов проведенного эксперимента…………………29

Выводы по второй главе………………………………………………

Заключение………………………………………………………………32

Список литературы………………………………………………………33

Приложения………………………………………………………………35

 

Введение

 

 

Дошкольное детство-первый период психического развития ребенка, в это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и деятельности.

Это возраст, когда взрослые с ребенком в самых близких отношениях, что принимает в его развитии самое активное участие. Э. Эриксон отмечает, что на данном этапе у ребенка развивается либо инициатива или чувство вины. При нормальном развитии ребенок активно изучает окружающий его мир, подражая взрослым. С аномального развития формируются пассивность, вялость, депрессия, отсутствие полоролевого поведения.

Таким образом, если большая часть обязательств из взрослых рядом с ребенком в этот период, и самое главное, учитывая возраст ребенка, в том числе основной деятельностью.

Актуальность проблемы, рассматриваемой в нашей работе, очевидна, так что многие родители и педагоги в своей работе с детьми стремятся перевести ребенка с игровой деятельности, как ведущей для данного возраста, обучения, что касается психического и физического благополучия ребенка. Необходимо подвергнуть анализу понятие основного вида деятельности, показать ее значение для развития ребенка, и это для детей дошкольного возраста - игровой деятельности.

Цель реализуется через совокупность конкретных задач, которые звучат следующим образом:

· Изучение литературы по проблеме;

· Раскрыть содержание понятия игры;

· Показать значение игры в дошкольном возрасте, в качестве основного вида деятельности, на данном этапе жизни.

· Теоретически и экспериментально обосновать эффективность структуры, наиболее подходящие для детей дошкольного возраста деятельности - игры.

До ее работы, я ставлю следующее предположение: процесс формирования психических процессов у детей дошкольного возраста будет более эффективным, если вы работаете с ними, опираться на вид деятельности, и построить свою работу в игровой форме, что мы и попытаемся доказать на практике, и выставим в теоретической части.

Методологическую основу исследования составили диалектические положения и связи, развитии и целостности явлений и процессов, концепции личности, деятельностного подхода в образовании.

Теоретическую основу составили педагогические работы Д.Б. Эльконина, Леонтьева, Л.С. Выготсткого, изложившие научно-обоснованные подходы в проблеме ведущего типа деятельности.

Для достижения своих целей, проверка вдвинутой гипотезы использованы различные теоретические и эмпирические методы исследования: анализ, обобщение психолого-педагогической литературы, тестирование, обучение, эксперимент, анализ результатов исследований и экспериментов.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нашу курсовую работу были включены современные методы и подходы к формированию психических процессов у детей через игру таких авторов как Г.Б. Монина, Н.Л. Кряжева.

Теоретическое значение работы состоит в том, что он дополняет и расширяет теоретические положения о значении основной вид деятельности полноценного и гармоничного развития ребенка.

Практическое значение исследования заключается в том, что описание и результаты психологического исследования эффективности игровой деятельности в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста, как наиболее эффективно работать с ними, могут быть использованы в педагогическом процессе детского сада, применяемые педагогами для более эффективного взаимодействия для развития ребенка.

Методы исследования: наблюдение, опрос, тестирование, анализ продуктов деятельности детей, комплексный педагогический эксперимент, систематизация и статистическая обработка полученных данных.

База исследования: школа №12, г. Санкт-Петербурга.

Этапы исследования:

Шаг 1. Изучить литературу по проблеме исследования

Шаг 2. Экспериментальная работа.

Шаг 3. Проанализировать психолого-педагогическое исследование и результаты эксперимента.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы игры как средства обучения

1.1 Понятие и сущность игры.

 

 

Игра является одним из самых замечательных явлений жизни, деятельность, как будто это бесполезно, но необходимо. Невольно осознать и привлечь к жизни явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для науки.

Что такое игра? Прежде всего, игра, поскольку речь идет об играх человека и ребенка, является важным направлением деятельности, то есть набор соответствующих действий привода.

Игра-это деятельность, она является выражением определенного отношения личности к окружающей среде.

Игра человека – порождение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность и изменяет мир. Суть человеческой игры – в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и отражается потребность воздействовать на мир, на основе этого, Центральным и наиболее общие значение игры " [5].

Определение сути игры заключается в том, что по мотивам игры несколько экспериментов, важных для игры аспектов реальности.

Игра, как и любая человеческая деятельность, мотивируется отношением смысла для индивидуальных целей.

В игре существуют лишь действия, цели которых важны, чтобы каждый человек следовал их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность игровой деятельности и в этом ее главное очарование.

Вторая особенность - заключается в том, что игровое действие реализует разнообразные мотивы человеческой деятельности, не будучи связанным в осуществлении полученного целей или способами действия, которыми эти действия осуществляются в документарной практике.

Игра является деятельностью, в которой разрешается противоречие между быстрым ростом потребностей и запросов ребенка, определяющим мотивацию его деятельности, и его отсутствие оперативного потенциала. Игра-это способ удовлетворения потребностей и запросов ребенка в пределах его возможностей.

Творческие способности трансформировать реальность впервые формируется в игре. В этом качестве, которой является главным достоинством игры.

Все теории игры можно разделить на несколько групп:

• Теории, исходящие из биологических факторов;

• Теория, основанная на психологических факторов;

• Социологические, социально-психологические теории игр;

• Универсальные или синтетические теории.

Все эти теории пытаются рассматривать игру, как в критический и аналитический или по сути универсальный, феноменологический, экзистенциальный, мифологический аспект, не находя, часто, отсутствие контактных пунктов, что подтверждает неуловимость истинную природу исследуемого феномена [12].

 

 

Классификация игр.

 

 

Существует несколько групп игр, развитие интеллекта, познавательной активности ребенка.

Тема игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Игрушки и предметы – дети познают форму, цвет, размер, материал, мир животных и мир людей, и т. д.

Творческие, сюжетные - Ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим один из них (классификация, С.Л. Новоселовой), рисунок 1.

Классификация игр
(по С.Л. Новоселовой)

 

Рисунок 1. Классификация игр.

 

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике границы между любительской и обучающими играми недопустимо. В дошкольном возрасте существует три класса игр:

• Возникающие по инициативе ребенка – любителей игр.

• Возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной целью.

• Исходя из исторически этнические традиции игры, которые могут возникать по инициативе взрослого и старших детей.

Образование и развивать ценность этих игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что наиболее важно, являются, среди прочих видов деятельности, базой для любителей игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания.

В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:

• Сюжетно-ролевая игра.

• Театр.

• Мобильный.

• Дидактическая.

Главным компонентом ролевой игры является сюжет, без него нет ролевой игры. Сюжет игры, - это сфера действительности, которая воспроизводится детьми. В зависимости от этого, история ролевых игр делятся на:

Игры на темы: "ДОМ", "СЕМЬЯ", "каникулы", "день рождения" (большое место уделяется кукле).

Игры на социально-производственные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, лодка).

Игры на героико-патриотические темы, отражающие героизм нашего народа (герои войны, космические путешествия).

Игры на темы литературных произведений, кино, телевидения и радио: "моряков" и "летчиков", в зайца и волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.

Время игры:

• в младшем школьном возрасте (10-15 минут);

• в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);

• в верхней дошкольном возрасте (от нескольких часов до нескольких дней).

В структуре ролевой игры выделяют компоненты:

• роль этих детей в игре;

• игровые занятия, в которых дети реализуют роли;

• игры, используя предметы, заменяются на реальную машину.

• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.

В первые годы жизни в процессе обучения, влиянием взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые создаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.

Первый шаг это начало игры. Относится к возрасту ребенка-1 год. Взрослый организует игры конкретно деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки, предметы.

На втором этапе (Шаг 1 и 2 года жизни ребенка) появляется otvratitelna игра, в которой ребенок направлен на выявление специфических свойств предмета и принести с собой определенный эффект. Взрослый только назвать предмет, но и обращает внимание ребенка на его цели.

Третий этап развития игры, в конце второй половины третьего года жизни. История формирования игры, в которой дети начинают отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (колыбели куклу).

Четвертый этап (от 3 до 7 лет) – ролевая игра.

Играя с природных материалов преподаватель применяет при проведении таких дидактических игр, как “чьи следы? “, “Дерева лист?”, “Положите листья по убыванию значения” я, и другие в таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).

Меры-печатные игры разнообразны видов: парные картинки, различные виды лото, домино. Когда они решаются через различные развивающие задачи. Например, игра, основанная на подборе изображения пар. Детей дошкольного возраста комбинировать изображения не только в их внешности, но и по смыслу.

Выбор изображений идентична классификации. Здесь детей требует обобщений и связей между объектами. Например, в игре "что растет в лесу?".

Составление разрезных картинок направлено на развитие у детей навыков различных сторон создания объекта, логическое мышление.

Описание, рассказ по картинке, с показом действий, движений направлено на развитие речи, воображения и творчества у детей дошкольного возраста. Играть догадался, что нарисовано на картинке, ребенок прибегает к имитации движений (например, животного, птицы).

В этих играх, является качество личности ребенка, как способность к перевоплощению, творчеству в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях, что играть. В таких играх дети учатся на основе их мнения по темам, углубить и расширить знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные психические задачи: описывают предметы, выделяя особенности их признаки; Угадай по описанию; находят признаки сходства и различия; группировать объекты по различным свойствам, признакам; являются алогизм в суде и др.

С помощью словесных игр у детей воспитывают желание заняться умственным трудом. В игре сам процесс мышления циркулирует активно, трудности умственной работы ребенок преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе могут быть условно подразделены на четыре основные группы. К первой группе относятся игры, которые помогают формировать умение оказывать признаки предметов, явлений: "Отгадай", "магазин".

Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные выводы: "похоже, "кто больше осознаю глупость" и другие.

Игра, которая развивает способность обобщать и классифицировать объекты по разным признакам, объединены в третьей группе: "кому что нужно?" “Назовите три предмета”, “в названии в одно слово.”

Четвертая группа, посвящена игры для развития внимания, сообразительности, быстроты мышления: "краски", "Лети, Лети" и другие.

Третья Категория игр-традиционные или народные. Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым центром.

Объективная среда народные игры традиционные, они, и чаще представлена в музеях, а не в питомниках. Исследования, проведенные в последние годы показали, что народные игры способствуют формированию у детей родовых родовых и психических способностей (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также основные черты этнической психологии, которая создала игру.

Предоставить возможности для развития игры не только разнообразные игрушки, большой творческий будет создан для взрослых, энтузиасты работы с детьми, но и соответствующая предметно-пространственную среду.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр, в том числе дидактический урок. В начале урока цель игры-организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, веселой, включать детей в различные виды деятельности.

Таким образом, игра может проводиться на любом этапе урока и на уроках разных типов. Дидактическая игра в целостный образовательный процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...