Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия




Если окинуть внешним взглядом общество, то нетрудно обнаружить, что оно состоит из различного рода групп. Это - семьи, учебные, спортивные и трудовые коллективы, временные объединения, профессиональные сообщества, социальные слои, религиозные или иные общественные сообщества и пр. Правда, не всякое множество людей можно назвать группой в строгом смысле этого слова.

Существует несколько разновидностей групп. Их классификация представлена на рис. 24.

Рис. 24. Классификация социальных групп

Условные группы людей могут быть объединены по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.д.) и используются для исследования, наблюдений, получения статистических данных.

Лабораторные группы создаются для проведения научных экспериментов (например, в области психологии, медицины и т.п.).

Естественные группы реально существуют как общности во времени и пространстве, члены этих групп связаны между собой определенными взаимоотношениями.

Неорганизованные (случайно организованные) группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства их интересов (зрители в театре) или общности пространства (толпа на площади).

Организованные группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы).

Группы как социально-психологические общности людей характеризуются следующими признаками:

  1. люди собраны (регулярно собираются) в одном месте, в одно время;
  2. члены группы действуют совместно для достижения общей (групповой) цели;
  3. отношения между людьми упорядочены (структурированы) в соответствии с минимальным набором внутригрупповых позиций (есть хотя бы минимальная, но устойчивая специализация между членами группы);
  4. люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований - у членов группы сформировалось чувство "мы", ими осознается принадлежность к данной группе.

Так, несколько человек, ждущих автобус на остановке, еще есть не группа, а лишь случайное скопление людей, поскольку не выполняются признаки 2, 3 и 4. Если люди и начнут вместе штурмом брать подошедший автобус, то каждый будет преимущественно заботиться о себе, следовательно, это все еще не будет группа. И даже если они начнут жарко обсуждать неожиданное дорожное происшествие, в ходе обсуждения появятся свои скептики, генераторы идей, эрудиты и т.п. (выполнился признак 3), то и это еще будет не группа - у них все еще нет совместной деятельности, и они еще не отличаются в чем-то существенном от других объединений людей (не выполнились признаки 2 и 4). А вот если они возьмутся вместе помогать пострадавшим в аварии людям, то они на какое-то время образуют группу с распределением ответственности между членами группы, почувствуют (затем будут рассказывать об этом) себя единым образованием.

В работе всегда важно знать, на что обращать внимание, если возникнет необходимость изучить какую-либо конкретную группу - трудовой коллектив, общественное объединение, дружескую компанию, семью и т.п. В этом плане можно выделить некоторые параметры анализа групп:

  1. Первая характеристика группы - ее состав и направленность деятельности. Состав (композиция) - это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализа группы как целого: численность группы, ее возрастной, половой состав, социальное положение членов и т.д. Выбор наиболее значимых характеристик производится с учетом конкретных задач. Направленность деятельности - это указание на содержание групповой активности, характер производимого ею общественно значимого продукта.
  2. Вторая характеристика - структура группы. Рассматривается с точки зрения функций, выполняемых членами группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. Выделяют структуры: а) отношений, б) власти и в) информационных связей.
  3. Третья важная характеристика группы - групповые процессы (групповая динамика). Необходимо уметь выделять соотношение (расстановку) сил, их проявления, взаимодействие позиций и характеристики, позволяющие управлять групповыми процессами.

Пожалуй, каждому человеку в своей жизни приходится жить (учиться, работать) в коллективе. В этой связи, предлагается более подробно рассмотреть структуру группы, динамику внутригрупповых и межгрупповых отношений. Прежде всего, обратим внимание на силовую (влияющую) составляющую структуры группы.

Сила (власть) - это возможность контролировать поведение членов группы, определять его содержание и формы. Сила всегда имеет своего обладателя, которым является тот или иной вид субъекта. Соотношение сил в группе - это распределение между субъектами группы возможностей контроля над групповыми процессами и поведением членов группы.

Основным средством контроля являются групповые нормы - правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие поведение членов группы и взаимоотношения между ними.

Для соблюдения норм всеми членами группы складывается система санкций, в которых, собственно, и выражается власть (сила) группы. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. Среди норм важнейшие - ценности, определяющие что хорошо, а что недопустимо в групповой деятельности и общении, а также ритуалы, регламентирующие характер и последовательность действий в тех или иных стандартных ситуациях. Так, в каждой группе существуют свои допустимые или недопустимые высказывания, темы разговоров, регламент подготовки к чаепитию и многое другое. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений.

В известном смысле группу "держат" именно лидеры - это люди, которые берут ответственность за группу. В их лице группа получает наибольшую возможность проявления своей власти, устами лидеров выражаются групповые нормы, проводятся санкции, контролируется множество мелких правил. Равняясь на лидеров или конкурируя с ними, борясь за внимание лидеров, члены группы формируют свое поведение, заявляют о себе, отстаивают себя, ищут "место под солнцем" и т.п.

Индивидуальная (одной личности) сила является самой слабой в группе. Однако одновременно она является основной, в том смысле, что и сила лидера, и сила группы - это результат системного сложения сил входящих в нее людей. Группа живет в состоянии постоянного напряжения, порождаемого существующими в ней видами силы.

Напряжение растет, если:

  1. возникает неприязнь между людьми в группе;
  2. отмечается много различий между членами группы;
  3. остра конкуренция между членами группы;
  4. нет определенности в целях, отношениях, перспективах, правилах и пр.;
  5. цели групповой деятельности не удовлетворяют потребности ее членов.

В группе за каждой силой стоят ее владельцы, которые используют ее для достижения собственных целей - по тому, насколько успешен владелец силы, можно определить ее потенциал. Следовательно, можно проводить диагностику расстановки сил в каждой конкретной группе. При этом необходимо уметь выяснять:

  • какие из групповых норм являются наиболее действенными, т.е. соблюдаются неприкосновенно, а какие могут частично нарушаться;
  • какого рода власть и над каким количеством людей имеют те или иные лидеры в группе;
  • существует ли конкуренция лидеров между собой, если да, то конкретно между кем из них и какие силы вовлекаются в это противоборство;
  • существует оппозиция со стороны отдельных членов группы, какого она рода (в какой сфере) и как проявляется.

Перечисленные переменные, с помощью которых изучается группа, могут быть рассмотрены также как объекты управленческого воздействия на нее. Следует иметь в виду, что кроме общегруппового силового взаимодействия, существует взаимодействие и между членами группы. Оставаясь в рамках группового взаимодействия, люди стремятся реализовать себя и в отношениях друг с другом. В той степени, в которой совпадают или дополняются их интересы, привычки, характеры, складывается и их эмоциональная привлекательность (непривлекательность) - взаимная или нет. В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями.

Удовлетворенность членов группы отношениями регулируется посредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Это может быть совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Причем, совместимость партнеров выше при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.). Это может быть соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость, как правило, не приводит к эмоциональной близости, идентификации, ориентации на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания.

Процессы взаимодействия сил в группе, благодаря которым группа меняет свое состояние, развивается или разрушается, называются групповой динамикой. Она определяется, в основном, двумя разнонаправленными процессами: сплочением и напряжением.

Сплочение группы - это процесс, суть которого в укреплении психологических связей в группе, благодаря которым люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований - у членов группы формируется чувство "мы".

Сплоченность выступает для членов группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому стремятся. Сплоченность повышается (растет), если:

  1. люди нравятся друг другу;
  2. отмечается сходство членов группы между собой (лучше, если это ценностное сходство, близость взглядов и пр.);
  3. отношения ориентированы на кооперацию и сотрудничество;
  4. наличие внешней угрозы;
  5. понятны цели (перспективы), ясны правила, предсказуемо поведение руководителя (лидера);
  6. цели групповой деятельности соответствуют потребностям ее членов. Современные технологии, используемые специалистами по социальной психологии и организационному консультированию, предполагают формирование системы четко обозначенных целей (миссия фирмы, цели подразделений и пр.), благодаря которым заметно повышаются эффективность групповой деятельности, чувство корпоративного единства.

Основная часть существующих групп - это малые группы.

Факторы развития групп можно подразделить на:

  • внешние (объективные) факторы: (площадь; техническая оснащенность; фонд заработной платы; значимость производства);
  • внутренние (субъективные) факторы: (качества личности-руководителя; система общественных отношений; взаимодействие с другими коллективами).

Межличностные отношения в группе строятся на обоюдном восприятии и понимании людей. Психологи А. Бодалев и В. Панферов пришли к выводу, что наиболее яркие внешние впечатления на людей при знакомстве оказывают: прическа, глаза, улыбка, выражение лица, которое формируется мимикой, манера поведения, движение тела, походка, жесты, интонация речи, одежда человека.

Как правило, в этих оценках люди ориентируются на сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, сформированные у каждого человека житейские представления, уровень его культуры в целом и, конечно же, уровень психологической культуры. При встрече нового человека люди обычно сразу же относят его к определенному стереотипу и в соответствии с этим строят свое поведение.

Психологи отличают следующие типы установок на восприятие другого человека:

  • позитивная - люди переоценивают положительные качества других людей, что проявляется в неосознанной доверчивости к ним;
  • негативная - проявляется в том, что люди воспринимают в основном отрицательные качества другого человека, что выражается в подозрительности, недоверчивости;
  • адекватная - позволяет предположить, что у каждого человека есть как положительные, так и отрицательные качества.

Люди, объединенные в группу, оказывают друг на друга влияние, имеющее глубинные психологические механизмы. Эти механизмы используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на социальные общности - общество в целом, толпу, публику, болельщиков и т.п.

Важными в процессе общения в группе являются психологические механизмы взаимовлияния людей друг на друга: соревнование, убеждение, конформизм.

Соревнование - это свойство людей сравнивать себя с другими людьми, их желание "не ударить в грязь лицом", "быть не хуже других".

Убеждение - это уровень взаимодействия людей, основанный на аргументированном, сознательном, словесном доказательстве своих идей, мнений, поступков.

Конформизм - это осознанное, либо неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена.

Психологические механизмы взаимовлияния в группе имеют определенные свойства:

  1. Психологическое заражение - это эффект многократного взаимного усиления эмоционального состояния людей, общающихся между собой. Взаимовлияние на уровне "заражения" происходит на бессознательном уровне. Особенно сильно оно проявляется в толпе, при большом скоплении людей.
  2. Внушение и подражание - это свойства, сопутствующие друг другу. Внушение может быть групповым или индивидуальным и происходить на сознательном и бессознательном уровне. У каждого человека имеется способность воспринимать передаваемые ему в общении чувства, идеи, действия, которые становятся как бы его собственными.

На эффективность работы группы влияют следующие факторы:

  1. Руководство - важнейший фактор, определяющий качество работы коллектива.
  2. Квалификация сотрудников. Коллектив должен состоять из таких сотрудников, которые могут плодотворно работать вместе, квалифицированно решая задачи, обеспечивающие конечные цели.
  3. Микроклимат. В коллективе работают люди с разными ценностными установками и пристрастиями. Их сплачивают не только общие цели, но и эмоции. Преданность коллективу, высокая степень взаимной поддержки являются признаками нормального климата в коллективе.
  4. Постановка целей. Четкость поставленных общих целей (цели) позволяет отдельным членам коллектива вносить свой вклад в общее дело.
  5. Результаты работы. Они должны удовлетворять работников и материально и морально.
  6. Методы подготовки и принятия решений. В теории и практике менеджмента существуют достаточно обширные знания в области подготовки и принятия управленческих решений.
  7. Свобода суждений, открытость, гласность. Члены коллектива должны иметь возможность высказывать мнение друг о друге, обсуждать разногласия, деликатные и непонятные вопросы.
  8. Уровень индивидуальных способностей членов группы. Наибольшими возможностями обладает коллектив с высоким уровнем индивидуальных способностей его членов.
  9. Творческие способности коллектива. Коллективное творчество предусматривает: определение задачи, зарождение идей, отбор и развитие наиболее ценных идей, их проверка, внедрение новшества.
  10. Отношения с другими коллективами. Руководитель обязан налаживать связи, изыскивать возможности для совместного решения проблем с другими коллективами. Взаимодействие с ними создает атмосферу взаимопонимания, климат доверия, налаживает сотрудничество, предотвращая тем самым враждебность.

В заключение отметим следующее:

Эффективность групповой деятельности, имея в виду тот факт, что от группы зависит благополучие человека как личности, можно и нужно оценивать не только по продуктивности, но и по влиянию группы на каждого ее члена. В этой связи, особенно актуализированными должны быть характеристики психологии малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий.

Вопросы для самопроверки

  • Раскройте психологическую структуру личности.
  • Назовите процессы социализации и раскройте их суть.
  • Каковы стадии социализации и как они соотносятся со стадиями социального развития личности?
  • Какие бывают виды групп?
  • Перечислите основные признаки группы.
  • Основные характеристики и функции межличностного общения?
  • Назовите наиболее общие качества группы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...