Психология малых групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия
Если окинуть внешним взглядом общество, то нетрудно обнаружить, что оно состоит из различного рода групп. Это - семьи, учебные, спортивные и трудовые коллективы, временные объединения, профессиональные сообщества, социальные слои, религиозные или иные общественные сообщества и пр. Правда, не всякое множество людей можно назвать группой в строгом смысле этого слова. Существует несколько разновидностей групп. Их классификация представлена на рис. 24. Рис. 24. Классификация социальных групп Условные группы людей могут быть объединены по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.д.) и используются для исследования, наблюдений, получения статистических данных. Лабораторные группы создаются для проведения научных экспериментов (например, в области психологии, медицины и т.п.). Естественные группы реально существуют как общности во времени и пространстве, члены этих групп связаны между собой определенными взаимоотношениями. Неорганизованные (случайно организованные) группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства их интересов (зрители в театре) или общности пространства (толпа на площади). Организованные группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы). Группы как социально-психологические общности людей характеризуются следующими признаками:
Так, несколько человек, ждущих автобус на остановке, еще есть не группа, а лишь случайное скопление людей, поскольку не выполняются признаки 2, 3 и 4. Если люди и начнут вместе штурмом брать подошедший автобус, то каждый будет преимущественно заботиться о себе, следовательно, это все еще не будет группа. И даже если они начнут жарко обсуждать неожиданное дорожное происшествие, в ходе обсуждения появятся свои скептики, генераторы идей, эрудиты и т.п. (выполнился признак 3), то и это еще будет не группа - у них все еще нет совместной деятельности, и они еще не отличаются в чем-то существенном от других объединений людей (не выполнились признаки 2 и 4). А вот если они возьмутся вместе помогать пострадавшим в аварии людям, то они на какое-то время образуют группу с распределением ответственности между членами группы, почувствуют (затем будут рассказывать об этом) себя единым образованием.
В работе всегда важно знать, на что обращать внимание, если возникнет необходимость изучить какую-либо конкретную группу - трудовой коллектив, общественное объединение, дружескую компанию, семью и т.п. В этом плане можно выделить некоторые параметры анализа групп:
Пожалуй, каждому человеку в своей жизни приходится жить (учиться, работать) в коллективе. В этой связи, предлагается более подробно рассмотреть структуру группы, динамику внутригрупповых и межгрупповых отношений. Прежде всего, обратим внимание на силовую (влияющую) составляющую структуры группы.
Сила (власть) - это возможность контролировать поведение членов группы, определять его содержание и формы. Сила всегда имеет своего обладателя, которым является тот или иной вид субъекта. Соотношение сил в группе - это распределение между субъектами группы возможностей контроля над групповыми процессами и поведением членов группы. Основным средством контроля являются групповые нормы - правила, выработанные группой, принятые ее большинством и регулирующие поведение членов группы и взаимоотношения между ними. Для соблюдения норм всеми членами группы складывается система санкций, в которых, собственно, и выражается власть (сила) группы. Санкции могут носить поощрительный или запретительный характер. Среди норм важнейшие - ценности, определяющие что хорошо, а что недопустимо в групповой деятельности и общении, а также ритуалы, регламентирующие характер и последовательность действий в тех или иных стандартных ситуациях. Так, в каждой группе существуют свои допустимые или недопустимые высказывания, темы разговоров, регламент подготовки к чаепитию и многое другое. Особенно остро стоит проблема принятия системы групповых норм для нового члена группы, адаптирующегося к непривычной для него системе отношений. В известном смысле группу "держат" именно лидеры - это люди, которые берут ответственность за группу. В их лице группа получает наибольшую возможность проявления своей власти, устами лидеров выражаются групповые нормы, проводятся санкции, контролируется множество мелких правил. Равняясь на лидеров или конкурируя с ними, борясь за внимание лидеров, члены группы формируют свое поведение, заявляют о себе, отстаивают себя, ищут "место под солнцем" и т.п.
Индивидуальная (одной личности) сила является самой слабой в группе. Однако одновременно она является основной, в том смысле, что и сила лидера, и сила группы - это результат системного сложения сил входящих в нее людей. Группа живет в состоянии постоянного напряжения, порождаемого существующими в ней видами силы. Напряжение растет, если:
В группе за каждой силой стоят ее владельцы, которые используют ее для достижения собственных целей - по тому, насколько успешен владелец силы, можно определить ее потенциал. Следовательно, можно проводить диагностику расстановки сил в каждой конкретной группе. При этом необходимо уметь выяснять:
Перечисленные переменные, с помощью которых изучается группа, могут быть рассмотрены также как объекты управленческого воздействия на нее. Следует иметь в виду, что кроме общегруппового силового взаимодействия, существует взаимодействие и между членами группы. Оставаясь в рамках группового взаимодействия, люди стремятся реализовать себя и в отношениях друг с другом. В той степени, в которой совпадают или дополняются их интересы, привычки, характеры, складывается и их эмоциональная привлекательность (непривлекательность) - взаимная или нет. В целом, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями.
Удовлетворенность членов группы отношениями регулируется посредством двух различных феноменов: совместимостью партнеров, порождающей межличностную привлекательность, и срабатываемостью, порождающей удовлетворенность результатами совместной деятельности. Это может быть совместимость темперамента, характера и личностных качеств партнеров. Причем, совместимость партнеров выше при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник + меланхолик, холерик + флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.). Это может быть соответствие в представлениях партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности. Срабатываемость, как правило, не приводит к эмоциональной близости, идентификации, ориентации на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождает хороший уровень взаимопонимания. Процессы взаимодействия сил в группе, благодаря которым группа меняет свое состояние, развивается или разрушается, называются групповой динамикой. Она определяется, в основном, двумя разнонаправленными процессами: сплочением и напряжением. Сплочение группы - это процесс, суть которого в укреплении психологических связей в группе, благодаря которым люди считают себя единым целым (чувствуют единство), в чем-то отличным от других подобных образований - у членов группы формируется чувство "мы". Сплоченность выступает для членов группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому стремятся. Сплоченность повышается (растет), если:
Основная часть существующих групп - это малые группы.
Факторы развития групп можно подразделить на:
Межличностные отношения в группе строятся на обоюдном восприятии и понимании людей. Психологи А. Бодалев и В. Панферов пришли к выводу, что наиболее яркие внешние впечатления на людей при знакомстве оказывают: прическа, глаза, улыбка, выражение лица, которое формируется мимикой, манера поведения, движение тела, походка, жесты, интонация речи, одежда человека. Как правило, в этих оценках люди ориентируются на сложившиеся социальные стереотипы, установки и эталоны восприятия, сформированные у каждого человека житейские представления, уровень его культуры в целом и, конечно же, уровень психологической культуры. При встрече нового человека люди обычно сразу же относят его к определенному стереотипу и в соответствии с этим строят свое поведение. Психологи отличают следующие типы установок на восприятие другого человека:
Люди, объединенные в группу, оказывают друг на друга влияние, имеющее глубинные психологические механизмы. Эти механизмы используются для воздействия одного человека на другого, на группу людей, на социальные общности - общество в целом, толпу, публику, болельщиков и т.п. Важными в процессе общения в группе являются психологические механизмы взаимовлияния людей друг на друга: соревнование, убеждение, конформизм. Соревнование - это свойство людей сравнивать себя с другими людьми, их желание "не ударить в грязь лицом", "быть не хуже других". Убеждение - это уровень взаимодействия людей, основанный на аргументированном, сознательном, словесном доказательстве своих идей, мнений, поступков. Конформизм - это осознанное, либо неосознанное подчинение личности влиянию группы, в которую она включена. Психологические механизмы взаимовлияния в группе имеют определенные свойства:
На эффективность работы группы влияют следующие факторы:
В заключение отметим следующее: Эффективность групповой деятельности, имея в виду тот факт, что от группы зависит благополучие человека как личности, можно и нужно оценивать не только по продуктивности, но и по влиянию группы на каждого ее члена. В этой связи, особенно актуализированными должны быть характеристики психологии малых групп, межгрупповых отношений и взаимодействий. Вопросы для самопроверки
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|