Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 1. Понятие и функции академической мобильности, ее значение для молодежи




ВВЕДЕНИЕ

Огромную роль в социализации молодого человека играет образование. Являясь одним из социальных лифтов, оно способствует формированию не только профессиональных, но и личностных компетенций молодежи. Для их полноценного развития необходимо обмениваться культурным, историческим, профессиональным, социальным опытом с представителями других стран. Один из способов такого обмена – академическая мобильность.

В работе рассматриваются особенности академической мобильности молодежи в Финляндии. Выбор страны для изучения обусловлен, во-первых, географическим фактором, ведь Финляндия является одним из северных соседей России, с которым сформированы конструктивные отношения в области науки и образования. Во-вторых, по мнению экс-посла России в Финляндии Ю.С. Дерябина, финское образование является одним из образцовых в Европейском союзе.

Академическая мобильность молодежи исследована в работах Садовничего В.А., Чистохвалова В.Н., Филиппова В.М. Мобильность студентов финских вузов исследована отечественным педагогом М.А. Ставрук с точки зрения использования финского опыта в рамках системы российского образования.

В работе используются такие методы как сбор эмпирических данных, аналитический метод, анализ и обобщение.

Актуальность выбранной темы состоит в том, что благодаря академической мобильности молодой человек имеет много возможностей для изменения социального статуса, а финская система образования ориентируется на развитие человеческого потенциала, что является благоприятным фактором для развития личности.

Цель данной работы:формирование обобщенного представления о процессе академической мобильности молодежи в Финляндии

Задачами для достижения поставленной цели служат:

1. Сформировать и раскрыть группу понятий, определяющих академическую мобильность;

2. Изучить возрастные характеристики и демографические данные о молодежи в Финляндии;

3. Сделать краткий обзор основных особенностей финской системы образования;

4. Раскрыть наиболее значимые критерии организации, тенденции развития и особенности поддержки академической мобильности в финских вузах.

Объектом изучения выступает система высшего образования Финляндии, предметом - академическая мобильность в финских вузах.

Также хочется отметить практическую направленность исследования. Изученный финский опыт в вопросах организации академической мобильности молодежи может быть полезен для российской системы образования, так какакадемическая мобильность в России развита в меньшей степени, чем в странах Европы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ МОЛОДЕЖИ

Для того чтобы выявить особенности академической мобильности в Финляндии необходимо определиться с основной теоретической базой, используемой в исследовании. Основными употребляемыми понятиями являются «молодежь», «мобильность», «мобильность молодежи», «Болонский процесс», «академическая мобильность».

Существует несколько подходов к определению сущности молодежи. Среди них - социально-психологический, субкультурный, стратификационный и интеграционный теоретико-методологические подходы. Однако в качестве основного общепринятого признака выделим мобильность социального положения молодежи в структуре общества, обусловленную переходом от детской несамостоятельности, неполной ответственности за свои поступки к взрослости.

Молодежь – это социально-демографическая группа, имеющая усредненные возрастные границы, обусловленные существенными гормональными перестройками организма, а также социальной мобильностью, связанной с переходом индивида от детской несамостоятельности к личностному самоопределению в обществе, от экономической и иной независимости от родителей к полной правовой ответственности за собственное поведение[1].

Понятие социальной мобильности ввел Питирим Александрович Сорокин. Он определял ее как «любой переход индивида, социального объекта или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой».
В рамках нашей темы, посвященной одному из процессов в высшем образовании, необходимо рассматривать вертикальную социальную мобильность. Ведь образование подразумевает получение новых компетенций, знаний, умений и навыков, а значит, влечет за собой изменение социального статуса.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения, которые возникают при перемещении индивида из одного социального пласта в другой. В зависимости от направления перемещения существует два типа вертикальной мобиль­ности: восходящая и нисходящая. В соответствие с этим рассматривают нисходящие и восходящие течения экономической, политической и профес­сиональной мобильности. Восходящие течения существуют в двух формах: проникнове­ние индивида из нижнего пласта в более высокий пласт; или создание такими индивидами новой группы и проникновение всей группы в более высокий пласт на уровень с уже существующими группами этого пласта. Соответственно и нисходящие течения также имеют две формы. Первая заключается в индивидуальной смене социального статуса с более высокой социальной позиции на более низкую. Другая форма проявляется в деградации социальной группы в целом, в понижении ее ранга относительно других социальных групп или в разрушении ее социального единства[2].

Молодежь является наиболее мобильной частью общества. Отсутствие прочного социально-экономического положения, необходимость в получении профессионального образования и готовность изменить территориальное положение являются благоприятными факторами для высокой подвижности молодежи. Мобильность молодежи – характерная ее черта, отражающая осознанную готовность сменить социальный статус, используя различные социальные лестницы (лифты)[3].

Один из таких лифтов - образование, которое является одним из самых популярных и доступных среди молодых людей способов сменить социальный статус. Относительно молодежи важно говорить о высшем образовании, так как период его получения приходится в среднем на 17-27 лет. В современном мире высшее образование – показатель не только уровня образованности, но и престижа, а также дополнительное преимущество в построении карьеры.

Современное высшее образование в Европе невозможно рассматривать вне рамок Болонского процесса. Принятие Болонской декларации европейскими странами – важнейшая веха в истории международных отношений. Болонский процесс предполагает формирование единого европейского пространства высшего образования, а значит, создает все возможности для обучения, научно-исследовательской и преподавательской деятельности в вузах стран, подписавших декларацию (см. Приложение 1).

Одним из ключевых положений Болонской декларации является академическая мобильность студентов, преподавателей и персонала, которая должна быть доступной и безбарьерной.

Академическая мобильность – это возможность для студентов (прежде всего), преподавателей, административно-управленческого персонала вузов «перемещаться» из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения тех возможностей, которые по каким-либо причинам недоступны в «своем» вузе, преодоления национальной замкнутости и приобретения общеевропейской перспективы[4].

Для выделения основных видов академической мобильности используются различные критерии. Например, критерием для классификации международной и внутренней академической мобильности, выступает факт выезда из страны с целью получения образования.

Международная академическая мобильность – освоение студентом части его образовательной программы в зарубежном вузе в течение определенного периода времени на основе индивидуального плана обучения. Реализации таких программ основывается на двухсторонних договорах между университетами.

Академическая мобильность внутри страны – обучение и стажировка студентов вуза в других вузах, научных центрах, организациях и учреждениях страны

При выделении индивидуальной и групповой мобильности критерием классификации является количество участников, задействованных в процессе.

Индивидуальная академическая мобильность – индивидуальные поездки студентов в другие вузы и организации, а также индивидуальные приезды в студентов других вузов с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий, академических и исследовательских программ.

Групповая академическая мобильность – организованные университетом поездки групп обучающихся в другие вузы и организации, а также групповые приезды в университеты с целью реализации академических и исследовательских программ.

Организованная и инициативная мобильность классифицируется по критерию наличия личной инициативы субъекта мобильности.

Инициативная академическая мобильность – поездка обучающихся и/или работников вуза по их инициативе, поддержанной администрацией вуза, с целью реализации индивидуальных образовательных траекторий, академических и исследовательских программ, в рамках отечественных и зарубежных грантов и проектов.

Организованная академическая мобильность - организация вузом поездок обучающихся и/или работников вуза, а также приездов в вуз, с целью реализации индивидуальных или групповых академических и исследовательских программ, в том числе совместно с партнерскими вузами и организациями[5]

Критерий для выделения входящей и исходящей мобильности как вида – факт принадлежности субъекта к принимающему вузу.

Входящая академическая мобильность – процесс привлечения студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала с целью освоения образовательных программ, преподавания и обмена профессиональным опытом вузов из сторонних вузов, в том числе иностранных.

Исходящая академическая мобильность – выезд студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов с целью освоения образовательных программ, преподавания и обмена профессиональным опытом в другие вузы, в том числе иностранные, на различные периоды времени[6].

Исследователи не дают конкретных определений вышеизложенных определений, поэтому они выведены самостоятельно на основе проекта Концепции развития академической мобильности в РФ и Положения об академической мобильности студентов в ПГНИУ.

Таким образом, социальные характеристики молодежи диктуют необходимость получения образования, ведь именно образование выступает как доступный социальный лифт. Академическую мобильность, как часть образовательного процесса, необходимо рассматривать как вертикальную восходящую социальную мобильность, т.к. получая образование в зарубежных или других вузах страны, студент получает новые компетенции, а значит - изменяет социальный статус. Итак, академическая мобильность невозможна вне рамок единого европейского образовательного пространства. Являясь характерной чертой Болонского процесса, она дает возможность студентам, преподавателям, персоналу получать образование в вузах 47 стран-участниц единого европейского образовательного пространства.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...