Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Поддержка и управление академической мобильностью студенческой молодежи в Финляндии




 

Управление процессами академической мобильности студентов в Финляндии производится организациями четырех уровней:

· международными;

· европейскими;

· скандинавскими;

· финскими.

К организациям международного уровня относятся ОСЭР и ЮНЕСКО.

Организация экономического развития и сотрудничества (ОЭСР) предоставляет всеобъемлющую, актуальную и достоверную информацию в области высшего образования и оценивания политики интернационализации, организации академической мобильности в разных странах[21].

ЮНЕСКО (Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры) отвечает за реализацию программы, связанную с политикой и реформами в области высшего образования, его постоянного развития в контексте глобализации и создания общества, основанного на знаниях[22].

Наибольшее число организаций, занятых поддержкой и управлением академической мобильностью в Финляндии, являются европейскими. Это, в первую очередь, связано с тем, что Европа представляет собой единое образовательное пространство, с общими принципами обучения, поддержкой международного сотрудничества, а также потребностью в посто­янной поддержке, внимательном управлении и адаптации к непрерывно меняющимся потреб­ностям развития мирового сообщества.

Совет Европы разрабатывает межправительственные положения и постановления, координирует работу по исполнению положений Болонской Декларации, способствует развитию академической мобильности.

Европейская комиссия следит за ходом выполнения международных соглашений, участвует в совершенствовании образовательного законодательства, выступает с инициативами по организации академической мобильности и развитию единого европейского образовательного пространства[23].

Европейская ассоциация международного образования разрабатывает стратегии развития общеевропейской системы высшего образования, приемлемой для всех европейских университетов[24].

Ассоциация университетов Европы осуществляет содействие развитию высшего образования в Европе, поддерживает партнерство и участие в международных проектах европейских вузов.

Ассоциация академического сотрудничества объединяет европейские агентства по обмену. Цель создания: улучшение академического сотрудничества стран Европы с другими странами.

Информационная сеть по образованию «Eurydice» координирует процесс развития академической мобильности в странах Европейского Союза, а также осуществляет сбор академических данных относительно программной и индивидуальной академической мобильности в Европе[25].

Ассоциация иностранных студентов содействует обучению иностранных студентов в европейских вузах, способствует развитию академической мобильности студентов и преподавателей.

Скандинавский уровень подразумевает поддержку со стороны различных объединений организаций Финляндии, Норвегии, Швеции, Дании и некоторых северных регионов России.

Северный совет развивает международное сотрудничество скандинавских стран с помощью совершенствования образования и сохранения культуры[26].

Совет министров скандинавских стран способствует академической мобильности студентов скандинавских стран, а также координирует и финансирует собственную стипендиальную программу.

Совет ректоров университетов Арктики содействует формированию устойчивого и постоянно развивающегося приполярного региона, путем создания благоприятных условий для северян через образование и обмен знаниями и опытом, а также развитию приполярного образовательного пространства.

На уровне страны поддержка и управление осуществляется нижеописанными правительственными и неправительственными организациями.

Парламент Финляндии проводит образовательное законодательство и определяет общие направления политики образования.

Министерство образования Финляндии, как часть Правительства, несет ответственность за планирование и осуществление образовательной политики, а также руководит международной деятельностью финских университетов и политехнических институтов[27].

Совет по оценке высшего образования (FINHEEC) несет прямую ответственность за качество предоставляемых образовательных услуг в системе высшего образования Финляндии: занимается проведением проверок деятельности вузов, производит качественный и количественный анализ, составляет отчет по результатам анализа и проверки и предоставляет его вышестоящим органам[28].

Центр международной мобильности (CIMO) содействует международному сотрудничеству в области образования, координирует программы академической мобильности, содействует сотрудничеству молодежи разных стран[29].

Институт социального страхования занимается сбором, учетом и анализом статистических данных по индивидуальной и групповой академической мобильности студентов Финляндии.

Институт образовательной политики формирует образовательную политику финских вузов, ориентированную на развитие мобильности студентов.

Вузовские центры академической мобильности занимаются организацией входящей и исходящей мобильности на уровне университетов и политехнических институтов.

Особый статус носит Всемирный Банк, он как бы находится над всеми уровнями. Одним из направлений его деятельности является поддержка образования в мире глобализации, способствование интернационализации высшего образования и развитию международной академической мобильности[30].

Функции управления академической мобильности схожи на каждом из уровней, но именно это позволяет говорить о системном подходе к координации академической мобильности молодежи в Финляндии. Это означает, что только при взаимодействии всех уровней академическая мобильность имеет возможность быть эффективной.

Итак, академическая мобильность в Финляндии представляет собой сложной явление, характерное для высшего образования. Финские вузы поддерживают множество программ академической мобильности, среди которых Erasmus, NORDPLUS,AEN, MAUI, FIRST и другие. Необходимость в управлении академической мобильностью очевидна: международное сотрудничество, и процессы глобализации предполагают взаимодействие как с правительственными, так и с неправительственными организациями. Управление и поддержка осуществляется на четырех уровнях: международном, европейском, скандинавском и собственно финском.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Образование в современном мире выступает в качестве одного из самых доступных социальных лифтов. Молодежь сама по себе является мобильной, а значит потребность в академической мобильности, которая представляет собой вертикальную восходящую социальную мобильность, является осознанной.

Финляндия, находясь в едином европейском образовательном пространстве, поддерживает и реализует положения Болонской декларации, принятой в 1999 году. Академическая мобильность в Финляндии – одно из направлений государственной образовательной политики, которое поддерживается организациями международного, европейского, скандинавского и государственного уровня.

Цель, поставленная в начале исследования, была достигнута путем решения исследовательских задач. Академическая мобильность в Финляндии имеет множество перспектив развития, которые касаются непосредственно саму систему образования, государственную образовательную политику и интересы и предпочтения мобильных студентов. Также важно отметить, что финские вузы позитивно настроены и к входящей, и к исходящей академической мобильности: об этом говорят, например, дружественные интерфейсы официальных сайтов Хельсинского Университета и Сайменского политехнического университета.

Молодежи необходимо качественное и доступное образование. Финское образование бесплатно, носит инновационный характер, направлено на научно-исследовательскую деятельность, отвечает мировым и европейским стандартам качества. Российская система образования может вобрать в себя некоторые черты финской системы, например, доступность академической мобильности.

Доступ к академической мобильности для молодежи – это, в первую очередь, достаточный объем информации о программах обмена, организациях, поддерживающих и управляющих процессами академической мобильности, вузах-партнерах, направлениях подготовки. Подобной информации достаточно, но, к сожалению, она не является популярной и понятной широкому кругу заинтересованных.

Исследование перспективно, потому что пути развития образования во многом зависят от постоянно изменяющейся политической и социально-экономической ситуации. К тому же, Россия постепенно входит в Европейское образовательное пространство, а это значит – имеет множество тенденций для развития и академической мобильности молодежи в частности, и высшего образования в целом.

 


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Нормативные акты и иные официальные документы:

1. Зона европейского высшего образования Совместное заявление европейских министров образования г. Болонья, 19 июня 1999 года [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.inf.tsu.ru/Webdesign/bpros.nsf/news/010920051

2. Закон о молодежи Финляндии 72/2006

3. Положение об академической мобильности студентов в Пермском государственном национальном исследовательском университете, утв. на заседании Ученого совета ПГНИУ 25.04.2012 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.psu.ru/files/docs/normativnaya_baza/base_nd/polozh_am.pdf

Основная и дополнительная литература:

1. Вахштайн В. С. Система образования Финляндии// Вестник Российской академии наук, 2008, том 78, № 4,, с. 360-364.

2. Дерябин Ю.С. Финляндия - один из мировых лидеров в образовании/Ю.С. Дерябин // Педагогика, 2004. т.№4.-С.75-82.

3. Дерябин Ю. С. Образование и наука в Финляндии // Высшее образование сегодня. 2003.N 11.

4. Ильинский, И. М. Молодежь в процессе развития // Культура мира и демократии. Культура мира: учеб. пособие. - М.: [б.и.], 1997. - С. 187-200.

5. Касевич В.Б., Светлов Р.В., Петров А.В.,. Цыб А.В Болонский процесс: в вопросах и ответах / С.-Петербург. гос. ун - т. – СПб.: Изд - во СпбГУ, 2004.- 104с.

6. Кухтерина Е.А. Социальная мобильность молодежи: Монография. Тюмень: Издательско-полиграфический центр «Экспресс», 2004. 78 с.

7. Масалов А.Г. Теоретические подходы к определению сущности молодежи // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия История и Политология, 2012, № 2. С. 102-110.

8. Сорокин П.А. Социальная стратификация и мобильность. // Питирим Сорокин. «Человек. Цивилизация. Общество». (Серия «Мыслители XX века»). М., 1992. С. 302-373.

9. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: автореферат дис.... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011], 24 с.

10. Ставрук М.А. Содержание и организация академической мобильности студентов Финляндии: диссертация... кандидата педагогических наук: 13.00.01 /Ставрук Марина Александровна; [Моск. гор. пед. ун-т, 2011], 349 с.

11. Чистохвалов В.Н., Филиппов В.М. Состояние, тенденции и проблемы академической мобильности в Европейском пространстве высшего образования: Учеб. пособие. – М.:РУДН, 2008. – 162 с.

Интернет-источники:

1. Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013-2014 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/2013/09/05/6219 Проверено 16.05.2014

2. Кислицын К. Н. Болонская декларация: основные принципы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.hdirussia.ru/363 Проверено 16.05.2014

3. Концепция развития академической мобильности в Российской Федерации, Проект 2013 г. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://intpr.ntf.ru/DswMedia/koncepciyaakademicheskoymobil-nosti_itog.pdf Проверено 16.05.2014

4. Образование за рубежом. Справка. Финляндия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://edu.glavsprav.ru/abroad/other/spravki/foreign/12/ Проверено 16.05.2014

5. Система образования в Финляндии – основные положения. Серия «Образование в Финляндии» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oph.fi/download/151280_education_in_finland_russian_2013.pdf Проверено 16.05.2014

6. Шабалин Ю.Е. Академическая мобильность: региональное измерение прогнозируемых последствий [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.rcde.ru/method/996.html Проверено 16.05.2014

7. ЮНЕСКО [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.unesco.org/new/ru/unesco/ Проверено 16.05.2014

8. CIMO[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cimo.fi/frontpage Проверено 16.05.2014

9. EACEA. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency [Электронный ресурс] Режим доступа: http://eacea.ec.europa.eu/education/eurydice/index_en.php Проверено 16.05.2014

10. Education and training [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/education/tools/llp_en.htm#tab-4 Проверено 16.05.2014

11. European Association of International Education [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.eaie.org/home.html Проверено 16.05.2014

12. European comission [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ec.europa.eu/index_en.htm Проверено 16.05.2014

13. Finland Demographics Profile 2013 [Электронный ресурс] Режим доступа: www.indexmundi.com/finland/demographics_profile.html Проверено 16.05.2014

14. Ministry of Education and Culture [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.minedu.fi/OPM/?lang=en Проверено 16.05.2014

15. NORDEN [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.norden.org/en Проверено 16.05.2014

16. OECD [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.oecd.org/ Проверено 16.05.2014

17. The Finnish Higher Education Evaluation Council (FINHEEC) Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.finheec.fi/en Проверено 16.05.2014

18. Saimaa University of Applied Sciences [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.saimia.fi/en-FI/ Проверено 16.05.2014

19. U21 Ranking of National Higher Education Systems [Электронный ресурс] Режим доступа: www.universitas21.com Проверено 16.05.2014

20. University of Helsinki [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.helsinki.fi/university/index.html Проверено 16.05.2014

 

 


Приложение 1

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...