Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности системы образования в Финляндии




Согласно рейтингу глобальной конкурентоспособности в 2013 - 2014 гг. Финляндия стабильно занимает третье место, вслед за Швейцарией и Сингапуром[7]. Данный рейтинг включает в себя такие показатели как качество образования, здоровье населения, инфраструктура, макроэкономическая стабильность, эффективность рынка труда, технологический уровень, развитость финансового рынка и др. Финляндия является одной из наиболее развитых стран Европейского союза. Несмотря на малую численность населения страны: население Финляндии по состоянию на июль 2013 года по данным Статистического центра составляло 5 266 114 человек[8], она является одним из самых крупных мировых образовательных, исследовательских, инновационных центров.

Согласно закону о молодежи Финляндии «молодежь»– это лица в возрасте от 12 до 29 лет. Данные Статистического центра на июль 2013 года показывают, что молодежь Финляндии составляет около 12,3 % населения (646 210 человек), из них 329 625 мужчин и 316 585 женщин[9]. Одними из приоритетных направлений молодежной политики, т.е. улучшения условий роста молодых людей, являются международное молодежное сотрудничество и поддержка молодежных исследований. Образование оказывает колоссальное влияние на формирование молодого поколения, поэтому молодежная политика в Финляндии находится в ведении Министерства образования Финляндии.

Рассмотрим несколько подробнее ключевые особенности системы образования в Финляндии.

Система образования – совокупность всех институциональных структур, единой целью которых является обучение и воспитание обучающихся. Система образования в Финляндии представлена четырьмяуровнями (см. Приложение 2):

· Дошкольное воспитание и образование (представлено яслями и детскими садами);

· Основное образование (представлено основной школой);

· Среднее образование (представлено гимназиями и профессиональными училищами);

· Высшее образование (представлено университетами и политехническими институтами).

Необходимо выделить несколько основных черт, характерных для финской системы образования.

Высококачественное образование и обучение должно быть одинаково доступно для всех людей – таков главный принцип социальной политики Финляндии. Все граждане имеют одинаковую возможность получения образования, независимо от этнического происхождения, возраста, имущественного положения или места жительства.

Образование в Финляндии является бесплатным на всех уровнях, начиная дошкольным, заканчивая высшим. Дошкольникам и школьникам предоставляются бесплатные учебники, питание, трансфер к месту учебы и домой. Для студентов вузов выделяются субсидии на питание.

Все уровни образования тесно связаны друг с другом: детские сады интегрированы в школы, школы - тесно связаны с вузами, вузы - ориентированы на работу со школами и принимают посильное участие в повышении качества школьного обучения. Таким образом, образование является непрерывным, в том числе за счет требования обеспечения "безболезненных переходов" от одной образовательной ступени к другой (финское образование предполагает минимальное число экзаменов)[10].

В Финляндии приоритетным является равенство образовательных возможностей, т.е. система образования является инструментом формирования социальной справедливости. Социологом В. С. Вахштайном выделено несколько признаков равенства: территориальный (школы и вузы распределены равномерно в зависимости от плотности населения), содержательный (классы в школах сформированы независимо от способностей), культурного (интересы малых народов Финляндии не ущемляются, а находятся наравне с интересами больших этнических групп), институционального, экономического[11].

Повышение "социальной ответственности" вузов является приоритетом национальной образовательной политики, и, следовательно, тесное взаимодействие институтов образования с различными социальными группами местного сообщества, высокий статус учителя, поддержка общественности, система попечительских советов - положительный контекст ее функционирования.[12]

Наибольшее внимание следует уделить системе высшего образования, так как молодые люди становятся студентами вузов в возрасте около двадцати лет, что является серединой установленного в Финляндии возраста молодежи.

Современная система высшего образования Финляндии представляет собой два самостоятельных направления: университеты и политехнические институты (см. Приложение 3). Университеты наибольшим образом ориентированы на научно-исследовательскую работу, а политехнические вузы позволяют получить не только высшее образование, но и практические профессиональные навыки, а также квалификацию. Обучение в вузах является продолжением среднего образования. Выпускники гимназий поступают в университеты, а выпускники профессиональных училищ – в политехнические институты.

Вузы автономны и независимы в выборе направлений исследований и принятии решений о правилах приема студентов, составления учебных планов, получения ученых степеней. Все университеты и приравненные к ним вузы (в том числе Военная Академия) являются государственными, и получают финансирование из бюджета[13].

Характерной чертой всех вузов Финляндии является научная подготовка самого высокого уровня, тесная связь научно-исследовательской работы с обучением. Вузы благодаря созданию множества отраслевых лабораторий представляют собой сочетание учебных заведений и научно-исследовательских центров, решающих важные для страны экономические задачи.

Находясь в ЕПВО (Европейское пространство высшего образования), Финляндия соблюдает принципы, обозначенные Болонской декларацией. Например, многоуровневая система высшего образования. В течение трех лет можно получить первоначальную ученую степень бакалавра, в течение пяти-шести лет высшую степень магистра. При полученной степени магистра можно продолжить обучение с последующей защитой диссертации и присвоением степеней лицензиата (в системе российского образования – кандидат наук), а позже и доктора наук. Сроки обучения достаточно подвижны, т.е. студент может закончить обучение раньше установленного срока, если он обучается по индивидуальному учебному плану[14].

Высшее образование в Финляндии является образцовым не только в Европейском союзе, но и в мире. Например, сравнительный анализ «U21 Ranking of National Higher Education Systems», проводимый в 2013 году международной сетью университетов «Universitas 21» выявил следующие преимущества финской системы высшего образования:

1. в общем рейтинге Финляндия занимает 6 место из 48 исследуемых стран мира (см. Приложение 4);

2. объем государственного финансирования, выделяемого на развитие высшего образования, является одним из самых больших в мире;

3. в Финляндии трудится наибольшее число исследователей в пересчете на душу населения и издается достаточно большое количество научных статей;

4. объемы привлеченных и частных, и государственных ресурсов, относительно остальных стран, находятся на четвертом месте рейтинга[15].

Финские вузы ориентированы на инновационное обучение, которое возможно, во многом, благодаря международному сотрудничеству вузов, возникающему в процессе академической мобильности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...