Наказания за преступления против военной службы
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 военный уголовный преступление служба наказание Уголовное наказание является мерой государственного принуждения, назначаемой по приговору суда, к лицу, признанному виновным в совершении преступления. Сущность наказания заключается в предусмотренных законом лишении и ограничении прав и свобод осужденного. Все существующие виды наказаний в ст. 44 УК РФ объединены в систему и расположены в порядке их возрастающей строгости: от штрафа до смертной казни. Перечень наказаний в законе является исчерпывающим. Суд не может назначить подсудимому наказание, не предусмотренное законом. Как следует из перечня, виды наказаний различны по своему содержанию и степени тяжести, по формам воздействия на осужденного. Наказания, образующие в целом систему, по способу их назначения подразделяются судом на основные и дополнительные. Вместе с тем существуют и другие теоретически и практически значимые критерии классификации наказаний. В частности, по особенности субъектов, которым они могут назначаться, все наказания делятся на общие и специальные. К числу последних принадлежат наказания, применяемые только к военнослужащим. В соответствии с п. «е», «и», «к» ст. 44 и ч. 1 ст. 45 УК РФ к специальным видам основных наказаний относятся: ограничение по военной службе, арест с отбыванием на гауптвахте и содержание в дисциплинарной воинской части. Специальным дополнительным видом наказания в соответствии с п. «в» ст. 44 и ч. 3 ст. 45 УК РФ является лишение воинского звания. Согласно ст. 43 УК РФ наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также в целях исправления осужденного и предупреждения совершения новых преступлений. Эти цели едины для всех видов наказаний. Для специальных видов наказания, помимо указанных общих целей, характерна также цель воспитания у осужденных воинской дисциплины и сознательного отношения к военной службе. Эта специфическая цель достигается не только репрессивными свойствами специальных видов наказания, но и отбыванием их в условиях прохождения осужденными военной службы.
Содержание и сроки специальных видов основных наказаний определены в ст. 51, 54, 55 УК РФ. Содержание такого специального дополнительного наказания как лишение воинского звания, - в ст. 48 УК РФ. Режим и порядок исполнения специальных видов основных наказаний установлены в разделе V Уголовно-исполнительного кодекса РФ, введенного в действие Федеральным законом Российской Федерации от 8 января 1997 г. На его основе разработаны общие для всех министерств и ведомств, в которых предусмотрена военная служба. Правила отбывания уголовных наказаний осужденными военнослужащими (утверждены Приказом МО РФ от 29 июля 1997 г. № 302), а также Положение о дисциплинарной воинской части (утверждено Постановлением Правительства РФ от 4 июня 1997 г. № 669 и введено в действие с 1 июля 1997 г.). Условия и порядок исполнения такого специального дополнительного наказания, как лишение воинского звания, определены в ст. 61 УИК РФ. Одной из особенностей действующего уголовного законодательства является то, что некоторые положения УК РФ, касающиеся назначения отдельных видов наказаний, в настоящее время применяться не могут, поскольку имеется специальное указание в законе о моменте введения их в действие. Так, в силу ст. 1 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. (с изменениями, внесенными 10 января 2002 г.) положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие федеральным законом после вступления в силу УИК РФ по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказания. Вопрос о сроке, с которого может применяться такое специальное наказание, как арест с содержанием на гауптвахте, остается открытым из-за отсутствия одного из условий - специального федерального чакона о введении в действие положений УК РФ об этом виде наказания. Такой закон должен быть принят не позднее 2006 г.
Такие же наказания, как ограничение по военной службе и содержание в дисциплинарной воинской части, применяются с момента наступления в силу УК РФ, т. е. с 1 января 1997 г. Доля их применения значительна. Так, назначение ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части в 1998-1999 гг. составили 1/4от всех видов наказания, назначенных военнослужащим (в 1998 г.- 24,19%, в 1999 г. - 27,62%). Ограничение по военной службе - наиболее мягкий из всех специальных видов наказаний, применяемых к осужденным военнослужащим. В системе наказаний, расположенных по возрастающей строгости, это наказание указано между исправительными работами и конфискацией имущества и назначается только в качестве основной меры. Оно заключается в определенных ограничениях прав военнослужащего, связанных с прохождением военной службы. В соответствии со ст. 54 УК РФ арест как вид наказания состоит в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Он назначается на срок от одного до шести месяцев. Арест относится к числу основных видов наказаний и не может присоединяться к другим наказаниям. В системе наказаний эта мера расположена между ограничением свободы и содержанием в дисциплинарной воинской части. Законодатель не ограничивает сферу применения данного вида наказания специальным перечнем преступлений, за совершение которых оно может быть назначено. Это позволяет сделать вывод о том, что арест может быть назначен за совершение любого преступления. Он может назначаться как в случаях, прямо указанных в соответствующих нормах УК РФ, так и в случаях применения в соответствии со ст. 64 УК РФ более мягкого наказания, чем предусмотрено соответствующими статьями Особенной части УК. При этом следует учитывать, что арест - более мягкое наказание по сравнению с содержанием в дисциплинарной воинской части и лишением свободы.
Не имеется каких-либо ограничений и в отношении лиц, к которым может быть применено наказание в виде ареста, за исключением случаев, указанных в ч. 2 ст. 54 УК РФ, т. е. лицам, не достигшим шестнадцатилетнего возраста, беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 8 лет. Таким образом, арест может назначаться любым категориям военнослужащих, проходящих службу как по контракту, так и по призыву, и исключением военнослужащих женского пола, имеющих детей в возрасте до 8 лет либо находящихся в состоянии беременности. Арест, в отличие от ограничения по военной службе и содержания в дисциплинарной воинской части, не является видом наказания, применяемым только к военнослужащим. Специфика ареста для военнослужащих заключается в исполнении этого наказания. Военнослужащие отбывают арест только на гауптвахте. Поэтому арест может быть назначен и гражданам, пребывающим в запасе, за совершение преступлений по время прохождения ими военных сборов, в том числе и за преступления против военной службы. Однако в этом случае они будут отбывать арест не на гауптвахте, а в общем порядке, т. е. в арестных домах. В том случае, если преступление совершено военнослужащим в период прохождения им военной службы, но на момент вынесения приговора он уволен, то при назначении ему наказания в виде ареста оно будет также отбываться в арестном доме. Арест по своей сущности является кратковременным лишением свободы. На осужденных распространяются условия содержания, установленные УИК РФ для осужденных к лишению свободы, отбывающих наказание в условиях общего режима в тюрьме. Содержание в дисциплинарной воинской части - наиболее строгое из всех специальных видов наказания. Порядок применения этого наказания предусмотрен ст. 55 УК РФ. В соответствии с указанной правовой нормой содержание в дисциплинарной воинской части может применяться к двум категориям военнослужащих. К первой категории закон относит военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. Вторая категория - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Содержание в дисциплинарной воинской части неприменимо: 1. К офицерам, призванным на военную службу в соответствии с Указом Президента Российской Федерации. 2. К военнообязанным, совершившим преступления в период прохождения ими военных сборов. . К военнослужащим женского пола. . К лицам, незаконно находившимся на военной службе. . К гражданам других государств, призванных в соответствии с международными договорами Российской Федерации в пограничные войска РФ. Следовательно, применение данного вида наказания ограничено определенными условиями. Оно может быть применено в двух случаях. Во-первых, если виновный совершил преступление, предусмотренное статьями Особенной части УК раздела о преступлениях против военной службы. Такое наказание как альтернативное основное указано практически во всех статьях главы 33 УК РФ, за исключением статей: 338 (дезертирство), 351 (нарушение правил полетов или подготовка к ним) и 352 (нарушение правил кораблевождения). Во-вторых, это наказание может быть применено к военнослужащему, виновному в совершении и не воинского, а иного преступления. Такое решение возможно при наличии следующих условий: а) характер преступления должен свидетельствовать о возможности замены лишения свободы содержанием в дисциплинарной воинской части; б) личность виновного также должна свидетельствовать об этом же; и) срок лишения свободы, подлежащий замене содержанием в дисциплинарной воинской части, не должен превышать двух лет. В соответствии со ст. 48 УК РФ при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления с учетом личности виновного суд может лишить его специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Такое наказание может быть назначено только как дополнительное (ч. 3 ст. 45 УК РФ). Из содержания ст. 48 УК РФ видны следующие основания применения такого вида дополнительного наказания, как лишение воинского звания. 1. Лишение воинского звания может применяться только при осуждении за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. 2. При применении этого вида наказания обязательно должны учитываться данные о личности виновного. 3. Поскольку воинские звания присваиваются пожизненно, это дополнительное наказание может быть назначено как военнослужащим, независимо от того, проходят они службу по контракту либо по призыву, так и гражданам, пребывающим в отставке либо в запасе.
В отличие от ранее действовавшего законодательства в настоящее время суд может лишить любого воинского звания, вне зависимости от того, кем из должностных лиц оно присвоено. Заключение
На основе расположенных в моей работе понятий можно сделать выводы о том, что новое военное законодательство отличается от прежнего более гибкой структурой, уточненными понятиями. Общественная опасность воинских преступлений выражается в нарушении установленного порядка прохождения военной службы. Социальную опасность представляют не сами по себе нарушения военно-служебных отношений, а те вредные последствия, которые могут наступать в результате допущенных нарушений. Всякое воинское преступление в той или иной мере ослабляет готовность армии к вооруженной борьбе с вероятным противником, ограничивает достижения главных целей военной безопасности - предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз Российской Федерации. Очень важным понятием в процессе рассмотрения военных преступлений является виновность. Очень часто в уголовной практике остаются «белые пятна» относительно виновности или невиновности определенного субъекта. Вопрос о преступлениях против военной службы является наиболее актуальным, особенно в последнее время. Существует распространенная точка зрения среди ряда авторов о том, что многие вопросы в этом контексте не доработаны и не изучены так глубоко, как требовалось. Ключевой нормой, определяющей содержание и пределы ответственности за преступления против военной службы, является ст. 331 УК, формирующая их понятие: "Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов". Исходя из приведенной дефиниции, можно сделать вывод, что законодательство о воинских преступлениях отражает связь уголовного законодательства с военным строительством, его направленность на обеспечение боевой готовности войск уголовно-правовыми средствами, возможность применения его в условиях военного времени и боевой обстановки, а также особый статус лиц - субъектов преступлений против военной службы с особенностями их ответственности за совершение преступлений. Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны. Анализ причин и условий, способствовавших совершению преступлений, свидетельствует о том, что они стали возможными в силу неисполнения или ненадлежащего исполнения военнослужащими, их совершившими, своих общих и специальных обязанностей, а также в связи с грубыми нарушениями командирами (начальниками) должностных обязанностей по обеспечению уставного порядка и контроля за личным составом. Среди командиров, в том числе офицеров, прапорщиков и мичманов, преобладает озабоченность соблюдением требований Закона "О статусе военнослужащих" в части их статуса, лишь касающейся прав и свобод. При этом о своих обязанностях и ответственности за их ненадлежащее исполнение многие забывают, что свидетельствует о кризисе нравственности и неготовности части военнослужащих, в том числе и офицеров, в основном молодых, к добросовестному исполнению обязанностей военной службы. С целью обеспечения гармоничного сочетания всех составляющих статуса военнослужащих, представляется необходимым принять законодательные акты, предусматривающие четкие и действенные механизмы его соблюдения в части их прав и свобод, а также компенсаций, связанных с условиями несения военной службы. Необходимо значительно поднять уровень льгот, что позволит повысить престиж военной службы и на этой основе ответственность военнослужащих за исполнение обязанностей военной службы и значительно сократить число военнослужащих, привлеченных к уголовной ответственности, укрепить боевую готовность войск. Эта дипломная работа позволяет рассмотреть некоторые понятия преступлений против военной службы и изучить, на основе работ авторов, волнующие вопросы, являющиеся составной частью проблем воинских преступлений. Список используемой литературы 1.Конституция Российской Федерации СПб., ООО «Виктория плюс», 2003. 2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 24 мая 1996 года. -М.: Юристъ, 2009. - 192 с. . Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации /Под ред. Скуратова Ю.И., Лебедева В.М. - Изд. 3-е, изм. и доп. - М.: Норма-Инфра-М, 2009. - 896 с. 4.О воинской обязанности и военной службе: ФЗ от 28 марта 1998 г., с изм. и доп., внесенными ФЗот 21 июля 1998 г., ФЗ от 7 августа 2000 г. (вступившие в силу с 1 января 2001 г.), ФЗ от 7 ноября 2000 г., ФЗ от 12 февраля 2001 г., ФЗ от 12 февраля 2001 г., ФЗ от 19 июля 2001 г. // СЗ РФ. 2009. № 13. Ст. 1475; .О статусе военнослужащих: ФЗ от 27 мая 2008 г., с изм. И доп., внесенными ФЗ от 31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля 2001 г. СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2331. 6. Борисенко В.М. и др; Преступления против военной службы / Под общ. ред. канд. юрид. наук. Н.А.Петухова. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2002.-399с. . БезнасюкА.С, Толкаченко А. А. Уголовные наказания военнослужащих: теория, законодательство, практика. - М., 2009; . Уголовное право России. Общая часть / Отв. ред. Б.В. Здравомыслов.- М.: Юристъ, 2008 - 195-213 с. 480 ст. . Уголовное право РФ; Особенная часть: учебник - 2-е изд. Под ред. Профессора Л.В. Иногамовой -Хетай.-М.: Инфра-М, 2005-448с 10. Уголовное право России. Практический курс 2004 М. Волтерс Клувер Р.А. Адельханяна 11. Съедин С.И.; Крук В.М.; Дедовщина в воинских коллективах, пути выявления и наказания М. ВПА 2009 12. В.МЧхиквадзе. Военно-уголовное право. -М.: Издательство РИО ВЮА, 2007. 326с . Н.С. Таганцев. Русское уголовное право. М.: Наука. 2004. Т.2.стр101 14. Уголовное право Российской Федерации. Преступления против военной службы: Учебник/ Под ред. Н.А. Петухова. - М., 2009. С. 42-57; 15. Курс советского уголовного права. Т.1 /Под ред. А. А. Пионтковского, П. С. Ромашкина, В. М. Чхиквадзе. М.: Юридическая литература, 1970. - 638 с. . Курс уголовного права. Общая часть. Том 1. Учение о преступлении: Учебник /Под ред. Кузнецовой Н.Ф., Тяжловой И.М. - М.: Зерцало, 2009. - . Словарь по уголовному праву /Под ред. Наумова А.В. - М.: БЕК, 2007. - . Дурманов Н. Д. Советский уголовный закон М. Юридическая литература, 1967. - 710 с. 19. Военное право. Учебник Серия «Право в ВС - консультант» - М «За права военнослужащих» 2009 г. 640 с. 20. О субъекте воинского преступления.Журнал Уголовное право №1 2004 В. Михайлов, 144с . Журнал Уголовное право №1 2003 г Категория «Военные преступления» кюн Р. Адельханян 145с. . Бражник Ф. Предупреждение неуставных взаимоотношений в армии. Уголовное право. 2008. № 2. 123с. 23. Борисенко В. Особенности уголовной ответственности военнослужащих. Российская юстиция. 2009. № 2. 24. Ахметшин Х. Преступления против военной службы. Российская юстиция. 2007. № 5. 42-44. 25. В.Н. Сидоренко. История военно-уголовного законодательства //Право в Вооруженных Силах №2 2005 г. . В.Я. Григенча. Юридическая природа исполнения неправомерного приказа. Российский юридический журнал. 2007. № 2. с. 118-122. 27. Ахметшии Х.М.Военно-уголовное законодательство Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2008. № 6;
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|