Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы регулирования денежного предложения и их взаимосвязь с инфляционными процессами в Республике Таджикистан.




 

Одним из важных аспектов при исследовании денежно-кредитных и валютных отношений является изучение динамики темпов роста инфляции в стране.

Инфляция, - это сложное многофакторное явление, характеризирующее нарушение воспроизводственного процесса и присущее экономике, использующей бумажно-денежное обращение.

Процесс, противоположный инфляции (устойчивое уменьшение уровня цен по отношению к предыдущему уровню), называется дефляцией.

В Таджикистане в последние годы наблюдается снижение темпов роста инфляции, например если в 2000 г. она составила 60,6%, а в 2010 г. 12,5%, то в 2011 г. составила 8,5%.

Инфляция за 12 месяцев 2011 г., по сравнению с 2001 г., возросла на 1,9%. В декабре, по сравнению с январём 2012 г., индекс цен повысился до 1,2%, причиной чего стало повышение индекса цен на продовольственные товары на 3,4%. В общем, в период 2002 г., инфляция в республике Таджикистан составила 14,5%, и на основании этого можно утверждать, что она является галопирующим видом инфляции.

Резкие темпы роста инфляции можно наблюдать в период январь - март 2011 г., где она составила 7,8%, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 1,9%. К концу 2012 г., по нашим расчётам, уровень инфляции в Таджикистане составит приблизительно 10%. Некоторое размывание тесноты связи между ростом денежного предложения и инфляцией, существенно затрудняет эконометрические расчёты, но важным фактором роста уровня инфляции в республике явится увеличение Национальным банком Таджикистана широкого показателя денежной массы в 2011 г. на 10%. Хотя по данным НБТ, резкий рост инфляции в Таджикистане в период январь - март 2011 г. произошёл по причине уменьшения объёма производства нескольких видов потребительских товаров, в том числе сельскохозяйственных, на внутреннем рынке, а также из-за большого объёма экспорта сельхозпродукции.

Общеизвестно - инфляция является хронической болезнью многих государств. Она является индикатором, указывающим на то, что в экономике образовался глубокий дисбаланс, который надо выправлять. В Таджикистане можно выделить следующие специфические причины роста инфляции:

- деформация структуры народного хозяйства, существенное отставание в развитии одних отраслей производства при чрезмерном развитии других;

отсутствие эффективных экономических рычагов, регулирующих соотношение между денежной и товарной массой;

низкая эффективность капиталовложений;

несбалансированность потребительского рынка и тотальный дефицит;

углубление финансового кризиса;

недочеты в системе планирования, в механизме денежного обращения;

отсутствие эффективного антиинфляционного регулирования.

Названные причины лежат внутри нашей национальной экономики, но к росту инфляции привели также и причины внешнего характера:

- значительная заинтересованность отечественного потребителя в импортных товарах, цены на которые растут параллельно с падением курса национальной валюты;

сокращение налоговых поступлений от внешней торговли;

рост (или падение) цен на энергоносители, сырье на внешнем рынке;

неблагоприятная ситуация на отдельных мировых рынках сырья, хлопка, алюминия и т.д.

Для обеспечения роста производства и занятости, а, следовательно, снижения уровня инфляции, одной из предпосылок является стабильность денег. Функция поддержания устойчивости цен обычно передается Национальному банку Таджикистана, который наделяется правом принимать решения в области денежно-кредитной сферы независимо от мнения правительства. Хотя по поводу степени независимости центральных банков существует множество различных взглядов.

Законодательное запрещение вмешательства правительства также не может быть абсолютной гарантией независимого поведения НБТ, так как всегда можно найти разные способы давления на него.

Свобода действий НБТ не означает обеспечения твердости национальной денежной единицы любой ценой только потому, что это является целью его деятельности. Инфляция отражает влияние многочисленных факторов, которые не могут контролироваться НБТ. Это, прежде всего, показатель наличия макроэкономических диспропорций, следствие неблагополучия в различных сферах деятельности правительства.

С точки зрения многих экономистов, чрезмерное увеличение денежной массы само по себе необязательно является причиной, вызывающей инфляцию. Колебания мировых цен на основные энергоносители, мировые кризисы, изменение курса национальной валюты вследствие возникших диспропорций во внешне-экономических отношениях и т.д., могут явиться толчком к изменению внутренних цен. К примеру, в Таджикистане в период сентября и декабря месяца 2011 г., произошёл резкий скачок инфляции в 2,9 и 2,8 процента соответственно, и как указывает Председатель НБТ А. Ширинов, причиной этого явилось повышение цен на мясо и масло растительное в соседних государствах, в связи, с чем произошёл неконтролируемый экспорт этих товаров из страны.

После комплексного анализа динамики изменения объёма денежной массы в республике за 2011 г. (см. табл. 2), можно определить, что увеличение объёма денежной массы на 14,1 млн. сомони в феврале по сравнению с январём данного периода, привело к снижению официального обменного курса сомони на 10 дирамов и курса наличных сделок на 12 дирамов. Такая же картина видна в июле-сентябре и ноябре-декабре того же года, то есть увеличение объёма денежной массы имело прямое отношение к инфляционным процессам данного периода.

Исследуя данные показатели, невольно можно вспомнить слова лауреата Нобелевской премии экономиста Милтона Фридмана - «инфляция везде и всегда - явление денежное». И мы, также считаем, что немаловажное значение в макроэкономической стабильности в современных и специфических условиях Таджикистана, управление денежной системой является важным аспектом социально-экономического развития страны.

В публикуемых работах отечественных экономистов, исследующих вопросы регулирования денежно-кредитной политики в Таджикистане, часто можно заметить очень резкие высказывания в адрес таджикских монетаристов. Но вышеприведённый нами пример показывает, что когда НБТ начинает терять контроль по регулированию объёма денежной массы, инфляция начинает расти.

При проведении исследования, мы пришли к выводу, что экономисты, рекомендующие повышения объёма денежной массы в республике, скорее всего, опираются на общеизвестную теорию, когда при предложении денег равновесная ставка процента будет падать.

Процентная ставка - это издержки заимствования или цена, уплачиваемая за аренду средств (обычно выражается годовым процентом от суммы, выданной в ссуду).

Важную роль в обсуждении тезиса о том, что рост предложения денег приводит к понижению ставок процента, сыграл М. Фридман. Он признал, что модель предпочтения ликвидности верна, и назвал тезис о том, что увеличение предложения денег (при неизменных прочих параметрах) понижает ставку процента, эффектом ликвидности. Однако, на его взгляд, эффект ликвидности далеко не полностью описывает рассматриваемый процесс: увеличение предложения денег может не только не сохранить «прочие параметры неизменными», но и оказать дополнительное влияние на экономику, что в свою очередь может привести к росту ставок процента. Если эти эффекты окажутся значительными, то вполне возможно, что с ростом предложения денег возрастут и процентные ставки.

Теперь рассмотрим, как эффекты изменения дохода, уровня цен и ожидаемой инфляции влияют на равновесные процентные ставки.

1. Эффект дохода. Рост предложения денег оказывает расширительное воздействие на экономику, поэтому должны возрасти и национальный доход, и благосостояние. Модель предпочтения ликвидности, как и модель рынка заемных средств, указывает, что процентные ставки при этом будут расти. Таким образом, эффект дохода при росте предложения денег сводится к росту процентных ставок как реакции на более высокий уровень дохода.

Эффект уровня цен. Увеличение предложения денег может также явиться причиной роста общего уровня цен в стране. Согласно модели предпочтения ликвидности, это приведет к росту процентных ставок. Следовательно, эффект уровня цен при росте предложения денег заключается в росте процентных ставок, как реакции на рост уровня цен.

3. Эффект ожидаемой инфляции. Растущий уровень цен (высокий темп инфляции), являющийся результатом увеличения предложения денег, воздействует на процентные ставки и через свое влияние на оценку ожидаемого темпа инфляции. В частности, когда растет предложение денег, общество может ожидать более высокого уровня цен в будущем, а это значит, что ожидается более высокая инфляция. Согласно модели рынка заемных средств, такой рост ожидаемой инфляции приведет к более высокому уровню процентных ставок. Таким образом, эффектожидаемой инфляции при росте предложения денег заключается в росте процентных ставок в ответ на рост ожидаемого темпа инфляции.

На первый взгляд может показаться, что эффект уровня цен и эффект ожидаемой инфляции - это одно и то же. Оба они указывают на то, что рост уровня цен, порожденный увеличением предложения денег, повысит процентные ставки. Однако между ними есть тонкое различие, почему их и рассматривают как два разных эффекта.

Предположим, сегодня произошло однократное увеличение предложения денег, в результате чего цены к будущему году постепенно вырастут до более высокого уровня. Под влиянием эффекта уровня цен вместе с ростом цен в течение года увеличиваются и процентные ставки. И только в конце года, когда цены достигнут своего пика, эффект уровня цен будет максимально ощутимым.

Растущий уровень цен повысит процентные ставки также и через эффект ожидаемой инфляции, поскольку общество ждёт, что в течение года темп инфляции будет выше. Однако, когда в следующем году рост уровня цен прекратится, темп инфляции и ожидаемой инфляции упадет до нуля. И тогда повышение процентных ставок, вызванное предшествующим ростом ожидаемого темпа инфляции, исчерпает себя. Таким образом, видим, что, в противоположность эффекту уровня цен, чье наибольшее влияние ощущается на следующий год, влияние эффекта ожидаемой инфляции в следующем году будет наименьшим (нулевым). Следовательно, основное различие между этими двумя эффектами состоит в том, что эффект уровня цен продолжает действовать и после того, как цены перестали расти, в то время как эффект ожидаемой инфляции исчезает.

Важным моментом здесь является то, что действие эффекта ожидаемой инфляции продолжается ровно до тех пор, пока продолжают расти цены. Но здесь следует заметить, что однократное увеличение предложения денег не приводит к непрерывному росту уровня цен, к этому может привести только увеличение темпа роста предложения денег. Значит, для продолжения действия эффекта ожидаемой инфляции требуется увеличение темпа роста предложения денег.

Теперь мы можем свести воедино все обсуждавшиеся до сих пор эффекты и решить, поддерживает ли наша модель тех политиков, которые требуют повышения темпа роста предложения денег, когда процентные ставки слишком высоки? Из всех эффектов, только эффект ликвидности указывает на то, что более высокий темп роста денежной массы приведёт к снижению процентных ставок. Напротив, эффекты дохода, уровня цен и ожидаемой инфляции указывают на рост процентных ставок при повышении темпа роста денежной массы. Какой из этих эффектов преобладает? Насколько быстро эти эффекты вступают в силу? Ответы на эти вопросы играют решающую роль в определении того, падают или растут процентные ставки при увеличении предложения денег.

Вообще, эффект ликвидности при увеличении предложения денег вступает в силу немедленно, поскольку растущее предложение денег приводит к столь же быстрому снижению равновесной ставки процента. Эффекты дохода и уровня цен начинают действовать не сразу, поскольку при увеличении предложения денег должно пройти какое-то время, прежде чем вырастут уровень цен и доход, которые в свою очередь повысят ставки процента. Эффект ожидаемой инфляции, который тоже увеличивает процентные ставки, может действовать медленно или быстро, - все зависит от того, медленно или быстро корректируют люди свои инфляционные ожидания после увеличения предложения денег.

Тем, кто участвует в принятии политических решений в Таджикистане, важно знать, какой из этих трех случаев ближе к действительности. В том случае, когда необходимо добиться снижения процентных ставок, можно увеличить денежную массу, если эффект ликвидности преобладает над остальными, что соответствует случаю (а). С этой же целью нужно прибегать к сокращению денежной массы в том случае, когда остальные эффекты преобладают над эффектом ликвидности; тогда эффект ожидаемой инфляции наступает очень быстро, что соответствует случаю (в). Если остальные эффекты доминируют над эффектом ликвидности, но эффект ожидаемой инфляции наступает медленно, как в случае (б), то выбор между наращиванием или сокращением денежной массы зависит от того, идет речь о краткосрочном или долгосрочном периоде.

Какой же из этих сценариев имеет место на практике?

Сценарий, соответствующий случаю (а) на рис. 2 выглядит сомнительным, и возможность снижения процентных ставок путём увеличения предложения денег, по нашему мнению кажется маловероятным. Если проанализировать темпы роста инфляции в Таджикистане в период 2001-2003 гг., то можно прийти к такому мнению, что как раз в периоды, когда начинают финансироваться весенне-полевые и хлопкоуборочные кампании, через определённое время инфляция начинает повышаться. Проанализировав данную проблему можно прийти к такому заключению, что между денежной эмиссией и инфляцией не существует мгновенной зависимости. С момента выпуска новой массы денег проходит несколько недель, а то и месяцев, прежде чем начинается повышение цен. Как говорят экономисты, здесь действует «эффект запаздывания». Причина такого запаздывания довольно проста. Когда на руках у населения и на счетах предприятий появляется большая сумма денег, должно пройти некоторое время, прежде чем они потратят возросший капитал. Сначала предприятия просто не подозревают об увеличении денежной массы и поэтому не торопятся повышать цены на свою продукцию. Вместо этого они увеличивают объёмы реализации. И лишь, после того, как покупатель продемонстрирует готовность истратить большее количество денег, а реализация товаров превысит все ожидания, предприятия начнут повышать цены. Увеличение темпов роста предложения денег в период 2001-2002 гг. в Таджикистане, также как и в практике других стран, в общем, сопровождалось быстрым ростом ожидаемой инфляции, что приводит нас к выводу о преобладании эффекта ожидаемой инфляции. Это наиболее правдоподобное объяснение того, почему процентные ставки повышаются и находятся на высоком уровне. В соответствии с эмпирическими данными, эффекты дохода, уровня цен и ожидаемой инфляции преобладают над эффектом ликвидности. По этой причине увеличение предложения денег приводит к повышению, а не к понижению процентных ставок.

По данному критерию инфляция разделяется на: ожидаемую и неожидаемую. Первая предсказывается и прогнозируется заранее, вторая - нет. Этим она опасней ожидаемой, т. к. индивиды и хозяйственные агенты не успевают к ней приготовиться, что может быть чревато частичной или полной потерей сбережений. Неожиданная инфляция дезорганизует экономику, может привести к панике, отпугивает иностранных инвесторов нестабильностью, поэтому ее допущение считается крупным просчетом правительства. Очевидно, что в условиях Таджикистана случай (в) на рис. 2 более соответствует реальной жизни.

Учёт вышеуказанных направлений являются основой того, что НБТ, ориентиры по уровню инфляции, расчётному приросту денежной массы в обращении должен официально прогнозировать и устанавливать исходя из анализа макроэкономической ситуации в стране, возможности уменьшения диспропорций, недопущения колебаний инфляции и превращения ее в существенный фактор нестабильности. В Республике Таджикистан Национальный банк официально не прогнозирует данные ориентиры, а это соответственно не приспосабливает общество к инфляционным ожиданиям и не способствует повышению доверия ко всей банковской системе Таджикистана со стороны их контрагентов и общества в целом.

Намеченные ориентиры могут поменяться в случае непредвиденных обстоятельств или внезапных экономических потрясений, на что НБТ вынужден отреагировать, и он может поменять ранее установленные ориентиры.

В монетарной политике необходимо повысить роль качественных ориентиров (прежде всего, ставок процента), перейдя к дифференцированному планированию денежно-кредитной политики с учётом потребностей производственной сферы в денежных ресурсах для восстановления нормального кругооборота капитала и обеспечения подъёма инвестиционной активности. При оценках необходимого денежного предложения в сфере обращения необходимо учитывать дополнительный спрос на деньги в связи с желаемой дедолларизацией экономики и расширением использования сомони в международных расчетах, а также расширением рынка ценных бумаг, вовлечением в рыночной оборот земельных участков и участков недр.

Эта политика должна соответствовать реально складывающемуся спросу на денежные ресурсы и в сфере обращения капитала, и в производственной сфере. Управление денежной эмиссией должно вестись с учётом необходимости устранения «узких мест» в системе денежного обращения, создающих барьеры повышению инвестиционной активности и экономическому росту.

Главная проблема реализации этих общих принципов заключается в технических деталях. В отличие от нынешней рестриктивной политики планирования денежной массы, которую способен проводить любой студент, научившийся считать корреляционные зависимости и изучивший соответствующую терминологию, реализация предлагаемого подхода требует от денежных властей соответствующего искусства денежного регулирования, незаурядных способностей, обширных знаний, опыта и многих других отсутствующих у них качеств. Тем не менее, соответствующие инструменты денежно-кредитной политики могут быть предложены.

Стоящая перед страной задача перехода к экономическому росту требует от Национального банка создания условий для повышения инвестиционной активности. Это означает создание механизмов денежного обращения, преодолевающих дезинтеграцию экономики и сближающих привлекательность инвестиций в производственную и спекулятивную сферы. К примеру, ими могут быть, бюджет развития и предусматриваемые им гарантии по кредитам для привлечения частных производственных инвестиций, а также освобождение от налогообложения прибыли предприятий, используемой на инвестиционные цели.

В сложившихся условиях их можно дополнить также более жёсткими механизмами привлечения и удержания денежных ресурсов в производственной сфере. Это может быть введение особого режима движения амортизационных средств предприятий и средств, освобождаемых от налогообложения в связи с их инвестиционной направленностью, через систему инвестиционных счетов с ограничением использования накапливаемых на них средств исключительно целями капитального строительства и закупок оборудования. Через такой механизм можно также обеспечить канализацию денежной эмиссии через систему инвестиционных счетов или инвестиционных договоров с коммерческими банками на цели кредитования производственной сферы, восстановления оборотных средств, производственных инвестиций. Такой подход даст возможность провести и реструктуризацию государственного долга путем погашения части ранее эмитированных облигаций через инвестиционные счета.

Введение этой системы мер позволит организовать удержание капитала в производственной сфере и установить контроль над денежными потоками, предотвращая бегство капитала из производственной сферы в спекулятивные операции и за рубеж. Это, в свою очередь, позволит наладить целенаправленное управление предложением денежных ресурсов, направляя их прежде всего на инвестиционные цели. Вместе с организацией компетентного централизованного контроля над денежной эмиссией и развёртыванием системы институтов развития (бюджет развития, инвестиционные банки и фонды) данная система является в сложившихся условиях необходимым элементом восстановления инвестиционной активности и перехода к устойчивому росту.

Разумеется, система инвестиционных счетов не свободна от недостатков - она существенно усложняет общую схему управления денежным обращением, требует соответствующих механизмов контроля для предотвращения скрытого перетока денег с инвестиционных счетов на потребительский и спекулятивный рынки. Тем не менее, все эти трудности преодолимы. В частности, для снижения привлекательности мошеннических операций могут быть введены специальные легальные процедуры и механизмы обмена средств на инвестиционных счетах на наличные деньги по рыночно регулируемому курсу.

При всех недостатках данной системы её внедрение оправдано принципиальной невозможностью устранения или нейтрализации в рамках действующей системы управления денежным обращением процессов дезинтеграции экономики и стихийного оттока капитала из производственной сферы в спекулятивную и за рубеж. Для вывода экономики из ловушек долгового кризиса и кризиса неплатежей, кризиса недопроизводства и деградации экономики необходимы специальные инструменты регулирования денежных потоков и управления эмиссией.

Кроме использования такого рода нетрадиционных инструментов, должны быть активизированы и традиционные способы контроля за соответствием денежного предложения спросу на денежные ресурсы в разных секторах экономики и контурах денежного обращения. В частности, в целях упорядочения денежного оборота и платёжно-расчётных отношений, декриминализации экономики, назрели меры по совершенствованию структуры денежной массы и технологии денежного обращения: упорядочение вексельного обращения, стимулирование при помощи государственных гарантий долгосрочных вкладов населения, снижение доли наличных денег в обращении. Для этого необходимы: введение жестких ограничений на платежи наличными деньгами во всех сферах, дальнейшая компьютеризация расчётов, расширение безналичных форм платёжного оборота.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...