Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы и инструменты управления денежно-кредитной политикой




 

Инструменты денежно-кредитной политики представляют собой разнообразные способы влияния на финансовый рынок, используемые НБТ для достижения поставленных операционных, промежуточных и конечных целей.

Инструменты денежно-кредитной политики, которыми располагают центральные банки, могут быть разделены на два вида: административные и рыночные.

1. Административные (прямые) инструменты.

К ним относятся, прежде всего, средства прямого контроля за процентными ставками, объёмами кредитов и депозитов в финансовых институтах.

Важную роль здесь играет контроль за процентными ставками, так как они очень сильно влияют на финансовый рынок государства и развитие экономики.

Процентные ставки играют важную роль на самых разных уровнях. На уровне отдельного человека высокие процентные ставки могут заставить отказаться от покупки дома или автомобиля из-за слишком высоких издержек финансирования. Напротив, высокие ставки могут стимулировать желание общества делать сбережения, поскольку они могут получить больший процентный доход, если превратят часть своих доходов в сбережения.

На макроуровне процентные ставки воздействуют на экономику в целом, поскольку влияют не только на желание потребителей тратить или сберегать, но и на инвестиционные решения фирм. К примеру, высокие процентные ставки могут стать причиной того, что фирма отложит строительство нового завода, благодаря которому появились бы новые рабочие места.

Прямые количественные ограничения размеров кредитов, пределов банковских вкладов, максимальных ссудных и депозитных ставок предоставляют государству в лице НБТ возможность вмешиваться в деятельность финансового рынка при недостаточности развития его отдельных сегментов (кредитного, ценных бумаг, валютного) и, особенно, в состоянии кризиса экономики.

В этих условиях прямые инструменты позволяют Национальному банку Таджикистана более эффективно контролировать максимальное количество денег и кредита в экономике.

Переходным инструментом от прямых форм регулирования денежно-кредитной сферы к косвенным, являются резервные требования.

. Рыночные (косвенные) инструменты.

К рыночным инструментам относятся:

- операции на открытом рынке;

- рефинансирование коммерческих банков;

- депозитные операции.

Использование этих инструментов более эффективно при макроэкономическом равновесии и стабильной экономической ситуации.

При рассмотрении прямых и косвенных инструментов, применяемых центральными банками, можно увидеть постоянную их эволюцию в зависимости от уровня развития экономики. Сочетание административных и рыночных инструментов регулирования в каждый конкретный момент, зависит от развития и состояния финансовых рынков, сбалансированности внешнеэкономических связей, состояния бюджета и других экономических параметров.

В условиях идеальной экономической модели управлять денежным предложением можно как процентной ставкой, так и динамикой денежной массы с совершенно одинаковым результатом.

Однако при неравновесной экономике (такой как в Таджикистане) использование рыночных процентных ставок будет связано со спросом на деньги, которые вкладываются в спекулятивные рынки, например, валютный рынок или финансовую пирамиду.

Высокий уровень доходности операций на этих рынках, не позволяет осуществлять вложения в реальный сектор экономики, имеющий уровень рентабельности значительно ниже рыночной процентной ставки.

Отсюда возникает вопрос о необходимости перехода к политике денежного предложения, ориентированного на регулирование процентных ставок кредитного рынка, главным образом, рынка капиталов. Нужны барьеры, сдерживающие перемещение денег на валютный рынок. Именно, по этой причине неоднократно поднимался вопрос, касающийся ограничения конвертируемости сомони по текущим операциям, связанным с обслуживанием внешней торговли. Без создания системы ограничений этот канал вложения денег может стать наиболее привлекательным, если доход от разницы в валютных курсах будет превышать поступления от разницы процентных ставок на рынке капиталов.

Государственное регулирование денежного предложения касается не только воздействия на уровень процентных ставок, но и желаемые направления денежных потоков.

На сегодняшний момент, использование показателей процентных ставок в качестве промежуточных целей денежно-кредитной политики, при слабости банковской системы и финансового рынка невозможно. Поэтому Национальный банк Таджикистана должен стремиться к поддержанию реальных процентных ставок на низком положительном уровне, который позволит стимулировать спрос на заемные средства со стороны реального сектора экономики.

Главной задачей является направление сбережений в наиболее эффективные инвестиции, в приоритетные отрасли через банковскую систему. Такой механизм в Таджикистане на современном этапе пока еще не сложился.

Недоверие к банкам, а также направление ими концентрируемых ресурсов на финансовые спекуляции, не создают желаемого притока капитала в производственную сферу. Отсюда, возникает необходимость повышения роли государственного вмешательства в финансовый рынок путем регулирования процентных ставок и целевого направления денежных потоков в интересах развития производственной сферы.

Там, где механизмы рыночной саморегуляции начинают пробуксовывать, роль административных инструментов в регулировании хозяйственной жизни возрастает. Разумеется, государственное регулирование денежных потоков и процентных ставок менее эффективно по сравнению с инвестиционной политикой частных банков.

Кроме того, инструменты прямого контроля являются несправедливыми, потому что создают приоритеты для отдельных групп производителей или банков, это сдерживает конкуренцию на финансовых рынках, которая позволила бы более эффективным банкам получить преимущества, т.е. привлечь больше депозитов, выдать больше кредитов. Меры прямого контроля связаны с затратами, стоимость которых не определена, и в этих условиях представляется целесообразным предоставлять прямые субсидии из бюджета.

Национальному банку Таджикистана в сложившейся экономической ситуации, видимо, необходимо обратиться к регулированию предложения денежной массы на основе рыночных инструментов сразу же, как только появится такая возможность.

Во многих случаях по поводу управления предложения денег можно встретить такую постановку вопроса, как - достаточность денег в экономике и методы управления избыточностью денежным предложением.

Такая постановка вопроса о количестве денег: много их или мало - мы думаем, не совсем корректна. Уровень насыщенности экономики деньгами определяется рядом факторов, которые зависят, прежде всего, от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. При этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами. Важным принципом денежной политики является то, что денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги. При соответствующем оправданном росте спроса на деньги (например, увеличении спроса на трансакционные деньги со стороны реального сектора под воздействием расширения объемов производства товаров и услуг) его превышение со стороны денежного предложения может быть компенсировано при минимальном использовании инструментов денежно-кредитного регулирования. Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов, не исключает негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия.

НБТ при проведении своей политики должен постоянно учитывать появление признаков экономического роста и стремится поддержать эту тенденцию методами денежной политики в той мере, в какой это не создает угрозы роста инфляции. Для определения контрольных рамок денежного предложения НБТ должен оценивать экономически оправданный потенциальный и текущий спрос на деньги с использованием современных методов и международной практики.

Однако имеющее место в течение ряда лет размывание тесноты связи между ростом денежного предложения и инфляцией существенно затрудняет проводимые расчеты спроса на деньги на основе эконометрических моделей. Ограничения связаны, в частности, с различной длиной и с неустойчивым характером временных лагов между динамикой отдельных компонентов денежной массы и ростом цен, а также сохранением привлекательности вложений в иностранную валюту, что влияет на формирование текущего спроса на национальную валюту.

Существенное влияние на предложение денег оказывает состояние платёжного баланса Республики Таджикистан. Сильный платежный баланс сам по себе объективно означает рост притока иностранной валюты на внутренний рынок. Вследствие волатильности внешних факторов, определяющих конъюнктурные условия для экспорта, осуществления заимствований на внешних финансовых рынках и привлечения производительного иностранного капитала в страну, НБТ стремясь к обеспечению стабильности валютного курса сомони в долгосрочном аспекте, вынужден предъявлять дополнительный спрос на иностранную валюту. В этих условиях, с одной стороны, покупка НБТ иностранной валюты на внутреннем валютном рынке является существенным (а в настоящее время и основным) источником роста резервных денег, а с другой стороны, осуществляются действия по стерилизации излишка эмитированной за счет этого источника денежной ликвидности в национальной валюте.

Учитывая ограниченность методов нейтрализации избы-точной ликвидности НБТ по нашему мнению, должен акцентировать внимание на развитии методов денежно-кредитного регулирования, включая практику ежедневного управления ликвидностью банковской системы с учетом спросообразующих факторов.

В современных условиях главным аргументом в пользу финансовой либерализации является более эффективное распределение сбережений и кредитов в экономике, и поэтому по мере создания условий необходимо движение от мер прямого денежно-кредитного регулирования к косвенным мерам. Таким образом, становится актуальным постепенное снижение уровня обязательного резервирования, расширение объемов операций на открытом рынке и видов рефинансирования банков.

В конечном счёте, важно, чтобы грамотное использование инструментов денежно-кредитного регулирования привело к достижению основной цели - снижению инфляции и повышению эффективности денежного обращения.

Однако управление денежным обращением требует не только низкой инфляции, но и рациональной структуры денежной массы, снижения доли наличных средств, ускорения безналичных расчётов и повышения их надёжности.

Для решения указанных проблем проводится большая аналитическая работа Национальным банком Таджикистана и его территориальными учреждениями.

Основными объектами анализа являются:

- тенденции в развитии экономики региона;

- изменение цен;

- динамика денежной массы и ее структуры;

- денежные потоки в регионе (наличных и безналичных средств);

- состояние безналичных расчетов;

- изменение объёма и структуры денежных доходов и рас-ходов населения;

- реальные и номинальные доходы;

- распределение населения по уровню доходов и другие.

Вариант 3. Активизация деятельности коммерческих банков в росте экономики могла бы осуществляться на основе политики Национального банка Таджикистана, касающейся сокращения ставки обязательного резервирования. Освобожденные при этом финансовые ресурсы целесообразно оставить в распоряжение банков для предоставления их под льготные проценты на инвестирование промышленных предприятий. Эти предприятия, получив кредиты, могут принять участие в правительственной программе по структурной перестройке экономики и смягчению бедности в стране.

В Республике Таджикистан влияние на уровень роста цен, в особенности, на промышленные товары народного потребления очень сложно. Что касается продукции сельского хозяйства, то здесь цены более или менее поддаются регулированию.

Основной причиной сложности регулирования цен на промышленные товары заключается в том, что многие промышленные предприятия, как государственные, так и приватизированные работают не на полную мощность.

Согласно данным Госкомстата в 2001 г. из 517 учитываемых предприятий вышли на намеченный уровень производства 385 предприятий или 74,5% из всего числа предприятий. В 2002 г. не работало 140 предприятий, или 27,1% от общего их числа, и основной проблемой являлось недостаток финансовых ресурсов. Это свидетельствует о том, что банки второго уровня, т.е. коммерческие банки в полной мере не подключились к финансовой поддержке отечественной промышленности, в частности производства товаров народного потребления и производственно-технического назначения, о чем свидетельствует тот факт, что в объеме ВВП в 2002 г. доля банковского кредита составила лишь 19,0%.

В условиях перехода к рыночной экономике коммерческие банки, функционирующие на территории Республики Таджикистан, работая по принципу рыночного механизма, заинтересованы в получении большой прибыли, и в основном свои кредитные ресурсы направляют в те сферы, которые обеспечивают быстрый возврат процентов и основной суммы долга. Действительно, в условиях рыночной экономики каждый субъект рынка от своей деятельности должен получить прибыль и работать рентабельно. Вместе с тем, коммерческие банки должны поддержать и отечественное производство, поскольку рост производства отечественных производителей имеет большое влияние на увеличение одного из таких важных показателей макроэкономики, как ВВП.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...