Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операции на открытом рынке: практика, проблемы и перспективы развития




 

В целях создания условий для снижения темпов инфляции, а также регулирования темпов роста денежной массы в обращении, Национальный банк Таджикистана в 2003 г. продолжает работу по совершенствованию действующих инструментов денежно-кредитной и валютной политики (резервные требования, рефинансирование банков, операции на открытом рынке и валютное регулирование и т.д.)

Вполне очевидно, что денежно-кредитная политика не может проводиться изолированно от состояния экономики и общей экономической политики, принятой правительством, поэтому нуждается в координации, взаимном согласовании действий.

В Таджикистане основной проблемой до 2002 г., где сталкивались интересы правительства и НБТ, являлось проведение бюджетно-налоговой политики. Часто правительство, увеличивая государственные расходы, не согласуя их с возможностью получения доходов, обращалось в НБТ с просьбой о дополнительной эмиссии банкнот, но с 2002 г., как мы уже указывали выше, НБТ не выдаёт кредиты на погашение дефицита государственного бюджета.

В данное время привлечение ресурсов на эти цели стало осуществляться из неинфляционных источников, в том числе за счет увеличения объёма выпуска и реализации государственных казначейских векселей.

Рынок ценных бумаг выступает составной частью финансовой системы государства, характеризующейся индустриальной и организационно-функциональной спецификой. Такая система на-чала формироваться в Таджикистане только после середины 90-х годов, когда была признана необходимость восстановления рыночного хозяйства.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут финансовых отношений и нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

По законодательству Республики Таджикистан, операции на открытом рынке означают, что Национальный банк Таджикистана может проводить операции с долговыми ценными бумагами на финансовых рынках через покупку и продажу долговых ценных бумаг, выпущенных Республикой Таджикистан, своих собственных долговых ценных бумаг, а также других долговых ценных бумаг.

Операции на открытом рынке широко используются Центральными банками таких стран, как - Германии, Франции, Великобритании, Италии и др., для влияния на кредитные ресурсы коммерческих банков и краткосрочные рыночные процентные ставки.

Операции на открытом рынке в отличие от создания обязательных резервов являются гибким инструментом и проводятся с коммерческими банками на добровольной основе. Эти операции можно вести постоянно и в любых масштабах и они не представляют собой «налог на банки».

Операции па открытом рынке могут быть классифицированы по различным признакам:

- в зависимости от условий сделки (прямые и обратные)

в зависимости от степени открытости рынка (операции на первичном и вторичном рынках)

в зависимости от объекта сделок (от видов ценных бумаг)

в зависимости от срочности сделки (до трех месяцев, до шести месяцев и до одного года)

в зависимости от сферы проведения операции (охватывающие только банковский сектор или осуществляемые и с небанковским сектором рынка ценных бумаг)

в зависимости от способа установления ставок (определяемые НБТ или рынком) и т.д.

Использование операций на открытом рынке центральными банками различных стран зависит от двух важнейших факторов:

- институционального (определяемого структурой кредитной системы)

законодательного (определяемого отношением государства к участию центрального банка и кредитных организаций в операциях на рынке ценных бумаг).

Механизм операций на открытом рынке несложен, что делает его доступным для значительного числа участников. В случае приобретения НБТ ценных бумаг на открытом рынке объем кредитных ресурсов банков и банковской системы увеличивается, а в случае продажи соответственно уменьшается, что находит отражение в изменении объема денежной массы и стоимости кредита.

В зависимости от того, на что именно НБТ хочет воздействовать - на цены или размеры кредитных ресурсов, он может планировать масштабы и вид операций на открытом рынке.

Практика проведения операций на открытом рынке постоянно совершенствуется. В европейских странах, так и в Таджикистане, эти операции, исходя из порядка проведения, подразделяются на регулярные и нерегулярные.

При регулярных операциях НБТ заранее объявляет, что проведет аукцион, в котором может участвовать на равных условиях большое число участников. Нерегулярные операции проводятся по мере необходимости.

В начале 1997 г. НБТ приступил к разработке и осуществлению проекта по созданию современного рынка государственных ценных бумаг. Рынок ценных бумаг в Таджикистане начал развиваться с 1998 г., с выпуска госу-дарственных казначейских векселей. Первоначально это были краткосрочные ценные бумаги со сроками обращения 28 и 91 день и достаточно высокой среднегодовой доходностью от 45,8% в 1998 г. до 84,2% в 1999 г.

В 2000 г. количество проводимых аукционов удвоилось, сумма выпусков, и продажи государственных казначейских векселей соответственно составили 2,7 млн. сомони и 1,6 млн. сомони.

Постепенно объем выпуска, и реализации государственных казначейских векселей стал возрастать и в 2001 г. составил соответственно 3,74 млн. сомони и 2,06 млн. сомони (что больше чем в 2000 г. соответственно в 1,4 и 1,3 раза) при этом среднегодовая доходность снизилась до 26,5%. Такое снижение среднегодовой доходности связано с развитием рынка ценных бумаг в республике.

Начиная с марта 2001 г. Национальный банк Таджикистана приступил к выпуску в обращение своих депозитных сертификатов. Новый вид ценных бумаг, имея идентичные условия выпуска и обращения (номинальная стоимость, краткосрочность, круг покупателей), органично дополнил рынок ценных бумаг, предоставив монетарным органам новый инструмент для эффективного регулирования финансового рынка.

Депозитный (сберегательный) сертификат представляет собой письменное свидетельство банка о депонировании денежных средств, удостоверяющее право вкладчика на получение, по истечению установленного срока, депозита и процента по нему.

Депозитный сертификат - это свидетельство о вкладе в банк юридического лица, а сберегательным сертификатом, является свидетельство о вкладе в банке физического лица.

С момента выпуска депозитных сертификатов до 01.02.03 г. НБТ провёл 96 аукционов, в которых выпустилось в обращение 116050 тысяч сомони, из них продано депозитных сертификатов на сумму 89859 тыс. сомони со среднегодовой доходностью в 2002 г. 18,65%.

В 2003 г. на рынке ценных бумаг происходили операции по купле продаже казначейскими векселями Министерства финансов в ограниченном количестве и на достаточно длительный срок - 98 дней и депозитными сертификатами Национального банка, которые выпускаются на период 14, 28 и 56 дней.

В 2003 г. как и в истекшем году Национальным банком Таджикистана разрешается коммерческим банкам использовать до 25% от общей суммы резервных требований на покупку государственных казначейских векселей и депозитных сертификатов Национального банка Таджикистана, что позволит им увеличить свои активы за счет высоколиквидных ценных бумаг, при этом обеспечив наиболее эффективное управление активами и пассивами.

В тот период, когда Правительство покрывает дефицит государственного бюджета, путём получения кредита от НБТ это ведёт к экономически необоснованному росту денежной массы в обращении и вызывает инфляцию, что противоречит главной задаче НБТ - поддерживать устойчивые цены в экономике.

Если же правительство в покрытие своих расходов стремится увеличивать заимствования путем роста выпуска государственных ценных бумаг, то это может повлечь изменение процентных ставок в направлении, противоположном намерениям НБТ удешевлять кредит и, тем самым это будет не способствовать экономическому росту и вложений инвестиций в реальный сектор.

Особенно остро противоречия между правительством и центральными банками проявляются в период предстоящих выборов, когда власти стремятся поддержать население путем увеличения государственных выплат (т.е. расходов государства), выбирая легкий путь, который в последующем может обернуться неизбежной инфляцией и еще большим снижением жизненного уровня.

Некоторые экономисты, занимающиеся проблемами финансового рынка, высказывают: «Утверждение о том, что рынок ГКО - это устойчивый и надежный рынок ценных бумаг, не является обоснованным, так как эмиссионные возможности государства при кризисной экономике не бесконечны и постоянное увеличение эмиссии данных бумаг порождает дополнительные затраты на обслуживание внутреннего государственного долга. С позиции экономической безопасности страны этот долг безопасен только при условии развивающейся и конкурентоспособной экономики страны».

Мы понимаем, что наличие внешнего долга и хронический бюджетный дефицит побудили правительство к запуску механизма эмиссии государственных ценных бумаг, наращивающих и обслуживающих внутренний долг государства и соответственно Министерство финансов, Министерство экономики и торговли, Министерство по государственным доходам и сборам, а также НБТ должны разрабатывать свою политику таким образом, чтобы доходная часть бюджета естественным образом покрывала расходную часть, ибо чрезмерное количество выпуска государственных ценных бумаг чревато негативными последствиями.

Бесконтрольное наращивание государственного долга, объемы которого приходили в противоречие с кредитными ресурсами коммерческих банков, предопределили такой уровень доходности государственных ценных бумаг, который практически стал спекулятивным.

Ответственное отношение Правительства РТ и НБТ, смена идеологии противостояния на сотрудничество - это основной способ разрешения данных проблем.

Также существуют и такие проблемы на рынке ценных бумаг, которые отметил заместитель председателя НБТ А.А. Ширинов в своём интервью агентству «Рейтер»:

«К сожалению, у нас вторичный рынок ценных бумаг действует в очень ограниченном объёме, и фактически отсутствует рынок корпоративных ценных бумаг. Фондовая биржа предназначенная для организации и проведения операций с ценными бумагами на вторичном рынке, не может выполнять свои функции из-за отсутствия чётких механизмов торговли корпоративными ценными бумагами, неподготовленности населения к участию в финансовых операциях на открытом рынке, отсутствия исторической практики инвестирования предприятий подобным способом»

Постепенное восстановление доверия инвесторов к рынку ценных бумаг в Таджикистане можно добиться в том случае если НБТ будет разрабатывать новые инструменты рефинансирования и управления ликвидностью банковской системы, а также оптимизации и модификации уже имеющихся.

Особое место среди инструментов рефинансирования коммерческих банков занимают операции РЕПО, как наиболее перспективный инструмент с точки зрения исполнения НБТ своих основных функций по реализации денежно-кредитной политики и управления ликвидностью.

Рынок РЕПО зародился в США в 1918 г., когда Федеральный резервный банк начал проводить операции РЕПО с банковскими векселями.

Значение операций РЕПО в целом неуклонно возрастает, что обусловлено их объективными, свойствами как одного из наиболее гибких и практически безрисковых финансовых инструментов, носящих рыночный характер. Операции РЕПО являются одним из ключевых инструментов проведения денежно-кредитной политики всех индустриально развитых и большинства развивающихся стран мира.

Под сделкой РЕПО понимается двусторонняя сделка по продаже (покупке) ценных бумаг с обязательством обратной покупки (продажи) тех же бумаг через определенный условиями сделки срок и по определенной условиями сделки цене.

Суть операции состоит в том, что банк покупает эти бумаги по цене, чуть ниже сложившейся в этот момент на рынке, и продает их затем по цене, несколько более высокой, чем цена покупки, так что разница в ценах обеспечивает банку доходы чуть более низкие, чем ставка краткосрочного кредитования. Выгода операции для банка в том, что он, покупая ценные бумаги ниже рыночной цены, страхует себя от возможного неблагоприятного изменения процентных ставок, когда банк может понести убытки при неспособности клиента выкупить бумаги обратно. Таким образом, кредитные риски по таким операциям почти полностью отсутствуют, а клиент получает денежные средства, как если бы он получил кредит.

Как для любого кредита, важными характеристиками РЕПО являются: срок, процентная ставка, сумма и периодичность процентных платежей. РЕПО может заключаться на условиях «овернайт», на определенный срок или с открытой датой.

Различают двухсторонние и трехсторонние сделки РЕПО, а также «доверительное РЕПО». При двусторонних сделках РЕПО ценные бумаги переводятся их покупателю, что способствует минимизации кредитного риска покупателя. Но затраты на осуществление таких сделок могут быть существенными. При трехсторонних сделках РЕПО ценные бумаги передаются третьей стороне, которая проверяет качество ценных бумаг и несет ответственность за правильное исполнение договора, получая за это комиссионное вознаграждение. При использовании «доверительного РЕПО» ценные бумаги находятся у продавца, что способствует снижению затрат по переводу ценных бумаг, однако кредитный риск при этом существенно возрастает.

Ставки по сделкам РЕПО зависят от срока кредита и вида ценной бумаги, служащей в качестве обеспечения. Различают ставки портфельного (общего) обеспечения и ставки специального обеспечения. Портфельное обеспечение - это все ценные бумаги, которые имеются у дилеров в избытке и на которые, следовательно, нет повышенного спроса. Специальное обеспечение - это те ценные бумаги, на которые существует спрос. РЕПО с общим обеспечением требует более высоких ставок, а со специальными - низких, иногда даже нулевых.

При совершенствовании данного вида операций НБТ должен опираться на следующее - дальнейшее внедрение этого инструмента будет, помимо расширения инструментария денежно-кредитной политики, способствовать решению ряда актуальных вопросов функционирования рынка ценных бумаг.

РЕПО могут стать эффективным способом преодоления одной из наиболее болезненных диспропорций финансового рынка Таджикистана - между краткосрочностью свободных финансовых ресурсов и долгосрочностью государственных ценных бумаг. Данная диспропорция обусловлена объективными факторами, поэтому инструмент, способный эффективно сочетать противоположные характеристики, выглядит наиболее предпочтительным с точки зрения его развития и использования.

Являясь одним из базовых механизмов управления ликвидностью банковской системы, РЕПО в зависимости от ситуации могут использоваться как для повышения ликвидности вторичного рынка ценных бумаг и создания условий для снижения стоимости последующих заимствований, так и для стерилизации избыточной ликвидности путем предоставления альтернативной возможности вложения свободных денежных средств.

Будучи важным показателем рыночного уровня процентных ставок денежного рынка, а также наиболее точным индикатором ожиданий участников в отношении кратко - и среднесрочных процентных ставок на денежном рынке, РЕПО окажут существенное влияние на формирование репрезентативной кривой доходности, являющейся для экономики ориентиром процентных ставок на различные сроки кредитования.

Внедрение РЕПО должно также способствовать реальному увеличению доли рыночных ценных бумаг в структуре внутреннего государственного долга без его номинального увеличения.

Чрезвычайно важным следствием внедрения операций РЕПО является повышение доверия участников рынка к самому рынку государственных ценных бумаг.

Кроме того, операции РЕПО практически не несут в себе кредитных рисков, поскольку представляют собой обеспеченные кредиты.

Следует также учитывать, что с точки зрения внедрения операций РЕПО НБТ технически несложно приступить к использованию указанного инструмента благодаря стандартизации, а также существованию готовой биржевой инфра-структуры.

С началом проведения операций РЕПО начнет формироваться рынок, инструменты которого НБТ в дальнейшем сможет использовать для оперативного воздействия на уровень банковской ликвидности, проводя операции по ставкам, которые могли бы гибко корректироваться в течение каждого дня в зависимости от изменения рыночной конъюнктуры.

При этом следует учитывать, что эффективное использование данного финансового инструмента возможно только по прошествии определенного периода времени. С целью сокращения данного периода и повышения привлекательности операций РЕПО для участников открытого рынка мы думаем, НБТ должен проводить операции РЕПО на постоянной основе.

Исключительно важную роль играет на рынке ценных бумаг информационное обеспечение, но в Таджикистане оно сильно отстаёт. Отсутствует определённый источник в средствах массовой информации, регулярно представлявший бы информацию об изменениях и котировках на рынке ценных бумаг, что отрицательно влияет на интерес потенциальных участников данного рынка, и представляется, что его скорейшее внедрение способствовало бы развитию рынка ценных бумаг.


Заключение

 

В заключении дипломной работы следует отметить, что вопросы регулирования инфляции является самым актуальным в экономике республики. Для решения задач в части управления инфляционными процессами Национальному банку надо разрабатывать и реализовывать жесткую денежно-кредитную политику. Для достижения основных целей денежно-кредитной и валютной политики необходимо:

.   Иметь в достаточном объеме золотовалютных резервов и использовать все возможности по их увеличению. С этой целью нужно обеспечить систематическое и постепенное развитие экономики страны, также необходимо развивать экспортный потенциал нашей республики с целью притока иностранной валюты в обращение, который в свою очередь способствует увеличению денежной массы и снижению уровня инфляции в стране.

.   Обеспечить устойчивость банковской и финансовой системы в стране. С этой целью Национальному банку Таджикистана нужно создать благоприятную правовую базу функционирования банковской системы. Также с целью обеспечения конкурентоспособности будет целесообразным увеличить капитальную базу банков, т.е. проводить систематически политику рекапитализацию банковской системы путём ликвидации слабых банков, слияния и их реорганизации.

.   Обеспечить хорошую атмосферу для дружеской конкуренции в банковской системы путём участия банков на кредитных аукционах, валютных и биржевых торгах.

.   Обеспечить коммерческим банкам централизованными кредитами по ставке рефинансирования.

.   По мере снижения инфляции снизить норматив обязательных резервов, депонируемые за счет привлеченных ресурсов с целью снижения процентных ставок по размещенным кредитам и тем самым обеспечить кредитования национальной экономики.

.   Самое главное увеличить формы безналичного обращения, такие как электронное обслуживание, выпуск пластиковых карт и других платежных систем.


Список литератур

кредитный инфляционный денежный политика

1. Э. Рахмон. Послание Президента Республики Таджикистан Э. Рахмона об основных направлениях внутренней и внешней политики от 20 апреля 2012 г. www/president.tj.

2. Абалкин Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы (о концептуальных основах монетаристской программы финансовой стабилизации). // Вопросы экономики -1996, №12, стр. - 13.

.   Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебное пособие. - М.: Институт международного права и экономики. -1996, стр. - 136.

.   Авдиянц Ю.П. Кредит и повышение эффективности производства. - М.: Финансы - 1992, стр. - 67.

.   Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. Макроэкономика. - М.: Дело и сервис. -1999, стр. - 142-146.

.   Адекенов Т.М. Банки и фондовый рынок. Анализ. Практика. Эволюция. - М.: Ось-89, 1997, стр. - 72-95.

.   Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. - М., 1998, стр. - 38-78.

.   Алёхин Б.И. Рынок ценных бумаг. Введение в фондовые операции. - Самара: СамВен -1992, стр. - 55.

.   Алимардонов М.М. Роль Национального банка Таджикистана в развитии экономики Таджикистана. // Экономика Таджикистана: стратегия развития. - Душанбе -2001, стр. 78-79.

.   Алимардонов М.М. Таджикистан станет привлекательным для инвесторов. // Вестник Национального банка Таджикистана. Душанбе -2003, №1-2 (39-40), стр. - 26-27.

.   Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. М.: Финстатинформ - 1995, стр. - 56.

.   Ашуров Н.А. Активизация банковской деятельности и её стабилизирующее влияние на развитие экономики. // Вестник Национального банка Таджикистана. - Душанбе -2002, №2 (32), стр. - 29.

.   Ашуров Н., Лалбеков И. Муомилоти пули, карз ва бонк. - Душанбе -2002, стр. - 41-48; -149-158.

.   Базелер У., Сабов З., Хайнрих Й., Кох В. Основы экономической теории: принципы, проблемы, политика Германский опыт и российский путь. - Санкт-Петербург: Питер -2000, стр. - 454-457; -473-475; -485; -487-515.

.   Банковское дело. / Под ред. Лаврушина О.И. - М.: Финансы и статистика. -1999.

.   Белоусов Д., Клепач А. Монетарные и немонетарные факторы инфляции в Российской экономике в 1992-1994 гг. // Вопросы экономики. -1995, №3, стр. - 54-62.

.   Берёзина М.П. Безналичные расчёты в экономике России. Анализ практики. - М.: «Консалт-банкир» -1997, стр. - 382.

.   Бойматов А.А. Экономика Таджикистана на пути к рынку. - Худжанд: ООО «Шах» -2002.

.   Бочаров В.В. Финансово-кредитные методы регулирования рынка инвестиций. - М.: Финансы и статистика. - 1997, стр. - 98.

.   Букато В.И., Лапидус М.Х. Финансово-кредитный механизм и банковские операции. - М.: Финансы. - 1997, стр. - 43.

.   Гамидов Г.М. Банки и банковская система. - М.: Банковское и кредитное дело. - 1994, стр. - 65.

.   Закон Республики Таджикистан «О банках и банковской деятельности в Республике Таджикистан» Принято 21.02.91 г. (Ведомости Верховного Совета Республики Таджикистан, 1991, №7. стр. - 11)

.   Закон Республики Таджикистан «О валютном регулировании и валютном контроле» №112 от 04.11.95. // Садои мардум, 1995.

.   Закон Республики Таджикистан «О Национальном банке Таджикистана» №383 от 14.12.96 // Вестник Маджлиси Оли Республики Таджикистан. - Душанбе -1996, №24.

.   Закон Республики Таджикистан «О ценных бумагах и фондовых биржах» // Садои мардум, 1997.

.   Закон Республики Таджикистан «Об амнистировании граждан Республики Таджикистан в связи с легализацией ими денежных средств» №40 от 10.05.03.

.   Исмаилов И.М. Проблемы монетарного регулирования в условиях трансформации экономики. // Паёми Донишгохи Давлатии хукук, бизнес ва сиёсат. - Худжанд -2003, №1-2, стр. - 87.

.   Мавлонов М. Анализ состояния внутреннего валютного рынка Республики Таджикистан и реализации курсовой политики Национального банка Таджикистана в 2002 году / Вестник Национального банка Таджикистана. - Душанбе -2003, №3-4 (41-42), стр. - 70.

.   Прогноз основных направлений денежно-кредитной и валютной политики Республики Таджикистан на 2012 г.

.   Указ Президента Республики Таджикистан «О введении в обращение национальной валюты сомони» №426 от 26.10.00 г.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...