Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика лекционных и семинарских занятий




Тематика лекционных и семинарских занятий

 

Модуль 1.

История в системе социально-гуманитарных наук.

Основы методологии исторической науки

Лекция 1.

История как наука и учебная дисциплина: объект, предмет, задачи.

Методология исторической науки

Происхождение истории. История как самостоятельная область знания и ее отрасли. История как научная дисциплина. Место истории в системе наук. Вспомогательные исторические дисциплины. Объект и предмет исторической науки. Теория и методология исторической науки. Место и роль методологии исторической науки в познании процессов общественного развития. Теория как высшая форма научного познания и ее роль в познании прошлого. Основные теории и концепции исторического процесса (концепции: религиозная, экономического детерминизма, модернизационная, синергетическая; теории: системная, аналитическая). Идеи, влияющие на исторические исследования.

Философия истории. И. Гердер. Г. Гегель, К. Маркс и Ф. Энгельс. О. Конт. В. Дильтей. В. Виндельбанд, Г. Риккерт. Р. Коллингвуд. К. Поппер. А. Тойнби. К. Ясперс. О. Шпенглер. Н. И. Кареев, Р. Ю. Виппер, Л. П. Карсавин. Н. Бердяев.

Исследование теоретических проблем истории в трудах ученых в XX в. Э. Карр. Основные направления развития современной исторической науки. М. Блок, Л. Февр и школа «Анналов». Ж. ле Гофф и П. Нора. У. Ростоу, А. Тоффлер. Ф. Фукуяма. Т. Костопулас.

Отечественные ученые и исследование теоретических проблем истории. М. А. Барг, О. Л. Вайнштейн, Б. Л. Губман, И. М. Дьяконов, А. Я. Гуревич. Е. М. Жуков, И. Д. Ковальченко, И. С. Кон. Б. Г. Могильницкий. П. А. Сорокин. А. Федотов.

Сущность, формы, функции исторического знания. Исторический факт и его интерпретации в историографии. Методы исторического исследования.

История России как часть мирового исторического процесса, общее и особенное.

 

Терминологический аппарат

Философия истории, методология, методы научного исторического познания, историческое время, историческое пространство, исторический источник, генезис исторической науки, исторический факт, система, системный подход, гипотеза, понятие, теория, идеализм, материализм, позитивизм, формационный подход, цивилизационный подход, историография.

 

Литература

1. Барг М. А. Категории и методы исторической науки. - М., 1984.

2. Баринова Е. П., Ипполитов Г. М., Бобкова Е. Ю. Основы теории и методологии исторической науки. - Самара, 2010.

3. Бессмертный Ю. Л. «Анналы»: переломный этап? // Одиссей, 1991.

4. Брандт М. Ю., Ляшенко Л. М. Введение в историю. М., 1994.

5. Вазюлин В. А. Логика истории. Вопросы теории и методологии. - М., 2005. - 436 с.

6. Гутнова Е. В. Историография истории средних веков. М., 1985.

7. Гуревич А. Я. Исторический синтез и школа «Анналов». М., 1993.

8. Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 2003

9. История России*. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 2001 г. – 368 с.

10. История России*. Теории изучения. Книга первая. С древнейших времен до конца XIX века. Учебное пособие / Под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург, 2004 г. – 576 с.

11. Лосев А. Ф. Двенадцать тезисов об античной культуре // Лосев А. Ф. История Античной эстетики. М., 1992.

12. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 13, 22.

13. Семенникова Л. И. * Отечественная история в системе мировых цивилизаций. М., 2008. – 782 с.

14. Смоленский Н. И. Теория и методология истории. М., 2008. - 272 с.

15. Тойнби А. * Постижение истории. - М., 1991.

16. Шпенглер О. * Закат Европы: очерки мифологии мировой истории. – М., 1998. – 666 с.

17. Ясперс К. * Смысл и назначение истории. – 1994. – 527 с.

 

Электронный ресурс

1. История России. Теории изучения // http: //society. polbu. ru/russia_history/ch00_all. html

2. Коломийцев В. Ф. Методология истории // http: //abuss. narod. ru/Biblio/kolomijtzev. htm

3. Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания: учеб. пос. // http: //www. hse. ru/data/648/531/1240/SP_txtb2. pdf

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое история, каковы ее содержательные границы и связь с другими общественными науками?

2. Что представляют собой теория и методология исторической науки и какова роль теории в познании прошлого?

3. Основные теории и концепции исторического процесса, которые вам знакомы? В чем их сильные и слабые стороны?

4. В чем сущность цивилизационного и формационного подходов к рассмотрению исторического процесса?

5. Значение христианской интерпретации исторического процесса.

6. Каковы основные направления современной исторической науки и кто их представители?

7. Ведущие зарубежные концепции интерпретации исторического процесса их представители.

8. Доминирующие отечественные концепции исторического процесса их представители.

 

 

Семинар 1.

Объект, предмет и функции исторической науки. Роль теории в изучении прошлого. История России как часть мировой истории

Приступая к изучению материала необходимо дать определение понятия история и рассмотреть варианты периодизации истории. Следует обратить внимание на специфику исторической науки. Получить информацию о прошлом, можно только опираясь на исторические источники. Нужно уяснить, что для достижения объективности необходимо опираться на весь спектр исторических источников. Для целостного представления по заданной теме необходимо рассмотреть следующие вопросы.

1. Определение объекта и предмета исторической науки. Основные этапы развития мировой исторической науки. Методы исторического исследования.

2. Высшие достижения исторической мысли в эпоху Древнего мира. Античные авторы: Геродот (между 490 и 480 - ок. 425 до н. э. ) - " История греко-персидских войн"; Фукидид (ок. 460-400 до н. э. ) -" История" . Великий античный историк Полибий (ок. 200 - ок. 120 до н. э. ) и его попытка создать всемирную историю. Труд Полибия " История" (40 книг).

Историческая наука Древнего Востока. " Китайский Геродот" Сыма Цянь (145 или 135 - ок. 86 до н. э. ) и его " Исторические записки" (" Ши Цэи" ), оказавшие весомое влияние на развитие исторической науки в Китае. Историк и государственный деятель Китая XI в.  Сым Гуан и его труд (294 книги), охватывающий историю китайского народа с V по конец IX вв.

Крупные ученые-историки арабского Востока авторы " всеобщих историй" Якуби (X в. н. э. ), Абу Ханифа ад -Динавери (IX в. ), Табари (кон. IX - начало Х вв. ).

3. Историческая мысль Средневековья и влияние на ее развитие церковно-религиозной идеологии. Концепция провиденциализма (по воле провидения) как ведущая историческая концепция ранне -средневековой мысли Западной Европы. Августин Блаженный (354-430). Григорий Турский - автор " Истории франков" в десяти книгах - исторического памятника раннего Средневековья.

4. Эпоха Возрождения как переход от Средневековья к Новому времени. Усиление интереса к памятникам древности. Зарождение новых подходов к пониманию истории. Итальянский политический деятель Н. Макиавелли (1469-1527) и его работа " Государь" (1513).

5. Историческая наука Нового времени. Итальянский философ Д. Вико (1668-1774) один из основоположников историзма. Французский государственный деятель, философ-просветитель, экономист А. Тюрго (1727-1781)и его концепция развития исторического процесса. Философы Нового времени и идея естественного права, позднее - идея просвещенного монарха. Дуализм исторической науки. Крупнейшими представителями: О. Тьерри (1795-1856), Ф. Минье (1796-1884), Г. Карлейль (1795-1881). Немецкие историки Ф. Шлоссер (1776-1861) и В. Онкен (1838-1894) создали - создатели " Всемирной истории" (19 и 46 томов соответственно).

6. Влияние марксизма и исторического метода познания на развитие исторической науки в XIX в. Гегель (1770-1831). К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Зарождение исторической науки в средневековой России (начало XII в. ) - " Повесть временных лет" Нестора. " Слово о полку Игореве".

XVIII в. - как начало развития отечественной исторической науки. Складывание научных школ в XIX в. Новейший период в отечественной исторической науке.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...