Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника

Введение

 

Обеспечение информационной безопасности страны невозможно без создания оптимальной системы средств массовой информации, призванной доводить социально значимую информацию до самых широких слоёв населения страны. Такая система существовала в своё время в Советском Союзе. В период перехода страны к рыночной экономике система СМИ была практически разрушена. Обнищание значительных слоев населения, резкий рост подписной цены на периодическое издание, постепенное уничтожение проводного радиовещания, удорожание бытовой теле- и радиотехники привели к существенному уменьшению информированности населения. Между тем, говорить об "едином информационном пространстве" страны можно только при условии, что в любом пункте этого пространства, в любом городе или селе каждый человек может получить минимум необходимой социальной информации.

Проблема социализации была актуальна вчера, актуальна сегодня и будет актуальна завтра. Обязанность государства создать ребенку "социальную ситуацию развития", среду общения, поле деятельности, адаптировать младшего школьника к современным условиям жизни, воспитать гражданина-патриота, сформировать чувство коллективизма и умение жить и работать в коллективе, воспитать инициативу, самостоятельность, профессиональную ориентацию, развить творческие способности, организовать интересный и плодотворный досуг.

Проблемами социализации детей занимались знаменитые американские антропологи Маргарет Мид, Ван Эвра и др. Они считают, что первостепенное условие, способствующее максимальному социализирующему влиянию СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности "критически мыслить" во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым релевантным жизненным опытом.

СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации. Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился. Теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа. Однако эти теории критикуют за недостаток конкретности и внимания к превалирующим социальным и историческим тенденциям.

Каждый родившийся человек неизбежно входит в общество и вовлекается в процесс социализации, т.е. становления личности, постепенного усвоения им требований общества, приобретения социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют его взаимоотношения с обществом. Социализация осуществляется в семье, школе, на работе; мощными средствами социализации выступают СМИ; в процесс социализации включается передача социального опыта человека; наконец, социализация личности связана с трудовой, общественно-политической и познавательной деятельностью человека. На каждом из этих этапов могут возникать противоречия. Одна из популярнейших проблем - проблема “отцов и детей". Практически в каждой семье ребёнок сталкивается с проблемой несовпадения своих взглядов, ценностей, интересов с родительскими. Это приводит к тому, что ребёнок не может правильно оценить ту или иную ситуацию, приходит к сомнению, что может негативно отразиться на его будущем. Более того, в наше время происходит глобальная смена ценностей, связанная с изменением общественно-политической ситуации в стране. Если в привычных условиях какие-либо претензии родителей к ребёнку могут быть оправданы, то сейчас навязывание устаревших ценностей недопустимо: они не будут восприняты обществом адекватно.

Всё выше сказанное определило тему нашего исследования: влияние средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника.

Целью исследования является выявление степени влияния средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника.

Объектом выступает социальное развитие младшего школьника.

Предметом исследования является влияние средств массовой информации на социальное развитие младшего школьника.

На основании определенных цели, объекта и предмета нами была выдвинута гипотеза данного исследования:

мы предполагаем, что отношение родителей к современным СМИ и регуляция ими процесса воздействия СМИ в значительной степени влияют на социальное развитие современного младшего школьника:

предпочтения детей в теле - и видеопросмотре (жанр, страна производитель, фильмы или мультфильмы);

влияние насилия на экране на ребенка, проблема восприятия насилия; влияние рекламы;

самостоятельность детей в области теле - и видеопросмотра, контроль родителей за просмотром детей.

Средства массовой информации являются одним из факторов, обуславливающих развитие личности человека, особенности и характеристику его когнитивной, эмоциональной и поведенческой составляющей. Развитие психологических черт личности во многом зависит от правильно организованного досугового процесса младших школьников родителями и учителем с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

В своей работе мы ставим перед собой следующие задачи:

изучить психолого-педагогическую, социологическую и методическую литературу по исследуемой проблеме;

определить специфику социального развития младших школьников; а так же степень влияния СМИ на социальное развитие младших школьников;

подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления влияния современных СМИ на социальное развитие младших школьников;

подобрать анкеты, тесты-опросники для выявления отношения родителей к современным СМИ, степень осознанности ими влияния СМИ на социальное развитие младших школьников;

составить и систематизировать рекомендации для родителей и учителей по контролю и регуляции процесса воздействия современных СМИ на социальное развитие младших школьников, с учётом их индивидуально-личностных и возрастных особенностей.

Для реализации цели и задач нами были использованы следующие методы психолого-педагогического исследования:

а) изучение теоретической литературы;

б) анкетирование;

в) беседа;

г) наблюдение;

е) изучение степени влияния СМИ на социальное развитие младшего школьника;

ж) анализ деятельности родителей и учителя по регуляции процесса воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников;

к) методы математической обработки;

Работа состоит из 2 теоретических глав, где рассматриваются индивидуально-личностные и возрастные особенности младшего школьника, специфика его социального развития, информационная среда и проблемы социализации младших школьников.

Экспериментальное исследование проходило на базе МОУ СОШ № 12 г. Ставрополя. В исследовании принимали участие учащиеся начальных классов в количестве 40 человек, а так же их родители и учителя.


Глава I. Изучение теоретической сущности социализации личности современного младшего школьника

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...