Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность процесса социализации

 

В науку о человеке термин "социализация" пришёл из политэкономии, где его первоначальным значением было "обобществеление" земли, средств производства и т.д. Автором термина "социализация" применительно к человеку, очевидно, является американский социолог Ф.Г. Гиддинг, который в 1887 г. В книге "Теория социализации" употребил его значение, близком к современному - "развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни".

Однако обращение к проблеме социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. По выражению одного из американских специалистов по теории социализации, вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, "стар, как библия". Он всегда был в центре внимания философов, писателей и авторов мемуаров, а в последней трети XIX в. Стал интенсивно исследоваться социологами и социальными психологами.

До становления теории социализации в качестве самостоятельной области исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, о формировании и развитии личности и общества, о межпоколенной передаче культуры и др.). С появлением в научном обиходе понятия "социализация" произошла переориентация этих работ в новое русло, и к средине XX в. Социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований. Сегодня проблему социализации или её отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, криминологи, представители других наук.

Попутно необходимо отметить, что почти до 60-х гг., говор о социализации, почти все учёные имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве и юности. Лишь в последние десятилетие детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость. Естественно, что столь недавнее обращение к изучению социализации на этих возрастных этапах не позволило накопить обширный эмпирический материал и внести соответствующие коррективы в концепции, построенные применительно к социализации человека в детстве, отрочестве, юности.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они так или иначе тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся меду собой в понимании роли самого человека в процессе социализации, будем считать это расхождение весьма условным.

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в процессе социализации, а саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван, по мнению А.В. Мудрика субъект-объектным (общество - субъект воздействия, а человек - его объект). У историков этого подхода стояли французский учёный Эмиль Дюркгейм и американский - Талкот Парсонс.

Сторонники второго подхода, как считает А.В. Мудрика, исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход он определил как субъект-субъектный. Основоположниками такого подхода можно считать американцев Чарльза Кули и Дорджа Герберта Мида. Основываясь на субъект-субъектном подходе социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направленными и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах.

Сущность социализации состоит в том, что в процессе её человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Э. Дюркгейм, одним из первых обративший пристальное внимание н проблему социализации, подчёркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами.

Естественно, содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального строя общества. В то же время в современных условиях социализации имеет много характеристик, общих или более менее сходных для различных обществ. В любом обществе социализация человека имеет особенности на различных этапах. В самом общем виде этапы социализации можно соотнести с возрастной периодизацией жизни человека. Существуют различные периодизации, мы будем опираться с социально-педагогической точки зрения на периодизацию А.В. Мудрика.

 

Этапы Возрастные рамки
Младенчество от рождения до года
Раннее детство 1 - 3 года
Дошкольное детство 3 - 6 лет
Младший школьный возраст 6 - 10 лет
Младший подростковый возраст 10 - 12 лет
Старший подростковый возраст 12 - 14 лет
Ранний юношеский возраст 15 - 17 лет
Юношеский возраст 18 - 23 года
Молодость 23 - 30 лет
Ранняя зрелость 30 - 40 лет
Поздняя зрелость 40 - 55 лет
Пожилой возраст 55 - 65 лет
Старость 65 - 75 лет
Долгожительство свыше 70 лет

 

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знании весьма равномерны: об одних известно довольно много, о других - маловато, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определённых странах (это влияние опосредованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредованно через четвёртую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные и частные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдёт его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям таковыми выступают родители, братья и сёстры, родственники, сверстники, соседи, учителя. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают своё влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором редств. Того или иного социального слоя, того или иного возраста социализируемого. К ним можно отнести: способы вскармливания младенца и уходи за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также - в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах.

Каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей истории набор позитивных и негативных формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждений и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведения человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, "механизмов". Существуют различные подходы к рассмотрению "механизмов" социализации. Так, французский социальный психолог Габриель Тард считал основным подражание. Американский учёный считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живёт. В.С. Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В. Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. К психологическим и социально-психологическим механизмам по мнению А.В. Мудрика можно отнести следующие:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздействующих на него жизненно важных объектов.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу. В данном случае - один из путей произвольного и чаще всего непроизвольного усвоения человеком социального опыта.

Экзистенциональный нажим - овладение языком и неосознаваемое усвоение норм социального поведения в процессе взаимодействия со значимыми лицами.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живёт, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации можно отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, "как надо", "что надо", но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыслитель XVI в. Мишель Монтень, который писал: "…Мы можем сколько угодно твердить своё, а обычай и общепринятые житейские правила тащат нас за собой". Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные или блокированные в силу изменившихся условий жизни, могут "всплыть" в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально-одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определённой информации, но и через представление определённых образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил ещё в XVIII в. Реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, "поскольку страсти, испытываемые героями, отличаются большей силой и определённостью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче подражать". Люди в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им образцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определённой субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определённого возраста или определённого профессионального или культурного слоя, который в целом создаёт определённый стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует. А если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, происходит с помощью всех названных выше механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно, и порой это различие весьма существенно. Так, в условиях села, малого города, посёлка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованны механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращённых внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идёт о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизированный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

В целом процесс социализации условно можно представить как совокупность четырёх составляющих:

стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;

относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определённые экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития, на жизненный путь тех или иных возрастных групп;

относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;

более или менее сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостоятельности, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни.

Используя подход, имеющий много общего с теорией культивирования, различные теории социализации (Heath & Bryant, 1992) акцентируют внимание на том, как СМИ, благодаря своему продолжительному воздействию, становятся источником наших знаний о мире и нашей роли в нем. Мейровиц (Meyrowitz, 1985) и Поустмен (Postman, 1982, 1985) утверждают, что в век телевидения дети социализируются и начинают исполнять взрослые роли намного раньше, чем это было несколько столетий назад. Телевидение - это окно, через которое дети узнают о мире взрослых, более не являющемся для них тайной. Таким образом, влияние телевидения заключается в гомогенизации стадий развития: дети становятся похожими на взрослых, а взрослые - похожими на детей. Кроме того, постулируется и приписывается влиянию СМИ аналогичное "сглаживание" дихотомий маскулинность - фемининность и политик - обыватель, следствием которого становится более андрогинное поведение и оценка политических кандидатов в соответствии с личными стандартами.

Еще одна теория социализации уделяет первостепенное внимание условиям, способствующим максимальному социализирующему влиянию СМИ. Ван Эвра (Van Evra, 1997) считает, что совокупное влияние СМИ на детей наиболее велико тогда, когда передачи смотрят в развлекательных целях и когда дети воспринимают их содержание как реалистичное, возможно из-за неспособности "критически мыслить" во время просмотра. Социализирующие эффекты особенно сильно сказываются на заядлых телезрителях, которые обладают скудной альтернативной информацией и небогатым релевантным жизненным опытом. Например, очень вероятно, что СМИ окажут сильное воздействие на мальчика, который часто смотрит комедийные сериалы и воспринимает как реалистичные изображения этнических групп, с которыми он редко сталкивается в жизни.

СМИ, особенно телевидение, - это крайне важные источники национальной и культурной социализации (Rosenberg, 1992). Восприятие детьми реалий культуры, в которой они живут, является частично делом рук СМИ. Эта социализирующая роль телевидения может быть особенно значима в тех случаях, когда ребенок живет в обществе, отличающемся от того, в котором он родился.

Сравнивая американских детей и проживавших в США детей из других стран, Зохури (Zohoori, 1988) обнаружил, что иностранные дети находят телепередачи более интересными, проводят больше времени за их просмотром, чаще идентифицируют себя с телевизионными персонажами и используют телевидение в образовательных целях, чем американские дети. В согласии с теорией культивирования, они также относились с большим доверием к социальной реальности, какой ее изображает телевидение.

То, что создаваемый телевидением мир казался им более реальным, хорошо согласуется с тем фактом, что они меньше непосредственно соприкасались с культурой и делали свои выводы на основании ее изображения.

Взрослые иммигранты также часто обращаются к телевидению, чтобы пополнить свои знания о США, как до, так и после своего прибытия в эту страну (Chaffee, Nass & Yang, 1990). В модуле 2.2 даны примеры того, как телевидение используется в качестве социализирующего агента в трех очень разных обществах.

Таким образом, теории социализации рассматривают очень широкий спектр последствий воздействия СМИ на социальное развитие младших школьников. Тем самым они помогают нам понять, насколько комплексным и всепроникающим является влияние масс-медиа.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...