График учебного процесса. 3.2 Содержание тем лекционного курса. Тема 1. Введение в политическую и юридическую мысль прошлого
График учебного процесса 3. 2 Содержание тем лекционного курса РАЗДЕЛ 1. Политическая и юридическая мысль до XIX века
Тема 1. Введение в политическую и юридическую мысль прошлого Предмет учебной дисциплины. Критерии оценки политико-юридических доктрин. Политические идеи в нецивилизованном обществе.
Тема 2. Политико-юридическое знание в Древнем мире. Древнекитайский мыслитель Конфуций о закономерностях политического управления. Платон о государстве, праве и политике. Политическое учение Аристотеля. Полибий о закономерностях государственной организации.
Тема 3. Политическое знание в учениях мировых религий. Теоретические представления о государстве и праве в христианском вероучении. Исламская политическая доктрина. Тема 4. Европейская политическая мысль в XV – XVII вв. Учение о политике Н. Макиавелли. Ж. Боден о государстве и политическом управлении.
Тема 5. Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в. Ш. Л. Монтескье о государстве и праве. Политические идеи Ж. Ж. Руссо. И. Кант о закономерностях государства и правовом регулировании. Политические воззрения Т. Джефферсона. Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли.
РАЗДЕЛ 2. Политическая и юридическая мысль в XIX – XX веках.
Тема 6. Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века. Основы политической теории И. Бентама. Д. Остин о политической организации общества и праве. Политические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса.
Тема 7. Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX века. Д. С. Милль о формах правления. Политические идеи Р. Иеринга. Г. Спенсер о политически организованном обществе. Ф. Ницше о государстве, праве и политике. Б. Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.
Тема 8. Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX в. Вебер о государстве и политике. Л. Дюги о закономерностях политического властвования. Е. Эрлих о политико-юридических явлениях. П. И. Новгородцев о фундаментальных вопросах политической теории. Л. И. Петражицкий о праве и законности. Г. Моска о политической теории и практике. Разработка проблем общей теории государства и права в трудах Р. Паунда.
Тема 9. Из классической юриспруденции и политологии второй половины XX века. Д. Истон о политико-юридических явлениях. Г. Кельзен о государстве и праве. Учение о праве Г. Харта. Вопросы теории государства и права в трактовке Л. Фуллера. 3. 3 Семинарские занятия Очная форма обучения
Планы семинарских занятий Тема 1. 1. Введение в политическую и юридическую мысль прошлого Содержание занятия 1. Предмет учебной дисциплины. 2. Критерии оценки политико-юридических доктрин. Практические задания к семинару Подготовьте ответы на следующие вопросы: Что такое политико-юридическая доктрина? Чем отличаются конструктивные и подрывные политико-юридические доктрины? Каковы закономерности политически организованного общества, реализация которых обязательна для его самосохранения и прогресса? Тема 1. 2. Политико-юридическое знание в Древнем мире Содержание занятия 1. Политическое знание в государствах Древнего Востока. 2. Политическая мысль Древней Греции. 3. Политико-юридические идеи в Древнем Риме.
Практические задания к семинару Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. В чём заключается «правило исправления имён» по учению Конфуция? 2. Что такое метод провокации по «Артхашастре»? 3. Какие личные качества должны быть присущи политику «по природе» согласно теории Платона? 4. Что такое «большое» и «малые» государства по доктрине древнеримских стоиков? Как связаны эти государства с естественным правом?
Тема 1. 3 Политическое знание в учениях мировых религий Содержание занятия 1. Представления о государстве и праве в Ветхом и Новом завете. 2. Политико-юридические воззрения Августина. 3. Политико-правовые идеи в произведениях Фомы Аквинского. 4. Коран о государстве и праве.
Практические задания к семинару Подготовьте ответы на следующие вопросы: 1. Чем, по мнению Аврелия Августина, отличается государство от большой шайки разбойников? 2. Какое обоснование рабства сформулировал Аврелий Августин? 3. В чем Фома Аквинский видел отличие компетенции светской власти от компетенции власти церковной? 4. Какие элементы государственной власти выделял Фома Аквинский? 5. Установите, какое влияние оказали на учение Фомы Аквинского труды Аристотеля. 6. Какая позиция по отношению к демократии сформулирована в Коране?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|