Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1.4 Европейская политическая и правовая мысль в XV – XVII вв.




Тема 1. 4 Европейская политическая и правовая мысль в XV – XVII вв.

Содержание занятия

1. Н. Макиавелли о закономерностях политики.

2. Ж. Боден о государстве и праве.

3. Политическое учение Б. Спинозы.

4. Основы теории государства и права Т. Гоббса.

5. Д. Локк о политической организации общества и правлении.

 

Практические задания к семинару

Подготовьте ответы на следующие вопросы:

1. Какие личные качества Н. Макиавелли считал необходимыми для успешной работы политика?

2. Какие методы подавления восстания против государственной власти предлагал Ж. Боден?

3. Какую форму государства Б. Спиноза считал лучшей?

4. Выполните сравнительный анализ договорных теорий государства, сформулированных Т. Гоббсом и Д. Локком.

5. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какие фундаментальные естественные законы выделял Т. Гоббс?

Каковы естественные и неотчуждаемые права человека, выдвинутые Д. Локком?

Что Д. Локк имел в виду под прерогативой?  

 

Тема 1. 5 Политико-юридическое знание в Западной Европе и США в XVIII в.

Содержание занятия

1. Ш. Л. Монтескье о государстве и праве.

2. Политические идеи Ж. Ж. Руссо.

3. И. Кант о закономерностях государства и правовом регулировании.

4. Политические воззрения Т. Джефферсона.

5. Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли.

 

Практические задания к семинару

 

Аналитическая работа в группе. По его итогам студенты должны выявить воплощение теоретико-правовых представлений Ш. Л. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, американских республиканцев и федералистов в значимых юридических документах США: Декларации независимости США 1776 г. и Конституции США 1787 г. Кроме того, необходимо сравнить эти документы с политико-юридическим идеалом, который сформулировал И. Кант.

 

Тема 2. 1 Западноевропейские государственно-правовые доктрины первой половины XIX века.

Содержание занятия

1. Основы политической теории И. Бентама.

2. Д. Остин о политической организации общества и праве.

3. Г. Гегель о государстве и праве.

4. Политические воззрения К. Маркса и Ф. Энгельса.  

 

Практические задания к семинару

Работа в группе. Студенты делятся на либералов и марксистов. В дискуссии по проблемам сущности и назначения государства и права ими излагается и защищается аргументация указанных теоретических позиций.

Тема 2. 2 Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX в.

Содержание занятия

1. Д. С. Милль о формах правления.

2. Политические идеи Р. Иеринга.

3. Г. Спенсер о политически организованном обществе.

4. Б. Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.

Примечание: один из семинаров проводится в интерактивной форме – деловой игре «Суд истории». От студентов требуется дать анализ и оценку конкурирующих политико-правовых доктрин прошлого: исторической школы права и юриспруденции интересов Р. Иеринга.

 

Практические задания к семинару

1. Проанализируйте и сопоставьте теоретико-правовые представления, сформулированные в рамках исторической школы права и юриспруденции интересов Р. Иеринга. Установите смысл критических замечаний Р. Иеринга, высказанных в адрес исторической школы права.

2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Как факторы, по мысли Д. С. Милля, влияют на форму правления в государстве?

Каковы признаки военного и промышленного типов политически организованного общества в изложении Г. Спенсера?

Почему, по убеждению Б. Н. Чичерина, понятие государства не может быть сведено к системе государственных органов и служащих?

 

Тема 2. 3 Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX в.

 

Содержание занятия

1. М. Вебер о государстве и политике

2. Л. Дюги о закономерностях политического властвования

3. Л. И. Петражицкий о праве и законности

4. Г. Моска о политической теории и практике

5. Политико-юридические идеи Г. Еллинека

Примечание: один из семинаров проводится в интерактивной форме – деловой игре «Суд истории». От студентов требуется дать анализ и оценку психологической теории права Л. И. Петражицкого и установить ее влияние на политико-юридическую практику и теорию XX в.

 

Практические задания к семинару

1. Проанализируйте и дайте оценку психологической теории права Л. И. Петражицкого. Установите ее влияние на политико-юридическую практику и теорию XX в.

2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какой критерий лежит у Г. Еллинека в основе классификации субъективных публичных права?

Как, согласно Г. Еллинеку, соотносятся право и нравственность?

Что, по мысли Л. Дюги, представляет собой норма солидарности?

Какая структура законодательного органа соответствует, по утверждению Л. Дюги, обществу, в основе которого лежит солидарность?

Что М. Вебер подразумевал под качеством легитимности политической власти?

Какие факторы легитимации политической власти выделял М. Вебер?

Какова, по идее Г. Моски, роль исторических исследований в развитии политологии?

Какие методы, по убеждению Г. Моски, правящему классу следует использовать для обеспечения политической стабильности в государстве?

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...