Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Протокол наблюдения за игрой дошкольника




Содержание.

1.Предварительное ознакомление с ребенком.

· Бланк проведения беседы с дошкольником.

· Наблюдение за игрой дошкольника.

· Наблюдение за учебной деятельностью.

· Наблюдение за состоянием навыков самообслуживания.

· Наблюдение за эмоционально-волевыми проявлениями личности ребёнка.

 

2. Диагностика сенсорно-перцептивной организации дошкольника.

 

1.)Ощущение:

· Изучение цветоощущения

· Изучение тактильных ощущений

· Изучение слуховых ощущений

· Изучение ощущения веса

· Изучение способности к определению направленности звука

2.)Восприятие:

А. Форма:

· «Почтовый ящик» (или коробка форм)

· Доски Сегена

· «Разложи на группы»

· «Найди каждому свое полотенце» (табл. 3)

Б. Цвет:

· «Шарики»

· «Цветные кубики»

· «Найди свой шкафчик» (табл. 1)

· «Подбери комплект по цвету» (табл. 2)

· «Найди фигуре место» (табл. 6)

В. Размер:

· Разбор и складывание матрешки

· Разбор и складывание пирамиды

· «Включение в ряд»

· «Большой, маленький, одинаковый» (табл. 4)

· «Большие и маленькие предметы» (табл. 5)

Г. Восприятие пространственных отношений и целостного образа:

· Разрезанные картинки (+ табл. 9, 10, 11)

· Зашумленные изображения

· «Узнай и назови»

· «Дорисуй» (+табл. 12, 13, 14)

· «Узнай сказку» (табл. 26-29)

· Кубики Коса

· Конструирование по подражанию

· Конструирование по образцу

· «Левая и правая стороны» (табл. 7)

· Ориентация на листе бумаги (табл. 8)

· Ориентация в расположении объектов на плоскости (табл. 30)

· «Коврик» (табл. 16-25)

 

3.Исследование особенностей внимания дошкольника:

· «Угадай по голосу»

· «Найди такой же предмет»

· «Посмотри и покажи»

· «Найди отличия» (табл. 31, 32)

· «Найди мальчика» (табл. 33)

· «Найди цветы из букета» (табл. 34)

· «Чего не хватает?» (табл. 35-37)

· Корректурная проба Бурдона

· Методика Пьерона-Рузера

· Методика использования фигурных таблиц.

· Методика кодирования по Векслеру.

 

  1. Методы диагностики памяти дошкольника.

· Запоминание слов с опорой на картинки (табл. 38, 39)

· Последовательность картинок

· Заучивание 10 слов

· Запоминание двух групп слов

· «Найди рисунок»

· Запоминание 10 карточек

 

  1. Изучение мышления.

· «Найди кусочки, вырезанные из фигур» (табл. 15)

· Понимание картин со скрытым смыслом (табл. 41, 42)

· Понимание картин с изображением нелепых ситуаций (+табл. 43, 44)

· «Последовательность событий» (+табл. 45-48)

· «Времена года» (+табл. 49)

· «Покорми животных» (табл. 50-51)

· «Чего не хватает?» (табл. 52-56)

· «Заполни картинку» (табл. 58)

· «Что лишнее?» (+табл. 62-68)

· Лабиринт

· Понимание содержания литературных текстов (+табл. 59)

· «Назови слова»

· Определение уровня вербального мышления

· «Покажи нужную картинку» (табл. 60-61)

· «Исключение понятий» (+табл. 69-70)

· «Аналогии» (+табл. 71-72)

· Классификация предметов (табл. 73-75)

· Понимание загадок (табл. 76-77)

· Обучаемость детей при выполнении заданий (табл. 78-80)

· «Существенные признаки», «Простые аналогии», «Сложные аналогии»

· Сравнение двух понятий

  1. Изучение речи:

· Проверка артикуляционного аппарата

· Использование предлогов

· Антонимы

· Объяснение понятий

· Построение фраз

· «Расскажи по картинке»

  1. Изучение эмоциональной сферы и воли:

· Эмоциональные реакции на смешные изображения

· Эмоциональное отношение к моральным нормам

· Изучение социальных эмоций

· «Мимика» (табл. 83)

· Лабиринт

  1. Изучение личности:

· «Хорошо и плохо» (табл. 85, 86)

 

Беседа

· Цель: общее предварительное ознакомление с ребенком. Беседа формирует доверие.

· Оборудование: бланк проведения беседы (содержит вопросы и пустое пространство для вписывания ответов обследуемого).

· Ход обследования: ребенок приглашается в кабинет, опрашивает его только один человек, другие могут присутствовать, но вопросы задавать не должны. Лучше, если ребенок в комнате без родителей, а если родители и присутствуют, то они должны находиться за спиной ребенка, чтобы он не видел их лиц. Маленьких детей родители могут держать на коленях. Необходимо постараться создать общий положительный эмоциональный фон (мягкий голос, улыбка). До беседы следует познакомиться с медицинскими сведениями. Введение в беседу может происходить по-разному: через игру или сразу переход к деловым вопросам. Отказ от ответа не всегда свидетельствует о том, что ребенок не знает, может быть, он не может сформулировать. Если ребенок отвечает «не знаю» на очень простой вопрос, то, возможно, что он боится.

 

Бланк проведения беседы.

(для дошкольника)

1. ФИО испытуемого___________________________________

2. Дата рождения______________________________________

3. Дата обследования__________________________________

4. Возраст____________________________________________

ВОПРОСЫ:

Раздел А (вопросы, вскрывающие знания ребенка о себе):

1. Как тебя зовут?___________________________________________________

2. Сколько тебе лет?_________________________________________________

3. Когда у тебя день рождения?________________________________________

4. Сколько человек в вашей семье? Кто именно? _______________________ ________________________________________________________________

5. Как зовут твою маму, твоего папу?__________________________________ ________________________________________________________________

6. Где и кем работают твои мама и папа?______________________________ ________________________________________________________________

7. Кто в семье старше, а кто моложе?_________________________________ ________________________________________________________________

Раздел Б (ориентация в пространстве и во времени):

1. Где ты живешь? Назови свой адрес.__________________________________ ________________________________________________________________

2. В каком городе ты живешь?_________________________________________

3. Сколько комнат в вашей квартире?___________________________________

4. Сколько этажей в вашем доме?______________________________________

5. На каком этаже ты живешь?_________________________________________

6. Покажи левую, правую руку._________________________________________

7. Возьми левой рукой правое ухо._____________________________________

8. Сейчас день или ночь?_____________________________________________

9. Какие части суток ты еще знаешь?___________________________________

10. Какое сейчас время года?___________________________________________

11. Какие еще времена года ты знаешь?_________________________________

12. Назови летние месяцы._____________________________________________

13. Сколько месяцев в году?___________________________________________

14. Сколько часов в сутках?____________________________________________

15. Сколько минут в одном часе?________________________________________

Раздел В (выявление кругозора ребенка):

1. Как называется наша страна?______________________________________

2. Как называется столица нашей страны?______________________________

3. Какие ты знаешь еще города?_______________________________________

4. Каких животных ты знаешь? Чем они питаются? _______________________ _______________________________________________________________

5. Каких ты знаешь домашних животных?_______________________________ _______________________________________________________________

6. Каких ты знаешь птиц?____________________________________________

7. Какие ты знаешь овощи, фрукты, ягоды?______________________________ _______________________________________________________________

8. Какие ты знаешь зимние и весенние праздники?_______________________ _______________________________________________________________

9. Когда дети купаются в реке летом или зимой? Почему? _________________ _______________________________________________________________

10.Что происходит в природе осенью? __________________________________ _______________________________________________________________

11. В какое время года дети катаются на санках?_________________________

12. Какого цвета этот карандаш?_______________________________________

13. Кто больше корова или коза?_______________________________________

14. Кто больше птица или пчела?______________________________________

15. У кого больше ног: у собаки или петуха?______________________________

16. Сколько у тебя пальцев на руке? Покажи указательный ________________

17. Покажи два пальца, три пальца и т. д._______________________________

18. Какие виды транспорта ты знаешь?_________________________________ _______________________________________________________________

19. В каком магазине покупают хлеб?___________________________________

20. Где покупают лекарства?__________________________________________

21. Кто лечит детей?_________________________________________________

22. Кто разносит письма?_____________________________________________

23. Кто подметает улицы?____________________________________________

 

Раздел Г (выявление особенностей личности ребенка: интересов, ценностей, отношений и т. д.):

1. Чем ты больше всего любишь заниматься в свободное время?___________ ________________________________________________________________

2. В какие игры ты любишь играть?_____________________________________ ________________________________________________________________

3. Какие у тебя самые любимые игрушки?_______________________________ ________________________________________________________________

4. С кем ты любишь играть?___________________________________________

5. Какие передачи ты любишь смотреть по телевизору?___________________ ________________________________________________________________

6. О чем ты любишь смотреть фильмы?_________________________________ ________________________________________________________________

7. Любишь ли ты читать книги?________________________________________

8. О чем книги ты любишь?____________________________________________

9. Помогаешь ли ты дома по хозяйству?_________________________________

10. Что ты умеешь делать?____________________________________________ ________________________________________________________________

11. Есть ли у тебя друзья?_____________________________________________

12. Как ты поступишь, если твой друг попал в беду?________________________

13. Что ты сделаешь, если найдешь на улице потерянный кошелек?__________ ________________________________________________________________

14. Что ты сделаешь, если увидишь слепого человека, который не может перейти улицу?___________________________________________________

15. Как ты поступишь, если твой друг скажет учителю неправду?_____________ ________________________________________________________________

16. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? Почему?_________ ________________________________________________________________

17. Нужно ли помогать слабым? Почему?_________________________________ ________________________________________________________________

18. Можно ли брать чужое без спроса? Почему?___________________________ ________________________________________________________________

 

Дополнительные вопросы:

1. Чем похожи сосна и елка?__________________________________________ ________________________________________________________________

2. Чем отличается старый человек от молодого?_________________________ ________________________________________________________________

 

 

Дополнительные заметки о ходе беседы, поведение ребенка, отношение к обследованию, эмоциональное состояние:

 

Протокол наблюдения за игрой дошкольника

Ф.И.О._______________________________ Дата исследования __________ Дата рождения ______________ Полный возраст ребёнка ______________

Внешний вид:

 

1. Интерес (проявляет ли интерес к игрушкам, какие игрушки берёт)

 

2. Стойкость интереса (длительно ли занимается одной и той же игрушкой; длительно вообще играет с игрушками)

 

3. Адекватность использования игрушки

 

4. Уровень развития игры

· Манипуляция

· процессуальная игра

· игра с элементами сюжета

· сюжетно-ролевая игра

5. Характер игры (продолжительность, стереотипичность, творческая направленность, склонность к застреванию)

 

 

6. Осмысленность, самостоятельность: в выборе игрушек, в способности планировать игру, степенность зависит от помощи взрослых, способность соблюдать правила и соотносить свои действия с действиями партнёра

 

7. Поведение во время игры (адекватность эмоциональной реакции: аффективность, негативные реакции, безразличное отношение к игре, реакция неуспеха, реакция на замечание)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...