Разбор и складывание матрешки
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 · Цель: Определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше. · Ход исследования: Экспериментатор дает ребенку 2х составную матрешку и предлагает ее раскрыть. Если испытуемый не начинает действовать самостоятельно, то экспериментатор раскрывает матрешку за него. Когда матрешка разобрана, дается инструкция: «Собери; как было». Далее может предлагаться 3х; 4х и 6тисоставная матрешка. · Нормы: 3хсоставная матрешка в 3 года может быть собрана примериванием, но допустимы пробы. В 5 лет 3хсоставная матрешка – зрительное соотнесение. В 3 года 4хсоставная матрешка собирается методом проб. От 4 лет 4хсоставная матрешка – методом примеривания и зрительного соотнесения. В 4 года 6тисоставная матрешка собирается методом проб, от 5ти лет – методом примеривания и от 6 лет – зрительное соотнесение.
Разбор и складывание матрешки
Ф.И.О._________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения _____________ Полный возраст ребёнка ____________ 1. Принимает ли задачу
2. Действия адекватны/неадекватны
3. Способы выполнения задания: пробы, примеривание, зрительное соотнесение
4. Обучается ли испытуемый
Разбор и складывание пирамиды · Цель: Определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше. · Ход обследования: ребенку предлагается разобрать пирамидку, а затем собрать ее. Если ребенок сам не начинает, то экспериментатор дает ему по одному кольцу, и каждый раз говорит, что это кольцо необходимо надеть на стержень. Методика предъявляется детям от 2х лет до 6ти лет. · Нормы: от 2х-3х лет допускается сложение без учета размера колей. Старше 4х лет складывают с учетом размера колец, но с пробами и примериванием. В 5 лет – только зрительное соотнесение.
Разбор и складывание пирамиды Ф.И.О._________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения _____________ Полный возраст ребёнка ____________ 1. Принимает ли задачу
2. Складывает пирамидку с учетом размера колец/ без учета размера колец.
3. Способ складывания
4. Обучается ли испытуемый
3. Способ скла Включение в ряд · Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше. · Ход обследования: экспериментатор берет 6-составную матрешку, на глазах у ребенка разбирает на 6 матрешек и выстраивает их по росту, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят отвернуться (закрыть глаза), а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. «Поставь матрешку на место». Перед началом выполнения задания не обращают внимания на то, что матрешки стоят по росту. Вместо матрешек можно использовать колечки, пирамидки... Методика дается детям от 5 лет в том случае, если они хорошо справляются с матрешкой и пирамидой. В 5 лет допустимы пробы. В 6 лет - большее место занимает зрительное соотнесение.
Включение в ряд Ф.И.О.______________________________ дата исследования______________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________
1. Принимает ли задачу 2. Способы выполнения задания: · без учета величины, ориентируясь на реакцию взрослого · пробы · примеривание · зрительное соотнесение 3. Обучается ли испытуемый.
Разрезные картинки · Цель: выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого (предметного) изображения, разбитого на отдельные части. · Оборудование: картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям. · Ход исследования: Ребенку предлагают собрать картинку. Сначала предъявляется уже составленная картинка, потом составляющие ее части перемешивают, и ребенку предлагают сделать, как было. Важно следить за характером деятельности ребенка: насколько целенаправленно он действует, контролирует ли свою работу. Следует анализировать вид оказываемой ребенку помощи.
· Нормы: сколько ребенку лет, из такого числа частей он должен собрать картинку. В 3 года - пробы, 4 года - зрительное соотнесение (3-4 части), в 5 лет - допускаются пробы при собирании картинки из 5 частей. · Анализ результатов: √ N, ЗПР: самостоятельно выполняют задание √ УО: дети понимают устную инструкцию и без труда составляют картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на 2-3 части. Картинки, разрезанные на 4 части, они составляют после 2-3 показов и организующей помощи. Дети с тяжелой степенью УО часто не понимают устной инструкции; в этом случае им необходимо пояснить задание с помощью показа. В большинстве случаев дети правильно составляют картинки, разрезанные на 2 части по горизонтали, труднее – по вертикали. Складывая картинки, разрезанные по вертикали на 3 части, часто соединяют первую и третью части картинки, а вторую, среднюю часть не используют или приставляют наугад. Затрудняются при необходимости складывать картинки из 4 частей даже при наличии помощи.
Разрезные картинки Ф.И.О.______________________________ Дата исследования______________ Дата рождения ____________ Полный возраст ребёнка _______________
· беспорядочные действия · пробы с ориентировкой на целостный образ предмета · зрительное соотнесение.
Кубики Кооса · Цель: выявить способность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве, исследовать внимание и сообразительность. · Оборудование: 4 одинаковых специально раскрашенных кубика размером 3,5 см. и карточки с образцами узоров. · Ход обследования: ребенку показывают карточку с узором и предлагают сложить такой же узор из кубиков. В процессе выполнения задания карточка остается перед ребенком. Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков (обследующий дает ребенку кубики). Попробуй». Узоры последовательно усложняются. В процессе выполнения задания ребенку может быть оказана различная помощь: дополнительное разъяснение задания, более полная ориентировка, расчленение узора на составляющие части, подсказка, показ. Задание может выполняться в форме обучающего эксперимента.
· Анализ результатов: √ N: дети справляются с заданием самостоятельно, проявляя упорство и нежелание прерывать работу в случае временных неудач √ ЗПР: дети начинают испытывать затруднения при предъявлении им более сложных заданий, однако организующая помощь в расчленении узора на отдельные составляющие части делает задание доступным и даже привлекательным. √ УО: часто самостоятельно справляются лишь с самым легким заданием, причем стремятся накладывать кубики на карточку с узором. Они медленно ориентируются в каждом новом узоре, допускают ошибки, самоконтроль практически отсутствует. Организующая помощь, расчленение узора на части, соответствующие кубикам, мало помогают их деятельности.
Кубики Кооса Ф.И.О._____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка ____________ Оказанная помощь: · нет · дополнительные разъяснения · расчленение узора на образце на составляющие части · показ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|