Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разбор и складывание матрешки




· Цель: Определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход исследования: Экспериментатор дает ребенку 2х составную матрешку и предлагает ее раскрыть. Если испытуемый не начинает действовать самостоятельно, то экспериментатор раскрывает матрешку за него. Когда матрешка разобрана, дается инструкция: «Собери; как было». Далее может предлагаться 3х; 4х и 6тисоставная матрешка.

· Нормы: 3хсоставная матрешка в 3 года может быть собрана примериванием, но допустимы пробы. В 5 лет 3хсоставная матрешка – зрительное соотнесение. В 3 года 4хсоставная матрешка собирается методом проб. От 4 лет 4хсоставная матрешка – методом примеривания и зрительного соотнесения. В 4 года 6тисоставная матрешка собирается методом проб, от 5ти лет – методом примеривания и от 6 лет – зрительное соотнесение.

 

 

Разбор и складывание матрешки

 

Ф.И.О._________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения _____________ Полный возраст ребёнка ____________

1. Принимает ли задачу

 

2. Действия адекватны/неадекватны

 

3. Способы выполнения задания: пробы, примеривание, зрительное соотнесение

 

 

4. Обучается ли испытуемый

 

 

Разбор и складывание пирамиды

· Цель: Определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход обследования: ребенку предлагается разобрать пирамидку, а затем собрать ее. Если ребенок сам не начинает, то экспериментатор дает ему по одному кольцу, и каждый раз говорит, что это кольцо необходимо надеть на стержень. Методика предъявляется детям от 2х лет до 6ти лет.

· Нормы: от 2х-3х лет допускается сложение без учета размера колей. Старше 4х лет складывают с учетом размера колец, но с пробами и примериванием. В 5 лет – только зрительное соотнесение.

Разбор и складывание пирамиды

Ф.И.О._________________________________ Дата исследования___________ Дата рождения _____________ Полный возраст ребёнка ____________

1. Принимает ли задачу

 

2. Складывает пирамидку с учетом размера колец/ без учета размера колец.

 

3. Способ складывания

 

 

4. Обучается ли испытуемый

 

3. Способ скла

Включение в ряд

· Цель: определить уровень сформированности понятия «размер», отношений больше меньше.

· Ход обследования: экспериментатор берет 6-составную матрешку, на глазах у ребенка разбирает на 6 матрешек и выстраивает их по росту, соблюдая равные промежутки. Ребенка просят отвернуться (закрыть глаза), а в это время из середины ряда извлекают одну матрешку и ряд выравнивают. «Поставь матрешку на место». Перед началом выполнения задания не обращают внимания на то, что матрешки стоят по росту. Вместо матрешек можно использовать колечки, пирамидки... Методика дается детям от 5 лет в том случае, если они хорошо справляются с матрешкой и пирамидой. В 5 лет допустимы пробы. В 6 лет - большее место занимает зрительное соотнесение.

 

Включение в ряд

Ф.И.О.______________________________ дата исследования______________ Дата рождения_____________ Полный возраст ребёнка ___________________

 

1. Принимает ли задачу

2. Способы выполнения задания:

· без учета величины, ориентируясь на реакцию взрослого

· пробы

· примеривание

· зрительное соотнесение

3. Обучается ли испытуемый.

 

Разрезные картинки

· Цель: выявить способность восстанавливать пространственную структуру целого (предметного) изображения, разбитого на отдельные части.

· Оборудование: картинки, разрезанные на 2, 3, 4 части по горизонтальным, вертикальным и диагональным линиям.

· Ход исследования: Ребенку предлагают собрать картинку. Сначала предъявляется уже составленная картинка, потом составляющие ее части перемешивают, и ребенку предлагают сделать, как было. Важно следить за характером деятельности ребенка: насколько целенаправленно он действует, контролирует ли свою работу. Следует анализировать вид оказываемой ребенку помощи.

· Нормы: сколько ребенку лет, из такого числа частей он должен собрать картинку. В 3 года - пробы, 4 года - зрительное соотнесение (3-4 части), в 5 лет - допускаются пробы при собирании картинки из 5 частей.

· Анализ результатов:

√ N, ЗПР: самостоятельно выполняют задание

√ УО: дети понимают устную инструкцию и без труда составляют картинки, разрезанные по горизонтали или вертикали на 2-3 части. Картинки, разрезанные на 4 части, они составляют после 2-3 показов и организующей помощи. Дети с тяжелой степенью УО часто не понимают устной инструкции; в этом случае им необходимо пояснить задание с помощью показа. В большинстве случаев дети правильно составляют картинки, разрезанные на 2 части по горизонтали, труднее – по вертикали. Складывая картинки, разрезанные по вертикали на 3 части, часто соединяют первую и третью части картинки, а вторую, среднюю часть не используют или приставляют наугад. Затрудняются при необходимости складывать картинки из 4 частей даже при наличии помощи.

 

 

Разрезные картинки

Ф.И.О.______________________________ Дата исследования______________ Дата рождения ____________ Полный возраст ребёнка _______________

  1. Принимает ли задачу.

 

  1. Способ действия:

· беспорядочные действия

· пробы с ориентировкой на целостный образ предмета

· зрительное соотнесение.

  1. Обучаем ли ребенок.

 

 

Кубики Кооса

· Цель: выявить способность осуществлять конструктивный процесс и ориентироваться в пространстве, исследовать внимание и сообразительность.

· Оборудование: 4 одинаковых специально раскрашенных кубика размером 3,5 см. и карточки с образцами узоров.

· Ход обследования: ребенку показывают карточку с узором и предлагают сложить такой же узор из кубиков. В процессе выполнения задания карточка остается перед ребенком. Инструкция: «Посмотри, на карточке нарисован узор. Его можно сложить из этих кубиков (обследующий дает ребенку кубики). Попробуй». Узоры последовательно усложняются. В процессе выполнения задания ребенку может быть оказана различная помощь: дополнительное разъяснение задания, более полная ориентировка, расчленение узора на составляющие части, подсказка, показ. Задание может выполняться в форме обучающего эксперимента.

· Анализ результатов:

√ N: дети справляются с заданием самостоятельно, проявляя упорство и нежелание прерывать работу в случае временных неудач

√ ЗПР: дети начинают испытывать затруднения при предъявлении им более сложных заданий, однако организующая помощь в расчленении узора на отдельные составляющие части делает задание доступным и даже привлекательным.

√ УО: часто самостоятельно справляются лишь с самым легким заданием, причем стремятся накладывать кубики на карточку с узором. Они медленно ориентируются в каждом новом узоре, допускают ошибки, самоконтроль практически отсутствует. Организующая помощь, расчленение узора на части, соответствующие кубикам, мало помогают их деятельности.

 

 

Кубики Кооса

Ф.И.О._____________________________ Дата исследования_______________ Дата рождения____________ Полный возраст ребёнка ____________

Оказанная помощь:

· нет

· дополнительные разъяснения

· расчленение узора на образце на составляющие части

· показ

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...