Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Извлечения (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.11

Теория и методика физического воспитания

И развития ребенка

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

«050703.00 –Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью»

«050703 – Дошкольная педагогика и психология»

 

 

 

 

Утверждено на заседании кафедры

Дошкольного и начального образования

факультета П и П

(протокол № 8 от 29.04.2008г.)

 

Зав. кафедрой

_______________Смага А.А.

СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

ДИСЦИПЛИНЫ

 

Раздел 1. Программа учебной дисциплины

Автор программы: Н.В.Алябьева, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО.

1.2. Рецензенты: Тучкова Т.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГТУ);

Чайников С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМФВиС Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ).

 

 

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А

 

Курс «Теории и методики физического воспитания и развития ребенка» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов дошкольного профиля (специальность «050703 – Дошкольная педагогика и психология»).

В программе обозначены компоненты содержания и порядок построения учебного курса “Теория и методика физического воспитания и развития ребенка“ (ТМФВРР). При создании программы учтены требования, сформулированные в Государственном образовательном стандарте. Учебной дисциплине ТМФВРР отводится ведущая роль в решении важной и сложной проблемы - обеспечить формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в области физической культуры, основ здорового образа жизни.

Основной комплекс знаний по предмету ТМФВРР преподается, согласно действующему учебному плану, на 2– 4 семестрах заочной формы обучения.

 

Цель курса – формирование профессиональных навыков специалиста физического воспитания, расширение профессионального мировоззрения о роли и месте ТМФВи РР в профессиональном образовании.

Задачи курса:

1. Вооружить студентов научно-методическими знаниями о процессе физического воспитания детей.

2. Сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности физического развития дошкольников на разных возрастных этапах.

3. Научить определять содержание физкультурно-оздоровительной работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат.

4. Обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях.

5. Сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ физического воспитания детей.

6. Стимулировать изучение инновационного опыта работы по физическому воспитанию и стремления создавать свои оригинальные способы педагогического воздействия на двигательную культуру детей.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике.

В результате изучения дисциплины «Теории и методики физического воспитания и развития ребенка» студенты должны знать:

Ø теоретические основы методики ФВ;

Ø основные принципы физического воспитания;

Ø особенности организации работы по ФВ во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка;

Ø цель и задачи физического развития детей;

Ø методические принципы моторного развития детей;

Ø содержание работы в разных возрастных группах;

Ø средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по физическому развитию;

Ø методы исследования в ТиМФВиРР;

Ø современные программы по физическому воспитанию;

Ø закономерности физического развития детей;

Ø современные подходы к развитию детей на физкультурных занятиях и в повседневной жизни.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них следующих профессиональных умений в области физической культуры:

v умение обследовать двигательную активность детей;

v составлять диаграмму физического и функционального развития;

v составлять перспективный план, план-конспект физкультурного занятия;

v планировать проведение утренней гимнастики, физкультминуток, спортивных праздников, физкультурных досугов;

v умение привлекать внимание детей к показу упражнений, заданий, устанавливать эмоциональный контакт с ними;

v обеспечивать мотивацию физической деятельности;

v умение владеть терминологией и использовать невербальные средства общения в занятиях физической культурой;

v создавать атмосферу сотворчества в процессе игр и упражнений с детьми.

Программа курса базируется на следующих стержневых положениях:

· осознание роли физической культуры, как одного из фундаментальных и универсальных аспектов человеческой культуры, формирования здорового образа жизни;

· отношение к физической культуре как ценности нации;

· понимание роли физической культуры в психическом развитии ребенка, своеобразия возрастного онтогенеза, процесса двигательной культуры как качественных изменений;

· признание ведущей деятельности игры в личностном развитии ребенка;

· понимание роли, специфики и методических принципов специального обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста, место физической культуры в общей системе работы по формированию двигательного режима в детском саду;

· осознание того, что научно обоснованная методика обучения физическим упражнениям должна опираться на понимание; принципы обучения, психических процессов онтогенеза; специфики содержания и методов спортивной дидактики.

Последовательность расположения тем в данной программе определяется логикой теории и методики физического воспитания как научной дисциплины и логикой физического развития ребенка - дошкольника.

Вначале рассматриваются предмет, содержание и задачи курса, теоретические и методологические основы методики, дается характеристика цели, задач, содержания, форм и методов организации работы по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях.

Далее следуют методические темы, в которых раскрываются вопросы обучения физическим упражнениям от умения ползать и ходить к более сложным видам передвижения: спортивные упражнения, подвижные и спортивные игры.

Существенное место отводится диагностике физического развития детей, изучению технологии обследования физической подготовленности и функционального состояния ребенка.

Психологические и дидактические аспекты анализа методики развивают методическое мышление студентов, способность правильно оценивать реальные педагогические ситуации, объективно определять содержание, формы, средства и методы формирования двигательной деятельности ребенка и тем самым помогают подготовить творческих специалистов к работе по физической культуре и формированию здорового образа жизни.

Заключительные темы «Методическое руководство работой по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях и органах управления образованием» и «Преподавание курса «Методика физического воспитания детей» в дошкольных педагогических училищах и колледжах» направлены на подготовку студентов к выполнению функций организатора, методиста и преподавателя.

При изучении курса ТиМФВ и РР применяются следующие формы учебной работы: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, применяются технические средства обучения.

На семинарских занятиях предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы в области физической культуры, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами.

Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разработку студентами конспектов диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических, подвижных и спортивных игр и заданий, планов работы на основе ознакомления с материалами научных исследований возрастного онтогенеза

Программа рассчитана на 100 часов аудиторных занятий и 100 часов самостоятельной работы студентов.

В качестве промежуточного контроля за освоением курса проводится контрольная работа для студентов 2 курса ЗФО.

Изучение курса завершается экзаменом (2 курс).

В предлагаемой программе отражены современные взгляды на физическое воспитание и развитие детей, использованы материалы исследований в области теории и методики физического воспитания и развития ребенка (Глазыриной Л.Д., Нестеровой З.И., Ноткиной Н.А., Полтавцевой Н.В., Степаненковой Э.Я., Руновой М.А.. и др.).

Учтены данные о содержании подготовки специалистов по вопросам физического воспитания и развития ребенка, опыт разработки учебных программ для факультетов дошкольной педагогики и психологии, в частности, использованы материалы программы курса Ю. Ф. Змановского; «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (М., 1991); Н.В. Алябьевой «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (Мурманск, 1998).

 

Извлечения (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

СМ. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=030900

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...