Извлечения (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО
Стр 1 из 17Следующая ⇒ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ СД.11 Теория и методика физического воспитания И развития ребенка
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: «050703.00 –Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью» «050703 – Дошкольная педагогика и психология»
Утверждено на заседании кафедры Дошкольного и начального образования факультета П и П (протокол № 8 от 29.04.2008г.)
Зав. кафедрой _______________Смага А.А. СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Программа учебной дисциплины Автор программы: Н.В.Алябьева, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент МАНПО. 1.2. Рецензенты: Тучкова Т.В., кандидат философских наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГТУ); Чайников С.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМФВиС Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ).
П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А
Курс «Теории и методики физического воспитания и развития ребенка» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов дошкольного профиля (специальность «050703 – Дошкольная педагогика и психология»). В программе обозначены компоненты содержания и порядок построения учебного курса “Теория и методика физического воспитания и развития ребенка“ (ТМФВРР). При создании программы учтены требования, сформулированные в Государственном образовательном стандарте. Учебной дисциплине ТМФВРР отводится ведущая роль в решении важной и сложной проблемы - обеспечить формирование у студентов целостного представления о профессиональной деятельности в области физической культуры, основ здорового образа жизни.
Основной комплекс знаний по предмету ТМФВРР преподается, согласно действующему учебному плану, на 2– 4 семестрах заочной формы обучения.
Цель курса – формирование профессиональных навыков специалиста физического воспитания, расширение профессионального мировоззрения о роли и месте ТМФВи РР в профессиональном образовании. Задачи курса: 1. Вооружить студентов научно-методическими знаниями о процессе физического воспитания детей. 2. Сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности физического развития дошкольников на разных возрастных этапах. 3. Научить определять содержание физкультурно-оздоровительной работы с группой и отдельными детьми, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат. 4. Обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку, а также знаний конкретных способов речевого развития детей и умений применять их в изменяющихся условиях. 5. Сформировать умение анализировать и критически оценивать опыт работы других, проводить экспертизу программ физического воспитания детей. 6. Стимулировать изучение инновационного опыта работы по физическому воспитанию и стремления создавать свои оригинальные способы педагогического воздействия на двигательную культуру детей. В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь использовать их на практике. В результате изучения дисциплины «Теории и методики физического воспитания и развития ребенка» студенты должны знать: Ø теоретические основы методики ФВ;
Ø основные принципы физического воспитания; Ø особенности организации работы по ФВ во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка; Ø цель и задачи физического развития детей; Ø методические принципы моторного развития детей; Ø содержание работы в разных возрастных группах; Ø средства, формы, методы и приёмы работы с детьми по физическому развитию; Ø методы исследования в ТиМФВиРР; Ø современные программы по физическому воспитанию; Ø закономерности физического развития детей; Ø современные подходы к развитию детей на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них следующих профессиональных умений в области физической культуры: v умение обследовать двигательную активность детей; v составлять диаграмму физического и функционального развития; v составлять перспективный план, план-конспект физкультурного занятия; v планировать проведение утренней гимнастики, физкультминуток, спортивных праздников, физкультурных досугов; v умение привлекать внимание детей к показу упражнений, заданий, устанавливать эмоциональный контакт с ними; v обеспечивать мотивацию физической деятельности; v умение владеть терминологией и использовать невербальные средства общения в занятиях физической культурой; v создавать атмосферу сотворчества в процессе игр и упражнений с детьми. Программа курса базируется на следующих стержневых положениях: · осознание роли физической культуры, как одного из фундаментальных и универсальных аспектов человеческой культуры, формирования здорового образа жизни; · отношение к физической культуре как ценности нации; · понимание роли физической культуры в психическом развитии ребенка, своеобразия возрастного онтогенеза, процесса двигательной культуры как качественных изменений; · признание ведущей деятельности игры в личностном развитии ребенка; · понимание роли, специфики и методических принципов специального обучения физическим упражнениям детей дошкольного возраста, место физической культуры в общей системе работы по формированию двигательного режима в детском саду;
· осознание того, что научно обоснованная методика обучения физическим упражнениям должна опираться на понимание; принципы обучения, психических процессов онтогенеза; специфики содержания и методов спортивной дидактики. Последовательность расположения тем в данной программе определяется логикой теории и методики физического воспитания как научной дисциплины и логикой физического развития ребенка - дошкольника. Вначале рассматриваются предмет, содержание и задачи курса, теоретические и методологические основы методики, дается характеристика цели, задач, содержания, форм и методов организации работы по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях. Далее следуют методические темы, в которых раскрываются вопросы обучения физическим упражнениям от умения ползать и ходить к более сложным видам передвижения: спортивные упражнения, подвижные и спортивные игры. Существенное место отводится диагностике физического развития детей, изучению технологии обследования физической подготовленности и функционального состояния ребенка. Психологические и дидактические аспекты анализа методики развивают методическое мышление студентов, способность правильно оценивать реальные педагогические ситуации, объективно определять содержание, формы, средства и методы формирования двигательной деятельности ребенка и тем самым помогают подготовить творческих специалистов к работе по физической культуре и формированию здорового образа жизни. Заключительные темы «Методическое руководство работой по физическому воспитанию детей в дошкольных учреждениях и органах управления образованием» и «Преподавание курса «Методика физического воспитания детей» в дошкольных педагогических училищах и колледжах» направлены на подготовку студентов к выполнению функций организатора, методиста и преподавателя. При изучении курса ТиМФВ и РР применяются следующие формы учебной работы: лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, применяются технические средства обучения.
На семинарских занятиях предусматривается рассмотрение теоретических проблем на основе изучения научной литературы в области физической культуры, анализ рефератов, докладов, сообщений, аннотаций и рецензий, подготовленных студентами. Практические занятия направлены на обсуждение методических вопросов, разработку студентами конспектов диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических, подвижных и спортивных игр и заданий, планов работы на основе ознакомления с материалами научных исследований возрастного онтогенеза Программа рассчитана на 100 часов аудиторных занятий и 100 часов самостоятельной работы студентов. В качестве промежуточного контроля за освоением курса проводится контрольная работа для студентов 2 курса ЗФО. Изучение курса завершается экзаменом (2 курс). В предлагаемой программе отражены современные взгляды на физическое воспитание и развитие детей, использованы материалы исследований в области теории и методики физического воспитания и развития ребенка (Глазыриной Л.Д., Нестеровой З.И., Ноткиной Н.А., Полтавцевой Н.В., Степаненковой Э.Я., Руновой М.А.. и др.). Учтены данные о содержании подготовки специалистов по вопросам физического воспитания и развития ребенка, опыт разработки учебных программ для факультетов дошкольной педагогики и психологии, в частности, использованы материалы программы курса Ю. Ф. Змановского; «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (М., 1991); Н.В. Алябьевой «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста» (Мурманск, 1998).
Извлечения (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО СМ. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=030900
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|