Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Характеристика некоторых физиологических состояний организма ребенка, возникающих при мышечной деятельности.




 

Цель работы: Освоить методику регистрации пульса и частоты сердцебиений в покое и после функциональной пробы. Научиться измерять ЖЁЛ и объемы ее составляющие.

Материальное обеспечение занятий: 6 секундомеров, ручные динамометры, спидометр, мундштуки, вода и дезинфицирующий раствор, метроном, ступеньки разной высоты, карты-задания.

План:

1. Задачи и содержание врачебно-педагогического контроля:

а) врачебно-педагогическое обследование и оценка состояния здоровья детей;

б) динамика физического развития;

в) динамика функционального развития и работоспособности организма;

2. Выявление отклонений от нормы в здоровье.

3. Рекомендации по содержанию, дозировке физических упражнений.

 

Задания для самостоятельной работы:

Подготовить протоколы исследования:

а) частоты пульса (ЧП),

б) дыхания,

в) величины кровяного давления,

г) физической работоспособности,

д) жизненной емкости легких (ЖЕЛ) и др. (см. таблицу)

 

Исследовательские задания:

1. Обследовать состояние сердечно-сосудистой системы в покое и при физической нагрузке. Одним из самых простых способов обследования состояния ССС в покое и при физической нагрузке ребенка является подсчет пульса и частоты сердечных сокращений. Студенты подсчитывают ЧСС у детей (за 10 сек с пересчетом на 1 мин) до и после физической нагрузки, знакомятся с методами регистрации в процессе физической деятельности.

2. Проведение функциональных проб:

а) проба Е.Г. Леви-Гориневской (30 подскоков за 15 сек);

б) проба С. Летунова (20 приседаний за 30 сек);

в) для детей 3-4 лет, а также менее подготовленных (10 приседаний за 15 сек).

ПРОТОКОЛ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Ф.И. ребенка Частота пульса (ЧП) Частота дыхания
  В покое После физической нагрузки Восстановление В покое После физической нагрузки Восстановление
             

 

Методические указания: Оценка реакции пульса:

Так, например, пульс до нагрузки за 10 сек составлял 12 ударов, а после выполнения нагрузки за 10 сек – 20 ударов. Составляется пропорция и рассчитывается процент учащения пульса следующим образом: 12 – 100 %

(20 -12) – Х %

Х= 8х100 = 67 %

12

Следовательно, после функциональной пробы пульс участился на 67 % по сравнению с исходными данными. Нормальной реакцией на пробу с 20 приседаниями считается учащение пульса в пределах 60-8-% от исходной величины.

Определение физической работоспособности:

Проба «степ-тест» (предложена Ф. Климт (см. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста. – М., 1978. – С. 74-78).

Полученные данные рассчитать по формуле индекса Гарвардского степ-теста (ИГСТ).

           
   
   
или
 

 


где f1 – ЧСС за 30 сек на 2 минуте восстановления,

f2 - ЧСС за 30 сек на 3 минуте восстановления,

f3 - ЧСС за 30 сек на 4 минуте восстановления

t - время выполнения теста в секундах

4. Определите величину ЖЕЛ у детей 4-6 лет (2-3 детей).

5. Время задержки дыхания на вдохе (проба Штанге).

6. Время задержки на выдохе (проба Генчи).

Для этого просмотрите кн.: Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 1970. – С. 112. или Дубровский В.И. Врачебный контроль.- М., 2004.

7. Результаты обследования занести в протокол (см. таблицу 2)

Таблица 2

 

Ф.И. ребенка Частота пульса пробы ИГСТ (физ. работоспособность ЖЁЛ   мл. рт. ст. Проба Штанге ывод о состоянии организма ребенка
Леви-Гориневской Летунова
Катя В.         15с  

Каждый студент обследует 1-2 детей, составляет протоколы обследования и предоставляет материалы на кафедру.

 

Литература:

1. Алябьева Н.В. Диагностика психофизического и функционального состояния до школьника. – Мурманск, 1998.

2. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004.

3. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль: Гринго, 1996.- 176 с.

4.Дубровский В.И. Врачебный контроль.- М., 2004.

5. Иванов С.М. Врачебный контроль и ЛФК. – М.: Медицина, 1970. – С. 112.

6. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М., 2001.

Дополнительная литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004. – С. 20-23.

2. Ратов И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). – Мн., 1994.

 

 

Лабораторное занятие № 4

 

Тема: Изучение и обобщение положительного педагогического опыта по физи ческой культуре в дошкольных учреждениях.

 

Цель: обучение студентов основам методики изучения педагогического опыта по ФК, осмысление его с позиций педагогической теории.

Оборудование: таблицы, статьи, книги, учебный фильм.

Опорные понятия: опыт, трудовой педагогический опыт, новаторский педагогический опыт, пропаганда педагогического опыта и его внедрение в практику работы.

План:

1. Проверка теоретических знаний по физической культуре в ДОУ.

2. Упражнение на формирование умений изучать, анализировать и обобщать опыт работы специалистов физического дошкольного воспитания.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Педагогический опыт, педагогическое мастерство специалистов физической культуры в ДОУ.

2. Роль передового опыта специалистов физической культуры (воспитателей) в развитии теории и методики физического воспитания.

3. Изучение передового опыта дошкольного физического воспитания.

4. Обобщение передового опыта дошкольного физического воспитания.

5. Упражнения на формирование умений изучать, анализировать и обобщать опыт работы специалиста физической культуры в ДОУ.

 

Здания для самостоятельной работы:

1. Анализ статьи (на выбор студента) о сущности педагогической системы работы специалиста физической культуры (воспитателя-мастера2. Обсуждение прослушанных докладов.

Литература:

1. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре. – Мурманск, 2004 (Профессиональная подготовка. – С. 23-41; Повышение квалификации. – С. 61-67).

2. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библиографический указатель 1917-1990 г.г. / Сост. Н.В. Алябьева. – Мурманск, 1994. – С.8-19.

3. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в ДОУ.-М., 2002.

4. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка.- М., 2001.

Дополнительная литература:

1. Глазырина Л. Д. ФК - дошкольникам. Средний возраст. – М., 1999.

2. Глазырина Л.Д. ФК – дошкольникам. Старший возраст. – М.,1999.

3. Карманова Л.В., Шебеко В.Н. Физическая культура в старшей группе. – М., 1987

4. Шебеко В.Н., Карманова Л.В. Физическая культура в средней группе. – М., 1990.

 

Методические указания:

При изучении статьи в журнале или книге обратить внимание на следующие положения:

- Что дает материал статьи о личности воспитателя (специалиста ФК)?

- Достижения воспитателя (специалиста ФК).

- Ведущие методы учебно-воспитательной и физкультурно-оздоровительной работы воспитателя (специалиста ФК).

-- Подготовка воспитателя-специалиста к занятиям по ФК дошкольников.

- Активизация деятельности дошкольников при проверке знаний, умений.

 

При анализе статьи, книги раскрыть сам процесс изучения и обобщения опыта, определить какую цель и задачу ставил автор статьи при знакомстве с опытом, что явилось объектом изучения, какие методы использовались при получении данных, в чем специфика данного опыта, что можно внедрить в дошкольные учреждения Мурманской области?

 

Задание. Изучение и обобщение опыта работы по физическому воспитанию по заданной теме (на выбор студента - одна тема).

а) изучение и обобщение опыта работы воспитателей по закаливанию детей в детском саду.

б) изучение и обобщение опыта работы воспитателей по обучению детей ходьбе на лыжах, катанию на велосипедах.

в) изучение опыта работы с детьми ритмической гимнастикой.

г) использование «у-шу» в дошкольном возрасте.

д) нетрадиционные формы проведения занятий: элементы йоги, дыхательной гимнастики и др.

е) обучение детей плаванию.

ж) обучение детей катанию на коньках.

 

Микропреподавание. Формирование умений убеждать. Фрагмент выступления. Выступить с кратким докладом. Раскрыть свою позицию по выбранной теме.

Анализируются и оцениваются: содержание выступления, его активность, соотношение фактов и выводов, яркость примеров и четкость заключения: общение выступающего с аудиторией, степень выраженности личной позиции, культура речи.

1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:

 

1.8.1. Рекомендуемая литература

Основная литература

 

1. Алябьева Н.В. Теория и методика физического воспитания и спорта.- Мурманск, 2004.- 140.

2. Алябьева Н.В. Подготовка специалиста к работе по физической культуре: Библ. указатель (1990 -2004 гг.).- Мурманск, 2005. -130 с.

3. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. - М.: ФиС, 1991.

4. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. - М.: ФиС, 1985.

5. Вавилова Е. Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1986.

6. Васюкова П. И., Лескова Г. П., Буцинская П. П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. - М., 1990.

7. Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. - Ярославль: Гринго, 1996.- 176 с.

8. Виленский М. Я. Физическая культура в научной организации процесса обучения в высшей школе. – М.: ФиС, 1992.

9. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. школа, 1987.

10. Выдрин В. М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект): Уч. пособие. - Л., 1988.

11. Выдрин В. М. Введение в профессиональную деятельность. - СПб.,1995.

12. Выдрин В. М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры: Уч. пособие. – СПб., 1997.

13. Глебович Б., Постников А. Бадминтон для детей. - М., 1986.

14. Глазырина Л. Д., Овсянкин В. А. Волшебный мир движений (методика физического воспитания детей дошкольного возраста).- Мн.: НМ Центр, 1997.- 176 с.

15. Глазырина Л. Д. Нетрадиционные занятия по физической культуре для самых маленьких. - Мн.,1997.

16. Голощекина М. П. Лыжи в детском саду. - М., 1977.

17. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. – М., 1995.

18. Детские народные подвижные игры /Сост. А. В. Кенеман, Т. И. Осокина. - М.: Просвещение, 1995.- 224 с.

19. Демирчоглян Г. Г., Янкулин В. И. Гимнастика для глаз. - М.: ФиС, 1988.

20. Дмитриев А.А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ в процессе физического воспитания: Автореф. дис… докт. пед. наук. - М.,1989.

21. Железняк Ю.Д. Профессионализм в физкультурно-спортивной деятельности // Основы общей и прикладной акмеологии. М., 1995. – С. 296 –308.

22. Змановский Ю. Ф. К здоровью без лекарств. - М., 1990. - 64 с.

23. Змановский Ю. Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях. - М., 1996.- 32 с.

24. Истоки: Базисная программа развития ребенка - дошкольника. - М.: Карапуз, 1997.

25. Карпушко Н. А. Историко-теоретический анализ школьных программ по физической культуре. –М.: ГЦОЛИФК, 1992.

26. Кенеман А. В., Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1985.

27. Комплексная программа профилактических мероприятий по охране здоровья детей в городах Мурманской области. - Мурманск, 1994.- 96 с.

28. Копылов Ю. А. Беречь осанку смолоду // ФК в школе. - 1994.- № 2.

29. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М., 1992.

30. Пономарев С. А. Растите малышей здоровыми (физическое воспитание детей до 6 лет).- М.: Спарт, 1992.- 96 с.

31. Пустынникова Л. Н. Коньки в детском саду. - М., 1988.

32. Пустынникова Л. Н. Региональная программа физического воспитания “Система”. - Пермь, 1995. - 54 с.

 

Дополнительная литература

1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. - М.: Просвещение, 1992.

2. Алябьева Н. В. Диагностика психофизического и функционального состояния дошкольника. - Мурманск: МГПИ, 1998.- 116 с.

3. Алябьева Н. В. Преемственность в работе детского сада и школы по воспитанию здорового ребенка //Адаптация, обучение и воспитание детей в современном мире: Мат. науч. - практ. конф. – Мурманск, 1998.

4. Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка. - М., 1993.

5. Антипин Ю. Г. Массаж и физкультура для детей в возрасте до трех лет. - К.: Здоровье, 1992.

6. Мартынов С. М. Главное, попасть в точку: О нетрадиционных методах реабилитации часто болеющих детей. – М., 1996. – 209 с.

7. Мартынов С. М. Здоровье ребенка в ваших руках. - М., 1991.

8. Матвеев Л П. Теория и методика физической культуры - М.: ФиС, 1991. – 543 с.

9. Нестеров Р. Физкультурное занятие //Пед. вестник. - 1997.- № 6. - С.8.

10. Нестерова З. И. Выше, дальше, точнее. - Шадринск, 1997.- 124 с.

11. Озолин Н. Г. Молодому коллеге. – М.: ФиС, 1988.

12. Основы теории и методики физической культуры. /Под ред. А. А. Гужаловского. - М.: ФиС, 1986.

13. Ратов И. П. Двигательные возможности человека (нетрадиционные методы их развития и восстановления). – Мн., 1994.

14. Теория и методика физического воспитания. /Под ред. Б. А. Ашмарина. - М. 1990.

15. Соловьев Г. М. Основы здорового образа жизни и методика оздоровительной физической культуры. - Ставрополь, 1998.

16. Страковская В. Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14лет. - М.: Новая школа, 1994.- 288 с.

17. Физическая культура: Образовательная программа для учащихся средней образовательной школы /Н. В. Барышева, В. М. Минияров и др. - Самара, 1995.

18. Физическая культура шестилеток. – Мн.: Нар. асвета, 1987.

19. Физическая культура для всей семьи /Сост. Т. В. Козлова, Т. А. Рябухина. – М., 1990.

20. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Библ. указатель (1917- 1990гг.) /Сост. Н. В. Алябьева. - Мурманск, 1994.- 147с.

21. Физическое самовоспитание студентов с отклонениями в состоянии здоровья: Метод. реком. – М., 1991 /Сост. М. Я. Виленский, Н. В. Алябьева.

22. Филин В. П. Теория и методика юношеского спорта. - М., 1987.

23. Холодов Ж. К., Попов В. П. Папа, мама и я – физкультурная семья. – Мн.,1989.

24. Шебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. - М., 1996.- 192 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...