Образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки реализация компетентностного подхода в курсе «Экономическая теория» широко используются различные методы обучения, направленные как на первичное овладение знаниями, так и на совершенствовании е знаний, навыков и умений. В процессе преподавания курса используются информационно-развивающие технологии – передача информации в готовом виде (лекции, объяснение), самостоятельное добывание знаний (самостоятельная работа с книгами, с информационной базой данных), репродуктивные (пересказ учебного материала, выполнение упражнений по образцу), творчески-репродуктивные (решение задач) и т.п.
Раздел. Макроэкономика Тема 1. Основные макроэкономические показатели и их измерение Лекция по первой теме проводится в традиционной форме Тема 2. Макроэкономическое равновесие. Модель AD-AS Лекция по второй теме проводится в форме лекции-визуализации, на семинаре используется технология группового обсуждения
Тема 3. Экономический рост и динамическое равновесие в экономике Лекция по третьей теме проводится в форме лекции-визуализации, на семинаре используется технология группового обсуждения
Тема 4. Цикличность экономического развития Лекция по четвертой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации и лекции с разбором конкретной ситуации. Семинар проводится традиционной форме Тема 5. Безработица и безработица как формы макроэкономической нестабильности Лекция по пятой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. Семинар проводится в традиционной форме
Тема 6. Денежно-кредитная система государства Лекция по шестой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. На семинаре используется технология группового совещания. Тема 7. Макроэкономическое равновесие на товарном и денежном рынках. Модель IS-LM Лекция по седьмой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. Семинар проводится в традиционной форме Тема 8. Финансовая система государства Лекция по восьмой теме проводится в форме лекции-беседы с использованием элементов лекции-визуализации. На семинаре используется технология группового совещания. Тема 9. Фискальная политика Лекция по девятой теме проводится в форме лекции-беседы. На семинаре используется технология группового совещания. Тема 10. Экономическая политика государства Лекция по девятой теме проводится в форме лекции-беседы. На семинаре используется технология группового совещания.
Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов В процессе подготовке к семинару студентам необходимо прочитать лекцию, учебный материал, ознакомиться с рекомендуемой дополнительной литературой, ответить на предлагаемые вопросы.
Вопросы для самоподготовки к семинарским занятиям 1. Модель кругооборота доходов и расходов: а) различия в данной модели в условиях открытой и закрытой экономик; б) характеристика «утечек» и «вливаний». 2. Основные макроэкономические показатели и способы их расчета: а) определение ВНП и ВВП; б) основные методы расчета ВНП (ВВП); в) возможности учета во всех отраслях народного хозяйства страны;
г) расчет показателей ЧНП (ЧВП), НД и ЛРД; д) основные макропоказатели, их значение и ограниченность. 4. Корректировка основных показателей с учетом особенностей функционирования экономики страны: а) понятие индекса цен и дефлятора, их роль для корректировки показателей; б) номинальный и реальный ВНП (ВВП); в) понятие потенциального объема производства, «полной занятости», ЕУБ (NAIRU), уровень загрузки производственных мощностей; г) основные макроэкономические типы хозяйств. 5. Закон Оукена и его значение для макроэкономического анализа. 1. Макроэкономическое тождество Y = C + S: а) теоретические предпосылки выведения тождества; б) проблема равенства показателей S и I в классических концепциях. 2. Подход Кейнса к определению AD и AS как базовых факторов, определяющих тождество Y = C + S: а) АD и его составляющие; б) AS и его составляющие; в) пределы роста данных показателей; г) «парадокс бережливости». 1. Теория мультипликатора: а) мультипликатор инвестиций; б) мультипликатор расходов, значение мультипликативного эффекта. 2. Основные модели макроэкономического равновесия: а) модель совокупные сбережения – совокупные инвестиции; б) модель AD – AS, три отрезка на кривой AS; в) крест Кейнса, значение данной модели для равновесия в краткосрочном периоде; г) разрывы безработицы и инфляции, макроэкономические методы их исправления. 1. Понятия экономического роста, экономического и социально-экономического развития: а) основные количественные показатели; б) цели поступательного развития общества; в) современные тенденции макроэкономической динамики. 2. Основные типы экономического роста и их особенности: а) экстенсификация и интенсификация; б) критерии эффективности – показатели изменений в факторах труда и капитала; в) современные типы экономического роста; г) тенденции в поступательном развитии отечественной экономики. 3. Модель экономического роста Харрода – Домара: а) исходные предпосылки построения модели; б) выводы и возможности практического использования. 4. Модель Р. Солоу: а) исходные предпосылки построения факторной модели; б) соотношение показателей нормы сбережений и нормы выбытия; в) графическое решение модели Р. Солоу;
г) «золотое правило» в модели Солоу и его значение для определения тенденций развития. 1. Цикличность как способ существования экономической системы: а) причины экономической цикличности; б) объективный характер флуктуаций; в) типы колебаний экономической системы; г) факторы, влияющие на формирование промышленного цикла (факторы AD; AS; внешние). 2. Промышленный цикл К. Маркса. 3. Характеристика современного бизнес – цикла: а) классический цикл и его показатели; б) современный модифицированный цикл и его отличие от классического. 4. Механизм циклических колебаний: а) механизм флуктуаций в рамках кейнсианских концепций; б) механизм флуктуаций в неоклассических концепциях; в) механизм развертывания спада. 5. Государственное антициклическое регулирование (АЦР): а) причины появления и основные задачи; б) политики экспансии и рестрикции. 1. Субъекты рынка труда: а) характеристика понятий занятость и совокупная рабочая сила; б) содержание понятия незанятые. 2. Безработица как индикатор состояния рынка труда: а) характеристика статуса безработного; б) формы безработицы; в) типы безработицы; г) NAIRU, определение его числового значения. 1. Факторы, влияющие на уровень безработицы в стране: а) соотношение уволенных и нанятых на работу; б) влияние рождаемости на уровень безработицы; в) «безработица ожидания»; г) влияние профсоюзов на уровень безработицы; д) влияние изменений в фискальной политике на безработицу. 2. Особенности состояния отечественного рынка труда: а) безработица в условиях АКС – формы и типы; б) влияние применяемых инструментов макроэкономической политики на состояние рынка труда в России. 1. Инфляция как характеристика состояния экономики: а) сущность и причины инфляции; б) виды и типы инфляции; в) механизм инфляции. 2. Основные инфляционные потоки: а) инфляция спроса: причины и последствия; б) инфляция издержек: причины и последствия. 3. Измерение инфляции: а) уравнение Фишера, эффект Фишера; б) соотношение индексов цен и «правило 70».
4. Кривая Филлипса и ее значение для макроэкономического анализа: а) кривая Филлипса в SR; б) кривая Филлипса в LR; в) кривые Филлипса и совокупного предложения (AS) в LR: базовые условия выведения. 5. Современная антиинфляционная политика: а) особенности в SR; б) особенности в LR. 6. Инфляция в России в переходный период. 1. Эволюция денег как формы ТДО: а) основные концепции возникновения денег; б) функции денег как результат эволюции; в) формы денег (товарные, неполноценные, кредитные, электронные). 2. Кредит как система экономических отношений: а) сущность и свойства кредита, его источники; б) формы и функции кредита. 3. Экономическое содержание и инструменты кредитных денег: а) причины появления и выполняемая функция; б) основные виды инструментов кредитных денег (вексель, банкнота, чек); в) отличие инструментов денег от банковских обязательств; г) кредитные и расчетные карточки. 1. Проблема демонетизации золота. 2. Денежная масса: структура и значение для экономического анализа: а) экономическое назначение денежных агрегатов, их активная и пассивная части; б) характеристика агрегатов М0, М1, М2, М3. 3. Математическое определение необходимого количества денег: а) расчет денежной массы на базе количественной теории денег (тождество скорости оборачиваемого предложения денег и уровня цен производимого реального продукта); б) кембриджское уравнение; в) уровень монетизации экономики в России и определяющие факторы количественных параметров денежных агрегатов. 1. Кредитный характер современной экономической системы. 2. Источники и проводники кредитной системы государства: а) конечные кредиторы и промежуточные заемщики; б) институциональная структура кредитно-финансовой системы; в) функции институциональных инвесторов. 3. Роль коммерческих банков в обеспечении функционирования хозяйственной системы: а) ресурсы и капитал банков, активные и пассивные операции; б) финансово-посреднические операции; в) эмиссия платежных средств; г) влияние эмиссионных операций на размер денежной массы; д) технические возможности банковской системы по увеличению предложения денег, определение банковского мультипликатора (денежного мультипликатора, мультипликатора денежного предложения, мультипликатора банковской экспансии). 4. Экономическая сущность банковских резервов: а) баланс банка; б) определение и значение резервов, фактических резервов и избыточных резервов. 5. Источники и виды банковской прибыли. 1. Характеристика монетарной политики как элемента макрорегулирования.
2. Основные инструменты воздействия Центробанка на денежно-кредитную сферу: а) операции на открытом рынке; б) политика обязательного резервирования; в) дисконтная политика. 3. Денежный рынок. Предложение денег: а) определение возможного объема предложения денег (MS), понятие денежной базы (MB); б) алгебраическое выведение денежного мультипликатора в зависимости от проводимой Центробанком политики в сфере резервирования и депонирования; в) нормативная зависимость предложения денег (MS) от денежной базы (MB), нормы резервов (rr) и коэффициента депонирования (cr). 4. Спрос на денежные средства: а) трансакционный спрос (деньги для сделок) и спрос со стороны активов; б) кейнсианские мотивы спроса на деньги (теория предпочтения ликвидности). 5. Модель Баумоля – Тобина как инструмент для управления наличностью. 6. Модель IS – LM (модель Хикса – Хансена): а) выведение кривой IS; б) выведение кривой LM; в) модель IS – LM в краткосрочном периоде и вытекающие из теоретического анализа рекомендации по применению инструментов стабилизационной политики; г) в) модель IS – LM в долгосрочном периоде и вытекающие из теоретического анализа рекомендации по применению инструментов стабилизационной политики. 1. Место и роль финансового рынка в общей структуре товарного производства: а) структура рыночной системы; б) структура финансового рынка. 2. Функции финансового рынка. 3. «Крест Маршалла» для геометрического решения модели денежного рынка: а) денежный рынок как основа финансового рынка, общая характеристика инструментов данного рынка; б) определение системы координат при выведении геометрической модели денежного рынка; в) выведение кривых спроса и предложения денег; г) два положения кривой предложения денег. 4. Основные свойства финансовых активов и их взаимное влияние: а) курс ценных бумаг и цена средств производства; б) доходность, курс ценных бумаг, ликвидность, риск. 5. Проблема финансовых пирамид и венчурного инвестирования. Характер операций на финансовом рынке: фьючерсы и хеджирование. Основные модели финансовых систем. 1. Понятия финансов, финансовой системы и финансовой политики: а) характеристика финансов и финансовой системы; б) финансовая политика и ее основные задачи; в) соответствие финансовой политики объективным факторам экономического развития, ее основные этапы в ХХ веке. 2. Структура ФСГ и ее функции: а) основные звенья ФСГ и их характеристика, понятие консолидированного бюджета; б) проблема конкретной направленности финансовых потоков и ее решение в современных условиях; в) основные функции составляющих звеньев ФСГ. 3. Налоги – сущность и виды: а) налоги прямого действия; б) налоги косвенного действия; в) общемировые тенденции в уровне и характере налоговых поступлений; г) особенности отечественного налогового законодательства. 4. Виды налоговых систем и оценка их эффективности: а) пропорциональная, прогрессивная, регрессивная; б) кривая Лаффера и ее значение для макроэкономического анализа. 5. Характеристика госрасходов как инструмента экономической политики: а) виды госрасходов; б) модель креста Кейнса как графическая иллюстрация воздействия на экономику ↑↓G и ↑↓Т; в) алгебраический анализ изменений в уровнях G и T - налоговый мультипликатор и мультипликатор госрасходов; г) модель изменений G, влияющих на уровень S, I и r. 1. Сущность и цели фискальной политики. 2. Виды фискальной политики: а) виды фискальной политики и их характеристика; б) особенности бюджетно-налоговой политики в различных фазах цикла. 3. Понятие бюджетного дефицита: а) причины появления БД; б) активный и пассивный БД; в) проблема управления бюджетным дефицитом; г) теоретические подходы к проблеме необходимости балансировки бюджета. 4. Методы, используемые государством для покрытия БД: а) займы государства и их функциональные особенности; б) «эффект вытеснения». 5. Понятие госдолга: а) госдолг и его разновидности; б) теоретические подходы к оценке растущего госдолга и его влияния на экономический рост. 1. Экономическая политика государства - содержание и этапы формирования: а) необходимость огосударствления экономического пространства; б) объективное соответствие этапов формирования экономической политики вектору поступательного развития; в) трансформация монополий в современных условиях; г) смещение акцентов участия государства в хозяйственной жизни. 2. Субъектность в инициировании, реализации и контроле экономической политики. 3. Основные экономические функции государства, их содержание и инструменты. 4. Характеристика содержания и целей современной ЭПГ: а) цели ЭПГ; б) прямые и косвенные методы воздействия на экономику; в) активная и пассивная ЭПГ, «игра по правилам» и «действия по обстоятельствам»; г) современные теоретические подходы к выбору инструментов ЭПГ; д) практические трудности в проведении ЭПГ. 5. Современные модели ЭПГ. 6. Сущность и значение социальной политики государства: а) понятие социальной политики; б) значение и цели социальной политики, ее объектная направленность; в) способы реализации социальной политики. 7. Рыночная система и проблема неравенства: а) неравенство социальное и неравенство экономическое; б) различный уровень доходов и способы его измерения на макроуровне; в) экономическая характеристика бедности; г) государственная политика в сфере перераспределения доходов. 8. «Границы» государственной социальной политики: а) экономические пределы государственной поддержки; б) социально-психологические пределы государственной поддержки; в) экстернальный характер государственных социальных трансфертов; г) варианты ликвидации фиаско (провалов) государственной социальной политики. 9. Социально-экономические аспекты воспроизводства человеческого капитала: а) альтернативные издержки рождаемости; б) необходимость господдержки уровней D и S в сфере воспроизводства человеческого капитала. 1. Мировая валютная система и ее основные компоненты. Валютный курс. Паритет покупательной способности. 2. Платежный баланс и его составляющие. 3. Кривая платежного баланса. 4. Модель Мандела-Флеминга. 5. Фискальная политика в открытой экономике, ее виды и последствия применения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|