Судебная власть как функция государственного органа - суда обладает рядом присущих ей признаков.
Стр 1 из 28Следующая ⇒ Судебная власть -> вид государственной власти, одна из трех ее ветвей, установленная в законодательном порядке Конституцией РФ. Воля судебной власти выражается в ее решениях от имени государства, обязательных для исполнения на территории всего государства. Судебная власть -> принадлежит специально создаваемым в предусмотренном законом порядке государственным органам - судам в лице судей и привлекаемым в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжным и арбитражным заседателям <1>. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя обязанности по осуществлению правосудия. Полномочием осуществлять судебную власть наделены только суды, входящие в судебную систему Российской Федерации, утвержденную Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" (ст. ст. 1 и 4) (далее - Закон о судебной системе РФ). -------------------------------- <1> См. подробнее гл. 9.
Судебная власть -> обладает исключительностью, которая заключается в том, что никакой другой орган государственной власти или должностное лицо не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию суда. Например, только суд уполномочен признать лицо виновным в совершении преступления, а в некоторых случаях - и административного правонарушения и применить к нему меру уголовного наказания или административного воздействия. Судебная власть -> независима, самостоятельна и обособлена. Суды и судьи, осуществляющие функции (полномочия) судебной власти, независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону (ст. 120 Конституции, ст. 5 Закона о судебной системе РФ). Никто не вправе давать судьям указания о том или ином разрешении конкретных дел, находящихся в их производстве. Вмешательство в какой бы то ни было форме в деятельность суда в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, угроза жизни и здоровью судьи, клевета в отношении судьи в связи с осуществлением правосудия являются преступлениями против правосудия и влекут уголовную ответственность (ст. ст. 294 - 298 УК РФ). Независимость судей - это и запрет каждому судье подчиняться воздействию с чьей-либо стороны при рассмотрении конкретных дел и принятию по ним решений и обязанность противостоять попыткам такого воздействия.
Самостоятельность органов судебной власти (ст. 10 Конституции РФ) означает их неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам. Экономическая основа самостоятельности судебной власти в системе государственной власти заложена ст. 124 Конституции РФ, в которой сказано, что финансирование ее деятельности прямо и исключительно осуществляется из федерального бюджета. Закон о судебной системе РФ (п. 4 ст. 5) содержит запрет издавать законы и нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Обособленность судебной власти заключается в том, что суды, осуществляющие функции судебной власти, образуют самостоятельную систему государственных органов, не входящих в структуру органов законодательной и исполнительной власти. Организационное обеспечение деятельности судов (кадровое, материально-техническое, финансовое и иное) происходит через органы судебной власти. Взаимодействие судебной власти с другими ветвями власти осуществляется в пределах и на основании законов, гарантирующих независимость судов и судей. Судебная власть -> реализуется посредством конституционного, гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Закона о судебной системе РФ).
Судопроизводство - это деятельность, которая начинается при наличии предусмотренных законом оснований и поводов. Например, поводом для начала уголовного судопроизводства является сообщение (заявление) о совершенном или готовящемся преступлении, а основанием - наличие в этом сообщении достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Судопроизводство по уголовному делу включает производство в органах расследования преступлений и в суде. Судопроизводство по гражданскому или административному делу возбуждается по заявлению лиц, обратившихся в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Конституционное производство возбуждается и осуществляется Конституционным Судом РФ. Судебная власть -> осуществляет свою важнейшую функцию - правосудие путем рассмотрения конкретных дел в процессуальном порядке. Процедура рассмотрения и разрешения дел определяется законом. Закон устанавливает процессуальную форму всех судебных действий, процедуру принятия судебных решений. Конституционный Суд РФ действует в процессуальном порядке, определенном Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. ст. 43 - 84). Гражданское, уголовное и арбитражное судопроизводство осуществляется в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Арбитражным процессуальным кодексом РФ соответственно. По делам об административных правонарушениях процессуальная процедура установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях. Процессуальный порядок судопроизводства призван обеспечить законность всей деятельности судебных органов, осуществляющих судебную власть, законность, обоснованность и справедливость принимаемых решений, охрану прав лиц, чьи интересы затрагивает судебная власть. Судебная власть -> подзаконна - это означает, что полномочия, порядок образования и деятельности судов определяются законом, суды и судьи действуют на основе закона, подчиняясь только Конституции РФ и федеральным законам, и не вправе отступать в своей деятельности от их требований.
Судебная власть -> обладает полнотой, которая выражается компетенцией ее органов, окончательностью судебных решений, их обязательностью для государственных органов, должностных лиц и граждан на территории Российской Федерации. Последнее означает, что решение суда имеет властный характер и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории государства. Неисполнение требований и распоряжений суда влечет установленную законом ответственность. Судебная власть -> осуществляет свои полномочия с участием представителей народа (ч. 5 ст. 32 Конституции РФ, ч. 1 ст. 1 Закона о судебной системе РФ). В соответствии с положениями Конституции РФ и названного Закона граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия. Так, в состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, могут входить присяжные заседатели, а при рассмотрении арбитражного дела - арбитражные заседатели.
3.3. Суд как орган судебной власти
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей (ст. 1 Закона о судебной системе РФ). Суд - это специально созданный орган государственной власти, осуществляющий судебную власть путем отправления правосудия при рассмотрении гражданских, уголовных и иных дел, а также реализующий другие полномочия, принадлежащие судебной власти, в порядке, установленном законом. Никакие другие органы и организации, в названии которых имеется термин "суд" (третейские, товарищеские суды, суды чести), судебной властью в том смысле, который заложен в Конституции РФ и соответствующих законах, не обладают и не вправе осуществлять правосудие. Суды как органы судебной власти учреждаются и ликвидируются путем принятия соответствующего закона. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) и мировые судьи субъектов Российской Федерации <1>.
-------------------------------- <1> См. подробнее гл. 5.
Суд состоит из судей и работников аппарата, обеспечивающих работу суда. Судья - лицо, наделенное в установленном законом порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющее свои обязанности на профессиональной основе. Ответственный характер выполняемых судами задач обусловливает повышенные требования к лицам, которым доверяется судебная власть. Суды всех уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры, которая призвана обеспечить, чтобы судейские должности занимали лица, способные профессионально грамотно, объективно и справедливо рассматривать и разрешать отнесенные к их ведению дела. Правосудие по конкретным делам осуществляется судьями единолично или коллегиально. В установленных законом случаях некоторые дела рассматриваются, как уже отмечалось, с привлечением представителей народа: в судах общей юрисдикции - с присяжными заседателями, в арбитражных судах - с арбитражными заседателями. Независимо от того, в каком составе рассматривалось дело судом, его решения выносятся от имени государства и они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции. Компетенция суда - объем полномочий, установленный законом. Компетенция суда определяется с учетом подведомственности и подсудности дел. Подведомственность - разграничение компетенции по рассмотрению и разрешению дел между арбитражными судами, судами общей юрисдикции, военными судами и иными органами. Правила о подсудности разграничивают компетенцию между различными звеньями одной подсистемы судов. Например, районный суд рассматривает по существу гражданские, уголовные дела и дела об административных правонарушениях, а областной суд по жалобам участников процесса проверяет законность и обоснованность решений районного суда. Арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам, а также иные дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью. Суды общей юрисдикции не могут рассматривать дела, подведомственные арбитражным судам, а арбитражные суды не вправе принимать дела, подсудные судам общей юрисдикции. Юрисдикция суда - право решать правовые вопросы, производить суд - распространяется на определенную территорию (участок, район, город, субъект Федерации, Российская Федерация) или на структурное образование Вооруженных Сил (военный гарнизон, округ, флот). Как правило, юрисдикция судов определяет его название: Гагаринский районный суд, Химкинский городской суд, Орловский областной суд, Арбитражный суд Псковской области, Верховный Суд РФ.
Юрисдикция мировых судей определяется территорией участков, на которые делится район в соответствии с законом субъекта РФ. Например, в соответствии с Законом г. Москвы от 15 октября 2003 г. N 60 "О создании судебных участков и должностей мировых судей в городе Москве" (ред. от 10.10.2012) в границах территориальной подсудности Черемушкинского районного суда г. Москвы создано 17 судебных участков (N 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 129, 429) и 19 должностей мировых судей. Кроме того, юрисдикция суда может распространяться на судебный округ, в состав которого входят несколько субъектов РФ (от двух и более). Так, ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" установил 10 арбитражных судов округов и 21 апелляционный арбитражный суд, которые действуют на территории этих округов. Например, арбитражный суд Московского округа осуществляет в кассационном порядке проверку решений, принятых арбитражными судами Москвы и Московской области. В то же время в Московском судебном округе действуют Девятый и Десятый арбитражные апелляционные суды (апелляционные суды имеют цифровое наименование (от первого до двадцать первого)). Девятый арбитражный апелляционный суд осуществляет проверку судебных актов, принятых Арбитражным судом г. Москвы, а Десятый - актов, принятых Арбитражным судом Московской области. Финансирование всех судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом (ст. 124 Конституции РФ).
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации". Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации". Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде РФ". Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. "О Верховном Суде Российской Федерации". Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации". Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. "О военных судах Российской Федерации". Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации". Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации".
Глава 4. ПРАВОСУДИЕ И ЕГО ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
4.1. Правосудие - основная форма реализации судебной власти
Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия (ст. 118 Конституции РФ, ст. 1 Закона о судебной системе РФ). В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) все права и свободы человека и гражданина обеспечиваются правосудием, поэтому каждый вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в суд, что гарантируется законом (ст. 46 Конституции РФ). Правосудие - рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских, административных, арбитражных, уголовных и иных дел с целью защиты прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, юридических лиц и иных организаций. Отправление правосудия является особым видом осуществления государственной власти. Применяя общее правовое предписание (норму права) к конкретным обстоятельствам дела, судья дает собственное толкование нормы, принимает решение в пределах предоставленной ему свободы усмотрения (п. 4 мотивировочной части Постановления КС РФ от 25 января 2001 г. N 1-П). Судопроизводство - рассмотрение и разрешение дел в судах в установленном законом порядке, в определенной форме, в соответствии с установленными законами правилами. В судебных заседаниях участвуют стороны, наделенные равными правами для защиты своих интересов (в гражданском процессе - истец и ответчик, их представители, в уголовном - сторона обвинения и защиты). Задачей судопроизводства является обеспечение правильного и своевременного рассмотрения и разрешения подведомственных судам юридических дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов человека, гражданина, юридических лиц и их объединений; прав охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, административных и иных правоотношений. Завершаются судебные заседания вынесением решений, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Правосудие, кроме того, должно способствовать укреплению законности и правопорядка, защите интересов общества и государства, предупреждению правонарушений. Основные (наиболее важные) признаки правосудия: осуществление правосудия специально создаваемыми государственными органами - судами в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях присяжных и арбитражных заседателей; правосудие совершается определенными, установленными законом способами - рассмотрением в судебных заседаниях гражданских, уголовных и иных дел в рамках предписанной законом процедуры посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства; судебные решения имеют обязательный характер для исполнения всеми должностными лицами, органами, организациями и гражданами, в отношении которых они вынесены либо которым адресованы.
4.2. Демократические принципы правосудия, понятие и система
Принципы правосудия - общие руководящие, исходные положения, которые определяют наиболее существенные стороны организации и деятельности органов, осуществляющих правосудие, - судов. Принципы правосудия определяют смысл и содержание всех законодательных норм, регулирующих порядок организации деятельности судов, характеризуют средства и способы, с помощью которых выполняются стоящие перед судами задачи. В случае противоречий в законодательстве, определяющем судоустройство и судопроизводство, следует руководствоваться общими принципами, поскольку в их основе - положения Конституции РФ и международно-правовых актов, определяющих стандарты в области организации и деятельности судов, а также защиты прав личности, вовлеченной в процесс судопроизводства. К таким актам прежде всего относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. Конституция РФ, ориентируясь на международно-правовые стандарты, закрепила в качестве принципов основные положения, определяющие наиболее важные черты организации деятельности судебных органов и порядок осуществления правосудия: осуществление правосудия только судом (ст. 118), независимость судей и подчинение их только закону (ст. 120), обеспечение прав граждан на судебную защиту (ст. 46), равенство граждан перед законом и судом (ст. 19) и др. Закрепленные в Конституции РФ принципы правосудия находят свое отражение и развитие в законодательстве о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о судах общей юрисдикции, об арбитражных судах, военных судах, о статусе судей. Принципы правосудия нашли отражение и в процессуальном законодательстве: Гражданском процессуальном кодексе РФ, Уголовно-процессуальном кодексе РФ и Арбитражном процессуальном кодексе РФ. Особенностью принципов правосудия является то, что, во-первых, содержащиеся в них положения обязательны для исполнения не только судьями, но и другими участниками судопроизводственного процесса, во-вторых, они должны служить ориентирами для законодательной власти в правотворческой деятельности. Выделяют следующие принципы правосудия (см. схему 6).
Схема 6
Принципы правосудия
┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Законность │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Осуществление правосудия только судом │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Независимость судей и подчинение их только закону │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права │ │на защиту │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Обеспечение прав граждан на судебную защиту │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Осуществление правосудия на началах равенства всех перед │ │законом и судом │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Состязательность и равенство сторон │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Открытое разбирательство дел во всех судах │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Презумпция невиновности │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Участие граждан в отправлении правосудия │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘ ┌──────────────────────────────────────────────────────────────┐ ──>│Национальный язык судопроизводства │ └──────────────────────────────────────────────────────────────┘
Совокупность этих принципов и образует систему демократических основ правосудия. Некоторые из этих принципов правосудия можно отнести к принципам судоустройства (осуществление правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в отправлении правосудия и др.), а другие - к принципам судопроизводства (состязательность и равенство сторон, презумпция невиновности и др.). Законность - один из основных демократических принципов правового государства, который выступает в качестве универсального правового принципа, заключающегося в точном и неукоснительном соблюдении действующих в государстве законов и принятых на их основе иных правовых актов всеми участниками общественных отношений: государственными и негосударственными органами, учреждениями и организациями, их служащими и должностными лицами, гражданами и иными лицами, находящимися на территории Российской Федерации. Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы". К законам относятся федеральные законы, которые подразделяются на федеральные конституционные законы (например, ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и др.) и федеральные законы (ФЗ "О статусе судей в Российской Федерации" и др.), а также принимаемые в субъектах РФ конституции, уставы и другие законодательные акты <1>. -------------------------------- <1> См. подробнее раздел 1.3.
Федеральные законы обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, а законодательные акты, издаваемые органами власти субъектов РФ, действуют на территории данного субъекта. Федеральные законы должны соответствовать Конституции РФ. Законодательные акты субъектов РФ должны соответствовать федеральному законодательству. Иные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов государственной власти) применяются в пределах, установленных законами, и если они им не противоречат. "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом" (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ). Принцип законности предполагает возможность применения судами общепризнанных норм международного права и положений международных договоров. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Международные обязательства Российской Федерации имеют преимущество над нормами внутреннего законодательства, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные российским законодательством, то применяются правила международного договора. Никто не вправе применять федеральный закон, противоречащий международным обязательствам Российской Федерации. Осуществление правосудия только судом. В соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 118) правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Только суд может разрешить по существу в пределах своей компетенции гражданское, уголовное, административное, арбитражное, а также дело, рассматриваемое в порядке конституционного судопроизводства. Этот принцип конкретизирован в ст. 4 Закона о судебной системе РФ, где сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учреждаемыми в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Законом, не допускается. Историческая справка. Впервые принцип "осуществление правосудия только судом" был закреплен законодательно в период проведения судебно-правовой реформы в 60-х гг. XX в. в связи с обнародованием многочисленных фактов репрессий в 20 - 40-х гг. и начале 50-х гг. (применение мер уголовного и административного воздействия к фактически ни в чем не повинным гражданам). Эти меры применялись в большинстве случаев не судами с соблюдением процессуальных норм и гарантий, а внесудебными органами ("особыми совещаниями", "тройками", "двойками" и другими квазисудебными органами), в действиях которых речь не шла о законности, обоснованности и справедливости принимаемых решений. Принцип осуществления правосудия только судом был провозглашен для того, чтобы в жизни нашего государства не повторялись подобные события. Суды, уполномоченные осуществлять правосудие, указаны в ст. 4 Закона о судебной системе. К ним отнесены федеральные суды, а также суды субъектов Российской Федерации - конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Никакие другие государственные или иные органы не вправе осуществлять данный вид деятельности, поскольку у них нет соответствующих полномочий. Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) вправе отменять или изменять лишь вышестоящие суды с соблюдением установленных законом процессуальных правил и гарантий, защищающих права и законные интересы граждан, а также правомерные интересы общества и государства. Акты судов после вступления в законную силу приобретают общеобязательный характер и подлежат неукоснительному исполнению. Независимость судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону. Независимость судей - один из важнейших конституционных принципов правосудия, который провозглашен в ст. 120 Конституции РФ: "Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону" - и получил отражение и дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих деятельность судов, - в Федеральных конституционных законах: "О Конституционном Суде Российской Федерации" (ст. ст. 5 и 13), "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" (п. 4 ст. 5), "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 6), "О военных судах Российской Федерации" (ст. 5), "О судебной системе Российской Федерации" (ст. 5); в Федеральных законах "О мировых судьях" (ст. 1) и "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 1), а также в гражданском, арбитражном и уголовном процессуальном законодательстве. Деятельность суда находится в поле зрения других государственных органов, должностных лиц различного уровня и просто отдельных лиц, заинтересованных в результатах рассмотрения конкретных дел, поэтому очень важно обеспечить подлинную независимость суда при осуществлении правосудия, исключить вмешательство в деятельность суда, оказание давления на судей. При рассмотрении дела суд руководствуется не мнением участников процесса, а законом и принимает решение по своему внутреннему убеждению, основанному на изучении всех материалов дела, анализе исследованных в судебном заседании доказательств. Судьи подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Тем не менее их независимость обеспечивается и другими гарантиями, в том числе и закрепленными в Конституции РФ: несменяемостью судей, особым порядком прекращения или приостановления полномочий, неприкосновенностью и особым порядком привлечения к уголовной и административной ответственности. Гарантии независимости судей установлены в ст. 9 Закона о статусе судей <1>. Независимость судьи обеспечивается: -------------------------------- <1> См. подробнее гл. 10.
- процедурой осуществления правосудия, предусмотренной законом; - запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия; - установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи; - правом судьи на отставку; - неприкосновенностью судьи; - системой органов судейского сообщества; - предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. Уголовная ответственность установлена за вмешательство в деятельность суда (ст. 294 УК РФ), за посягательство на жизнь судьи, присяжного заседателя или иного лица, участвующего в отправлении правосудия, а также их близких в связи с рассмотрением дел в суде (ст. 295 УК РФ); за угрозу или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия (ст. 296 УК РФ), а также за неуважение к суду (ст. 297 УК РФ). Неисполнение законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила, оставление должностным лицом без рассмотрения частного определения суда или представления судьи либо непринятие мер по устранению указанных в определении или представлении нарушений закона влечет административную ответственность (ст. ст. 17.3, 17.4 КоАП РФ). Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, распространяются на всех судей и не могут быть отменены и снижены иными правовыми актами Российской Федерации и субъектов РФ. Закрепление в законе принципа независимости судей служит обеспечению судами законности, объективности и беспристрастности при выполнении задач правосудия. Обеспечение прав граждан на судебную защиту. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ). Право на судебную защиту закреплено в ст. 46 Конституции РФ, которая сформулирована в соответствии с нормами международного права, в том числе в соответствии со ст. 8 Всеобщей декларации прав человека и ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная защита заключается в том, что любые действия (бездействие) и решения государственных органов, должностных лиц, общественных объединений, граждан и иных лиц, способные ущемить чьи-либо права и законные интересы и причинить им ущерб, могут быть оспорены и обжалованы в суд в порядке, установленном законом. В зависимости от характера нарушенного права защита может осуществляться в порядке конституционного, гражданского, арбитражного, администрат<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|