Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи (см. схему 14). 2 глава




Судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой, Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда РФ может быть присвоен более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе.

Судьи, имеющие высший квалификационный класс, квалификационную аттестацию не проходят.

За судьей, пребывающим в отставке, присвоенный ему квалификационный класс сохраняется пожизненно. Лишение судей квалификационных классов допускается лишь при прекращении их полномочий в порядке дисциплинарного взыскания. Присвоение судье квалификационного класса не означает изменение его статуса относительно других судей в Российской Федерации.

Ответственность судьи. Институт ответственности судей является неотъемлемой составляющей судейской карьеры.

Вопрос об ответственности судей, пожалуй, один из самых сложных в статусе судей, т.к. ответственностью "уравновешивается" независимость судей. Судья не может и не должен находиться в правовом и социальном вакууме, в изоляции от общества, он должен осознавать, что в отношении его могут быть задействованы процедуры, позволяющие контролировать, насколько эффективно и качественно он осуществляет свои судейские функции, и в случае необходимости наложены взыскания вплоть до прекращения полномочий судьи <1>.

--------------------------------

<1> Модернизация статуса судьи: современные международные подходы / Отв. ред. Т.Н. Нешатаева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2011. С. 204.

 

Действующее в настоящее время законодательство предусматривает в отношении судьи такие организационно-правовые механизмы юридической ответственности, как уголовная, административная, гражданско-правовая и дисциплинарная, а также (так уж сложилось практически) совпадающую с дисциплинарной неюридическую ответственность - этическую <1>.

--------------------------------

<1> Клеандров М.И. Конституционная ответственность судьи - дело послезавтрашнего дня? // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 2. С. 1.

 

Истории развития института дисциплинарной ответственности судей в Российской Федерации и проблемам дисциплинарной ответственности посвящены многие исследования ученых, в том числе и из Российской академии правосудия <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Ломтев С.П., Петухов Н.А., Мамыкин А.С. Механизм привлечения судей к дисциплинарной ответственности // Российское правосудие. 2012; Клеандров М.И. Ответственность судьи. М.: Инфра-М; Норма, 2011; Ермошин Г.Т. Ответственность судьи // Российский судья. 2013. N 8; 2014. N 4; и др.

 

За совершение дисциплинарного проступка, то есть виновного действия (бездействия) при исполнении служебных обязанностей либо во внеслужебной деятельности, в результате которого были нарушены положения Закона о статусе судей и (или) Кодекса судейской этики, что повлекло умаление авторитета судебной власти и причинение ущерба репутации судьи, на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания, предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи.

При наложении дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Решение о наложении дисциплинарного взыскания на судью, за исключением судьи Конституционного Суда РФ, принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения, и может быть обжаловано в суд в порядке, установленном федеральным законом. Решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ.

Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации".

 

10.3. Приостановление, прекращение полномочий судьи

и отставка судьи

 

Приостановление полномочий судьи - это временное отстранение судьи от исполнения судейских полномочий.

Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления.

Приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплаты судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера, а также не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности, установленных Законом о статусе судей.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия (таблица 8 (СД)).

Законодательство о статусе судей различает два понятия, связанные с прекращением деятельности судьи по осуществлению правосудия: прекращение полномочий судьи (ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в РФ") и отставка судьи (ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в РФ").

Полномочия судьи прекращаются досрочно по основаниям, предусмотренным п. п. 1 - 3, 6 - 11 п. 1 ст. 14 Закона РФ "О статусе судей в РФ". Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Дисциплинарную коллегию Верховного Суда РФ.

Отставка судьи - почетный уход или почетное удаление судьи с должности. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

Каждый судья имеет право на отставку по собственному желанию независимо от возраста.

По данным Минфина РФ, на октябрь 2012 г. при общей штатной численности судейского корпуса Российской Федерации около 36 тыс. судейских должностей численность судей, пребывающих в отставке, составляет около 26 тыс. <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Ермошин Г.Т. Судья в отставке: статус, права, обязанности // Право. Ежеквартальный научно-аналитический журнал Высшей школы экономики. 2012. N 4.

 

За судьей, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности и принадлежность к судейскому сообществу.

 

10.4. Гарантии независимости судей

 

Гарантии независимости судьи, включая меры его правовой защиты, материального и социального обеспечения, предусмотренные Законом РФ "О статусе судей в РФ", распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ (п. 4 ст. 9 Закона РФ "О статусе судей в РФ").

Социально-правовые гарантии независимости судьи - это установленный законом особый порядок обеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями, и членов его семьи в период осуществления им судейских полномочий, а также при уходе в отставку: особая защита государством жизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное и социальное обеспечение в этот период и др. <1>.

--------------------------------

<1> См. подробнее: Ермошин Г.Т., Петухов Н.А. Независимость судьи Российской Федерации: современные проблемы обеспечения // Российский судья. 2013. N 3; и др.

 

Объем социально-правовой защиты судей установлен целым рядом российских законов, иных нормативных правовых актов и включает: обеспечение жильем и компенсацию расходов, связанных с наймом жилой площади; льготы при переходе на судейскую должность в другой суд; обеспечение служебным обмундированием; медицинское и санаторно-курортное обслуживание; специальные виды государственного страхования судей и пособий; ежемесячное возмещение в случае потери трудоспособности или гибели судьи; обеспечение жильем; обеспечение судьи и членов его семьи при уходе в отставку и в период отставки, которое состоит из выходного пособия, ежемесячного пожизненного содержания, медицинского и санаторно-курортного обслуживания. Судья имеет также право работать в период отставки.

Объем отдельных мер социально-правовой защиты определяется стажем работы гражданина в должности судьи.

 

10.5. Статус присяжных и арбитражных заседателей

 

Одной из форм народовластия является участие граждан в отправлении правосудия. Законодательство предусматривает привлечение граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных и арбитражных заседателей (ч. 1 ст. 1 ФКЗ "О судебной системе в РФ").

Статус присяжных и арбитражных заседателей регулируется целым рядом федеральных законов, в том числе: Арбитражным процессуальным кодексом РФ, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, ФКЗ "О судебной системе в РФ", Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2010 N 433-ФЗ), Федеральным законом от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2014 N 143-ФЗ), Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (в ред. от 03.02.2014).

Законодательство РФ предусматривает гарантии независимости непрофессиональному судье от любых попыток воздействия на него со стороны и обеспечение механизма противодействия в случае такого реального воздействия. Эти гарантии можно объединить в три группы: процессуальной независимости, организационно-правовые гарантии, социально-правовые гарантии.

Гарантии процессуальной независимости заседателей - это установленная законом процедура участия заседателей в осуществлении правосудия, предусматривающая полную независимость заседателей в рамках их полномочий в судебном процессе.

Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции РФ и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией РФ и федеральным законом (ч. 2 ст. 5 ФКЗ "О судебной системе в РФ").

Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом (ч. 5 ст. 5 ФКЗ "О судебной системе в РФ").

Конкретные формы участия заседателя в осуществлении правосудия и гарантии независимости заседателя в рамках его полномочий в судебном процессе изучаются в соответствующих курсах арбитражного и уголовного процесса.

Арбитражные заседатели -> принимают участие в рассмотрении дел, подсудных арбитражному суду субъекта РФ, и решают все вопросы по делу вместе с профессиональным судьей. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи.

Присяжные заседатели -> участвуют в осуществлении правосудия в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах при рассмотрении этими судами уголовных дел с участием присяжных заседателей по первой инстанции.

Суд присяжных - особый институт судебной власти, в котором сочетается самостоятельность судей права (юристы-профессионалы) и судей факта (коллегии присяжных заседателей). Коллегия из 12 непрофессиональных судей (жюри присяжных заседателей) принимает решение только относительно виновности или невиновности подсудимого.

Организационно-правовые гарантии независимости присяжных и арбитражных заседателей как субъектов самостоятельной государственной судебной власти - это установленный законом порядок отбора и наделения присяжных и арбитражных заседателей полномочиями по участию в правосудии, ограничения гражданских прав и свобод заседателей как граждан, неприкосновенность присяжных и арбитражных заседателей и т.п.

В связи с разной ролью присяжных и арбитражных заседателей в судебном процессе различается и порядок привлечения гражданина к осуществлению правосудия в качестве присяжного либо арбитражного заседателя.

Арбитражный заседатель - гражданин Российской Федерации, наделенный в порядке, установленном Федеральным законом "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации", полномочиями по осуществлению правосудия при рассмотрении арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции подведомственных им дел, возникающих из гражданских правоотношений (см. табл. 9 (СД)).

Периодически арбитражные суды субъектов РФ на основе предложений торгово-промышленных палат, ассоциаций и объединений предпринимателей, иных общественных и профессиональных объединений формируют списки арбитражных заседателей, представляют их в Верховный Суд РФ, где они утверждаются Пленумом Верховного Суда РФ.

Утвержденные списки арбитражных заседателей публикуются в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации и могут быть опубликованы в иных средствах массовой информации.

Численность арбитражных заседателей в арбитражном суде субъекта РФ определяется из расчета не менее 2 арбитражных заседателей на одного судью арбитражного суда, рассматривающего дела в первой инстанции.

Арбитражный заседатель осуществляет свои полномочия в течение 2 лет. По истечении срока полномочий арбитражный заседатель может быть повторно включен в списки арбитражных заседателей в том же порядке.

Основания для приостановления и прекращения полномочий арбитражного заседателя (ст. 5 ФЗ об арбитражных заседателях). При наличии соответствующих оснований полномочия арбитражного заседателя приостанавливаются председателем соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации, а прекращаются - Пленумом Верховного Суда РФ по представлению председателя соответствующего арбитражного суда субъекта Российской Федерации.

Арбитражный заседатель приступает к своим обязанностям по ходатайству стороны, разрешаемому в порядке, установленном АПК РФ, которое может быть заявлено до начала рассмотрения дела по существу.

Состав арбитражного суда для рассмотрения конкретного дела с участием арбитражных заседателей формируется из одного судьи и 2 арбитражных заседателей. Судья является председательствующим в судебном заседании.

Срок полномочий арбитражного заседателя, истекший в процессе рассмотрения дела с его участием, может быть продлен председателем соответствующего арбитражного суда до окончания рассмотрения дела по существу.

Присяжный заседатель - гражданин, включенный в списки кандидатов в присяжные заседатели и призванный в установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ порядке к участию в рассмотрении судом уголовного дела (см. табл. 10 (СД)).

Порядок привлечения граждан к осуществлению правосудия в качестве присяжных заседателей установлен ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации".

На основании представления председателя суда субъекта РФ высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ каждые четыре года составляет общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели, включая в них необходимое для работы соответствующего суда число граждан, постоянно проживающих на территории субъекта РФ, и направляет их в соответствующий суд не позднее чем за месяц до истечения срока полномочий кандидатов в присяжные заседатели, включенных в ранее представленные общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели. Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели для окружных (флотских) военных судов составляются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ по территориальному признаку на основании представления председателя соответствующего окружного (флотского) военного суда.

Списки кандидатов в присяжные заседатели составляются исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований отдельно по каждому муниципальному образованию субъекта Российской Федерации на основе персональных данных об избирателях, входящих в информационные ресурсы Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы", путем случайной выборки установленного числа граждан и представляются в высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Общий и запасной списки кандидатов в присяжные заседатели публикуются в средствах массовой информации соответствующего муниципального образования и содержат только фамилии, имена и отчества кандидатов в присяжные заседатели.

Граждане, включенные в общий или запасной список кандидатов в присяжные заседатели, исключаются из указанных списков высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ в случаях: выявления обстоятельств, по которым граждане не могут быть присяжными заседателями; подачи гражданином письменного заявления о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению им обязанностей присяжного заседателя, если он является: лицом, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство; лицом, не способным исполнять обязанности присяжного заседателя по состоянию здоровья, подтвержденному медицинскими документами; лицом, достигшим возраста 65 лет; лицом, замещающим государственные должности или выборные должности в органах местного самоуправления; военнослужащим; судьей, прокурором, следователем, дознавателем, адвокатом, нотариусом или имеющим специальное звание сотрудником органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы судебных приставов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также лицом, осуществляющим частную детективную деятельность на основе специального разрешения (лицензии); священнослужителем.

При необходимости формирования суда присяжных по конкретному делу граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, один раз в год на 10 рабочих дней, а если рассмотрение уголовного дела, начатое с участием присяжных заседателей, не окончилось к моменту истечения указанного срока, - на все время рассмотрения этого дела.

Социально-правовые гарантии независимости арбитражных и присяжных заседателей. Разный процессуальный статус арбитражных и присяжных заседателей влечет за собой различие в объеме социально-правовых гарантий независимости арбитражных и присяжных заседателей (табл. 11 (СД)).

Арбитражные и присяжные заседатели подлежат государственной защите в соответствии с Федеральным законом "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов".

 

Нормативные правовые акты

 

Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 05.02.2014 N 4-ФКЗ).

Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2014 N 143-ФЗ).

Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (ред. от 12.03.2014 N 29-ФЗ).

Федеральный закон от 20 августа 2004 г. N 113-ФЗ "О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2010 N 433-ФЗ).

Федеральный закон от 30 мая 2001 г. N 70-ФЗ "Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации" (в ред. от 04.06.2014 N 143-ФЗ).

Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. N 45-ФЗ "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов" (в ред. от 03.02.2014 N 7-ФЗ).

Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013 N 185-ФЗ).

Положение "О порядке работы квалификационных коллегий судей", утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 22.03.2007 (в ред. от 24.10.2013).

Кодекс судейской этики, утвержден VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г.

 

Глава 11. ОРГАНЫ СУДЕЙСКОГО СООБЩЕСТВА

 

11.1. Понятие и система органов судейского сообщества

 

Органы судейского сообщества формируются и действуют в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами для выражения интересов судей как носителей судебной власти (ст. 29 ФКЗ "О судебной системе РФ", ст. 3 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ").

Судейское сообщество - профессиональная корпорация (объединение), состоящая из всех без исключения судей федеральных судов всех видов и уровней, судей субъектов РФ, составляющих судебную систему Российской Федерации.

Члены судейского сообщества: судьи Конституционного Суда РФ, судьи Верховного Суда РФ, судьи всех судов общей юрисдикции, судьи всех арбитражных судов, мировые судьи и судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, как действующие, так и находящиеся в отставке.

Судьи федеральных судов и судов субъектов РФ являются членами судейского сообщества с момента принесения ими присяги судьи и до момента вступления в силу решения о прекращении полномочий судьи, за исключением случая прекращения полномочий в связи с почетным уходом или почетным удалением судьи в отставку.

Судья, пребывающий в отставке, сохраняет свою принадлежность к судейскому сообществу до прекращения отставки и может привлекаться с его согласия к работе в органах судейского сообщества. Однако такой судья не вправе избирать членов квалификационных коллегий судей и быть избранным в состав квалификационных коллегий судей от судейского сообщества.

Органами судейского сообщества в Российской Федерации являются (ст. 3 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ"):

- Всероссийский съезд судей;

- конференции судей субъектов Российской Федерации;

- Совет судей Российской Федерации;

- советы судей субъектов Российской Федерации;

- общие собрания судей судов;

- Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации;

- квалификационные коллегии судей субъектов Российской Федерации;

- Высшая экзаменационная комиссия по приему квалификационного экзамена на должность судьи;

- экзаменационные комиссии субъектов Российской Федерации по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

В Верховном Суде РФ действуют такие органы судейского сообщества, как общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Деятельность органов судейского сообщества регламентируется Федеральным законом от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" (в ред. от 12.03.2014), а также актами (постановлениями, регламентами, положениями), принимаемыми этими органами.

Совет судей РФ, советы судей субъектов РФ, Высшая квалификационная коллегия судей РФ, квалификационные коллегии судей субъектов РФ, Высшая экзаменационная комиссия и экзаменационные комиссии субъектов РФ являются выборными органами судейского сообщества и избираются на 4 года.

По истечении указанных сроков полномочия выборных органов судейского сообщества сохраняются до проведения очередных съезда, конференций и общих собраний судей.

Работа органов судейского сообщества регулируется соответствующими регламентами. Регламент работы Всероссийского съезда судей и регламент проведения заседаний Совета судей РФ утверждаются Всероссийским съездом судей. Регламент работы конференций судей и регламенты проведения заседаний советов судей субъектов РФ утверждаются конференциями судей субъектов РФ.

Квалификационные коллегии судей осуществляют свою деятельность в соответствии с Положением о порядке работы квалификационных коллегий судей, утверждаемым Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Организация работы Высшей экзаменационной комиссии, экзаменационных комиссий субъектов Российской Федерации регулируется соответствующими регламентами, утверждаемыми Высшей экзаменационной комиссией (см. ФЗ от 03.12.2011 N 388-ФЗ).

Органы судейского сообщества призваны решать следующие задачи:

- содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства;

- защищать права и законные интересы судей;

- участвовать в организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности;

- утверждать авторитет судебной власти, обеспечивать выполнение судьями требований, предъявляемых Кодексом судейской этики.

В этих целях органы судейского сообщества проводят съезды, конференции, собрания, пленарные заседания, семинары-совещания, на которых обсуждаются вопросы кадрового состава судей и их профессионализм, вопросы судебной практики, вопросы организационного обеспечения деятельности судов, укрепления гарантий независимости судей, включая меры их правовой защиты, улучшения материального и социального обеспечения работников аппарата судов, обеспечения безопасности судей и членов их семей, меры по очищению судейского корпуса от недостойных высокого звания российского судьи. Органы судейского сообщества проводят общественную экспертизу законов и иных нормативных правовых актов, касающихся деятельности суда и статуса судей, участвуют в рабочих комиссиях по подготовке таких актов, представляют интересы судей в государственных и общественных объединениях, избирают соответствующие квалификационные коллегии судей.

Основные принципы организации и деятельности органов судейского сообщества: коллегиальность, гласность, неукоснительное соблюдение принципов независимости судей и невмешательства в судебную деятельность.

Выборность, сменяемость, подотчетность органам, их избравшим, - организационная основа формирования Совета судей, квалификационных коллегий судей, Высшей экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи (далее также - экзаменационные комиссии).

Квалификационные коллегии судей и экзаменационные комиссии не подотчетны органам, их избравшим, за принятые решения (п. 2 ст. 5 ФЗ "Об органах судейского сообщества в РФ").

 

11.2. Полномочия органов судейского сообщества

 

Всероссийский съезд судей - высший орган судейского сообщества, который правомочен принимать решения по всем вопросам, относящимся к деятельности судейского сообщества, за исключением вопросов, относящихся к полномочиям квалификационных коллегий судей и экзаменационных комиссий, а также правомочен утверждать Кодекс судейской этики и акты, регулирующие деятельность судейского сообщества.

Решения съезда принимаются простым большинством голосов, если съездом не устанавливается иной порядок принятия решений.

В компетенцию съезда входит рассмотрение наиболее важных вопросов, касающихся всего судейского сообщества Российской Федерации. В частности, на съезде обсуждается политика в области судебной власти и правосудия, состояние правосудия в стране, вопросы укрепления гарантий статуса судей, общие вопросы организации и обеспечения деятельности судов, реформирования законодательства, относящегося к судебной деятельности.

Всероссийский съезд судей созывается один раз в 4 года Советом судей РФ. По решению конференций судей не менее чем в половине субъектов РФ созывается внеочередной съезд судей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...