Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы для самостоятельного изучения




Цели освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку и литературе»:

- формирование профессионально компетентной личности учителя; обеспечение оптимальной теоретической и методической подготовки будущего учителя путём формирования комплекса знаний, профессиональных умений и навыков, методического мышления в соответствии с современным содержанием обучения в общеобразовательной школе; подготовка студентов к педагогической практике в средних общеобразовательных учебных заведениях: (школах, гимназиях, лицеях, колледжах);

- подготовка будущих учителей эффективной профессиональной деятельности через трансляцию современного методического знания, практическая отработка умений структурировать оптимальные методики, соответствующие требованиям модернизации учебного процесса, связанным с использованием современных информационно - коммуникационных технологий в процессе образовательной деятельности.

 

5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Б2.В.4 Математический и естественно-научный цикл (вузовский компонент). Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» опирается на систему входных знаний и умений, полученных в предшествующих лингвистических курсах (общее языкознание, современный русский литературный язык, история русского языка, историческая грамматика, историческое комментирование, диалектология), а также в курсе психологии. Программная система понятий, последовательно расширяющая и углубляющая языковую компетенцию студента, обеспечивает достаточный уровень знаний языкового материала в диахроническом и синхроническом аспектах, логику и глубину подходов к конструированию методик обучения русскому языку, формируя условия оптимального профессионализма и творчества в процессе обучения.

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-9: способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

 

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: Студенты должны знать следующие методические понятия и их педагогический смысл: русский язык как предмет изучения и средство обучения; роль языка в развитии ребенка; традиции и новаторство в преподавании родного языка; закономерности усвоения родной речи; принципы, методы и приемы обучения языку; система упражнений, организация учебной работы и ее формы при изучении частных разделов языка; структура и типы уроков; формы проведения внеклассной работы; ошибки и недочеты в речи учащихся.

 

Студенты должны уметь:

· определять задачи обучения русскому языку на каждом этапе школьного обучения;

· преобразовывать лингвистический, литературоведческий, искусствоведческий материал в учебный;

· критически рассматривать различные методические решения, оценивать их, обобщать и делать выводы;

· определять и обосновывать свою точку зрения по методической проблеме;

· выбирать оптимальные методы и приемы обучения с учетом различных учебных задач;

· правильно строить урок русского языка;

· осуществлять с учащимися наблюдения над фактами языка и проводить анализ языковых единиц;

· проводить все виды языкового разбора;

· организовывать исследовательскую деятельность учащихся;

 

Студенты должны владеть: основными теоретическими положениями методики как науки.

 

7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина).

Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ 3 _____ зачетных единицы
(из расчета 1 ЗЕТ= 36 часов);

_____ 108 ______ часов.

 

№ п/п Шифр и наименование направления с указанием профиля (названием магистерской программы), формы обучения Курс Семестр Виды учебной работы в часах Вид итогового контроля (форма отчетности)
Трудоемкость в часах/ЗЕТ Всего аудит. Часов в интеракт.форме. (из ауд.) ЛК ПР/ СМ ЛБ Часы на СРС . (для дисц-н с экзаменом, включая часы на экзамен)*  
1. 032700.62 Филология, профиль Отечественная филология: русский язык и литература, ОФО 2-3 3-6 108/3         -   зачет в 4 семестре; экзамен в 6 семестре

 

Содержание дисциплины

 

Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

 

№ п/п Наименование раздела, темы Количество часов
Вариант 1 Вариант 2
Всего ауд.ч./в интеракт.ф. ЛК   ПР/ СМ ЛБ Часов на СРС Всего ауд.ч./в интеракт.ф. ЛК ПР/ СМ ЛБ Часов на СРС
  Теория и методика обучения русскому языку как наука и как профессионально важная интегративная учебная дисциплина                    
  Система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета                    
  Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе                    
  Содержание обучения русскому языку по основным учебным программам (5-9 классы)                    
  Знания, умения и навыки                    
  Средства обучения русскому языку (5-9 класс)                    
  Изучение русского языка в 10-11 классах                    
  Метод как важнейшая категория методики                    
  Формы организации учебной работы по русскому языку 2/2                  
  Оптимизация учебного процесса                    
  Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитии речи                    
  Цели и принципы обучения фонетике и графике                    
  Теория и методика изучения лексикологии и лексикографии                    
  Теория и методика изучения морфемики и словообразования                    
  Теория и методика изучения морфологии 2/2                  
  Теория и методика изучения синтаксису                    
  Методика обучения правописанию                    
  Теория и методика работы над развитием речи учащихся. Три направления работы над развитием речи. Работа над нормами СРЛЯ                    
  Работа над обогащением словарного запаса и грамматического строя речи учащихся                    
  Теория речевой деятельности. Виды РД: чтение, письмо, говорение, слушание                    
  Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: тип речи, стиль, текст 2/2                  
  Связная речь. Коммуникативные умения и навыки. Методика лингвистического анализа текста 2/3                  
  Оценка речевых умений и навыков. Грамматические и речевые ошибки. Классификация ошибок. Нормы оценки сочинений 2/2                  
  Устная речь                    

 

Содержание разделов дисциплины

 

Теория и методика обучения русскому языку как наука и как профессионально важная интегративная учебная дисциплина.

Система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета.

Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе.

Содержание обучения русскому языку по основным учебным программам (5-9 классы).

Знания, умения и навыки.

Средства обучения русскому языку (5-9 класс).

Изучение русского языка в 10-11 классах.

Метод как важнейшая категория методики.

Формы организации учебной работы по русскому языку.

Оптимизация учебного процесса.

Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитии речи.

Цели и принципы обучения фонетике и графике.

Теория и методика изучения лексикологии и лексикографии.

Теория и методика изучения морфемики и словообразования.

Теория и методика изучения морфологии.

Теория и методика изучения синтаксису.

Методика обучения правописанию.

Теория и методика работы над развитием речи учащихся. Три направления работы над развитием речи. Работа над нормами СРЛЯ.

Работа над обогащением словарного запаса и грамматического строя речи учащихся.

Теория речевой деятельности. Виды РД: чтение, письмо, говорение, слушание.

Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: тип речи, стиль, текст.

Связная речь. Коммуникативные умения и навыки. Методика лингвистического анализа текста.

Оценка речевых умений и навыков. Грамматические и речевые ошибки. Классификация ошибок. Нормы оценки сочинений.

Устная речь.

 

Темы для самостоятельного изучения

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля) Форма самостоятельной работы Кол-во часов Форма контроля выполнения самостоятельной работы
5. Современные учебники по русскому языку   Сравнительное ознакомление со структурой 3 учебников на выбор.   Обсуждение структурных особенностей учебников, специфики подачи лингвистического материала, системы упражнений.
9. Формы организации учебной работы по русскому языку (типы и структуры уроков русского языка в школе)     Вопросы для самостоятельного изучения: 1. Типы уроков, определённые для современной школы? 2. Структура урока объяснения нового материала. 3. Роль постановки цели урока. 4. Дифференциации методов проверки домашнего задания. 5. Методы объяснения нового материала и условия их применения тот или иной метода. 6. Система упражнений. 7. Коммуникативный аспект урока. 8. Методика подведения итогов урока. 9. Методика домашнего задания. 10. Оценивание учащихся на уроке. Задание: подготовка конспекта урока объяснения нового материала.     Защита рефератов по заданной теме. Обсуждение конспекта урока на практическом занятии в форме деловой игры.  
10. Оптимизация учебного процесса     Реферат на тему «Интерактивные методы ведения урока русского языка».   Презентация рефератов  
18. Теория и методика работы над развитием речи учащихся. Три направления работы над развитием речи. Работа над нормами СРЛЯ     Вопросы: 1. Три направления в работе над развитием речи учащихся. 2. Дать общую характеристику работы над нормами СРЛЯ на уроках русского языка. 3. Определение нормы (по В.А. Ицкович). 4. Характер литературных норм (кодифицированность норм ЛЯ, изменчивость норм, разнообразие русскоязычных языковых коллективов, обязательность норм). 5. Особенности работы над обогащением словаря и грамматического строя речи учащихся. 6. Работа над связной речью.      
21. Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: тип речи, стиль, текст   Вопросы: 1. Речеведческие понятия: типы речи, их разновидности и роль знания о структуре каждого типа для методики сочинения. 2. Текст. Структура текста в зависимости от типов речи и стиля.        
22. Связная речь   Разработка конспектов уроков работы над сочинением 1) описанием предмета; 2) описанием места; 3) описанием внешности человека; 4) пейзажа; 5) повествованием; 6) рассуждением-размышлением; 7) рассуждением-доказательством (по выбору студента.   Деловая игра.  
23. Оценка речевых умений и навыков. Грамматические и речевые ошибки. Классификация ошибок.   Дифференциация ошибок речевых и грамматических, а также речевых ошибок и недочётов. Нормы оценки сочинений   Проверка сочинений. Письменное обоснование оценки.  
24. Устная речь Совершенствование устной речи. Методы устранения артикуляционных недочётов.     Доклад «Методы работы над усвоением орфоэпических норм». Дискуссия.

 

11. Образовательные технологии: лекции с постановкой проблемных вопросов и их обсуждением; практические занятия с целью закрепления теоретического методического материала; деловая игра, закрепляющая методику ведения урока; дискуссии; мастер-класс; мозговой штурм.

 

Интерактивные формы занятий:

 

№ раздела (темы) Формы
9. Мастер-класс «Урок изучения нового материала».
15. Деловая игра «Урок повторения изученного по теме «Имя существительное»».
21. 22. 23. Мозговой штурм «Структурирование урока развития речи: «Подготовка к сочинению-описанию предмета и места. Анализ урока» Мастер-класс: урок развития речи.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...