Темы для самостоятельного изучения
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Цели освоения дисциплины Цель освоения дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку и литературе»: - формирование профессионально компетентной личности учителя; обеспечение оптимальной теоретической и методической подготовки будущего учителя путём формирования комплекса знаний, профессиональных умений и навыков, методического мышления в соответствии с современным содержанием обучения в общеобразовательной школе; подготовка студентов к педагогической практике в средних общеобразовательных учебных заведениях: (школах, гимназиях, лицеях, колледжах); - подготовка будущих учителей эффективной профессиональной деятельности через трансляцию современного методического знания, практическая отработка умений структурировать оптимальные методики, соответствующие требованиям модернизации учебного процесса, связанным с использованием современных информационно - коммуникационных технологий в процессе образовательной деятельности.
5. Место дисциплины в структуре ООП ВПО: Б2.В.4 Математический и естественно-научный цикл (вузовский компонент). Дисциплина «Теория и методика обучения русскому языку и литературе» опирается на систему входных знаний и умений, полученных в предшествующих лингвистических курсах (общее языкознание, современный русский литературный язык, история русского языка, историческая грамматика, историческое комментирование, диалектология), а также в курсе психологии. Программная система понятий, последовательно расширяющая и углубляющая языковую компетенцию студента, обеспечивает достаточный уровень знаний языкового материала в диахроническом и синхроническом аспектах, логику и глубину подходов к конструированию методик обучения русскому языку, формируя условия оптимального профессионализма и творчества в процессе обучения.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; ПК-9: способность к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: Студенты должны знать следующие методические понятия и их педагогический смысл: русский язык как предмет изучения и средство обучения; роль языка в развитии ребенка; традиции и новаторство в преподавании родного языка; закономерности усвоения родной речи; принципы, методы и приемы обучения языку; система упражнений, организация учебной работы и ее формы при изучении частных разделов языка; структура и типы уроков; формы проведения внеклассной работы; ошибки и недочеты в речи учащихся.
Студенты должны уметь: · определять задачи обучения русскому языку на каждом этапе школьного обучения; · преобразовывать лингвистический, литературоведческий, искусствоведческий материал в учебный; · критически рассматривать различные методические решения, оценивать их, обобщать и делать выводы; · определять и обосновывать свою точку зрения по методической проблеме; · выбирать оптимальные методы и приемы обучения с учетом различных учебных задач; · правильно строить урок русского языка; · осуществлять с учащимися наблюдения над фактами языка и проводить анализ языковых единиц; · проводить все виды языкового разбора; · организовывать исследовательскую деятельность учащихся;
Студенты должны владеть: основными теоретическими положениями методики как науки.
7. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех направлений подготовки, на которых обеспечивается данная дисциплина). Общая трудоемкость дисциплины составляет _____ 3 _____ зачетных единицы _____ 108 ______ часов.
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Содержание разделов дисциплины
Теория и методика обучения русскому языку как наука и как профессионально важная интегративная учебная дисциплина. Система среднего образования в России и место русского языка как учебного предмета.
Цели и принципы обучения русскому языку в средней школе. Содержание обучения русскому языку по основным учебным программам (5-9 классы). Знания, умения и навыки. Средства обучения русскому языку (5-9 класс). Изучение русского языка в 10-11 классах. Метод как важнейшая категория методики. Формы организации учебной работы по русскому языку. Оптимизация учебного процесса. Теория и методика изучения разделов науки о языке и развитии речи. Цели и принципы обучения фонетике и графике. Теория и методика изучения лексикологии и лексикографии. Теория и методика изучения морфемики и словообразования. Теория и методика изучения морфологии. Теория и методика изучения синтаксису. Методика обучения правописанию. Теория и методика работы над развитием речи учащихся. Три направления работы над развитием речи. Работа над нормами СРЛЯ. Работа над обогащением словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Теория речевой деятельности. Виды РД: чтение, письмо, говорение, слушание. Речеведческие понятия в школьном курсе русского языка: тип речи, стиль, текст. Связная речь. Коммуникативные умения и навыки. Методика лингвистического анализа текста. Оценка речевых умений и навыков. Грамматические и речевые ошибки. Классификация ошибок. Нормы оценки сочинений. Устная речь.
Темы для самостоятельного изучения
11. Образовательные технологии: лекции с постановкой проблемных вопросов и их обсуждением; практические занятия с целью закрепления теоретического методического материала; деловая игра, закрепляющая методику ведения урока; дискуссии; мастер-класс; мозговой штурм.
Интерактивные формы занятий:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|