Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу (планы последовательного проведения занятий: ПР, СМ, ЛБ) по предлагаемой схеме:
ПЗ 1. Знания, умения и навыки
1. Знания, умения и навыки, их соотношение.
2. Критерии оценки знаний, умений и навыков.
3. Проблемы и противоречия в оценке и пути их устранения.
Вопрос для обсуждения: Сложные случаи оценивания, проблемы их устранения.
ПЗ 2. Средства обучения русскому языку (5-9 кл.)
1. Учебно-методический комплекс.
2. Учебник как ведущее средство обучения.
3. Вспомогательные материалы для учителя.
4. Дополнительные материалы для учащихся.
Вопросы для обсуждения: Современные учебники и проблема выбора. Какой из школьных учебников вам представляется наиболее эффективным для работы на уроках русского языка и почему?
ПЗ 3. Изучение русского языка в 10-11 кл.
1. Программы и пособия по русскому языку для 10-11 кл.
2. Смежные курсы: риторика, словесность.
3. Пособия для поступающих в вузы.
Вопросы для обсуждения:
1. Принципы планирования работы по русскому языку в 10-11 классах.
2. Индивидуальная работа со старшеклассниками.
ПЗ 4. Формы организации учебной работы по русскому языку
1. Урок как организационная форма работы.
2. Типы уроков
3. Структура уроков русского языка
4. Планирование работы па уроках русского языка.
5. Календарное и тематическое планирование
6. Поурочное планирование
Вопросы для обсуждения: Особенности урока обобщающего повторения изученного в конце учебного года. Подготовка к ЕГЭ как форма систематического повторения изученного.
ПЗ 5. Цели и принципы обучения фонетике и графике
1. Цели и принципы обучения фонетике и графике.
2. Содержание раздела «Фонетика. Графика».
3. Изучение фонетических понятий.
4. Умения и навыки по фонетике, методы их формирования.
Вопрос для обсуждения: связь изучения фонетики с развитием речи учащихся.
ПЗ 6. Теория и методика изучения лексикологии и лексикографии
1. Цели и принципы изучения лексикологии и лексикографии.
2. Содержание раздела.
3. Теоретические понятия и их изучение.
4. Умения и навыки по лексикологии и лексикографии, методы их формирования.
Вопрос для обсуждения: Роль словарей в изучении русского языка.
ПЗ 7. Теория и методика изучения морфемики и словообразования
1. Цели и принципы обучения морфемике и словообразованию.
2. Содержание разделов.
3. Изучение понятий.
4. Умения и навыки, методы их формирования.
5. Изучение теоретических понятий.
Вопрос для обсуждения: Роль исторического комментирования в формировании умения словообразовательного разбора.
ПЗ 8. Теория и методика изучения морфологии
1. Цели и принципы изучения морфологии.
2. Содержание раздела.
3. Теоретические понятия и их изучение.
4. Умения и навыки, методы формирования (упражнения).
Вопрос для обсуждения: Роль пропедевтического курса морфологии для её дальнейшего изучения и для формирования орфографического навыка.
ПЗ 9. Теория и методика изучения синтаксиса
1. Цели и принципы изучения синтаксиса.
2. Содержание раздела.
3. Теоретические понятия и их изучение.
4. Умения и навыки, методы формирования (упражнения).
Вопрос для обсуждения: Изучение сложных вопросов синтаксиса. Принципы отбора дидактического материала.
ПЗ 10. Методика обучения правописанию
1. Цели и принципы изучения орфографии.
2. Содержание раздела.
3. Теоретические понятия и их изучение.
4. Умения и навыки, методы формирования (упражнения).
Вопросы для обсуждения: Диктант как метод формирования орфографических навыков. Роль знания особенностей физиологии мозга в формировании орфографических навыков учащихся.
ПЗ 11. Работа над обогащением словарного запаса и грамматического строя речи учащихся
1. Цели и задачи работы над обогащением словаря и грамматического строя речи.
2. Обогащение словаря и грамматического строя речи как путь достижения элементарного уровня овладения литературным русским языком (первой ступенью, по Г.О. Винокуру).
3. Основные методы работы над обогащением словаря и грамматического строя речи.
Вопрос для обсуждения: Обогащение словаря как коррекция речевого развития школьников.
ПЗ 12 Связная речь. Коммуникативные умения и навыки. Методика лингвистического анализ текста
1. Понятие связной речи.
2. Лингвистический анализ текста при работе над изложением как подход к структурированию сочинения на основе речеведческих понятий (тип речи, стиль, текст).
3. Типы сочинений и работа над структурными моделями создания видов описания, рассуждения, повествования.
4. Соединение типов речи в тексте одного сочинения как завершающий этап работы над связной речью.
Вопрос для обсуждения: Роль развития теории текста в лингвистике для развития связной речи.
ПЗ 13. Оценка речевых умений и навыков
1. Грамматические и речевые ошибки.
2. Классификации ошибок.
3. Нормы оценки сочинений.
Вопрос для обсуждения: Вынесение работы над ошибками в построении сочинения в препозицию. За или против?
13. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины
- Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Львов М.Р., Ипполитова Н.А., Иванченков П.Ф. Методика преподавания русского языка. - М., 1990.
- Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. – М.: Просвещение, 2000.
- Дудников А.В. Трудные вопросы грамматики и правописания. – М.: Просвещение, 2007.
- Жинкин Н.И. Психологические особенности развития речи учащихся. – М.: Просвещение, 2006.
- Капинос В.И. Развитие речи учащихся
- Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом. 5—9 классы [Текст]: кн. для учителя / В. И. Капинос, Н. Н. Соловейчик, М. С. Соловейчик,
Л. Л. Новоселова. — М., 1991. — То же. — 2-е изд. — 1994. - Львова С.И. Язык в речевом общении. – М.: Просвещение, 2001.
- Пленкин Н.А. Изложения с языковым разбором. – М.: Просвещение, 2000.
- Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. – М.: Дрофа, 2005.
- Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. Русский язык, 11 класс, Контрольные работы в новом формате. М., 2012.
- Федоров А.К. Трудные вопросы синтаксиса. – М.: Просвещение, 2002.
- дополнительная литература
Общие вопросы методики преподавания русского языка
- Баев, П. М. Играем на уроках русского языка [Текст] / П. М. Баев. — М., 1989.
- Богданова, Г. А. Виды и формы опроса на уроках русского языка [Текст] /
Г. А. Богданова. — М., 1989. - Власенков, А. В. Развивающее обучение русскому языку [Текст] / А. В. Власенков. — М., 1983.
- Дейкина, А. Д. Вопросы методики уроков родного языка [Текст] / А. Д. Дейкина. — М., 1993.
- Дейкина, А. Д. Обучение и воспитание на уроках русского языка [Текст] /
А. Д. Дейкина. — М., 1990. - Иванов, В. В. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе [Текст] / В. В. Иванов, З. А. Потиха. — 2-е изд. — М., 1985.
- Межпредметные связи в преподавании русского языка [Текст]: сб. ст. / сост.: М. М. Разумовская, Л. А. Тростенцова. — М., 1984.
- Панов, Б. Т. Типы и структура уроков русского языка [Текст] / Б. Т. Панов. — М., 1986.
Методика изучения разделов школьного курса русского языка и развития речи
- Актуальные вопросы русского языка и методики его преподавания [Текст]: сб. науч.-метод. ст. / под ред. В. А. Отришко. — Балашов, 2001.
- Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков [Текст] / Н. Н. Алгазина. — М., 1987.
- Баранов, М. Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1988.
- Мишатина, Н. Л. Диалог с культурными концептами в 5—11 классах (русский язык, литература, развитие речи) [Текст]: учеб.-метод. пособие / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2004.
- Мишатина, Н. Л. «Как сердцу высказать себя?..»: теория и методика развития речи с позиции лингвокультурологического подхода (7—9 классы) [Текст]: кн. для учителя / Н. Л. Мишатина. — СПб., 2005.
- Проблемы русского языка и методики его преподавания [Текст]: сб. науч.-метод. ст. / под ред. А. Ф. Калинина — Балашов, 2004.
- Система обучения сочинениям на уроках русского языка. 4—8 классы [Текст] / под ред. Т. А. Ладыженской. — 3-е изд. — М.,1978.
- Скобликова, Е. С. Обобщающая работа по орфографии [Текст] / Е. С. Скобликова. — М., 1994.
- Текст на уроках русского языка [Текст]: сб. науч.-метод. ст. / под ред. М. Р. Шумариной. — Балашов, 2004.
- Ходякова, Л. А. Живопись на уроках русского языка: теория и методические разработки [Текст] / Л. А. Ходякова. — М., 2000.
Школьные словари по русскому языку
- Баранов, М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1999.
- Баранов, М. Т. Школьный словарь образования слов русского языка [Текст] / М. Т. Баранов. — М., 1997.
- Жуков, В. П. Школьный фразеологический словарь русского языка [Текст] / В. П. Жуков, А. В. Жуков. — М., 1994.
- Крысин, Л. Т. Школьный словарь иностранных слов [Текст] / Л. Т. Крысин. — М., 1998.
- Лапатухин, М. С. Школьный толковый словарь русского языка [Текст] /
М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова. — М., 1998. - Леденев, Л. Д. Школьный орфографический словарь русского языка [Текст] / Л. Д. Леденев, И. В. Ледовских. — М., 1997.
- Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка [Текст] /
М. Р. Львов. — М., 1998. - Панов, Б. Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка [Текст] / Б. Т. Панов, А. В. Текучев. — М., 1991.
- Поспелов, Е. М. Школьный топонимический словарь [Текст] / Е. М. Поспелов. — М., 1988.
- Потиха, З. А. Школьный словарь строения слов русского языка [Текст] /
З. А. Потиха. — М., 1998. - Рогожникова, Р. П. Школьный словарь устаревших слов русского языка [Текст] / Р. П. Рогожникова, Т. С. Карская. — М., 1996.
- Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка [Текст] А. Н. Тихонов. — М., 1991.
Справочная и популярная учебная литература для учащихся
- Баранов, М. Т. Русский язык: справочные материалы [Текст]: пособие для учащихся / М. Т. Баранов, Т. А. Костяева, А. В. Прудникова; под ред. Н. М. Шанского. — 9-е изд. — М., 2006.
- Колесов, В. В. История русского языка в рассказах [Текст] / В. В. Колесов. — М., 2005.
- Коновалова, Л. Ф. Русский язык: большой справочник для подготовки к Единому государственному экзамену [Текст] / Л. Ф. Коновалова. — М., 2006.
- Лекант, П. А. Справочник школьника по русскому языку. 5—11 классы [Текст] / П. А. Лекант, Н. Б. Самсонов; под ред. П. А. Леканта. — М., 2005.
- Львова, С. И. Русская орфография [Текст]: самоучитель / С. И. Львова. — М., 2005.
- Милославский, И. Г. Как разобрать и собрать слово [Текст] / И. Г. Милославский. — М., 1993.
- Мокиенко, В. М. Загадки русской фразеологии [Текст] / В. М. Мокиенко. — СПб., 2005.
- Откупщиков, Ю. В. К истокам слова: рассказы о науке этимологии [Текст] / Ю. В. Откупщиков. — М., 1986. — То же. — 2005.
- Пиши правильно [Текст]: справочник орфограмм русского языка для учащихся средней школы. — М., 1991.
- Постникова, И. И. Фонетика — это интересно [Текст] / И. И. Постникова,
И. М. Подгаецкая. — М., 1992. - Русский язык [Текст]: справочник школьника / под ред. В. А. Славкина. — М., 1995.
- Русский язык [Текст]: справочные материалы для поступающих на филологический факультет МГУ / В. А. Багрянцева, В. А. Галактионова, Е. И. Литневская, С. К. Пожарицкая. — М., 1998.
- Энциклопедический словарь юного филолога: Языкознание [Текст] / сост. М. В. Панов. — М., 1984.
- электронные образовательные ресурсы (ЭОР)
- электронно-библиотечные системы (ЭБС), базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
«Рубикон» - энциклопедический ресурс Интернета: http://www.rubricon.com
Научная электронная библиотека eLIBRERY.RU – полнотекстовая база данных научных переодических изданий. http://www.elibrary.ru
Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека»
http://www.biblioclab.ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: