Словарь терминов (глоссарий)
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 1. Активные методы обучения – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся. Активные методы обучения не позволяет учителю преподносить знания в готовом виде, создают условия для того, чтобы учащиеся постигали их самостоятельной активной работой мысли. 2. Аспектные уроки русского языка – это уроки, связанные с изучением отдельных аспектов языка. Цель таких уроков – на основе усвоения теоретических сведений о языке формировать у учащихся орфоэпические, лексические, словообразовательные, правописные (орфографические и пунктуационные) умения и навыки. 3. Знания – это результат усвоения учащимися сведений о языке и речи. Знания ученик получает в виде лингвистических понятий, определений, классификаций, правил. 4. Изложение – вид работы, в основе которого лежит воспроизведение содержания высказывания, создание текста на основе исходного (пересказ – устная форма воспроизведения текста). 5. Исследовательский метод изложения учебного материала – это способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, который используется для стимуляции творческой деятельности учащихся и предполагает, что учащиеся самостоятельно исследуют языковой материал и делают выводы, а добытые знания используют в практической деятельности. Учебная деятельность имитирует научный поиск. 6. Календарное планирование уроков русского языка – это примерное распределение программного материала по семестрам и месяцам (неделям). В календарных планах дается перечень разделов программы, тем и количество часов, отводимых на их изучение.
7. Метод обучения – это способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, направленной на реализацию целей обучения. 8. Метод проблемного изложения учебного материала – это такой способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, который характеризуется тем, что учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает сложный, но доступный путь ее разрешения; ученик не только воспринимает, усваивает и запоминает готовые научные выводы, а и следит за логикой доказательств, за развитием мысли учителя. Проблемное изложение предполагает постепенное вовлечение учащихся в процесс прогнозирования выводов. 9. Методика преподавания русского языка – это межотраслевая дисциплина, находящаяся на стыке педагогики, психологии, логики, философии, лингвистики, предметом которой является процесс обучения. 10. Методический прием – это способ реализации метода, отдельный познавательный акт. Являясь элементом (деталью) метода, методический прием характеризуется способностью быть включенным в разные методы. 11. Модуль – это полный, логически завершенный блок учебной работы, в котором принимается во внимание стартовый, промежуточный и итоговый уровни учащегося. Все показатели модуля известны учащемуся и оцениваются, составляя его рейтинг. Результат усвоения обычно оценивается тестом. 12. Навык – это умение, доведенное до автоматизма. 13. Орфографические нормы – установленная система правил, которые обеспечивают единообразие устной речи в письменной форме. 14. Орфографическое правило – краткая четкая рекомендация, регулирующаяся передачу устной речи в письменной форме. 15. Орфограмма – правильное написание, которое выбирается из нескольких возможных и основывается на закрепленном в системе орфографии правиле. 16. Орфография - исторически сформированная, унифицированная система правил, определяющих написание слов; раздел языкознания, который изучает и разрабатывает систему правил, обеспечивающих нормативность написаний.
17. Пассивные методы обучения – это способы взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, в которых учитель является основным действующим лицом, управляющим ходом урока, а учащиеся выступают в роли пассивных слушателей, подчиненных директивам учителя. Связь учителя с учащимися в пассивных уроках осуществляется посредством опросов, самостоятельных, контрольных работ, тестов и т. д. 18. План-конспект урока – это детализированный план занятия, необходимый для оперативного управления учебно-воспитательным процессом. 19. Проблемное обучение – это такой вид обучения, в основе которого лежит создание проблемной ситуации. Целью проблемного обучения является приобретение умений и навыков исследовательской деятельности. 20. Проблемная ситуация – это психологическое состояние интеллектуального затруднения, которое возникает у учащегося потому, что он не может решить проблему (задачу) известными ему способами. 21. Программа – это государственный документ, определяющий состав и структуру курсов всех школьных предметов. 22. Пунктуация – это система единых правил постановки знаков препинания. 23. Пунктуационное правило – это особая инструкция, содержащая перечень условий выделения или невыделения знаками препинания пунктуационно-смыслового отрезка в предложении или тексте. 24. Слушание – разновидность речевой деятельности, заключающаяся в восприятии звучащей как говоримой, так и озвученной письменной речи. 25. Состав курса русского языка в школе – это система лингвистических понятий, орфографических и пунктуационных правил и речевых умений, включённых в школьный курс русского языка. 26. Сочинение – это упражнение, заключающееся в самостоятельном изложении школьниками своих мыслей на заданную тему. 27. Структура курса русского языка в школе – это конкретное распределение материала по классам. 28. Структура урока русского языка – это взаимосвязанное и последовательное расположение во времени всех элементов содержания занятий.
29. Тематическое планирование уроков русского языка – это распределения учебного материала в пределах отдельной темы. Тематическое планирование дает возможность учителю распределить материал по урокам, установить место каждого урока в общем процессе занятий, определить его цели, содержание, методику проведения и т.п., иными словами, работать с учетом перспективы в обучении русскому языку. 30. Умения – это способность учащегося применять на практике то или иное знание. Умения делятся на языковые (умение оперировать с языковыми единицами – от опознания до полного разбора), речевые (умение строить связную речь) и орфографико-пунктуационные. 31. Урок – основная организационная единица учебного процесса в школе (в вузе – практическое занятие), назначение которой состоит в достижении завершенной, но частичной цели обучения. Урок проводится с постоянным составом учащихся, по расписанию, с учетом программы обучения. 32. Уроки развития речи – это уроки, которые проводятся с целью формирования и совершенствования у учащихся коммуникативных умений и навыков. 33. Цель обучения русскому языку – это ожидаемый конечный образовательный результат обучения. 34. Частично-поисковый метод изложения учебного материала – это способ взаимосвязанной и взаимообусловленной деятельности педагога и обучаемых, приближающий учащихся к самостоятельному разрешению проблемы. Словесник учит школьников видеть проблему, задаваться вопросами, высказывать предположения, строить доказательства, делать выводы. 35. Чтение – это один из видов речевой деятельности, заключающийся в переводе буквенного кода в звуковой, который проявляется либо во внешней, либо во внутренней речи 19. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по дисциплине.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|