Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и сущность управления промышленным предприятием

 

Переход к рыночным условиям хозяйствования ставит перед наукой ряд актуальных задач, в частности по созданию современного понятийного аппарата. Практика требует четкого понимания и, соответственно, четкого отражения в научных работах и публикациях сущности изучаемых явлений и процессов. Многочисленные научно-практические разработки привели к ситуации, когда отсутствует однозначное понимание категорий науки управления. В связи с этим возникает необходимость определения основных научных категорий, выражающих содержание теоретических подходов данной конкретной работы.

Изучение научной литературы показывают, что сущность управления производством рассматривается с различных позиций: экономической теории, кибернетики, философии и других наук, исходя из задач конкретного исследования. До настоящего времени нет однозначного определения категории управления. По нашему мнению, в этом проявляется не столько неразвитость теории управления, сколько сложность и многогранность данного явления, когда дать ему одно синтетическое определение особенно сложно. Вместе с тем, в экономической литературе в последнее время утверждается определение согласно которому “управление - вид подчинительной связи, при которой трудовое поведение работников приводится в соответствии с поставленной целью путем воздействия на процесс общественного труда с учетом объективных экономических законов и интересов участников производственных отношении[4].

По нашему мнению, данное определение раскрывает феномен управления с точки зрения системного, ситуационного и социального подходов, указывает на целенаправленность управления. Вместе с тем, как и большинство научных определений оно несколько условно, что требует дополнительного толкования его отдельных положений.

Во-первых, ключевым понятием социологии является отношение. Оно возникает в результате постоянных взаимодействий между социальными группами, их членами или отдельными индивидуумами. В свою очередь взаимодействие - это форма взаимосвязи между явлениями и общностями.

Управленческие отношения, являясь разновидностью социальных, характеризуют взаимное положение различных субъектов, их отношение друг к другу по различным свойствам и признакам. Кроме того, управленческие отношения проявляются в коммуникативных связях между этими субъектами, во взаимном обмене информацией для воздействия на результаты деятельности. Управленческие отношения включают также оценку своего собственного положения в сравнении с положением других. Это позволяет скорректировать интересы и поведение участников процесса, влиять на их формирование / Там же, с. 199/.

Таким образом, управленческие отношения являются причинно-следственными (каузальными). Причинность и системность полностью исчерпывают содержание диалектического детерминизма[5]. Отсюда, отношения управления в конечном счете осуществляются на основе экономической необходимости. Каузальные отношения по своей сути являются отношениями подчиненности, так как раскрывают связь явлений, находящихся в зависимости одно от другого /Там же, с.170-177/. С этой точки зрения управление можно рассматривать как вид подчинительной связи.

Во-вторых, управленческие отношения предполагают наличие цели. «Цель - это исходный пункт, определяющий отношения субъекта и объекта управления»[6]. Взаимодействие субъекта и объекта управления характеризуется диалектикой цели, средства и результата. Цель является изначальным элементом системы управления, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции. Следовательно, если нет цели, то нет и управления, что полно отражает данное определение.

В-третьих, производственные отношения и их отдельные стороны можно определить в качестве объекта управления. Материалистическая концепция развития производительных сил и производственных отношений определяет, что в качестве исходного базового социального процесса рассматривается труд, обусловленный логикой трудового поведения работника. Исходя из закономерной философской связи “субъект - объект” данное положение нашло отражение в определении управления, где указывается на изменение (закрепление) трудового поведения работников путем воздействия на процесс общественного труда. Данный вывод следует из того, что отношения управления - часть производственных отношений. Однако между ними имеются существенные различия. Производственные отношения проявляются по объекту (производство, обмен, распределение) и характеризуют его. Управленческие отношения, как часть производственных отношений характеризуют участников, носителей этих отношений, рассмотрение которых позволяет судить о субъектах. Однако выделение управленческих отношений возможно лишь при наличии производственных отношений. По своему содержанию, отношения управления имеют координационный либо инновационный характер и являются источником развития производственных отношений. 4

В-четвертых, управленческие отношения возникают в результате постоянных взаимодействий по управлению людей имеющих различные интересы. Интересы являются конституционным признаком собственника. Таким образом, в определении управления подчеркивается его социально-экономическая роль. Многообразие управленческих отношений можно разграничить на три группы: сотрудничество - в том случае, когда интересы взаимодействующих субъектов в основном идентичны, конкуренция (соперничество или конфликт) - когда интересы участников различны либо противоречат друг другу и компромисс когда участники отношений идут на взаимные уступки. Исходя из этого система развивается либо в сторону укрепления, либо в сторону обособления его элементов вплоть до своего разрушения, либо в сторону сближения элементов с переходом системы в иное состояние.

Содержание управления можно рассматривать раскрывая субъекты, их пропорциональность и соотносительность, объекты, цели управления, методы и инструменты управления (рис. 1.1). При разработке схемы раскрывающей содержание организации управления экономикой использована идея А.В. Горбатова7, а также взгляды других авторов по отдельным аспектам проблемы.

 


 

Управление, прежде всего, становится возможным при наличии субъекта в качестве которого могут выступать как отдельные лица, так и социальные институты: организации, предприятия, органы государственного управления и т.д.

В настоящее время в экономической системе укрупненно выделяют следующие основные группы субъектов управления: государственные органы, органы местного самоуправления, предприятия и общественные организации.

Роль государства как субъекта управления подчинена определенной цели которая «состоит в том, чтобы делать для людей то, что им требуется, но что они сами своими и индивидуальными усилиями не могут делать вообще или не могут делать должным образом» [7].

Функции государственного управления подчиненные этой главной цели обширны и разнообразны. Важнейшими задачами государства являются [8]: обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы; защита конкуренции; корректирование распределения ресурсов с целью изменить структуру национального продукта; стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

В условиях демократизации управления, развития местного самоуправления, большая часть функций государственного управления реализуется под контролем территориальных органов государственной власти. В основу построения функций территориальных органов государственной власти заложены следующие подходы:

1. Ответственность местных органов перед населением за решение поставленных задач. Это обеспечивается: широкими правами местных органов управления, например, в области налогообложения, использования бюджетных средств, территориальных ресурсов и т. д.; представительством в местных органах государственной власти лиц, заинтересованных в решении местных проблем и действительно представляющих население территории; местным самоуправлением и на этой основе как усилением контроля за работой местных органов, так и обеспечением прямого участия в процессе управления. Широкие права и самостоятельность местных органов снижают ответственность за решение местных проблем со стороны федеральных органов управления.

2. Потенциальные материальные возможности местных органов власти для решения стоящих перед ними задач. Местные органы являются полными хозяевами территориальных ресурсов.Формирование финансовых ресурсов регионов основывается преимущественно на прямых отчислениях в местный бюджет от прибыли всех расположенных на его территории предприятий, вне зависимости от формы собственности и ведомственной принадлежности. Этот подход основывается на широких правах в сфере использования механизма местного налогообложения.

3.Прямая экономическая заинтересованность местных органов в росте эффективности общественного производства на территории на основе установления прямой зависимости территориальных бюджетов от результатов финансово-хозяйственной деятельности всех предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории. Последовательность реализации принципа зарабатываемости средств, необходимых для социально-экономического развития региона.

Анализ современной научной литературы позволяет выделить следующие принципы построения функций государственного регулирования экономики в условиях перехода к рынку: принцип целевой поддержки; принцип сочетания экономических и социальных целей; принцип сочетания интересов экономических субъектов различных форм собственности; принцип программно-целевого управления.

Обобщение практического опыта показывает, что функции государственного регулирования состоят из следующих элементов: планирование; правовое обеспечение; регулирование цен; бюджетная и налоговая политика, регламентация кредитной и денежной системы; регулирование рынка труда; регулирование земельных и природоохранных отношений.

Выполнение функций хозяйственного управления сосредоточено в совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих хозяйственных субъектов, работающих как автономно так и способных создавать объединения различных организационных форм с созданием единого центра управления и без его создания. Эта совокупность является гибкой, оперативно приспосабливающейся к изменчивым условиям рынка, функционирует на строго добровольной основе и демократических принципах построения организационных структур, экономическом и социальном интересе предприятий, объединений всех типов. При этом могут создаваться как горизонтальные, так и вертикальные структуры и формирования. Они могут не ограничиваются рамками административно- территориального деления и не иметь традиционной иерархии управления..

Анализ научной литературы [9] показывает, что основной проблемой при изучении хозяйственного и государственного управления является определение меры и содержания государственного регулирования.

Государственное управление должно осуществляться в такой мере, чтобы не вызвать у хозяйственных субъектов, обладающих влиянием на государственное управление, реакцию в результате которой усилия по достижению целей не будут достигать желаемого эффекта.

При слабом государственном управлении в хозяйственной деятельности имеет место хаос, при сильном государственном управлении наблюдаются застойные явления, подавление предпринимательства и рост теневых элементов товарно-денежных отношений. Поэтому необходимо поддерживать разумный баланс государственного регулирования достаточный для достижения целей как государственного, так и хозяйственного субъектов и не вызывающий негативной реакции.

Характеристики содержания функций государственного и хозяйственного управления в научной литературе представлены достаточно.

Рассматривая субъекты управления и изучая их функции в контексте исследования можно выделить, несмотря на огромное многообразие действий и процессов, шесть функциональных групп, которые охватывают деятельность субъектов и являются объектами управления [10].

1. Производство. Управление производством, предполагает управление процессом переработки сырья, материалов и полуфабрикатов в продукт. Для этого управление выполняет следующие операции: управление внедрением и производством продукта; выбор технологического процесса, расстановка кадров и техники по процессу с целью оптимизации затрат на изготовление и выбор методов изготовления продукта; управление закупкой сырья, материалов и полуфабрикатов; управление запасами на складах, включающие управление хранением закупленных товаров, полуфабрикатов собственного изготовления для внутреннего пользования и конечной продукции; контроль качества.

2. Маркетинг. Посредством маркетинговой деятельности увязывается в единый процесс создание продукта, его реализация, удовлетворение потребностей клиентов в производимой продукции и достижение целей производителя. Для этого осуществляется управление такими процессами, как: изучение рынка; обеспечение НИОКР и производства необходимой информацией; реклама; ценообразование; создание систем сбыта и распределения созданной продукции; послепродажное обслуживание потребителей и другими.

3. Финансы. Управление финансами состоит в том, что менеджмент управляет процессом движения финансовых средств. Для этого осуществляется: составление бюджета и финансового плана; распределение финансовых средств между различными сторонами, определяющими жизнь организации; оценка финансовых возможностей.

4. Учет и анализ хозяйственной деятельности (эккаутинг). Управление эккаутингом предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации с целью сравнения фактической деятельности с возможностями, а также с деятельностью других субъектов. Это позволяет вскрыть проблемы, на которые необходимо обратить внимание, и выбрать лучшие пути осуществления деятельности.

5. Персонал. Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей управления. Менеджмент формирует кадры, устанавливает систему отношений между людьми, включает созидательный процесс совместной трудовой деятельности, способствует развитию персонала, его обучению и продвижению по службе. Кадровая работа включает: подбор и расстановку кадров, их обучение и развитие, компенсацию за вклад усилий работника, проектирование работы, поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.

6.Нововведения. Управление нововведениями является необходимой функцией и направлено на постоянное ее приспособление к изменениям внешней среды. Данная деятельность охватывает широкий круг работ: разработка нового продукта; проектирование работ; структурные изменения; изменения организационной культуры и т.п.

«Экономические взгляды на деятельность коммерческого предприятия основываются на том, что целью коммерческого предприятия является получение прибыли. Составляющие посылки таких взглядов: функция предприятия состоит в превращении используемых факторов производства, то есть земли, труда, капитала, в выпускаемую им товарную продукцию или изделия за которые платит потребитель» [11]. Можно сделать предположение, что максимизация прибыли, есть истинная задача коммерческого предприятия и очевидно в этом оно имеет свои преимущества. Какие преимущества из этого для общества в целом? Если получена максимальная прибыль, то и общество в целом получило максимальный доход. Каждый отдельный предприниматель приносит пользу обществу даже если он не ставит перед собой такой цели. Работая с целью получения прибыли, предприниматель вносит свой вклад в сохранение и приумножение национального богатства, которое затем распределяется всему обществу.

Другими словами, субъекты управления (государственные органы и органы местного самоуправления) решая задачу по созданию эффективных механизмов регулирования экономики определяют наиболее приемлемые «правила игры» для участников производственных отношений, тем самым решая задачу приумножения и сохранения национального богатства.

Получение прибыли не является единственной целью, тем не менее прибыль занимает одно из главенствующих мест среди стоящих перед управлением задач. Это объясняется тем, что прибыль гарантирует выживание предприятия; обеспечивает источник финансирования, обеспечивает ресурсы, идущие на распределение, в частности, акционерам в виде дивидендов, улучшение материального и социального положения, защита интересов участников производственных отношений и т.п. Задачи стоящие перед управлением, в высшей степени сложны и взаимосвязаны.

Задача удовлетворения потребностей покупателя рассматривается как базисная, поскольку до тех пор, пока продукция не будет в той или иной степени отвечать предъявляемым требованиям со стороны покупателя существование производства будет весьма проблематичным.

Другие задачи в большей или меньшей степени подчинены этой цели или зависят от нее.

«Академическое определение цели трактует ее как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств»[12]. (Результат - конечный итог, завершающий что-нибудь[13].) В практической деятельности цель выступает как способ интеграции различных действий в некоторую упорядоченность или систему. Цель определяется объективно существующими вокруг объекта управления условиями, и ее реализация осуществляется имеющимися в распоряжении субъекта управления средствами.

«Средства достижения цели - это существующие в природе и обществе предметы или действия, включенные в систему централизованной деятельности и обеспечивающие получение определенного результата. В нашем случае средства представляют собой методы и инструменты управления.

Методы управления - это система приемов, рычагов с помощью которых достигают поставленной цели, решают определенные задачи.

По содержанию методы управления подразделяют на экономические, организационно-распорядительные, социально-психологические[14].

Экономические методы управления представляют собой систему реализации экономических законов, рыночных отношений для достижения целей путем воздействия на интересы и через интересы участников производственных отношений. Механизм воздействия экономических методов осуществляется через регулирование, перераспределение и координацию посредством налогов, цен, кредитов, предоставление экономических льгот, привилегии деятельности и освоение инновационных решений, других экономических рычагов и стимулов.

Планирование как метод экономического управления призвано обеспечить научно обоснованную организацию управления. План - главный инструмент реализации экономической политики, наличие плана в управлении уже воздействует на субъект и объект управления.

Эффективные организация и управление, правильное решение экономических и социальных проблем базируется на технико-экономическом анализе. Основные его задачи: определение степени выполнения программ, заданий, выяснение причин их невыполнения, изучение передового опыта научных достижений и возможности их применения, поиск путей повышения эффективности производства, улучшение социальных условий и т.п.

Методы экономического управления хозяйственный расчет и материальное стимулирование - это комплексное использование экономических рычагов и стимулов хозяйственной деятельности. Они обуславливают совершенствование экономического, организационного и управленческого механизмов [15].

В комплексе с экономическими и социально-психологическими используются административные методы. Административные методы - методы организационного и распорядительного воздействия, которые включают проектирование и программирование, регламентирование деятельности, нормирование, методическое инструктирование, оперативно-распорядительное воздействие, контроль и оценку результатов деятельности.

Инструментами административного воздействия являются правовые и административные акты - уставы, постановления, правила, распоряжения, указания, рекомендации. Если экономические методы в основном побуждают, то административные, как правило, заставляют. Применение их есть выражение организации управления.

Социально-психологические методы - это совокупность приемов и способов социального и психологического воздействия. Цель такого воздействия успешное решение поставленных задач [16].

Эффективное использование социально-психологических методов обусловлено умелым применением инструментов социальной психологии, педагогики, социологии и других наук, а также знанием правовых основ, технологии и организации управления.

Одним из важнейших инструментов управления является информационное обеспечение, которое устраняет неопределенность, позволяет изучить состояние объекта и методы управления. Без информации о состоянии и развитии объекта не могут быть выработаны цели управления, в свою очередь цель управления сама является определенной информацией. Таким образом, информационное обеспечение является связующим звеном и основой процесса управления.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...