Управление в социальных и экономических средах: типы, сферы, виды
Несмотря на наличие в любой организации всех этих элементов, каждая конкретная замкнутая социальная и экономическая среда характеризуется своими особенностями. Это касается основополагающих элементов организации: целей, структуры, технологий, ресурсов и результатов деятельности. Практически в любой организации существуют все объекты и соответствующие им процессы управления. Некоторые из них, такие как финансовый менеджмент, не имеют особого отличия. Главные различия связаны, в первую очередь, с характером выпускаемого продукта/услуги. Диапазон этой продукции может колебаться от материально-вещественного до духовного, что и накладывает главный отпечаток на операционную деятельность. Описания организационных процессов для различных социально-экономических сред существует в том или ином виде. Однако отсутствует достаточно четкое формализованное описание, выполненное на единой методологической основе. Причин здесь несколько: такая задача не ставилась, отсутствие однозначного понимания состава компонентов операционной деятельности, нет общепризнанной методики представления преобразования ресурсов в готовый продукт. Тем не менее, следует искать возможности единого подхода для представления управленческих процессов в разных сферах деятельности. В работе [6] приведена более или менее удовлетворительная классификация типов управления в социальных и экономических средах. Эта классификация включает следующие типы управления: микрогруппой, группой, макрогруппой, общественной организацией, социокультурным учреждением, образовательным учреждением, предприятием, в предпринимательской деятельности, отраслью, региональное, межрегиональное. Дадим краткую характеристику указанных выше типов управления по работе [6].
Управление микрогруппой. Микрогруппа характерна тем, что объединение людей предопределено симпатиями и антипатиями. Индивидуальная жизнедеятельность и ее траектория видоизменяются в связи с изменением этих чувств. Управленец может решить свои задачи при вхождении в отношения с микрогруппой, если учтет особенности микрогрупповой динамики, ее внутренней структурированности. В этой микрогруппе может быть лидер, регулирующий отношения к себе как условия стабилизации микрогруппы. Поэтому, находя взаимопонимание с лидером, легче осуществить через принимаемое им воздействие на себя воздействие на микрогруппу. Управленец должен осуществлять чувственное отождествление с типом поведения, могущим вызвать симпатии у микрогруппы. Однако самоорганизационное основание существования микрогруппы является лишь сервисом исходного чувственного основания, что может создавать значительные колебания значимости органов самоорганизации микрогруппы. Общая линия возникновения, функционирования, развития и деградации микрогруппы создает большие затруднения для управленца, который реализует стратегии, ценности, идеалы, основанные не на межсубъективных отношениях, а на долговременных культурных традициях организации. Управление группой. В основании группостановления лежит не чувственная взаимооценка, а достижение определенной цели. Если эта цель может быть достигнута только совместными усилиями и отдельные люди готовы войти в отношения друг с другом для этого, то возможно, согласовать характер степени участия каждого в достижении единой цели. Согласовательный процесс носит уже более интеллектуальный характер. Групповое целедостижение, вытесняющее потребности индивидов на периферию оценки происходящего вокруг, облегчает рефлексивную интеграцию и самоорганизацию участников в рамках достижения общезначимой цели. В связи с этим и выявляются основные роли группы: лидер, знаток, критик, нормировщик, снабженец и контролер.
Управленец может пользоваться тем или иным уровнем развитости внутренней самоорганизации группы, наличием актуальных целей или прогнозом возникновения новых целей для реализации смысла существования группы. Однако реальный ход становления и деятельности группы, динамика внутренних деформаций происходит в логике целей, задач и используемых методов. Управление макрогруппой. Ситуационное согласование деятельности людей часто стимулирует выход на более сложные его формы. Так, на базе многих социогенетических процессов рождаются макрогруппы, т.е. большие организации. Их основой выступает выделение и построение идеалов и ценностей (миссии), относительно которых переменным становится индивидуализированное содержание симпатии и антипатии, ситуационного целеполагания. Для того, чтобы согласованные внеситуационные потребности и цели были достижимы, нужны более сложные и надежные способы взаимодействия и соорганизованности. Уровень требовательности для управленцев, желающих реализовать ту или иную функцию в макрогруппе, становится все более высокой. Тем самым достижение реализуемости ценностей и идеалов опирается как на масштабную рефлексивную практику воспитания и обучения, так и на практику сложно структурированных органов. В системе деятельности управленец не имеет дела с макрогруппой в целом, ограничиваясь отношениями с их представителями. В силу иных масштабов количества, структурированности, мощности духовного и интеллектуального воздействия, механизмов воспроизводства и т.п., которые характерны для макрогрупп, управленец должен иметь более сложную подготовку для адекватного установления отношений. Управление общественной организацией. Групповая и макрогрупповая самоорганизация выступают исходным материалом, который при определенных условиях приобретает форму особой организации, включенной в институционализированный механизм граждан-ского общества. Включенность такой организации в общественную систему ведет к адаптации ее социальных процессов и, прежде всего, функционирования, становления, развития и прекращения деятельности организации.
Управленец в условиях общественной организации должен заимствовать и проводить в жизнь содержание целей, их изменение, систему критериев целеполагания, формы самоорганизации, системы ценностей и идеалы социальной среды, которую выражает организация. Совмещение функций формального и неформального лидера, при определяющей ценности последнего, характерно для управленца общественной организацией. Управление социокультурным учреждением. Творец произведений культуры осуществляет свободное самовыражение, испытывая от своего результата высшее чувство удовлетворения и доказывая право на свое новаторство, право первенства, временную недосягаемость в свободном соревновании и конкуренции с любым из желающих проявить высшее самовыражение. С другой стороны, внешняя оценка результатов связана с фиксацией их самозначимости с точки зрения достижения проявления духовности человека. Управленец при этом использует механизмы гражданского общества, экономической и политической системы для обеспечения сохранности и воспроизводства творческого процесса путем социального и экономического сопровождения творческого процесса. Специфика управления связана с непредопределенностью творческого процесса, который необходимо обеспечить условиями от невмешательства до реализации сервисных заказов самих творцов. Управленец должен иметь достаточно адекватное модельное представление функций менеджмента, которое обеспечивает прогнозируемость самовыражений, их типологизацию, построение основных линий поведения, конфликтов, мотивации и пр. Управление образовательным учреждением. Образование может быть сведенным до усвоения конкретной суммы знаний, умений, а может быть расширено до приобретения способности к самоорганизации в любых жизненных условиях. Поскольку акцент на способ-ности к самоорганизации, включая их саморазвитие, не соотносится с конкретными требованиями фиксированной деятельности, но предполагает длительную и сложную учебно-воспитательную работу, то реальные рамки возможностей и заинтересованность общества, макрогрупп в приобретении этих способностей становятся ведущими при решении вопроса о выборе содержания образования.
В основе любого образования лежит самоизменение обучаемого и его педагогическая организация. Педагогические усилия, прежде всего, сосредоточены в рефлексивном слое учебной деятельности. А корректирующее воздействие на рефлексию и на само действие обучаемого может быть очень сложным и деликатным. Образовательное учреждение представляет собою совмещение собственно педагогического и разнообразных сервисных процессов. Управленец обеспечивает становление педагогического, методического и иных коллективов. Кроме того, управленец учитывает особую логику материально-технического, экономического и иных сервисов, подчиняет их существование требованиям базового процесса без нарушения основных правил жизни каждого сервиса. Управление предприятием. Основу предприятия составляет достаточно строгая технологически организованная цепь от ресурсов до конечного продукта/услуги, строгие сервисные отношения между всеми службами и базовым операционным процессом. Управление предприятием и соучастие в нем в различных управленческих сервисах подчинено принципам управления кооперативными системами. Именно в них огромное и предопределяющее Управление в предпринимательской деятельности. Рынок основан на согласовательных процессах, где основанием согласия выступает и индивидуальный интерес, и давление рыночных условий. Какими бы масштабами дела не владел предприниматель, он по своей природе является полностью ответственным лицом за ход и результаты своей деятельности. Предприниматель свободен либо индивидуально, либо через посредство групповых форм реализации предпринимательской функции. Предприниматель рассматривает управленческие процедуры как один из сервисов главного, базового процесса движения капитала, выраженного деньгами или замещающими их ценными бумагами. Закон экономических отношений в предпринимательской деятельности выражается в требовании иметь прибыль. В отличие от управленца, действующего в социотехнических системах, отчуждающего свой тип жизни для приобретения средств к существованию или частично реализующий себя в управленческих структурах при определяющем воздействии самих этих структур, предприниматель остается один на один со всей социальной, политической, культурной, правовой и экономической структурой общества и реализует свои замыслы на свой страх и риск.
По количеству требований к способностям предприниматель не имеет себе равных, так как в единицах его жизнедеятельности есть совмещение всех типов жизни человека в обществе. Такие особенности очевиднее в малом бизнесе. При увеличении объема бизнеса возникает перераспределение многих звеньев управленческой деятельности, а само управление усложняется различными производными процедурами. В определенных операциях наемный управленец может быть похож на управленца в социотехнических системах. Управление отраслью. Отрасль имеет многообразие организаций и сеть сервисных структур, деятельность которых протекает рядом с предприятиями, производящими типовую продукцию, а функционально они обслуживают все или часть организаций. Управление отраслью обеспечивает возможность воспроизводства деятельности предприятий, гарантированность их сервисного обеспечения для предотвращения или снятия разрывов в деятельности, а также развития деятельности по критериям номенклатуры, объема, качества и технологии. Эти функции создают границу между микро- и макроуправлением. Если микроуправление предопределено базовыми процессами производства продукции, то макроуправление смещает акцент в сервисность и применительно к многообразию однородных организаций. В мыследеятельности регионального управленца есть особое содержание рефлексивно-коррекционного мышления. Оно более абстрактно, что отражается на применении всей замкнутой формы мыследеятельности к абстрактному материалу. Для этого конкретный материал должен быть количественно обработан, сведен к абстрактным заместителям. На стратегическом уровне цикл рефлексии и коррекции согласовывается с видением вышестоящего управленца, который охватывает более высокий уровень универсума деятельности. Межотраслевая деятельность соотносится с суммарным и меняющимся спросом, выявляет значимые продуктовые и конкурентные тенденции, приводит пространство деятельности с этими тенденциями. Макроуправленец стоит перед необходимостью не только осуществить отраслевое членение, но и ответить на вопрос о том, какие производственные структуры смогут взять на себя морфологизацию деятельности и выбор методов реагирования на спрос, а также на участие в этом сервисных структур. Какая бы ни была структура расходов, макроуправленец принимает такие решения, которые сдвигают суммарное отношение «расходы – доходы» в доходную сторону. Однако он должен при этом учитывать, что те или иные решения либо укрепляют, либо ослабляют экономический потенциал. Если условия стимулируют ограничение самодвижущей части экономики, растет диспропорция расходов и доходов, возрастает инфляция и т.п., макроуправленец обязан думать не только о конкретной ситуации, но и о перспективе. Региональное управление. Специфика регионального управления состоит в том, что регион вмещает в себе все представительства структур общества. Регион использует материально-природные ресурсы, имеет ту или иную демографическую, экономическую и идеологическую распределенность. Региональный управленец реализует разнородные пересекающиеся функции. Некоторые из них связаны с обслуживанием самодвижения жизнедеятельностных, социальных, культурных, идеологических, экономических, экологических и других процессов. Сопряжение разнородных структур, находящихся в регионе, регулярное слежение за возникающими разрывами между ними и приемлемое их преодоление составляют содержание деятельности региональных управленческих структур. Исходя из этого, должны быть наиболее развиты регулирующая и координационная функции, которые обеспечиваются надежным сервисом. Стратегии развития появляются как оформление складывающейся тенденции в траектории равнодействующей разнородных воздействий. Ситуационное реагирование является основной характеристикой регионального управления. Имея возможность брать налоги, формировать региональный бюджет, региональный управленец приобретает и инструмент обеспечения региональных сервисных структур, а также меру инвестиционного и другого влияния на экономические и социальные стороны жизни региона. Характер включенности регионального управления в судьбу расположенных в регионе организаций, механизмов социотехнического, социокультурного, экономического и иных типов зависит от особенностей правовой системы, которые предопределяются типом общества, его системы ценностей. Межрегиональное управление. Принятие межрегиональных, национально-государственных решений строится по типу решений в универсумальном пространстве деятельности. Поэтому межрегиональный управленец опирается на целое поле разнородного спроса, целостное поле проблем удовлетворения спроса, на целостное представление о производительном потенциале, многообразии сервиса и отраслевых, межотраслевых, региональных потенциалов. Тем самым на управленце и его сервисном обеспечении лежит ответственность формирования такого пространства деятельности, которое могло бы потенциально удовлетворить спрос и, пользуясь которым, можно было бы просчитать имеющиеся возможности действующим и скрытым потенциалом ресурсов, различными сложившимися и возможными механизмами удовлетворить спрос. Управленец имеет дело с принятием макроуправленческих решений, с мыследеятельностью на высоком уровне абстракций. Однако в случае межрегионального (национально-государственного) управления пространства деятельности и стратегии, ситуационные воззрения и поля проблем, концептуальные основания и система ценностей, ресурсов, мощностей и свободы обретаются как условие самой мыследеятельности. Выдвижение общенациональных стратегий, проектов перестает быть относительным, иллюзорным и безответственным. Каждая сфера (область) управленческой деятельности обладает своими особенностями [6]. В рамках совокупности сфер управленческой деятельности появляется и основной вопрос о том механизме, который должен быть использован для реализации ответственности за жизнеспособность, перспективность общества в целом. Среди механизмов национально-государственного управления можно выделить следующие важнейшие системы – экономическая, политическая, правовая, правоохранительная, информационная и духовная, государственная. Политическая система. В этой системе управление совмещает рефлексивное обслуживание и корректирующее предопределение. Реализация норм невозможна без явного предположения властных отношений. Исполнитель должен соответствовать нормативным требованиям и это соответствие обеспечивается не только его умением, правильным самоопределением, усилием, но и внешним носителем категоричности предписания. Возможность реализовать норму вопреки попытке исполнителя редуцировать императивность в отношении к реализации и составляет основу власти. Действие властного отношения в потенциальном исчислении охватывает все время, в течение которого управленец рассматривает нормативное содержание предназначенным для реализации до его проблематизации или перевода в хранилище норм. Властное отношение осуществляется в рамках предприятия и в предпринимательских средах, в региональном существовании и в отраслевых сферах и т.п. Выработка систем ценностей, создание их обоснования и проектно-стратегического оформления, создание макрогрупп, исповедующих эти ценности и готовых реализовывать им соответствующие проекты и преодолевать сопротивление представителей других ценностных систем лежит в основе политической деятельности. Поскольку реализация ценностей невозможна вне обретения власти, то для политиков вопрос о власти выступает как естественный переход от рефлексивно-подготовительного периода к реализационному. Если общество учитывает естественность возникновения политических процессов и их организационного оформления, то оно вырабатывает механизм совмещения макросамоорганизационного процесса, всегда присутствующего в обществе, с политическим процессом. Так как механизм политической системы является морфологизацией функциональной структуры совмещения макросамоорганизации общества с политическими процессами, в зависимости от различных сложившихся активных сил и истории их становления, традиций решения проблемы совмещения различаются и политические системы. Государство функционально составляет ядро политической системы, реализуя функцию макроуправления в высшем звене, стоящем над самоорганизационными механизмами и допускающем модулирование макроуправленческими процессами со стороны политических процессов и механизмов. Правовая система. Правовые нормы возникают как результат разрешения противодействия социальных сил. Поэтому нормы создаются и сохраняются как актуальные вне зависимости от воспроизводства возможных или действующих противоречий. Любая норма защищает и делает законным действие, соответствующее типовым потребностям и ожиданиям. Норма ограничивает те действия, которые мешают удовлетворению «законного» устремления. Арбитражная функция правовых норм предполагает спор заинтересованных сторон и процесс установления меры «истинности» той или иной точки зрения, а также наличие самого предмета спора. Множество предметов спора охватывает все стороны жизни, в зависимости от чего происходит членение на правовые области. Правовая система опирается на инвентаризацию социальных, экономических, политических, культурных, духовных и т. п. противоречий, выработку критериев правового анализа, правовую экспертизу противоречий, типизацию и иерархизацию правовых выходов из противоречий, создание системы непротиворечивых правовых норм в каждом типовом слое противоречий и снятие несогласований между отраслями правовых норм. Если существуют региональные или отраслевые особенности противоречий, то они могут быть поводом для создания правовой «периферии», дополнительной к общенациональной правовой системе, иначе регион выделяется как самостоятельный государственный субъект правотворчества. Правовая система, базирующаяся на арбитражной роли правовых норм, отличается от нормоположений, носящих предписывающий характер и являющихся следствием управленческой мыследеятельности. Такие нормы могут быть проверены на их соответствие правовым нормам и быть оспоренными. Совмещение собственно правостроительства и принятия решений в установлении правовых норм исчезает вместе с преодолением переходного периода. Правоохранительная система. Наличие правовой системы и совокупности правовых норм снимает неопределенность разрешения противоречий, придает им рефлексивно-квалификационную форму. Поскольку квалифицированное соотнесение ситуации к норме возможно только при наличии соответствующих специалистов, то вместо самих спорящих сторон, потерпевшей и обвиняемой, обвиняемой и обвиняющей, выступают их правокомпетентные заместители, обвинитель и адвокат, а в функции арбитра – судья. Для того, чтобы произошел судебный процесс, необходимо иметь достаточно надежную реконструкцию события, нанесения того или иного вреда, запрещенного нормой или несоблюдение требовании определенной правовой нормы. В зависимости от того, какой области права соответствует поступок, процесс может быть различным в силу соответствующих особенностей сферы жизни и самих субъектов разбирательства. Надежность преодоления затруднений в осуществлении всех поисков, установлении хода процесса обеспечивается своей службой, имеющей необходимые властные полномочия. Властное отношение нормы переносится на властное отношение служб изоляции и воспитания. Сложность корректирующего воздействия, неопределенность субъективной адаптации к нему, относительность «справедливости» с точки зрения обвиненного и признание потенциала совершенствования ведут к формализации наказания и установления срока. Система массовой информации. Создание, функционирование и развитие правовой системы дают макроуправленцу средство стабилизации разрешения споров и придания надежности реализации макрорешений. В той или иной степени правовые нормы создают сдвиг силовой активности в пользу власти, макроуправленческих механизмов. Для компенсирования сдвигов корректирующих воздействий и их нормативного обеспечения со стороны властных структур, а также обеспечения своевременного обнаружения преувеличений, искажений того, что необходимо для общественной жизни, общество вырабатывает механизм освещения событий. Несмотря на достаточную свободу средств массовой информации (СМИ) и несвободу других представителей, индивидуальность точек зрения компенсируется не только многообразием СМИ и их носителей, не только их постепенной адаптацией к типу проблем, событий, аналитических процедур, но и за счет вовлечения консультантов, вносящих в процесс освещения профессионализм. При огромном расслоении СМИ и инерциальности сложных в техническом сопровождении средств, взаимопротивопоставлении точек зрения складываются условия мощного воздействия на сознание и самосознание большого количества людей вне узко ориентированных мнений властных структур, возможность нахождения во множестве точек зрения «более истинных» мнений соотносится с приданием совокупному мнению расщепленности. Духовная система. Чем более ответственной является функция человека в обществе, тем менее случайными побуждающими, познавательными, аналитическими основаниями он должен овладевать. В рефлексивной самоорганизации человека под воздействием личной рефлексивной практики и педагогических, а также и иных воздействий складывается пространство рефлексивного сознания. Для принятия ответственных решений человек обращается к миропониманию в целом и в нем усматривает содержание проблемы, преодолевая ограниченность отдельных знаний. Человек призван исповедовать интегральные ценности, чтобы выработать неслучайные отношения к происходящему и подобрать адекватное содержание решения. В подобных усилиях в рефлексивной самоорганизации возникает духовно значимая практика, сопоставимая с покаянием и очищением, уходом от неистинности прошлого поступка. Однако усилия одного человека ограничены за счет разделения обязанностей, разнообразия людей и соответствия их предрасположенности к той или иной рефлексивной функции. Появляется поиск целостного миропонимания, мирооценивания, самооценивания и типизации оценок, иерархизации типов оценок, выявление моделей адекватного осуществления самооценки и оценки других с точки зрения интегральных ценностей и др. как духовная практика, предназначенная для других. В силу особого характера духовной практики ее представители подходят к универсумально включенному типу существования и обладают необычными способностями за счет соучастия самого универсума в усилении и очищении их способностей. Дифференциация функций в объединениях духовной практики, их соучастие в судьбе лиц, принимающих важные для общества решения, и всех склонных к духовности людей, создание различных образовательных, согласовательных, культурных и др. механизмов в функции одухотворения общества формирует духовную систему. Государственная служба. Функция государства состоит в решении макроуправленческих задач и проблем, которые нельзя решить за счет самоорганизации во всех типах слоев и средах общества и с учетом суммарных политических воздействий. Однако в функционировании государственного механизма заложены несколько противоречий. Для принятия и реализации макроуправленческого решения по типу коррекции жизни универсума деятельности, необходимо выработать содержание решения от имени универсума деятельности и с учетом того, что сам универсум деятельности помещен в «естественную» среду, которая не может быть произвольно деформи- Макроуправленческое решение тогда обладает полнотой, когда его содержание отнесено ко всей целостности общества и действие расщепляется на множество действий применительно к целостно значимым звеньям общества. Универсумальность решения требует соответствующего количества контролеров, корректоров, служб реализации. При сложном устройстве общества его объем самодвижения уменьшается за счет перевода ресурсов в реализационный корпус и при некотором соотношении перестает быть полезным для общества. Выработка ценностей, идеалов и стратегий политическими силами, создание механизмов возможных курсов подвергает сомнению универсумальность принимаемых макроуправленческих решений. В силу политической основы этих альтернатив сужается объем учета целостности общества до выражения устремлений части общества. Макроуправленец должен противостоять этим устремлениям и, в то же время, должен учитывать самовыражение политического типа. Предельные основания принятия решении возможны при универсумальном миропонимании, что и осуществляется в духовной сфере. Основное содержание заказа общества идет не по духовным критериям, в силу чего универсумальное решение теряет свою чистоту и предельную оправданность. Служащие государства должны максимально осознавать свою универсумальную функцию и объем власти, адекватный характеру принимаемых решений. Особую роль играет достижение успешности реализации решений, благотворно отражающихся на росте самодвижения общества, накоплении потенциала самостоятельного преодоления затруднений – это касается налаженности культурной, духовной, экономической и правовой сферы. Тогда можно выявлять, готовить, поддерживать адекватность людей государственной функции. Однако еще предстоит более подробное и адекватное описание особенностей и разработка форм, критериев и технологий управленческой деятельности в различных сферах, что позволит использовать теорию и методологию менеджмента на практике. Рассмотрим отдельные виды управленческой деятельности [6]. Управление объектами. В любом реальном управлении, если не акцентировать внимание на процессе принятия решений, которое может быть крайне сложным при управлении объектами в неопределенных ситуациях, существует фаза коррекции. Именно она определяет специфику управления объектами. Действительно, в простейшем случае в управлении объектами не принимается в расчет внутреннее устройство объекта, нет необходимости учитывать логику жизни. В социокультурных условиях, когда управленец принимает решение и осуществляет его реализацию, возникающая необходимость коррекционных действий всегда несет момент коррекции объектов. Чем более технологизирован процесс реализации решений, чем больше диктат нормы для исполнителей, тем в большей степени отношение к исполнительской деятельности сохраняет этот момент, а все остальные моменты, учитывающие жизнедеятельностные, социальные и другие обстоятельства, редуцируются. В связи с подобными редукциями возникает «жесткий» тип управления. Могут быть многие компромиссные формы такого управления. Например, управленец в достаточно технологизированной схеме деятельности игнорирует или противодействует иннова-ционным устремлениям исполнителя, редуцируя в своем сознании творческое самовыражение исполнителя. Наиболее изощренной формой сохранения момента управления объектами является обращение исполнителем на себя корректирующего воздействия в рамках требования нормы с сохранением и использованием возможности рефлексии. Тем самым, в реальном управлении всегда возникают ситуации, требующие сведения реально возникающего рисунка деятельности к тому, что необходимо заранее. Это возможно лишь за счет редукции отношения к деятельности до того объема ее учета, который совместим с задачной формой построения деятельности, с подчиненностью требованиям нормы. В подобных редукциях воспроизводится в той или иной мере тип объектного управления. Управление поведением живых организмов. Живые организмы в той или иной степени подчинены принципу жизнедеятельности. Поэтому они любые воздействия извне воспринимают с точки зрения некоего фактора удовлетворения своей потребности, дифференциации потребностей в той мере, в какой это позволяет устройство организма и нервной системы в особенности, усложняет жизнедеятельностный цикл, но не переопределяет зависимость витальных потребностей и создает устойчивые инстинктивные комплексы, включающие периферические отходы от жестких процессуальных фигур – условно-рефлекторные вариации. В процессе управления живыми организмами, что наиболее демонстративно представлено в использовании и обучении прирученных животных, достижение желаемого результата опосредовано учетом их жизнедеятельностного цикла, встраиванием в него и манипулированием периферическими возможностями изменения рисунка поведения и модификации потребностных состояний. Управленец должен уметь достаточно хорошо анализировать, прогнозировать эти возможные, доступные для исполнителя усложнения, чтобы вписывать в свои планы достижения намеченных целей. В силу малой прогнозируемости промежуточных шагов в поведении исполнителя, процессуально-нормативное управление в большей степени становится целевым, а ситуационно-нормативная рефлексия управленца преобладает над иными формами рефлексии. Для совмещения поставленных задач с возможностями указанных исполнителей требуется тщательный анализ индивидуальных особенностей людей, наличие типологических карт, помогающих знать принадлежность человека к определенному типу и прогнозировать наиболее вероятные рисунки поведения. Управление жизнедеятельностью человека. Несмотря на то что в жизнедеятельности человека сохранен сам принцип подчинения поведения актуальной потребности, человек имеет важнейшие особенности и в построении поведения, и в оценочных возможностях, и в том, как он познает окружающее. Основные деформации кроются в выделении рефлексивного механизма, благодаря которому устанавливается сознательное самоотношение, а также познавательное, прогностическое. Нормирующее самоотношение дополняется концептуальным, понятийно-категориальным, проблемным и ценностным. При построении коррекционных воздействий управленец не только производит диагностику актуального состояния и направленностей человека, но и принимает во внимание сложившиеся структуры механизмов сознания, самосознания, самоопределения, воли, личности, многообразия имеющихся стереотипов для прогнозирования и понимания реального поведения, а также предполагает общение и мыслекоммуникацию для согласования предпочтений внутреннего для него характера и внешних необходимостей, проистекающих из принятого технического решения. Управленец использует возможность учесть сознание, самосознание и другие высшие возможности другого человека там и тогда, когда социотехническая или социокультурная система, в которой осуществляется взаимодействие, предполагает выход за чисто исполнительский тип поведения. Этому посвящены любые рефлексивные фазы, обсуждение конфликтов, инновационных предложений, диагностики ситуации и поведения конкретных лиц и т.п. Вне этих фаз, в самом процессе исполнительства и в ходе коррекционного действия управленца данные качества приемлемы лишь в подчинении особенностям реализации нормы. Если исполнитель участвует в процессе принятия управленческих решении, то ему ставятся ограничения «произволу» индивидуализированной рефлексии, так как исполнитель может применить свой потенциал рефлексии вне учета тех рамок, которые предопределяют управленческую мыследеятельность и проистекают из характера социокультурного или социотехнического объекта. Управление противодействием. Взаимоотношения между людьми в наиболее простых случаях связаны с тем или иным типом отношения к самому наличию «другого» в контексте жизнедеятельности. Тем самым, встречаемый человек оценивается сначала как «возможный предмет» актуальной потребности, а лишь затем основание оценки меняется и в нем распознаются не менее значимые другие качества. Человек при попытке сведения его к средству оперирования, к предмету «чужой» потребности может сопротивляться. Другим источником противодействий может выступать отношение к иному человеку через отношение к предмету потребности, если предмет выступает предметом двух аналогичных потребностей разных людей. Естественно, что противодействие в его динамике и по результату зависит от уровня напряжения потребности каждого, стабильности состояния потребности, подвижности и изощренности построения поведения, мощности действий в защите и нападении, динамики общей энергетики и т. п. На фоне противодействия может выявиться и быстро раскрываться склонность к специфическим чертам поведения – агрессия, страх, продолжение противостояния вне конечного эффекта, интерес к риску, к страданиям и т.д. Управленец может иметь дело с противодействиями отдельных людей и с противодействием различных социокультурных систем. Он должен знать общую форму становления и развития конфликтов, а также межиндивидуальных противостояний. Его участие в возникающих противостояниях неизбежно может восприниматься как помощь одной из сторон и противодействие другой. Тем самым управленец может, прежде всего, менять рисунок поведения конфликтных сторон, выделяя те зоны рисунка, в которых воздействие возможно и оно, объективно влияя на целостность рисунка той или иной стороны, уменьшает напряжение противостояния, локализует эти проявления и подготавливает к отходу от противодействия. Поскольку энергетическим основанием противостояния выступают простейшие потребности, мало подверженные корректирующему воздействию с целью ослабления напряжения в силу их актуальности, то воздействия на высшие психологические механизмы не дают быстрых результатов. В то же время управление противодействием не должно вести к редукции самих участников противодействия в силу самоценности каждой стороны. Если удается сочетать устранение противодействия с сохранением каждой стороны, то открываются возможности перехода к иным способам достижения тех же целей, реализации тех же потребностей, если таковые объективно необходимы. Этим не только локализуется исходное напряжение, ему придается иная направленность, но и подготавливается становление новых механизмов, уменьшающих значимость тех механизмов, которые стимулировали противостояние. Управление согласовательными процессами. Согласование является одним из путей преодоления противодействия, в наибольшей степени отходящем от прямой реализации принципа жизнедеятельности. Являясь начальной точкой социогенеза, оно вначале подчинено жизнедеятельностной ориентации участников противодействия, так как сохраняет побудительный мотив использования другого человека в своей жизнедеятельности в качестве предмета или средства. Однако начинает приниматься в расчет то, что другой человек активно устанавливает условия и меру своего использования в несвойственной его жизнедеятельности функции. С другой стороны, возможность согласия на подобное бытие, особое самоотчуждение предопределяется не естественными обстоятельствами внешнего бытия, а возможностью удовлетворить собственные потребности за счет использования того, ради кого происходит отчуждение. Примечательно появление двойственности процессов, когда по одной линии идет свое отчужденное поведение (для другого), а по второй линии включается и контролируется чужое отчужденное поведение (для себя). Такая двойственность отличается от жизнедеятельности, где любые «отклонения» от первоначального базового цикла располагаются в последовательности по времени действия сервисной потребности. Новые способности наиболее демонстративны в собственно согласовании, когда воздействие на другого происходит в связи с ожиданием воздействия на себя по содержанию сводящемуся к подтверждению или опровержению предложенного способа взаимоиспользования. Если удается договориться, то индивидуальные предложения заменяются принимаемым обеими сторонами соглашением, договором, которое выступает в функции нормы для измененного поведения в пределах фиксированных частей двух жизнедеятельностей. На время реализации соглашения обе стороны пребывают в своем инобытии, подчинены норме, делящейся на две различимые по содержанию части. Выполнение своих обязанностей каждым происходит в контексте выполняемости обязанностей другими участниками соглашения. Совмещенное выполнение обязанностей является условием возврата к индивидуальной жизнедеятельности. Согласовательный процесс опирается на специальные средства передачи содержания версий и этим провоцирует порождение языка и коммуникации. Особым условием принятия решений выступает реконструкция внутренних для другого условий приемлемости предлагаемой ему версии. Затруднения в согласовании, которые обусловлены закрытостью внутреннего мира партнера для участника согласования и, следовательно, невозможность придать устойчивость и надежность «еще одному» предложению, стимулирует переход от внешнего к внутренне значимому типу познания. Это – переход от предметного к субъективному познанию, состоящему в отождествлении, идентификации с партнером и, следовательно, в заимствовании его состояния, способов познания и построения поведения, оценки внешнего и т.п. В социокультурных системах процессы согласования являются базовыми для функционирования и развития этих систем. Чем менее технологизирована та или иная система, тем больше протекает согласовательных процессов. В зависимости от архитектуры социокультурных систем там сосуществуют множество рамок, ограничивающих естественное распадение и дезорганизацию частей. Управленец в силу того, что он несет в себе ценности, миропонимание, способы действия и оценок и т.п., характерные для социокультурных систем, выступает, прежде всего, от имени различных нормативных рамок. В процессе корректирующих воздействий управленец подхватывает само ситуационное преодоление логики жизнедеятельности и использует его для решения управленческих задач в зависимости от ценности самих согласующихся и даже хода согласования, если оно значимо по содержанию возможных договоренностей для системы. Характер коррекционных действий управленца зависит от того, куда помещается согласовательный процесс в социокультурную систему и насколько согласуемое содержание преследует интересы системы. Если индивидуальные согласования осуществляются в том звене, в котором нет действия регламентирующих рамок, то сила корректирующих действий минимальна и она, прежде всего, связана с подготовкой к будущей реализации каких-либо требований. Управление мыслекоммуникацией. В коммуникации снимается основное затруднение согласования, связанное с недостатком определенного содержания договоренности. В пределах своего понимания партнера в лучшем случае каждый с искренней уверенностью реализует «соглашение» и не менее искренне удивляется возникающим отрицательным оценкам реализации и попыткам ввести «коррекции в действие». Различные варианты воздействия друг на друга в процессе общения суживаются до тех, которые могут вести к однозначности понимания содержания «сообщения». Активная сторона, выявляющая недостаточность обычных воздействий, вынуждена искать средства для организации процессов восприятия воздействия и построения того образа, который мог быть оценен автором как «такой же», что и хотел он получить как результат своего воздействия. Поскольку в качестве посредника может выступать то, что максимально удовлетворяет этому требованию, то путем приведения в соответствие материала посредника с функцией средства, которая отведена ему коммуникантами, возникает язык как система нормативных требований и эталонов, а также текст как продукт ситуационного использования языка. В социокультурных системах управленец использует возможности коммуникации для организации понимания нормы, ее принятия, реализации и выхода из деятельности, а также для преодоления многих затруднений в общении, подчиненном системе нормативных требований. Наиболее простая форма создания коррекционного воздействия заключается в критическом соучастии в коммуникации. Встраиваясь в обсуждение сначала как активный понимающий, а затем, проконтролировав свое понимание как критик, управленец влияет на осознание автором специфики своего представления и перспективы его деформации. Другим средством и процедурой является слежение за сменой микротем, возвращаемость в точку перелома, отбор за исходным началом мысли автора, за плотностью движения мысли и т.п. Встраиваясь в ход коммуникации, управленец при наличии развитых рече-языковой и коммуникационной способностей может повернуть коммуникацию в ту сторону, которая необходима для реализации принятых решений или выработки решений. Естественно, что способ, сила и объем воздействий на текущую коммуникацию зависят от ее размещенности в цикле функционирования и развития социокультурной системы. Там, где фаза цикла Управление исполнительской деятельностью. Исполнительская деятельность непосредственно противопоставлена и происходит из одного источника с управленческой деятельностью. Ее исходным принципом выступает реализация норм, что связано с сознательной формой отчуждения от принципа удовлетворения своих потребностей на время деятельности. Особенностью согласовательного и коммуникативного процессов является то, что уровень жесткости и консервативности у сторон разный. Поскольку именно управленец является предлагающей стороной, человеку остается примерять свои возможности и желания с уже готовым и мало меняющимся представлением о способе деятельности, а чувствительность к индивидуальным особенностям будущего исполнителя со стороны управляющего является сервисом для более осознанного понимания и принятия нормы. Каким бы ни было вовлечение человека в исполнительскую деятельность, переход к ней означает переход к контролю за правильностью реализации нормы как системообразующей части единого, рефлексивного сопровождения реализации, которой подчинена возможность коррекционных воздействий и критики исполнительской деятельности с деформациями нормативного содержания. Однако если содержание нормы свертывается по какой-либо части, то теряется функциональность деятельности, а ее исполнительский характер сводится к исполнительности как субъективному качеству исполнителя. В реальной деятельности чистого исполнительства не бывает. Тем самым появляется парадокс системной ответственности. Тип деятельности требует полной ответственности за получение предписанного результата, но при неполноте нормы закладывается неполнота обеспечения, непредусмотренность того, что объективно приводит к результату в предписанных формах и, следовательно, у исполнителя не может быть ответственности за это. Управленец должен выявлять меру неполноты ответственности исполнителя как следствие самого принципа существования исполнительской деятельности. В отличие от этого управленческая деятельность имеет иной критерий приобретения ответственности в силу того, что она по природе рефлексивна. В рефлексии не может быть заранее определенного результата и полноты траектории его получения. Управление кооперативной деятельностью. Принцип развертывания этой деятельности одинаков везде – снятие противоречий, затруднений в функционирующей деятельности за счет введения новых звеньев, имеющих форму деятельности. Однако затруднения непосредственно связаны с характером исходной деятельности в том или ином звене. Если это исполнительско-реализационное звено, то затруднения могут касаться либо обеспечения необходимым для В целом развертывание кооперации столь определенно прикреплено к фиксированным разрывам, потенциалу их повторения и к построению или привлечению тех деятельностей, которые могут обеспечивать снятие фиксированного разрыва, что при исчезновении самих разрывов теряется значимость и усложнений в кооперациях. Управленец должен тщательно следить за соотношением между усложнением коопераций и их побуждающими причинами. В связи с активизацией действий сервисных структур, даже в пределах их технологической и типодеятельностной ценности, они могут свести кооперативные отношения к содеятельностным, а при сопротивлении этому – к противодеятельностным. Последний тип отношений становится тем более вероятным, если сервис предопределяет прежние кооперативные отношения. Если же прямое противопоставление становится невыгодным, опасным и т.п., то оно может быть переведено в форму псевдокооперативных отношений, когда при сохранении противодействия или содействия делается вид кооперативных отношений, активно создается оценочная иллюзия. Все виды управленческой деятельности, описанные выше, требуют выполнения управленцем не только системодеятельност-ных, проектных, снабженческих и других задач, но и прогноза поведения системы, ее звеньев, потенциала, адекватности в отличие только от сведения к содеятеятельности, противодеятельности, псевдодеятельности, к различным деформациям в процессе деятель-ности при сохранности заданной цели и конкретного заказа.
Вопросы для повторения и обсуждения
1. Основные типы управления в социальных и экономических средах. 2. Каково принципиальное отличие существующих сфер управленческой деятельности? 3. Каковы виды управленческой деятельности в организациях?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|