Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О требованиях, предъявляемых к кандидатам на должность судьи (см. схему 14). 6 глава




│- редакции печатных изданий│┌───────────────┐│- Транспортная прокуратура;│

└───────────────────────────┘│ Прокуратуры ││- природоохранная прокура- │

│ субъектов РФ ││ тура; │

└────────┬──────┘│- военная прокуратура; │

V │- прокуроры закрытых ад- │

┌───────────────┐│ министративных терри- │

│ Прокуратуры ││ ториальных образований │

│ городов ││ (ЗАТО) и особо режимных │

│ и районов ││ объектов; │

└────────┬──────┘│- прокуратуры по надзору за│

V │ соблюдением законов в ис-│

┌───────────────┐│ правительных учреждениях │

│ Прокуратуры │└───────────────────────────┘

│ районов │

│ в городах │

└───────────────┘

 

Образование, реорганизация и ликвидация органов и организаций прокуратуры, определение их статуса и компетенции осуществляются Генеральным прокурором Российской Федерации.

Создание и деятельность на территории Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускается.

Генеральную прокуратуру РФ возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.

В соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации в республиках, краях, областях, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе и в автономных образованиях учреждены и действуют прокуратуры субъектов Российской Федерации - нижестоящее по отношению к Генеральной прокуратуре РФ звено. Они являются территориальными органами прокуратуры.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора РФ, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов РФ освобождаются от должности Президентом РФ.

В субъектах Российской Федерации действуют прокуратуры городов и районов, прокуроры которых назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором РФ.

Следует отметить, что в одних субъектах Российской Федерации действуют только территориальные прокуратуры городов и районов, в других (главным образом с небольшой численностью населения) созданы межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории нескольких районов. В крупных городах с районным делением наряду с прокуратурой города созданы и действуют прокуратуры районов (межрайонные прокуратуры), также входящие в систему территориальных прокуратур.

Составной частью прокуратуры Российской Федерации является военная прокуратура, которая относится к специализированным, но в силу того, что она имеет свою автономную систему, которая замыкается непосредственно на заместителя Генерального прокурора РФ - Главного военного прокурора, а также ввиду специфики сферы надзора и статуса военных прокуроров, ее особо выделяют из общего перечня специализированных прокуратур.

Систему органов военной прокуратуры возглавляет Главный военный прокурор - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации (см. схему 17). Он обеспечивает выполнение военными прокурорами возложенных на них задач по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и федеральных законов в Вооруженных Силах РФ, других воинских формированиях. Надзорная компетенция органов военной прокуратуры распространяется на органы военного управления, воинские части, учреждения, военные комиссариаты, военно-учебные заведения, предприятия, организации и учреждения Министерства обороны РФ, органы и подразделения Федеральной службы безопасности, Главное командование внутренних войск МВД РФ, Федеральной службы охраны, а также на воинские формирования других министерств и федеральных служб. В местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют иные органы прокуратуры, а также за пределами Российской Федерации, где в соответствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации, на военных прокуроров могут возлагаться надзорные функции.

 

Схема 17

 

Система органов военной прокуратуры

(ст. 46 Закона о прокуратуре РФ)

 

┌───────────────────────────┐

│Главная военная прокуратура│

└─────────────┬─────────────┘

┌──────────────────────┼─────────────────────┐

V V V

┌────────────────────┐┌────────────────────┐┌────────────────────┐

│военные прокуратуры ││военные прокуратуры ││ │

│ военных округов, ││ Ракетных войск ││Московская городская│

│ флотов ││ стратегического ││военная прокуратура │

│ ││ назначения ││ │

└─────────┬──────────┘└──────────┬─────────┘└────────────────────┘

V V

┌──────────────────────────────────────────┐

│ Военные прокуратуры объединений, │

│ соединений и другие военные прокуратуры │

└─────────────────────┬────────────────────┘

V

┌─ ─ ─ ─ ─ ─ ─┐

Прокурорские

│ участки │

└ ─ ─ ─ ─ ─ ─ ┘

 

Наряду с военной прокуратурой в системе органов прокуратуры Российской Федерации функционируют другие специализированные прокуратуры, к которым относятся транспортные, природоохранные, прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, а также следственных изоляторах, прокуратуры в закрытых административно-территориальных образованиях. Их создание обусловлено необходимостью осуществления функций прокуратуры в специфических сферах правовых отношений, не зависящих от административно-территориального деления страны.

Специализированные прокуратуры Российской Федерации - выделенная по принципу специализации неотъемлемая часть единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории России, в строго определенной сфере.

Деятельность специализированных прокуратур основана на общих для органов прокуратуры принципах; они руководствуются теми же законами, что и территориальные прокуратуры; перед ними стоят общие для всех органов прокуратуры задачи; они используют те же средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Однако в их системно-структурном построении, а также в объектах и предмете надзора за исполнением законов есть некоторые особенности и свойственная им специфика.

Транспортные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов администрациями предприятий и учреждений железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта по вопросам безопасности движения, соблюдения прав человека и гражданина, а также органами таможни и внутренних дел на транспорте.

Природоохранные прокуратуры призваны обеспечить надзор за единообразным исполнением законов, направленных на охрану окружающей среды. Цель прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства - выявление нарушений экологического законодательства, допускаемых как юридическими, так и физическими лицами; установление обстоятельств, способствующих этим нарушениям, и принятие мер к их устранению, принятие мер по привлечению к установленной законами ответственности лиц, допустивших нарушения природоохранительного законодательства; предупреждение нарушений природоохранительного законодательства. Природоохранная деятельность органов прокуратуры предусматривает надзор за исполнением международных обязательств России по охране биоресурсов морей, мигрирующих видов животных, по борьбе с трансграничным загрязнением атмосферного воздуха, а также по гармонизации юридико-технических мер по возмещению вреда, причиненного воздействием на природную среду.

Прокуратуры по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемых судом мер принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях надзор за исполнением законов осуществляют специализированные прокуратуры, которым присвоены номера войсковых частей (прокуратуры ЗАТО). Это обусловлено спецификой оборонного промышленного комплекса Российской Федерации, предприятия и объекты которого расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации либо за пределами страны.

 

13.4. Управление в органах прокуратуры

 

Генеральный прокурор РФ руководит деятельностью всей системы прокуратуры Российской Федерации. Он издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников. Генеральный прокурор Российской Федерации несет ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры.

Генеральный прокурор РФ в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливает штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определяет полномочия структурных подразделений, устанавливает штатную численность и структуру подчиненных органов и организаций прокуратуры.

В Генеральной прокуратуре РФ образуется коллегия в составе Генерального прокурора РФ (председатель), его первого заместителя и заместителей (по должности), других прокурорских работников, назначаемых Генеральным прокурором РФ, а также действует научно-консультативный совет для рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью органов прокуратуры.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе управлений), в том числе главные управления: организационно-аналитическое; кадров; по надзору за исполнением федерального законодательства; по надзору за следствием; по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами. Среди управлений можно выделить управления по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере; по надзору за процессуальной деятельностью Следственного комитета; по надзору за следствием в МВД России и ФСКН России; по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью; по надзору за расследованием особо важных дел; по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; межнациональных отношениях; противодействии экстремизму и терроризму; по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе; по экстрадиции; по взаимодействию со средствами массовой информации и другие.

Особое место в структуре Генеральной прокуратуры РФ отводится управлениям Генеральной прокуратуры РФ в федеральных округах - Центральном, Северо-Западном, Приволжском, Уральском, Сибирском, Дальневосточном, Южном и Северо-Кавказском, которые являются самостоятельными структурными подразделениями, находящимися непосредственно в центрах соответствующих федеральных округов. Компетенция указанных управлений не ограничивается каким-либо одним конкретным направлением деятельности и осуществляется по широкому кругу вопросов. Управления Генеральной прокуратуры в федеральных округах не подменяют другие подразделения Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры субъектов Российской Федерации. Управления в федеральных округах возглавляют начальники управлений - старшие помощники Генерального прокурора РФ.

Начальники главных управлений, управлений и отделов на правах управлений Генеральной прокуратуры РФ являются старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов управлений - помощниками Генерального прокурора Российской Федерации.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации создаются и функционируют управления и отделы по направлениям деятельности органов прокуратуры, которые возглавляют их начальники - старшие помощники и помощники прокурора соответствующего субъекта Российской Федерации. Им подчиняются старшие прокуроры и прокуроры отделов. Прокуроры субъектов Российской Федерации руководят деятельностью прокуратур городов и районов, издают приказы, указания, распоряжения, обязательные для исполнения всеми подчиненными работниками.

Прокуратуры городов и районов, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры возглавляют соответствующие прокуроры. В указанных прокуратурах устанавливаются должности первого заместителя и заместителей прокуроров, начальников отделов, старших помощников и помощников прокуроров.

По решению Генерального прокурора Российской Федерации в прокуратурах городов и районов и приравненных к ним прокуратурах могут быть образованы отделы.

 

13.5. Служба в органах прокуратуры и правовой статус

прокурорских работников

 

Служба в органах и учреждениях прокуратуры является федеральной государственной службой.

Прокурорами могут быть только граждане России, имеющие высшее юридическое образование, полученное в учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности (см. табл. 15 (СД)).

На должности помощников прокуроров прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в учреждениях высшего профессионального образования и окончившие третий курс указанного высшего учебного заведения.

На прокурорских работников распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и "О противодействии коррупции". Лица, претендующие на замещение прокурорских должностей, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

 

Схема 18

 

Структура прокуратуры субъекта Российской Федерации

(ст. ст. 15, 17, 18, 20 Закона о прокуратуре)

 

┌───────────────────────────┐

│Прокурор субъекта Федерации│

└──────────────┬────────────┘

┌─────────────────────────┼───────────────────────┐

V V V

┌───────────────────────┐┌───────────────────────┐┌────────────────────────┐

│коллегия (прокурор, его││ первый заместитель ││ │

│ заместители и другие ││ прокурора ││ помощники по особым │

│прокурорские работники │├───────────────────────┤│ поручениям │

│по назначению прокурора││ заместители ││ │

│ субъекта РФ) ││ прокурора ││ │

└───────────────────────┘└────────────┬──────────┘└────────────────────────┘

┌───────────────────┴──────────────────┐

V V

┌────────────────────────────────────┐┌────────────────────────────────────┐

│ Управления ││ Отделы и иные подразделения │

├────────────────────────────────────┤├────────────────────────────────────┤

│- организационные; ││- надзора за исполнением законов на │

│- надзора за исполнением законов ││ особо режимных объектах; │

│ органами предварительного ││- надзора за исполнением законов на │

│ расследования; ││ транспорте и в таможенных органах;│

│- надзора за исполнением законов и ││- надзора за исполнением законов в │

│ законностью правовых актов; ││ отношении несовершеннолетних; │

│- надзора за исполнением законов ││- криминалистики; │

│ судебными приставами; ││- делопроизводства; │

│- надзора за исполнением законов ││- материального обеспечения; │

│ органами, осуществляющими ││- приемная; │

│ оперативно-розыскную деятельность;││- кадров; │

│- обеспечения участия прокуроров в ││- другие │

│ рассмотрении дел в судах; ││ │

│- другие ││ │

└─────────────────┬──────────────────┘└────────────────────────────────────┘

V

┌────────────────────────────────────┐

│ отделы │

└────────────────────────────────────┘

 

Лицам, впервые принимаемым на службу в органы прокуратуры, в целях проверки их соответствия занимаемой должности может устанавливаться испытание на срок до 6 месяцев. Продолжительность испытания определяется руководителем соответствующего органа прокуратуры по соглашению с лицом, принимаемым на службу.

Лицо, впервые назначаемое на должность прокурора, принимает присягу прокурора: "Посвящая себя служению закону, торжественно клянусь: свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, законы и международные обязательства Российской Федерации, не допуская малейшего от них отступления; непримиримо бороться с любыми нарушениями закона, кто бы их ни совершил, добиваться высокой эффективности прокурорского надзора; активно защищать интересы личности, общества и государства; чутко и внимательно относиться к предложениям, заявлениям и жалобам граждан, соблюдать объективность и справедливость при решении судеб людей; строго хранить государственную и иную охраняемую законом тайну; постоянно совершенствовать свое мастерство, дорожить своей профессиональной честью, быть образцом неподкупности, моральной чистоты, скромности, свято беречь и приумножать лучшие традиции прокуратуры. Сознаю, что нарушение присяги несовместимо с дальнейшим пребыванием в органах прокуратуры" (ст. 40.4 ФЗ "О прокуратуре РФ").

Прокурорам, научным и педагогическим работникам в соответствии с занимаемыми ими должностями и стажем работы пожизненно присваиваются классные чины, порядок присвоения которых определяется Положением о классных чинах прокурорских работников, утверждаемым Президентом РФ. Для определения соответствия занимаемой должности и в целях повышения квалификации прокурорских работников, укрепления служебной дисциплины проводится их аттестация.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков, порочащих честь прокурорских работников, руководители органов и организаций прокуратуры имеют право налагать на них дисциплинарные взыскания, виды и порядок наложения которых установлены ФЗ "О прокуратуре РФ".

Служба в органах и учреждениях прокуратуры прекращается при увольнении прокурорского работника. Помимо оснований, предусмотренных законодательством РФ о труде, прокурорский работник может быть уволен в связи с выходом в отставку и по инициативе руководителя органа или учреждения прокуратуры в случаях: достижения прокурорским работником предельного возраста пребывания на службе в органах и учреждениях прокуратуры; прекращения гражданства РФ; нарушения присяги прокурора, а также совершения проступков, порочащих честь прокурорского работника; несоблюдения ограничений, связанных со службой в органах прокуратуры; разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну.

Предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и организациях прокуратуры - 65 лет. Решением соответствующего органа или организации прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста. Однократное продление срока допускается не более чем до 70 лет.

Прокуроры имеют право на выход в отставку. Отставка Генерального прокурора Российской Федерации, его первого заместителя и заместителей признается принятой после принятия решения об этом Советом Федерации Федерального Собрания РФ, а отставка прокуроров субъекта РФ и приравненных к ним прокуроров, а также прокуроров городов и районов признается принятой после принятия решения об этом Генеральным прокурором РФ.

Денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада; доплат за классный чин, за выслугу лет, за особые условия службы, за сложность, напряженность и высокие достижения по службе; процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации"; премий по итогам службы за квартал и год; других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пенсионное обеспечение прокуроров, научных и педагогических работников и членов их семей осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

 

Нормативные правовые акты

 

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (в ред. ФЗ от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ).

Закон РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации".

Федеральный закон РФ от 21 июля 2014 г. N 233-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации".

Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ.

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...