Обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 3. Формирование коммуникативной компетентности педагога как основное направление работы с коллективом. Часов
План
1. Предпосылки общения (2 ч.) 2. Типы собеседников (1 ч.) 3. Технология активного слушания (1 ч.) 4. Манипуляции в общении. (1 ч.) 5. Стратегия психологической и этической защиты личности в общении (1 ч.)
Общение — это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. В процессе взаимодействия между людьми складываются субъект-субъектные взаимоотношения, где каждый участник общения активен. Активность выражается в том, насколько инициативно при общении человек воздействует на партнера, как попеременно воспринимают друг друга участники общения, и в том, что воспринимает в действиях партнера противоположная сторона.
Поскольку главное в общении — это взаимоотношения, то их разделяют на такие типы: 1. Индивидуально-личностное общение (я—я). 2. Индивидуально-коллективное (я—мы). 3. Коллективно-общественное (мы—мы).
1. Предпосылки общения: 1. Установка выражает готовность, предрасположенность субъекта общения к восприятию будущих событий и действий в определенном направлении Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях Различают позитивную и негативную установки. Позитивная выражается в положительной реакции на необходимость контакта с другим человеком, во внутренней готовности к разнообразным поворотам в общении, в способности творчески осмысливать и интерпретировать личность другого человека, в умении спрогнозировать результаты предстоящего общения. Позитивные установки выражают определенную степень так называемой коммуникативной бодрости.
Неверные, негативные установки провоцируют возникновение психологических барьеров установки. Их несколько: «Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки». Человек не хочет или не может продолжать общение из-за того, что его что-то раздражает в партнере по общению (голос, манера говорить, одежда, жесты, мимика и т. д.), и он сворачивает «Барьер отрицательной установки», введенный в наш опыт намеренно. Как часто мы слышим: «Знаете, а ведь...» Далее следует некая, иногда не вполне лестная, характеристика человека, коллектива, и мы, воспринимая эту характеристику, видим в действиях партнеров или партнера по общению подвох. «Барьер боязни» контакта с человеком. Этот барьер чаще всего реализуется через фразу «как-то неловко...» обратиться за советом, помощью, с просьбой. «Барьер ожидания непонимания» проявляется в установке «а правильно ли вас поймут?..», причем акцент делается всегда на то, что поймут неправильно. Вот почему мы редко обращаемся за разъяснением инструкции или учебного материала. «Барьер возраста» выражает извечную проблему «отцов и детей». «Барьер неверных стереотипов». Организации продуктивного взаимодействия между людьми нередко мешает неверный стереотип восприятия определенных жизненных явлений. Человеку кажется, что его действия, поступки вызовут обиду, неудовольствие, отказ. Данный барьер может проявляться как следствие отношений между руководителем и подчиненным, ребенком и родителями, педагогом и его воспитанником. Фразеологически это выражается так: «Я попрошу у него что-либо, а он обязательно откажет».
Иногда установлению контактов между людьми мешают индивидуальные особенности человека. Поэтому выделяют: «Барьер темперамента» обусловлен относительной психологической несовместимостью людей. Например, холерики плохо уживаются с меланхоликами, флегматики — с холериками. «Барьер несовместимости характеров» возникает как следствие поведения людей, отличающихся друг от друга акцентуациями характера, основу которых составляют психологические типы личности. Например, возбудимый тип характеризуется раздражительностью и вспыльчивостью; дистимный — пассивностью, неповоротливостью; гипертимный тип людей отличается раздражительностью, легкомыслием; застревающий — обидчивостью, подозрительностью; педантичный — формализмом, занудливостью; лабильный — необоснованной взволнованностью, чрезмерной впечатлительностью; экстравертированный — легковерием, необдуманностью поступков; интровертированный — упрямством в отстаивании своих интересов; тревожный —беззащитностью; демонстративный — эгоизмом, хвастливостью. «Барьер отрицательных эмоций» может возникнуть во время общения и характеризуется страхом, страданием, гневом, чувством вины, отвращением. «Барьер стыда и вины» возникает как чувство неуместности происходящего во время похвалы или критики. «Барьер гнева» появляется как ответ на неожиданные препятствия, например на прерывание интересного занятия, на незаслуженную обиду, на принуждение совершить неприемлемый поступок. «Барьер страдания и горя» мешает человеку адекватно реагировать на партнеров по общению, поэтому от него вряд ли можно ожидать внимательности. «Барьер отвращения и брезгливости» часто возникает как ответная реакция на неопрятность собеседника, его дурные манеры или отсутствие контроля в поведении. «Барьер презрения и отвращения» является результатом предрассудков или «подмоченной репутации» одного из участников общения, поэтому преодолеть отрицательные эмоции бывает трудно.
«Барьер противоборствующих желаний» — вспыльчивость, обидчивость, нерешительность человека — нередко обусловлены его болезненным состоянием, поэтому общение в этом случае должно быть как можно более корректным и терпимым.
Еще одной группой барьеров являются барьеры техники и навыков общения: 1. «Барьер восприятия» возникает из-за нечеткости формулирования мыслей во время общения, малоэмоциональной речи, невыразительной или, наоборот, чрезмерной жестикуляции. 2. «Коммуникативный барьер» — это препятствие на пути адекватной передачи или получения информации. Возникает фонетическое непонимание из-за быстрого темпа речи, присутствия в ней большого количества слов-паразитов. Появляется также семантическое непонимание, которое связано с различиями в системе значений участников общения. Разрушает коммуникацию стилистический барьер, который выражается в несоответствии стиля речи одного из собеседников ситуации общения. 3. «Барьер социально-культурных различий» отражает социальные, национальные, профессиональные различия, приводящие к разной интерпретации понятий, которые употребляются в процессе коммуникации. 4. «Барьер отношений» возникает при непосредственном контакте. Он характеризуется недоверием, неприязнью не только к личности партнера по общению, но и к той информации, которую он предлагает.
Нередко коммуникация не бывает результативной из-за реакций, которые выдает партнер по общению как ответ на поступившую информацию. Выделяются такие реакции, как: 1. «Эффект цепной реакции». Например, утром в семье произошла ссора, затем один из супругов «взорвался» в транспорте, кто-то другой потом «отыгрался» на более слабом на работе и т. д. 2. «Реакция амбиции» проявляется в том, что человек пытается всячески принизить значение, важность полученной от другого информации, намеренно подчеркивая собственный вес и значимость в глазах окружающих. 3. «Реакция самодовольства». Человек, получив какие-то привилегии, сразу начинает похваляться ими перед другими.
4. «Реакция злорадства» выражается в нескрываемой радости по поводу неудачи окружающих. 5. «Реакция экспансии или захвата». Человек претендует на пальму первенства при распределении привилегий, несмотря на то, что они предназначаются всем поровну. 6. «Реакция агрессии» — естественное продолжение предыдущей реакции. При возникшей конфронтации человек начинает оскорблять людей, угрожать им. 7. «Реакция присвоения» проявляется в том, что человек воспринимает партнера по общению как свою собственность: он либо чрезмерно опекает его, либо «прилипает», не давая передышки от собственной персоны. 8. «Реакция безразличия» проявляется в холодном отношении к физическому или душевному состоянию партнера по общению.
Если вы чувствуете, что вашему общению с другими людьми что-то мешает, следует: · постараться как бы оглянуться на прошедшую ситуацию общения и проанализировать, какой из барьеров не дает вам взаимодействовать с партнером; · в процессе анализа попытаться выделить те стороны вашего общения, которые нравятся или, наоборот, не нравятся другим людям; · чаще отвечать на вопрос: «Каким меня видят окружающие?»; · стараться меньше выяснять отношения, но вместе с тем тщательнее анализировать любую ситуацию общения, выявляя барьеры; · в контакте с людьми стараться уходить от сложившихся стереотипов общения.
2. Следующая предпосылка — это настроение, т. е. те эмоции, на фоне которых протекает общение. Мы очень часто удачи и неудачи приписываем настроению своему или партнера по общению: «Вчера я был не в духе...», «Он сегодня встал не с той ноги...», «Сегодня у меня великолепное настроение...». Раздражение, неумение управлять своими эмоциями мешают нам позитивно общаться с другими людьми. Верное, позитивное настроение выражает психологический оптимизм, коммуникативную бодрость, готовность к взаимодействию с другими людьми, умение сделать себя приятным для собеседника. На наше настроение нередко влияет внимание, которое оказывает нам партнер по общению. Для обозначения любых знаков внимания часто используется слово «строукс» (от англ. — поглаживание). Хорошо известно, что от недостатка внимания к себе человек, особенно молодой, всегда страдает, впадая в минорное настроение, а в тяжелых случаях даже может развиться психическое заболевание. Знаки внимания, строуксы, делят на несколько категорий: положительные — отрицательные; физические — психологические; обусловленные — необусловленные.
Положительные знаки внимания укрепляют веру в свои силы. Они могут иметь следующие формы: признание достоинств; похвала; радость; гордость; восхищение и т. д. Отрицательные, наоборот, вызывают досаду, недовольство собой, озлобление на окружающих и т. п. Такими знаками могут стать направленные в чей-либо адрес критика, презрение, насмешка, сожаление, недоверие. Но самые худшие — «нулевые знаки внимания». Многочисленные исследования указывают на то, что чаще всего конфликты происходят на тех предприятиях, где человеку оказывается наименьшее внимание.
Часто мы имеем дело с физическими и психологическими знаками внимания. Различают эти строуксы по наличию или отсутствию физических прикосновений. К положительным строуксам относят прикосновение, кивок, улыбку, похлопывание, поцелуй, объятия; к отрицательным — удар, пинок, толчок, пощечину.
Знаки внимания могут быть также обусловленными и необусловленными. Обусловленные — это поздравительная открытка, подарок ко дню рождения, премия, надбавка к зарплате. Обусловленными эти знаки называются потому, что они вызваны каким-либо событием (чаще всего неординарным) и их можно предвидеть. Необусловленные знаки внимания чаще всего неожиданны и непредсказуемы. Поэтому они принимаются теплее и действуют сильнее. Примерами их могут служить неожиданное письмо, в котором кто-нибудь пишет, что часто вспоминает вас и высоко ценит вашу дружбу; радость друга, который вас неожиданно увидел; легкий флирт. Есть предположение, что смысл нашей жизни состоит в получении знаков внимания. Действительно, если баланс строуксов положителен, человек чувствует себя уверенно и в состоянии пережить любые жизненные невзгоды. Иными словами, он становится победителем. Если этот баланс отрицателен, у человека может развиться комплекс неудачника. Человеку необходима любая форма внимания. Но если кому-то не хватает знаков внимания, то его заменяют символами статуса, покупкой автомобиля, дома, мехов, драгоценностей и т. д.
Существует ряд рекомендаций, как оказывать внимание. Если человек отрицательно реагирует на положительные знаки внимания, это, скорее всего, означает, что он хочет получить их больше. Помните, что самый лучший строукс — это внимание к собеседнику: благожелательный взгляд; строгая, но свободная поза; частое обращение к собеседнику по имени или по имени-отчеству; мягкие, теплые модуляции голоса; оптимальный для времени и места темп речи и др. Иными словами, вы должны научиться говорить с большинством людей как с самыми приятными собеседниками. Ваши знаки внимания будут приниматься значительно лучше, если вы выработаете для себя следующую установку: «Я — хороший человек. Другие тоже хорошие люди, хотя в чем-то отличаются от меня. Я считаю,.что они заслуживают положительных знаков внимания, когда хорошо выполняют работу, независимо от того, получаю ли я сам эти знаки за свой вклад в дело». Помните, чем больше знаков внимания вы оказываете человеку, тем больше получите в ответ. Оказывая знаки внимания, избегайте затертых фраз и стереотипов. Будьте самим собой, иначе ваше поведение покажется фальшивым. Ваши знаки внимания должны быть точно адресованы, т. е. соответствовать истинным заслугам того, кому они оказываются. Когда вы овладеете искусством оказывать положительные знаки внимания, вам будет гораздо легче оказывать и отрицательные. Люди будут воспринимать их как проявление желания помочь им. Чтобы избежать негативных последствий настроения, нелишне иногда задавать себе такие вопросы: 1. Умею ли я управлять своими эмоциями? 2. Всегда ли в общении с другими людьми я внимателен и доброжелателен к ним? 3. Всегда ли мне удается сохранить спокойствие и выдержанность в процессе общения? 4. От чего зависит мое настроение в контакте с людьми?
3. Еще одна предпосылка общения — это восприятие общающимися друг друга. Она также является и необходимой стороной общения. От того, как произойдет восприятие, во многом зависит взаимная заинтересованность партнеров по общению самой ситуацией общения и ее конечный результат.
К психологическим механизмам восприятия относят процесс социальной стереотипизации, суть которого заключается в том, что образ другого человека строится на базе тех или иных типовых схем. Социальный стереотип — это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы. Стереотипы мы приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, от средств массовой информации. Стереотипы стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.
4. Следующей важной предпосылкой следует считать взаимопонимание партнеров по общению. Поведение человека есть результат взаимных уступок, приспособления к партнеру по общению. Это выражается в способности поставить себя на место другого человека, в сочувствии, сопереживании ему, умении слушать. Наиболее простой способ понимания другого человека обеспечивается идентификацией —уподоблением себя ему. При идеитификации человек как бы ставит себя на место другого и определяет, как бы он действовал в подобных ситуациях, Эмпатия — понимание на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на проблемы другого человека. Ситуация другого человека не столько продумывается, сколько прочувствуется. Рефлексия — это осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т.е. своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения друг друга. Каузальная атрибуция – процесс приписывания другому человеку причин его поведения в том случае, когда информация об этих причинах отсутствует. Аттракция – способ понимания одного человека другим на основе устойчивого положительного чувства (симпатии, любви), которое способствует более полному и глубокому восприятию личности.
Типы собеседников
активность передачи и принятия информации базируется на таком личностном качестве, как коммуникабельность и общительность. Под коммуникабельностью понимается способность к совместной работе, а общительность есть выражение степени сформированности коммуникабельности у человека. Общительность включает в себя устойчивую потребность в контакте с людьми, направленность на них. Люди общительные проявляют постоянный оптимизм, симпатию, готовность к общению, и этим они нравятся окружающим. Люди малоинициативны е, но приятные в общении умеют хорошо слушать и потому тоже нравятся всем. Люди с гипертрофированной функцией общения всегда стараются попасть в центр любого разговора, замкнуть его на себе. Их фразы «Ага, со мной то же самое было...», «Подождите, дайте сказать мне...» вызывают на определенном этапе контакта раздражение, и у партнера появляется желание поскорее избавиться от коммуникативного эгоиста. Люди необщительные требуют к себе повышенного внимания со стороны других, так как трудно идут на контакт.
Нередко стремление человека к позитивному общению наталкивается на еще одну преграду — на так называемых «невыносимых людей», которые намеренно, а иногда и без злого умысла вместо положительного контакта обрекают своего собеседника на конфликт.
С «невыносимыми людьми» невозможно ни работать, ни разговаривать. Чтобы нейтрализовать негатив от встречи с этой категорией людей, можно выбрать один из вариантов поведения: — попросту ничего не делать! Понятно, что в этом случае придется терпеть «невыносимых людей»; — можно «проголосовать... ногами». Бывает, что лучше взять да и уйти! Ведь не из всех ситуаций есть выход, поэтому за разрешение некоторых браться просто бесполезно; — можно изменить свое отношение к «невыносимым людям». Пусть они упорствуют и ведут себя как привыкли. Попытайтесь взглянуть на них другими глазами, постарайтесь слушать их по-другому.
Информацию из окружающего мира человек получает благодаря каналам восприятия. Он видит, слышит, чувствует, а воспроизводит через четыре репрезентативные системы: визуальную, т. е. образы; аудиальную, т. е. звуки; кинестетическую, т. е. ощущения; дигитальную, т. е. внутренний диалог. Как правило, человек ориентирован на один из каналов восприятия, и поэтому способ восприятия через эту систему для него является наиболее важным, доступным, понятным. Когда хотят отметить вышеперечисленные особенности восприятия человеком информации и партнеров по общению, то говорят о «визуалах», «аудиалах», «кинестетиках», «дигиталах». Каждый из представленных типов собеседников отличается речью, позой, движениями, голосом, дыханием, словами-предикатами и другими характерными особенностями.
Характеристика типов (А. Ю. Любимов): «Визуалы» могут быть достаточно худощавы, поджары. Привычная гримаса — слегка приподнятые брови как знак внимания. Обычно они сидят и стоят прямо, если сутулятся, все равно задирают голову вверх. При разговоре выбирают такую дистанцию, чтобы лучше разглядеть собеседника. Они любят, чтобы все было красиво, одеваются в яркое, эффектное, для них очень важен внешний вид. «Визуалы» — хорошие рассказчики, они могут представить картину и ее описать. Визуальная система весьма важна для проявления творчества. Зрение и слух — одна система. Если «визуал» не видит, то и как бы не слышит. Если ему надо что-то объяснить, то следует одновременно со словом использовать графики, таблицы, рисунки, фотографии или показать руками, какого это размера, где расположено. Во время разговора «визуалы» сами часто жестикулируют, показывают направление, расстояние, как расположены предметы относительно друг друга. «Визуалы» садятся напротив, чтобы было лучше видно, употребляют слова «смотреть», «приглядываться», «осмотреться», «ярко», «наглядно» и т. п. «Кинестетики» предпочитают комфорт, внимательно относятся к своему телу. Оно у них плотное. Губы широкие и полнокровные. Сидят они ссутулившись, с наклоном вперед. Говорят медленно, голос глухой и низкий. Для них внешний вид не играет значения, главное — удобство. Они любят быть близко к собеседнику, чтобы его потрогать. «Кинестетики» — люди действия, им необходимо двигаться, пробовать, нюхать. Их главный инструмент восприятия — тело, способ познания — движение или действие. В книгах и фильмах их обычно больше привлекает сюжет, а красочные описания они опускают за ненадобностью. При выяснении отношений предпочитают сначала ввязаться в драку, а затем разбираться. Это те слушатели, которым разделиться на микрогруппы важнее, чем само задание, ради которого все затевается. Основная формула жизни: «Делом надо заниматься, делом!» «Кинестетики» тяжело переносят стресс, конфликт, дискомфорт — они как бы погружаются в эти ситуации, им тяжело сказать «нет». «кинестетики» предпочитают во время общения сесть поближе к собеседнику, употребляют слова «чувствовать, двигаться», «действовать», «ощущение», «тепло», «прохладно» и т. п. «Аудиалы» любят говорить, живут в диалоге, для них не существует риторических вопросов. Они честно рассказывают о своей жизни, для них важно звучание голосов. Очень выразительные, глубокие голоса, часто хороший музыкальный слух. Поза у «ауди-ала» нечто среднее между «визуалами» и «кинестетиками» — они сидят прямо, слегка наклонившись вперед, а голова наклонена набок и немного вперед. Характерные признаки тела отсутствуют. «Аудиалы» употребляют такие слова, как «громко», «тихо», «ритмично», «слушать», «беседовать», «рычать», «хрипло», «бас», «разговор» и т. п., «Дигиталы» — поза зажатая, прямая. Они говорят практически не жестикулируя, так как это не несет, с их точки зрения, информации, монотонно, интонации воспринимают с трудом. Дистанция по отношению к партнеру достаточно отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы», прикосновений не любят. «Дигиталы» — своеобразный тип людей, ориентированный на смысл, содержание, важность, функциональность. Они говорят: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный!» Для них написанное и проговоренное является самой реальностью, весь опыт для «дигиталов» состоит из слов. Выход из трудного положения и отрицательных эмоций — уход в рассуждения. Дигиталь-ный канал отвечает за контроль речи, поэтому люди этого типа способны сочинять документы, в которых каждое слово на своем месте, принимать решения без лишних эмоций, обсуждать проблемы с опорой на прагматичный подход. Проблема «дигиталов» в том, что без обращения к другим каналам им трудно менять информацию. у «дигиталов» нет конкретных слов-предикатов. Они употребляют преимущественно неопределенные «уют», «важно», «посредственно», «неопределенность», «возможно», «вероятно», «приятно», «понять», «удивить» и т.
Умение человека разглядеть в партнерах разные типы собеседников значительно помогает налаживанию позитивного контакта и устранению негативных последствий общения.
3. Технология активного слушания Одним из самых важных, но и самых сложных моментов в процессе общения является умение слушать собеседника. Оно подразумевает тонкий активный мыслительный процесс, требующий определенной организации, дисциплины, энергетических затрат. Умение слушать — это восприятие информации от говорящих или самого себя, при котором человек воздерживается от выражения своих эмоций; такое поощрительное отношение к говорящему, которое подталкивает его к продолжению акта общения и развитию мысли. · Умение слушать как способ «принятия» и понимания партнера по общению повышает самооценку человека, поскольку говорящий чувствует интерес к себе, а это, в свою очередь, придает ему уверенности. · Оно помогает ослабить воздействие стресса, поскольку, с одной стороны, человеку предоставляется возможность выговориться, а с другой — активный слушатель является своеобразной эмоциональной подпиткой для партнера, так как, в свою очередь, показывает ему свое участие и понимание. · Умение слушать, что и как мы говорим, помогает человеку понять самого себя, позволяет не только реагировать на ситуацию автоматически, но и отбирать, накапливать информацию. · Внимательное слушание поощряет сотрудничество, так как говорящий видит и чувствует, что его ценят, с ним считаются. Умение слушать как метод восприятия информации и средство взаимопонимания используется людьми гораздо чаще, чем другие аспекты общения. Так, например, на письмо отводится 9% времени, на чтение — 16%, на говорение — 35%, а на слушание — 40%. Умение слушать следует отличать от инстинктивного слышания. Как это ни странно, но мы часто слышим, но не слушаем говорящего, т. е. происходит бессознательное игнорирование усилий по овладению техникой активного, внимательного, понимающего слушания. Чтобы научиться слушать эффективно, требуется много усилий, но потом это значительно экономит время, энергию как слушателя, так и говорящего, поскольку не надо тратить усилий на устранение ошибок от неправильного восприятия или недопонимания.
Понимание происходит на двух уровнях: эмоциональном (собеседник уверен, что до партнера дошли его переживания) и интеллектуальном (собеседник чувствует, что партнер осознает, о чем ведется разговор). Существует несколько шагов, которые определяют осознанность понимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|