Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Стратегия психологической и этической защиты личности в общении




 

Психологическая защита —система стабилизации личности, направленная на сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Функция защиты — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний.

Главная зада­ча самозащиты — принять собственное «Я» и заставить сделать это других: «Я именно такой, каким кажусь себе».

Люди различаются лишь средствами защиты чувства собствен­ного достоинства: у сильной личности обычно они более изощ­ренные и продуманные, у слабой — примитивные и бессознатель­ные. В ход идут различные формы защиты:

рационализация — предвзятое и выгодное для себя толкование фактов;

капитуляция — отступление перед трудностями, связанными с реализацией «Я»;

сверхзащита — оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не может приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих;

агрессия — инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду, и др.

 

Потенциалы, жизненный опыт и воспитание диктуют личнос­ти наиболее приемлемую стратегию психологической защиты.

 

Доминирующей в защите субъективной реальности чаще всего становится одна из трех страте­гий: миролюбие, избегание, агрессия.

Миролюбие — в этой стратегии ведущую роль играют интеллект и характер. Различают мирную активную стратегию, при которой человек жестко отстаивает свои интересы, но при этом выражает готовность пойти на компромисс, сотрудничество, и мирную пас­сивную стратегию, когда человек становится соглашателем, беско­нечно уступает любому давлению, пускает все на самотек, для то­го чтобы не ввязываться в конфликты, не подвергать испытаниям свое «Я».

Избегание основано на экономии интеллектуальных и эмоцио­нальных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны кон­фликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минималь­но напрягает интеллект.

Избегание проще миролюбия, так как не требует особых умст­венных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышен­ными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрес­сия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего «Я» проще всего.

Агрессия — один из «большой четверки» инстинктов — голода, страха, секса и агрессии, свойственных всем животным. Это объ­ясняет тот факт, что она является неотъемлемой составляющей эмо­ционального реагирования.

С увеличением угрозы для субъективной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии вполне сов­местимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена», он усиливает агрессию за счет придаваемого ей определен­ного смысла.

Различают агрессивную активную стратегию, направленную на других людей и несущую в себе сильный разрушительный заряд, и агрессивную пассивную стратегию, при которой человек направ­ляет отрицательную энергию на себя или предпочитает явно не показывать свою агрессию, но при этом готов к ее внешнему про­явлению в удобный момент.

Отчетливый социогенный характер агрессии проявляется в та­ких ее современных формах, как:

1. «Экстрапунитивность» — тенденция всегда и во всем обви­нять других и никогда себя. Такой подход искажает и упрощает реальность. Здесь главенствует субъективизм. Например, на прось­бу преподавателя доложить о выполнении домашнего задания сту­дент отвечает: «Если бы мне дали четкое указание, что и как де­лать, я бы так и сделал».

2. «Поиск мишени» — стремление выместить агрессию на не­винном субъекте или непричастном объекте. Примером может слу­жить типичная модель поведения: ушиблись о стул — зло швыря­ем его, будто это он в этом виноват. Свои действия агрессор вымещает на так называемом козле отпущения.

3. «Оправдание через нападение» — механизм агрессии, осно­ванный на подмене объекта порицания — вместо себя агрессор подставляет другого. Основным тезисом здесь является утвержде­ние: «Лучший вид защиты — нападение».

4. «Праведный гнев» — оправдание собственной агрессии воз­вышенным мотивом: «Я не завидую, просто меня раздражают лю­ди, идущие к своей цели по головам».

5. «Проекция негативных качеств» — приписывание своих не­достатков партнеру. Агрессивная личность переживает тот факт, что у нее есть недостатки. Однако признавать и тем более преодоле­вать их она не намерена. Гораздо проще обвинить в собственных пороках других, приравнять свое плохое «Я» и «Я» других: «Не один я плохой».

6. «Самоутверждение путем унижения другого» — агрессия, основанная на уменьшении достоинств партнера. Если человек достигает карьерных высот, то только потому, что есть «мохна­тая рука». Ну в крайнем случае потому, что хорошо подвешен язык.

7. «Деликатное хамство» — изощренное оскорбление человече­ского достоинства. Это мягкая по форме, но жестокая по содер­жанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Неудачни­ку указывается на место, человеку неталантливому — на то, что он «серая мышь».

8. «Девальвация объекта беспокойства» реализуется в случаях, когда объект недоступен. Чтобы успокоить себя, агрессор пыта­ется снизить значимость другого человека, предмета, явления: не смог купить машину — «Зато не надо с ней возиться». Никогда не был за границей — «Зачем мне это надо?».

К формам агрессивной защиты добавляются экспрессивные сред­ства агрессии: оскорбительный тон и междометия, пинок ногой, злобный взгляд, напористые телодвижения. Агрессия укоренилась в качестве средства воздействия на партнеров в самых разных ас­пектах и ситуациях взаимодействия.

 

Методы защиты от агрессии:

1. «Уход» — увеличение дистанции, прерывание контакта (сме­на темы разговора на безопасную, обход острых углов, избегание травмирующих ситуаций, прерывание беседы под благовидным предлогом).

2. «Изгнание» — удаление агрессора. Проявления: выгнать из дома; отослать кого-либо под предлогом осуждения; насмешки, унижения, колкие замечания.

3. «Блокировка» — контроль воздействий, выставление преград на их пути (смысловые и соматические барьеры: «Мне трудно по­нять, о чем речь», «Это не я — это у него характер такой»).

4. «Управление» — контроль воздействия, исходящего от агрес­сора, влияние на его характеристики: плач (разжалобить), ноющие интонации, вздохи, стремление умилостивить, попытка подружить­ся по принципу «своих не бьют».

5. «Замирание» — контроль информации о самом субъекте за­щиты, ее искажение, сокращение. Проявления — обман, сокры­тие чувств.

6. «Игнорирование» — контроль информации об агрессоре, ха­рактере угрозы с его стороны (стереотипизация — «Да он просто хулиганит!», умаление угрозы — «Она желает мне добра»).

 

В ситуации общения защита возникает как необходимость убе­речься от манипулирования. Есть две стороны такой защиты.

Первая — «Противопоставляющая активность».

а) тайное воздействие посредством интонации недоверия, со­мнения, цепляния за слова, прямых вопросов о скрытых целях: «Куда вы клоните?»;

б) психологическое давление, проявляющееся в том, что со­беседник начинает поиск такого вида силы, в котором он имеет преимущество (манипулятор задает медленный темп разговора, а партнер еще медленнее). Используется эффект противодей­ствия.

Вторая — «Целенаправленная трансформация манипулятивного воздействия в направлении интереса партнера».

а) «помощь манипулятору» в поддержании отвлечения на иную тему, но ту, которая выгодна адресату;

б) перефраз — уточнение вопросами цели, к которой клонит манипулятор.

 

 

Человек защищает себя не только психологически, но и этиче­ски.

Этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинство. Существует не­сколько способов этической защиты (Н. Е. Щуркова):

1. Вопрос на воспроизведение защищает наше достоинство с по­мощью технологии вопросов-разъяснений: «Простите, я не понял», «Как вы сказали?». Обидчику надо искать ответ на поставленный вопрос, и он уже не может вновь вести общение на уровне уни­жения достоинств человека.

2.Вопрос об адресате -— способ защиты, состоящий в том, что­бы приостановить начавшееся общение наивным непониманием. Основу реакции на действия обидчика составляет вопрос: «Вы это мне?» — с мимикой недоумения, которая показывает, что совсем неясно, к кому же относится высказанное оскорбление.

3. Окультуренное воспроизведение заключается в демонстрации оппоненту другой формы общения. Фраза «Если я вас правильно понял...» дополняется предложением действия в другой вербаль­ной, поведенческой, этической форме.

4. Ссылка на личностные особенности состоит в декларации прин­ципиальных личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на предлагаемом уровне: «Я не привык к такому», «Мне всегда неудобно».

5. Проявление доброжелательности предполагает концентрацию внимания на деталях, с помощью которых произошло удовлетво­рение созданной ситуацией: «Как хорошо, что вы мне напомни­ли», «Если бы не вы, то я совсем забыл бы».

6. Великодушное прощение — способ видимого смирения с гру­бостью партнера, который не может вести себя иначе (например, с разными типами людей-агрессоров). Используется так называе­мый царский подарок: «Если вам так хочется», «Пусть будет так», «Если вы только так умеете делать, то пусть».

7. Сопоставление достоинств партнера с его поведением пред­ставляет собой скрытый механизм влияния на противоположную сторону. Суть его заключается в том, что происходит возвышение партнера, предоставление ему этического пьедестала, с которого очень не хочется падать. «Вы такой, а...» — вторая часть фразы намеренно не имеет завершения, обидчику как бы предоставляет­ся самому мысленно ее закончить.

8. Сохранение достоинств партнера осуществляется за счет под­становки мотива: «Вы наверное хотели...», или за счет оправдания партнера: «Всякий бы на вашем месте...», или за счет принятия вины на себя: «Я, наверное...».

9. Оставить наедине с собой означает разрыв отношений, ког­да ответственность за результат полностью ложится на оппонента: «Вы не понимаете, что сделали», «Жаль, что вы не осознаете, что произошло».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...