Стратегия психологической и этической защиты личности в общении
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Психологическая защита —система стабилизации личности, направленная на сведение к минимуму чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Функция защиты — ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих переживаний. Главная задача самозащиты — принять собственное «Я» и заставить сделать это других: «Я именно такой, каким кажусь себе». Люди различаются лишь средствами защиты чувства собственного достоинства: у сильной личности обычно они более изощренные и продуманные, у слабой — примитивные и бессознательные. В ход идут различные формы защиты: рационализация — предвзятое и выгодное для себя толкование фактов; капитуляция — отступление перед трудностями, связанными с реализацией «Я»; сверхзащита — оборонительная форма сохранения достоинства в тех случаях, когда личность не может приспособиться к условиям деятельности или требованиям окружающих; агрессия — инстинкт борьбы, направленной против собратьев по виду, и др.
Потенциалы, жизненный опыт и воспитание диктуют личности наиболее приемлемую стратегию психологической защиты.
Доминирующей в защите субъективной реальности чаще всего становится одна из трех стратегий: миролюбие, избегание, агрессия. Миролюбие — в этой стратегии ведущую роль играют интеллект и характер. Различают мирную активную стратегию, при которой человек жестко отстаивает свои интересы, но при этом выражает готовность пойти на компромисс, сотрудничество, и мирную пассивную стратегию, когда человек становится соглашателем, бесконечно уступает любому давлению, пускает все на самотек, для того чтобы не ввязываться в конфликты, не подвергать испытаниям свое «Я».
Избегание основано на экономии интеллектуальных и эмоциональных ресурсов. Индивид привычно обходит или без боя покидает зоны конфликтов и напряжений, когда его «Я» подвергается атакам. При этом он в открытую не растрачивает энергию эмоций и минимально напрягает интеллект. Избегание проще миролюбия, так как не требует особых умственных и эмоциональных затрат, но и оно обусловлено повышенными требованиями к нервной системе и воле. Иное дело агрессия — использовать ее в качестве стратегии защиты своего «Я» проще всего. Агрессия — один из «большой четверки» инстинктов — голода, страха, секса и агрессии, свойственных всем животным. Это объясняет тот факт, что она является неотъемлемой составляющей эмоционального реагирования. С увеличением угрозы для субъективной реальности личности ее агрессия возрастает. Личность и инстинкт агрессии вполне совместимы, а интеллект выполняет при этом роль «передаточного звена», он усиливает агрессию за счет придаваемого ей определенного смысла. Различают агрессивную активную стратегию, направленную на других людей и несущую в себе сильный разрушительный заряд, и агрессивную пассивную стратегию, при которой человек направляет отрицательную энергию на себя или предпочитает явно не показывать свою агрессию, но при этом готов к ее внешнему проявлению в удобный момент. Отчетливый социогенный характер агрессии проявляется в таких ее современных формах, как: 1. «Экстрапунитивность» — тенденция всегда и во всем обвинять других и никогда себя. Такой подход искажает и упрощает реальность. Здесь главенствует субъективизм. Например, на просьбу преподавателя доложить о выполнении домашнего задания студент отвечает: «Если бы мне дали четкое указание, что и как делать, я бы так и сделал». 2. «Поиск мишени» — стремление выместить агрессию на невинном субъекте или непричастном объекте. Примером может служить типичная модель поведения: ушиблись о стул — зло швыряем его, будто это он в этом виноват. Свои действия агрессор вымещает на так называемом козле отпущения.
3. «Оправдание через нападение» — механизм агрессии, основанный на подмене объекта порицания — вместо себя агрессор подставляет другого. Основным тезисом здесь является утверждение: «Лучший вид защиты — нападение». 4. «Праведный гнев» — оправдание собственной агрессии возвышенным мотивом: «Я не завидую, просто меня раздражают люди, идущие к своей цели по головам». 5. «Проекция негативных качеств» — приписывание своих недостатков партнеру. Агрессивная личность переживает тот факт, что у нее есть недостатки. Однако признавать и тем более преодолевать их она не намерена. Гораздо проще обвинить в собственных пороках других, приравнять свое плохое «Я» и «Я» других: «Не один я плохой». 6. «Самоутверждение путем унижения другого» — агрессия, основанная на уменьшении достоинств партнера. Если человек достигает карьерных высот, то только потому, что есть «мохнатая рука». Ну в крайнем случае потому, что хорошо подвешен язык. 7. «Деликатное хамство» — изощренное оскорбление человеческого достоинства. Это мягкая по форме, но жестокая по содержанию агрессия, рассчитанная на унижение личности. Неудачнику указывается на место, человеку неталантливому — на то, что он «серая мышь». 8. «Девальвация объекта беспокойства» реализуется в случаях, когда объект недоступен. Чтобы успокоить себя, агрессор пытается снизить значимость другого человека, предмета, явления: не смог купить машину — «Зато не надо с ней возиться». Никогда не был за границей — «Зачем мне это надо?». К формам агрессивной защиты добавляются экспрессивные средства агрессии: оскорбительный тон и междометия, пинок ногой, злобный взгляд, напористые телодвижения. Агрессия укоренилась в качестве средства воздействия на партнеров в самых разных аспектах и ситуациях взаимодействия.
Методы защиты от агрессии: 1. «Уход» — увеличение дистанции, прерывание контакта (смена темы разговора на безопасную, обход острых углов, избегание травмирующих ситуаций, прерывание беседы под благовидным предлогом).
2. «Изгнание» — удаление агрессора. Проявления: выгнать из дома; отослать кого-либо под предлогом осуждения; насмешки, унижения, колкие замечания. 3. «Блокировка» — контроль воздействий, выставление преград на их пути (смысловые и соматические барьеры: «Мне трудно понять, о чем речь», «Это не я — это у него характер такой»). 4. «Управление» — контроль воздействия, исходящего от агрессора, влияние на его характеристики: плач (разжалобить), ноющие интонации, вздохи, стремление умилостивить, попытка подружиться по принципу «своих не бьют». 5. «Замирание» — контроль информации о самом субъекте защиты, ее искажение, сокращение. Проявления — обман, сокрытие чувств. 6. «Игнорирование» — контроль информации об агрессоре, характере угрозы с его стороны (стереотипизация — «Да он просто хулиганит!», умаление угрозы — «Она желает мне добра»).
В ситуации общения защита возникает как необходимость уберечься от манипулирования. Есть две стороны такой защиты. Первая — «Противопоставляющая активность». а) тайное воздействие посредством интонации недоверия, сомнения, цепляния за слова, прямых вопросов о скрытых целях: «Куда вы клоните?»; б) психологическое давление, проявляющееся в том, что собеседник начинает поиск такого вида силы, в котором он имеет преимущество (манипулятор задает медленный темп разговора, а партнер еще медленнее). Используется эффект противодействия. Вторая — «Целенаправленная трансформация манипулятивного воздействия в направлении интереса партнера». а) «помощь манипулятору» в поддержании отвлечения на иную тему, но ту, которая выгодна адресату; б) перефраз — уточнение вопросами цели, к которой клонит манипулятор.
Человек защищает себя не только психологически, но и этически. Этическая защита — это действия личности, произведенные в целях защиты от посягательств на ее достоинство. Существует несколько способов этической защиты (Н. Е. Щуркова): 1. Вопрос на воспроизведение защищает наше достоинство с помощью технологии вопросов-разъяснений: «Простите, я не понял», «Как вы сказали?». Обидчику надо искать ответ на поставленный вопрос, и он уже не может вновь вести общение на уровне унижения достоинств человека.
2.Вопрос об адресате -— способ защиты, состоящий в том, чтобы приостановить начавшееся общение наивным непониманием. Основу реакции на действия обидчика составляет вопрос: «Вы это мне?» — с мимикой недоумения, которая показывает, что совсем неясно, к кому же относится высказанное оскорбление. 3. Окультуренное воспроизведение заключается в демонстрации оппоненту другой формы общения. Фраза «Если я вас правильно понял...» дополняется предложением действия в другой вербальной, поведенческой, этической форме. 4. Ссылка на личностные особенности состоит в декларации принципиальных личностных качеств, не позволяющих человеку вести общение на предлагаемом уровне: «Я не привык к такому», «Мне всегда неудобно». 5. Проявление доброжелательности предполагает концентрацию внимания на деталях, с помощью которых произошло удовлетворение созданной ситуацией: «Как хорошо, что вы мне напомнили», «Если бы не вы, то я совсем забыл бы». 6. Великодушное прощение — способ видимого смирения с грубостью партнера, который не может вести себя иначе (например, с разными типами людей-агрессоров). Используется так называемый царский подарок: «Если вам так хочется», «Пусть будет так», «Если вы только так умеете делать, то пусть». 7. Сопоставление достоинств партнера с его поведением представляет собой скрытый механизм влияния на противоположную сторону. Суть его заключается в том, что происходит возвышение партнера, предоставление ему этического пьедестала, с которого очень не хочется падать. «Вы такой, а...» — вторая часть фразы намеренно не имеет завершения, обидчику как бы предоставляется самому мысленно ее закончить. 8. Сохранение достоинств партнера осуществляется за счет подстановки мотива: «Вы наверное хотели...», или за счет оправдания партнера: «Всякий бы на вашем месте...», или за счет принятия вины на себя: «Я, наверное...». 9. Оставить наедине с собой означает разрыв отношений, когда ответственность за результат полностью ложится на оппонента: «Вы не понимаете, что сделали», «Жаль, что вы не осознаете, что произошло».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|