Пятый шаг. Окончательно убедитесь в услышанном
Беседа подошла к концу. Осталось самое главное: подведение итогов. Однако, прежде чем предлагать что-либо своему собеседнику, нужно убедиться, что он остался доволен обсуждением проблемы. Можно спросить: «Думаете, я все правильно понял? Или у нас еще что-то осталось нерешенным?» Если собеседник говорил достаточно искренне, а вы сумели его слушать заинтересованно и внимательно, то можно ожидать, что результат общения будет позитивным.
Реализация шагов понимания происходит за счет использования продуктивных способов активного, понимающего слушания. 1. Перефразирование (эхотехника) — это мысль, сказанная иначе. Сущность этой техники состоит в том, что вы возвращаете собеседнику его высказывания (одну или несколько фраз), сформулировав их своими словами. Перефразирование можно начинать такими вводными фразами: «Как я вас понял...», «По вашему мнению...», «Другими словами, вы считаете...», «Если я вас правильно понял, то...», «Вы поправите меня, если я ошибусь, но...». Главная цель эхотехники — уточнение информации, показ собеседнику, что он услышан, подача звукового сигнала «я такой же, как ты». Для перефразирования выбираются наиболее существенные, важные моменты сообщения. Но при «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять от себя, интерпретировать сказанное. Особенностью этой техники является то, что она наиболее полезна в тех случаях, когда речь собеседника кажется нам понятной. Часто такая «понятность» оказывается иллюзией, и истинного выяснения обстоятельств дела не происходит. Перефразирование легко и непринужденно решает эту проблему. Эхотехника позволяет дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на обсуждение того, что в его словах кажется вам наиболее важным. Перефразируя, мы помогаем собеседнику услышать его высказывание со стороны, возможно, заметить в нем ошибки, более четко осознать и сформулировать свои мысли. Кроме того, используя «эхо», мы выкраиваем время на обдумывание, что особенно важно в ситуациях, когда не сразу можно найти, что сказать.
2. Резюмирование — это подведение итогов, выделение главной мысли, воспроизведение слов партнера в сокращенном виде. Основное назначение приема — показать, что слушающий уловил сообщение говорящего целиком, а не какую-либо часть. Информация об этом передается с помощью определенного набора фраз. Например: «Вашими основными возражениями, как я понял, являются...», «Если теперь подытожить сказанное вами, то...», «Таким образом...», «Итак, вы предполагаете, что...», «Обобщая то, что вы сказали...». Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике. Данный прием позволяет не тратить время на поверхностные, не относящиеся к делу разговоры, а также оказывается действенным и необидным способом закончить разговор со слишком словоохотливым собеседником. 3. Развитие идеи дает возможность уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться вперед в беседе, получить информацию без прямых вопросов. Эта техника отличается от предыдущих тем, что не просто перефразируется или резюмируется высказывание собеседника, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Во многих случаях развитие идеи совершенно необходимо, но следует избегать поспешности в выводах и употреблять некатегоричные формулировки и мягкие тона. 4. Нерефлексивное слушание, т. е. внимательное молчание. Главный принцип данного приема — «Меньше ответов!». Подача собеседнику сигналов, полное внимание к нему осуществляется:
репликами: «Да-да», «Понимаю вас», «Это точно подмечено», «Да, продолжайте, пожалуйста»; буферными фразами: «Вас что-нибудь беспокоит?», «Вы, наверное, хотите поделиться своими новостями?»; уточнениями: «Поясните, пожалуйста», «Не трудно ли будет повторить?», «Не могли бы вы привести пример?» и т. д.; активной позой, предполагающей, что слушание происходит с выразительной мимикой, жестикуляцией, ясным лицом, а не в вольготной позе, с пренебрежительной гримасой и т. п.; «зеркальным отражением чувств собеседника». Этот прием предполагает, что на эмоционально-чувственном уровне происходит рефлексия мира мыслей и чувств оппонента. Эффективным этот прием будет лишь в том случае, если отражаются реальные переживания, которые испытываются в данный момент. 5. Выяснение — обращение к говорящему за некоторым уточнением. Эффективность выяснения во многом зависит от техники постановки вопросов — и начинается с элементарных вопросов, которые называют проясняющими вопросами. Они как бы не закончены, открыты и, конечно, значат гораздо больше, чем простое поддакивание. Начинаются проясняющие вопросы со слов «где», «когда», «как» и т. д. Например: «О ком вы говорите?», «Что вы имеете в виду?», «Когда это случилось?», «Где?», «Как это произошло?». С их помощью можно собрать очень полезную информацию, которая откроет внутренний смысл беседы. Проясняющие вопросы объясняют обоим собеседникам многие тонкости и детали, упущенные в разговоре. Таким образом можно спокойно и участливо показать собеседнику, что партнер заинтересован в том, что
Реализовать советы по активному слушанию позволяют две заповеди слушателя: 1.Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, 2.Люди склонны слушать другого только после того, как вы Рекомендуется чаще задавать себе вопросы, которые позволяют корректировать процесс слушания и добиться позитивного результата: 1.Действительно ли я слушаю собеседника или жду своей очереди высказаться? 2.Правильно ли я даю знать собеседнику, что до меня дошел смысл его слов? 3.Знает ли мой собеседник, что он правильно понят? 4.О ком я думаю, слушая собеседника: о себе или о нем?
Во время общения нередко не помогают даже универсальные советы по активному слушанию. Происходит это из-за того, что собеседник или поглощен своими мыслями, или эмоционально неуравновешен; боится выставления оценок сказанному; сыграло роль так называемое уязвленное самолюбие; возможно, человек не обладает набором техник активного слушания; также это зависит от типа слушателя. Манипуляции в общении. Манипуляция в общении - акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, с пренебрежительным подтекстом.
Любая манипуляция содержит три идеи: прибрать к рукам; сохранить иллюзию самостоятельности решений; оказать психологическое воздействие, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями.
В то время как в системе человеческих отношений другой человек — ценность, для манипулятора он средство достижения своей цели (стремление получить односторонний выигрыш).
Причины манипулирования 1. Возникновение противоречий в межличностных отношениях А) столкновение противоречащих друг другу устремлений (конфликт между устремлениями двух людей, между желанием и социокультурной нормой), т. е. это про тиворечие типа: «Я хочу одно, а он — другое», «Я хочу сделать, но он противится», «Я намерен сделать по-своему, но он будет недоволен».
или— «хочу—нельзя»: «Хочу, чтобы было по-моему, но как на это посмотрят другие?», «Мне нужно, но за это накажут», «Я бы сделал, но это нехорошо». Естественной реакцией человека на эти противоречия является стремление максимализировать одновременно два выигрыша: получить то, что хочется, но при этом выглядеть хорошо с точки зрения социальных норм; получить то, что хочется, и одновременно избежать гнева, недовольства, обиды, мести партнера. Б)готовность к манипулированию закладывается в раннем детстве, когда взрослые по отношению к ребенку выступают в инструментальной функции, т. е. функции удовлетворения его потребностей (реакция на плач ребенка). Смысловая фиксация такого типа отношений в последующем актуализируется в стремлении помыкать, прибрать к рукам. В) стремление внести определенность и стабильность, предсказуемость в поведение окружающих, поэтому вначале это проделывают взрослые с детьми, а затем наоборот.
Совокупность используемых приемов приобретает вид разнообразных манипулятивных тактик, главный акцент в которых сделан на так называемом элементе надувательства. Они основываются на отношении к самому человеку, с которым манипулятор собирается контактировать. Называют следующие манипулятивные тактики: 1. Провоцирование защитных реакций. Смысл заключается в том, чтобы поставить человека в позицию обороняющегося, вызвать необходимость объясняться, оправдываться, т. е. вынудить человека испытывать чувство вины за то решение, которое он принял или высказал. 2. Провоцирование замешательства и дезориентации. Основой тактики является замысел опрокинуть, расстроить, нарушить планы, вывести из состояния равновесия и тем самым побудить к действиям и высказываниям, наносящим ущерб интересам человека, которым пытаются манипулировать. 3. Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество. Человеку демонстрируется высокий уровень понимания его проблем, потребностей. Одновременно выражается сожаление о том, что нет возможности помочь или оказать ему услугу: то не позволяют это сделать служебные обязанности, то возможности ограничены, то принятие решений выходит за рамки должностных полномочий. 4. Игра на нетерпеливости. Основная цель заключается в создании впечатления, что желанное соглашение почти достигнуто, но на деле это совсем не так. Когда все детали соглашения выстроились в стройную картину, человеку заявляют: «Если мы сможем утрясти еще одну мелочь...», «Да, пока я не забыл...». Таким образом, процедура повторяется снова.
5. Игра на чувстве безысходности. Цель подобной тактики — подвести человека к тому, чтобы он сам поверил в единственный выход из создавшейся трудной ситуации. Происходит своеобразное сужение поля восприятия. Человек теряет видение ситуации в широкой перспективе. Трудности касаются любых аспектов жизни, и, попадая в ловушку пессимистического рассмотрения своих перспектив, он практически сам уговаривает себя принять то, что предлагается в качестве последнего шанса. 6. Убаюкивание с целью убить позднее. Со стороны манипулятора человеку предлагается небольшая инициативная услуга, которая сопровождается словами: «Не стоит беспокоиться», «Мне это ничего не стоит», «Это от чистого сердца, из уважения к вам». Человеку дают понять, что принятие услуг не будет означать никакого ответного обязательства, но, как только услуга принимается, «новоиспеченный приятель» — поскольку таковым зарекомендо вал себя — просит согласия на предложение, которое сулит человеку дальнейший успех. Очень важно не позволить «посадить себя на крючок» последующего обязательства просто из чувства вины.
Два признака манипулятивного общения: 1. Наличие выигрыша, к которому стремится манипулятор. 2. Специальные манипулятивные приемы, с помощью которых манипулятор направляет поведение партнера в нужное русло. Распознавание манипулятора в общении происходит через: а) эмоциональное восприятие. Некая эмоциональная реакция, сигнализирующая об опасности, бессознательное ощущение «что-то не так», ощущение неубедительности действий манипулятора; б) рациональное распознавание угрозы. Схема: 1-я часть — диалог-разведка, т. е. выяснение возможностей партнера, оценки перспектив его отношений, выяснение степени податливости к влиянию; 2-я часть — аванс, т. е. реклама себя и своих перспектив; 3-я часть — спрос-предложение, т. е. завязывание деловых отношений. Типы манипуляторов: 1. Диктатор. Стремится показать свою силу, власть, авторитет, высоких покровителей. Управляет партнером с помощью приказов, настойчивых просьб. Цель манипулятора: выигрыш, исполнение его просьб, проявление к нему почтения. 2. Тряпка. Манипулятор подает себя как жертву диктатора. Он намеренно демонстрирует всем окружающим и партнеру по общению, что он нормальный человек, все у него получается. 3. Калькулятор. Манипулятор сознательно преувеличивает важность неукоснительного соблюдения установленного порядка, правил, инструкций. Требует четкого их выполнения, но готов сделать исключение, подчеркнув, что это не в его правилах. 4. Прилипала. Демонстрирует, что является жертвой обстоятельств. Он несчастный человек, которому ужасно не везет в жизни. Ему нужно, чтобы партнер обязательно помог. Он будет ходить, упрашивать. Выигрыш будет в том, что манипулируемый согласится решить его проблемы. 5. Хулиган — агрессивный манипулятор. Сознательно демонстрирует партнеру недоброжелательность, при этом использует угрозы, оскорбления, хамство для нагнетания напряженности в общении. С помощью хулиганских действий пытается поставить партнера в неловкое положение. 6. Славный парень. Демонстрирует свое внимание, заботу, любовь. Ему это несложно, партнер может рассчитывать на него. Он не говорит об этом, но, как правило, надеется, что его не забудут, — так и оказывается. 7. Судья. Предстает перед партнером обличителем, обвинителем, критиком. Выгода психологическая, материальная. 8. Защитник. В поведении делает акцент на утешение партнера, совершившего ошибку, стремится поддержать его, защитить от
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|