Глава 2. Пути решения интернет зависимости у подростка
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ ИНТЕРНЕТ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА 2. 1. ПРОФИЛАКТИКА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА Вопросы профилактики Интернет-зависимости в настоящее время практически не разработаны. Ряд зарубежных исследований авторы предлагают использовать для профилактики и коррекции Интернет-аддикции (зависимости) online-психотерапию, другие исследователи считают недопустимым использование компьютерных технологий и применение компьютера в процессе коррекции и лечения компьютерных аддиктов. В большинстве случаев людей, которые больны «компьютерной» болезнью, лечат точно так же, как наркоманов, в таких же клиниках и подобными методиками. Существуют и другие подходы к проблеме, но они не всегда являются достаточно эффективными. Недостаточная эффективность профилактических и коррекционных программ обусловлена тем, что родственники пользователей и сами пользователи компьютеров не расценивают признаки, характеризующие риск развития компьютерной зависимости, как предболезненное состояние и обращаются к специалистам только на этапе уже сформированной компьютерной зависимости. Кроме того, пользователи компьютеров, их родители и учителя не достаточно осведомлены как о первых признаках формирующейся зависимости, так и о профилактических мерах, направленных на ее предотвращение. Уберечь детей от интернет-зависимости можно, если выполнить несколько простых условий[14]. 1. Находите время для общения с подростком. Важно, чтобы в семье была доверительная атмосфера. Когда родители сажают своего ребенка за клавиатуру, чтобы он не мешал им заниматься своими делами – они сами распахивают дверь для зависимости.
2. Будьте для подростка проводником в интернет, а не наоборот. Родители должны быть немного впереди собственного ребенка в области освоения интернета. Нужно самим показать подростку все возможности сети – и не только игры и социальные сети. 3. Знайте, чем занимается ваш ребенок в сети. Важно не шпионить за подростком – он должен иметь право на неприкосновенность личной переписки. «У нас такого нет, а, например, в некоторых американских штатах дети могут в судебном порядке преследовать своих родителей за чтение их почты», — отмечает специалист. Добавьте ребенка в друзья в социальных сетях и поддерживайте общение на просторах интернета. Заодно будете в курсе того, с кем он общается. 4. Позаботьтесь о досуге ребенка. Если у подростка много интересов и хобби: книги, спорт, музыка, коллекционирование – у него не будет много времени для бесцельного блуждания по сети, да и мотивации использовать интернет в полезных целях будет значительно больше. Важный момент: эти условия должны выполняться еще до того момента, как ваш ребенок впервые сел за компьютер, а не тогда, когда его уже из сети не вытащить за уши. Интернет – это важный инструмент для поиска информации, обучения и общения. Для того, чтобы подросток с головой не ушел «в сеть», родителям придется находить время для общения со своим сыном или дочерью и позаботиться о том, чтобы их жизнь и отдых были увлекательными и разносторонними. Для того чтобы не попасть в интернет-зависимость, помогут следующие действия: - Для входа в Интернет должна быть обоснованная цель. Можно планировать, какие сайты посетить, что там сделать и посмотреть, сколько времени на это выделить. Если работа с устройством в учебных целях, необходимо следить за тем, чтобы не отвлекаться на ненужные ресурсы; - Необходимо уменьшать количество времени, которое пользователь проводит в Интернете, чтобы в конечном итоге свести его к минимуму. Возможно установление временных интервалов для работы и отдыха, а смартфон можно ограничить графиком проверки сообщения, например, один раз в полчаса;
- Если появилось свободное время, то лучше заняться активной деятельностью (двигаться и заниматься спортом), а также лично общаться с друзьями и знакомыми; - Необходимо урегулировать режим сна и питания, исключив практику питания за компьютером. Необходимо сделать вывод, что профилактика аддиктивного поведения приобретает особенную значимость в подростковом возрасте. Но особенно нужно уделять внимание тем, у кого уход от реальности еще не нашел своего яркого выражения, кто только начинает усваивать аддиктивные паттерны поведения в тяжелых спорах с потребностями среды, кто потенциально может быть вовлечен в разные виды аддиктивной реализации.
2. 2. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКА Как и любую другую, компьютерную зависимость легче предотвратить, чем лечить. Для профилактики данного вида зависимости и для сохранения психического здоровья подростка важно следующее. Необходимо поощрять любые творческие увлечения, встречи с друзьями, приобщать подростка к занятиям спортом, предложить ему другие способы времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры и т. д. Контроль должен быть обязательным, но ненавязчивым. Можно, конечно, установить специальную программу, которая ограничивает доступ к сети Интернет. Но сообразительный подросток может и догадаться, как отключить эту службу. Поэтому лучше всего развивать чувство ответственности, самоконтроль, дисциплину. И конечно, служите детям личным примером. Пусть, глядя на вас, они поймут, что, как бы здорово и интересно не было в Интернете, использование его должно быть рациональным и ограниченным во времени. За компьютером можно проводить не более двух часов в день, обязательно с перерывами. При этом дети должны посещать сайты, одобренные вами, и отдавать предпочтение развивающим программам и играм. Влияние всемирной паутины на сознание и психику ребенка мало изучено и нам еще только предстоит столкнуться с его отдаленными последствиями. Сейчас важно научить его рациональному подходу к пользованию глобальной сетью. Пусть интернет обогатит жизнь ребенка новыми знаниями, но не крадет у него драгоценное время для развития, отдыха и общения.
Также со стороны государства необходимы системы обеспечения информационной безопасности детей новым рискам, связанным с развитием Интернета и информационных технологий, нарастающему противоправному контенту. В число основных задач государства необходимо обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Для решения этих задач предполагается: - создание и внедрение программ обучения детей и подростков правилам безопасного поведения в интернет-пространстве, профилактики интернет-зависимости, предупреждения рисков вовлечения в противоправную деятельность, порнографию, участие во флешмобах; - создание правовых механизмов блокирования информационных каналов проникновения через источники массовой информации в детско-подростковую среду элементов криминальной психологии, культа насилия, других откровенных антиобщественных тенденций и соответствующей им атрибутики; - создание общественных механизмов экспертизы интернет-контента для детей; - создание порталов и сайтов, аккумулирующих сведения о лучших ресурсах для детей и родителей; стимулирование родителей к использованию услуги " Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа; - принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию. Законодатель установил дополнительные ограничения на распространение информации посредством Интернета, в частности: - введена обязанность для лиц, организующих доступ другим лицам к Интернету в местах, доступных для детей (владельцев интернет-кафе, гостиниц, других пунктов коллективного доступа к Интернету, кроме провайдеров), обеспечивать все возможные меры и средства для защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
- установлено право (именно право, а не обязанность) владельца сайта (за исключением сайтов - СМИ) размещать на нем знак информационной продукции или текстовое предупреждение об ограничении ее распространения среди детей. Классификация сайтов осуществляется их владельцами самостоятельно; - введена обязанность интернет-провайдеров ограничивать доступ к опасной информации; - введен Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, позволяющих идентифицировать сайты в Интернете, содержащие информацию, распространение которой в России запрещено. Неоценимый вклад в профилактику аддикции может внести государство, общение с родителями, а также массовая культура. Духовное развитие имеет особое значение для формирования особого отношения к своей личности и окружающим, что выступает крепким фундаментом для построения межличностных отношений и здоровой социализации у ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|