Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ, обсуждение результатов и выводы




В результате использования методики «Изучение мотивов учебной деятельности студентов» на выборке студентов-психологов нами были получены следующие данные, представленные таблице 1

Таблица 1. Средние значения значимости мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Мотив Среднее значение
Стать высококвалифицированным специалистом 5.79
Получить диплом 5.53
Успешно продолжить обучение на последующих курсах. 5.18
Успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» 4.53
Постоянно получать стипендию. 3.26
Приобрести глубокие и прочные знания. 5.63
Быть постоянно готовым к очередным занятиям. 4.08
Не запускать изучение предметов учебного цикла. 4.55
Не отставать от сокурсников. 4.32
Обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности 5.52
Выполнять педагогические требования. 3.9
Достичь уважения преподавателей. 4.11
Быть примером для сокурсников. 3.34
Добиться одобрения родителей и окружающих 4.31
Избежать осуждения и наказания за плохую учебу. 3.45
Получить интеллектуальное удовлетворение. 5.47

 


 

Итак, наиболее выраженными у студентов-психологов являются мотивы стать высококвалифицированным специалистом, получить диплом, а так же - интеллектуальное удовлетворение и успешно продолжить обучение на последующих курсах. При этом наименее значимыми выступают мотив постоянного получения стипендии, стремление быть примером для сокурсников, избежать осуждения и наказания за плохую учебу и выполнять педагогические требования.

Таким образом, для студентов-психологов наиболее значимыми являются внешние мотивы учебно-профессиональной деятельности.

При использовании методики «Мотивация обучения в вузе» для изучения мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов нами были выявлены следующие средние показатели (таблица 2):

Таблица 2. Показатели внешних и внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов

Мотив Среднее значение
Приобретение знаний 6,50
Овладение профессией 4,94
Получение диплома 5,66

 

Наиболее выраженным является мотив приобретения знаний, на втором месте - получение диплома, а наименее значимым для студентов-психологов является мотив овладения профессией. Следовательно, внутренние мотивы учебно-профессиональной деятельности выступают одновременно как наиболее и наименее значимые для данной выборки.

Результаты, полученные по методике исследования смысложизненных ориентаций позволили нам выявить процентное содержание людей с низким, средним и высоким уровнем сформированности различных компонентов смысложизненных ориентаций (таблица 3)

 


Таблица 3. Уровня сформированности различных компонентов смысложизненных ориентаций

СЖО

Уровни сформированности (% от выборки)

  Высокий Средний Низкий
Цель 25,8 51,6 22,6
Процесс 21,0 54.8 24,2
Результат 14,5 62,9 22,6
ЛК-Я 14,5 58,0 27,5
ЛК-жизнь 16,1 71,0 12,9
ОЖ 22,6 61,3 16,1

 

Итак, высокие показатели осмысленности прошлого, настоящего и будущего, представленные в первых трех шкалах и свидетельствующие о сформированности смысложизненных ориентаций, выявлены у 61,3% испытуемых. Можно предположить, что эти студенты воспринимают прошедшие этапы своей жизни, как продуктивные осмысленные, жизнь в настоящем приносит удовлетворение, вызывает интерес и наполнен различными эмоциями. Кроме того, испытуемые, вероятно, имеют ясные цели в будущем, направлены на реализацию своих возможностей.

Низкие показатели сформированности смысложизненных ориентаций имеют 69,4% испытуемых. Это говорит о том, что на сегодняшний день у этих людей не обнаруживается стремление к реализации смысла жизни. кроме того, сам этот смысл нельзя у них нельзя назвать определенным. возможно, эти люди не удовлетворены прожитой частью своей жизни, и настоящим временем, им трудно осмыслить то, что происходит с ними сейчас. Вероятно, они не верят в свои силы, возможность повлиять на происходящее. Таким людям трудно нести ответственность за свои поступки. Кроме того, у них нет ясных, осмысленных целей в будущем.

С целью проверки гипотезы о наличии связи между смысложизненными ориентациями и мотивами учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов нами был использован коэффициент корреляции Спирмена.

Мы проверили связь каждого из вышеперечисленных мотивов с каждым компонентом СЖО. Наиболее значимая положительная корреляция была обнаружена между:

·   стремлением стать хорошим специалистом и целями (r=0,315):

·   результатами и мотивом успешно учиться, сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично», а также, - этого стремления с локусом контроля- Я (r=0, 316);

·   локусом контроля «жизнь» и желанием постоянно быть готовым к занятиям (r=0,271);

·   желанием постоянно получать стипендию и локусом контроля «жизнь» (r=0,03);

·   мотивом приобретения знаний и целью, процессом, результатом и экстернальным локусом контроля (r=0,394; 0, 332; 0,356; 0,388);

·   мотивом овладения профессией и результатом (r=0,334)

Выявлена значимая отрицательная корреляция между:

·   стремлением выполнять педагогические требования и процессом жизни (r=0,348);

·   овладением профессией и процессом жизни (r=0,318);

Стремление стать хорошим специалистом может не только побуждать учебно-профессиональную деятельность студента, но и стать самостоятельной целью, и тогда обучение в вузе становится средством ее достижения.

Чем больше человек принимает то, что он-хозяин своей жизни и несет за нее ответственность, тем больше он стремится к тому, чтобы сделать ее максимально продуктивной. А успешная сдача экзаменов - один из показателей успешности в учебно-профессиональной жизни.

Если человек убежден, что вся его жизнь подвластна контролю сознания, то, постоянно готовясь к занятиям, он может находить этому подтверждения. И наоборот, если человек считает, что ничего не контролирует, тогда, вероятно, не будет тратить силы на подготовку. Подобная зависимость имеет место и в отношении мотива получения стипендии.

Стремление к получению знаний может быть как самостоятельной целью, так и одним из компонентов более глобальной цели. Если желание получить знания побуждает активность студента, то, вероятно, информация вызывает интерес, процесс ее получения - удовольствие, а знания, приобретенные ранее, признаются полезными. При этом студент оставляет за собой право выбирать информацию, наиболее интересную и полезную для него.

Если мотив выполнения педагогических требований выступает, как самостоятельный побудитель активности студента, то, вероятно, его студенческая жизнь не будет приносить ему удовольствие, поскольку деятельность обусловлена воздействием из вне и не сопряжена с выбором самого человека.

Можно предположить, что для данной студенческой выборки характерно, что овладение профессией не предполагает получение удовольствия, эмоциональной отдачи, чувство самоактуализации и не предполагает осмысленности. Трудно однозначно судить о причинах подобного результата, но можно предположить, что он может быть связан с тем, что многие выбирали профессию исходя не из своих способностей и интересов, а из других, часто внешних, причин.

Итак, на основании проведенного исследования, можно сказать, что гипотеза о связи смысложизненных ориентаций и мотивов учебно-профессиональной деятельности частично подтверждена.

Было выявлено, что стремление стать хорошим специалистом связано со способностью студента ставить перед собой ясные цели. Кроме того, было обнаружено, что стремление сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» связано с удовлетворенностью прошлым, оценкой прожитой части жизни, как продуктивной. Также признание продуктивности прошедшего отрезка жизни связано с мотивом овладения профессией. Помимо этого, мотив приобретения знаний тесно связан со всеми тремя составляющими смысложизненных ориентаций: способностью к целеполаганию, а так же удовлетворенностью прошлым и настоящим. Эти результаты выступают основаниями для подтверждения выдвинутой гипотезы. Однако, в связи с тем, что обнаружилась отрицательная связь между мотивом овладения профессией и получением удовлетворения от настоящего времени жизни, наша гипотеза не может быть подтверждена в полной мере.

 


 

Заключение

 

Актуальность выбранной темы, на наш взгляд, определяется тем, что на сегодняшний день в связи с запросами практики потребность общества в квалифицированных психологах резко возросла. Без качественной работы психолога трудно себе представить процедуру отбора кандидатов на различные должности, создание благоприятного психологического климата в организациях, сохранение и поддержание психологического здоровья учащихся различных учебных заведений, а так же - педагогов и администрации. Кроме того, сегодня без участия психологов не обходятся комплексные медико-психолого-психиатрические, трудовые, медико-социальные и другие экспертизы. Кроме того, в последнее время общество осознало необходимость участия психологов в реабилитации больных различной нозологии. Помимо этого, в связи с тем, что сейчас психологическая культура населения нашей страны растет, многие люди обращаются к психологам за помощью в решении личных проблем. А так же, в последнее время распространенной формой работы психолога являются разнообразные тренинги.

Безусловно, осуществлять работу в каждом из названных направлений должен человек, обладающий высоким уровнем профессиональной и личностной готовности к деятельности психолога.

Профессионализм как способность человека действовать эффективно в различных ситуациях, предполагает включенность в деятельность определенных личностных, мотивационных, ценностных и смысловых образований.

Становление человека, как профессионала начинается ходе учебно-профессиональной деятельности, когда формируется мировоззрение, мотивы и смысложизненные ориентации, интересы и предпочтения.

В связи с вышеизложенным, особенно важным видится вопрос формирование таких смысложизненных ориентаций и мотивов учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, которые, вместе с компетенциями, приобретаемыми в процессе обучения, способны дать обществу высоко квалифицированного специалиста-психолога, готового к выполнению профессиональных задач различного рода.

Объект исследования: мотивационно-потребностная сфера студентов-психологов.

Предмет исследования: взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов.

В качестве гипотезы исследования выступило предположение о взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебно-профессиональной деятельности студентов-психологов, а именно, чем более человек удовлетворен прожитой частью своей жизни и расценивает ее, как продуктивную, при этом удовлетворен своей жизнью в настоящем и способен ставить перед собой ясные цели, тем более выражено преобладание в его мотивационной сфере внутренних мотивов учебно-профессиональной деятельности.

На основании теоретического и эмпирического изучения темы можно сделать следующие основные выводы:

. Смысложизненные ориентации представляют собой высшую степень направленности человека на обретение смысла, которая развивается и формируется в процессе социализации личности и во многом определяет вектор ее развития;

. Мотивация учебно-профессиональной деятельности - частный вид мотивации, который активизируется в процессе овладения личностью знаниями, умениями и навыками, необходимыми для будущей профессии.

Если мотив реализует потребность в познании и внутреннем благополучии, то его называют внутренним. Если же мотив реализует потребность во внешнем благополучии, то он является внешним.

На этапе профессионального обучения мотивы, связанные с интересом к выбранной профессии выступают в качестве ресурса для развития профессионализма.

. Профессиональная подготовка психологов в вузах включает сочетание теоретико-методологической основы, опираясь на которые можно создавать новые способы решения различных профессиональных задач, и практических приемов действия в различных ситуациях. Важно отметить, что здесь важно гармоничное сочетание теории и практики, ибо перегибы в ту или другую сторону могут привести к искаженному, не соответствующему действительности восприятию студентами своей будущей профессии.

. Было обнаружено, что стремление стать хорошим специалистом тесно взаимосвязано со способностью к целеполаганию. Это означает, что данный мотив предполагает создание студентом ясного образа себя в будущем, как профессионала. А так же - если человек ориентирован на будущее, то он осознает необходимость своего профессионального становления.

Удалось выявить взаимосвязь между стремлением сдавать экзамены на «хорошо» и «отлично» и результативностью жизни. Это позволяет предположить, что успешная сдача экзаменов позволяет человеку признать свою жизнь и деятельность продуктивной.

Выявлена связь между мотивом получения знаний и смысложизненными ориентациями. Можно предположить, что стремление к знаниям формирует текущие задачи учебно-профессиональной деятельности студента-психолога, влияет на его поведение и отношение к миру и окружающим.

Мотив овладения профессией напрямую связан с удовлетворенностью прошлым, при этом имеет отрицательную корреляцию с получением удовольствия и чувством самоактуализации в настоящем. Можно предположить, что студенты-психологи, в прошлом были более заинтересованы в профессии, чем на сегодняшний день и / или они не могут реализовать свои способности в процессе обучения. Возможно, они считают, что сделанное ими сегодня не повлияет на то, какими профессионалами они станут в будущем.

В свете сказанного выше, можно сказать, что гипотеза нашего исследования частично подтверждена.

) для того, чтобы способствовать развитию мотивационно-потребностной сферы студентов-психологов и оптимизировать учебный процесс можно предложить следующие рекомендации для педагогов:

а) увеличить число таких творческих заданий для студентов, которые для них были бы ясно связаны со спецификой их будущей профессиональной деятельности. Например, подумать как та или иная теория могла бы быть реализована на практике в конкретном случае.

б) выработать способы контроля за подготовленностью каждого студента, работающего в микрогруппе, и ее учета при оценке деятельности всей микрогруппы.

в) рассматривать на семинарских занятиях не только темы, предусмотренные программой, но и те, которые интересны студентам. Тем самым можно развить инициативность и заложить основы формирования профессиональной позиции будущего психолога.

Студентам можно порекомендовать:

а) выбирать род деятельности в соответствии со своими способностями и интересами.

б) в случае, если теории не вызывают никакого эмоционального отклика, можно попытаться рассмотреть какую-либо жизненную ситуацию, исходя из предлагаемых положений. Это поможет «оживить» материал и лучше его запомнить.

в) если нет желания осваивать учебный материал, но, по тем или иным причинам, это необходимо, можно после каждого сданного зачета / экзамена/ коллоквиума, «вознаграждать» себя тем, что приносит радость и удовольствие.

г) для того, чтобы одновременно прийти к большему осмыслению своей жизни и овладеть компетенциями, необходимыми психологу в его профессиональной деятельности, рекомендуется пройти обучающие курсы / тренинги, посетить семинары, посвященные наиболее интересным проблемам.

 


 

Список литературы

1. Бакшаева Н.А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вирбицкий // М: Логос, 2006. - 184 с.;

. Володина К.А. Особенности профессионального обучения студентов-психологов / К.А. Володина // Современная психология: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, июль 2014 г.). - Пермь: Меркурий, 2014. - С. 39-41;

. Гайдар К.М. Подготовка профессиональных психологов в вузах: противоречия и проблемы / К.М. Гайдар // Педагогические науки. - Известия ВГПУ, №1. - Воронеж, 2014. - С. 92-95;

. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова. - URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_2_p/gerasimova.html (дата обращения: 15. 03. 2015);

. Жучкова С.М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни / С.М. Жучкова. - URL: http://sibac.info/13182 (дата обращения: 17.02.2015);

. Иванников В.А. Проблемы подготовки психологов / В.А. Иванников // Вопр. психологии, 2006. - №1. С 48-52;

. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин // - СПб.: Питер, 2002. - 512 с.

. Килинская Н.В. К проблеме профессионального развития студентов-психологов [Текст] / Н.В. Килинская // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). - Пермь.: Меркурий, 2012. - С. 19-21;

. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека // Е.Ю. Коржова. - СПб: РХГА, 2006. - 384 с.;

. Крымова О.С. Профессиональная идентичность студентов-психологов / О.С. Крымова, О.А. Сукнина // - Оренбург.: ФГБОУ ВПО «Оренбургский гос. Ун-т», 1014 - 4 с

. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А.Н. Леонтьев // - М: Политиздат, 1975. - 375 с.;

. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности // Д.А. Леонтьев - 2-е, испр. изд. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.;

. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) // Д.А. Леонтьев. - 2-е изд. - М: Смысл, 2000. - 18 с.;

. Меламед Д.А. Социально-психологические особенности учебно-профессиональной мотивации студентов / Д.А. Меламед. - URL: http://psyedu.ru/journal/2011/2/2116.phtml (дата обращения: 1. 04. 2015);

. Сапогова Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова // - М.: Аспект Пресс, 2005 - 460 с.

. Серый А.В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация) / А.В. Серый, А.В. Юпитов. - URL: http://hpsy.ru/public/x2479.htm (дата обращения: 17. 02. 2015);

. Серый А.В. Психологические механизмы функционирования системы личностных смыслов / А.В. Серый. - URL: http://hpsy.ru/public/x1240.htm (дата обращения: 22. 02. 2015);

. Смысл жизни и акме / под ред. А.А. Бодалева // - М: Смысл, 2004. - 328 с.

. Франкл В. Человек в поисках смысла / В. Франкл // - М: Прогресс, 1990. - 196 с.;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...