Понятие компрессии научного текста
В процессе работы с научным текстом с целью совершенствования навыков и умений понимания, исследования, анализа научной информации часто прибегают к созданию вторичных научных текстов (рефератов, аннотаций, тезисов, курсовых работ и др.). В написании вторичного текста участвуют сразу два механизма: восприятие прочитанного текста и его воспроизведение. Воспроизведение текста может проходить как за счет сжатия, так и за счет расширения полученной информации (процессы свертывания и развертывания информации). Так происходит количественное изменение прочитанного текста, которое идет как в сторону уменьшения (например, тезисы, конспекты), так и в сторону увеличения (например, комментарий). При воспроизведении исходный текст не только сжимается (то есть преобразуется), но и создается вторичный текст, который носит субъективный характер, что указывает на множественную вариативность всех вторичных текстов. Иными словами, сколько человек создают вторичный текст – столько и получается в итоге вторичных текстов. Невозможно создать вторичный текст без понимания смысла текста в целом и умения трансформировать полученную информацию. Главной семантической трансформацией является перефразирование. Для создания вторичных текстов используют прием компрессии. Под компрессией понимается умение не только извлекать из текста самое основное, но и понимать каждую часть прочитанного произведения. Компрессия связана с умением видеть иерархическую структуру в содержании текста: понимать идею текста, видеть второстепенную информацию. При чтении любого текста сознание читающего соединяет ключевые слова в свернутые и законченные выражения. В это время происходит сжатие исходного текста, его мысленное конспектирование.
Работа над компрессией текста способствует более глубокому его пониманию. Только тот текст по-настоящему осмыслен, основное содержание которого можно представить в сколь угодно сжатой форме. Читая текст, необходимо выделить смысловые части, т.е. подтемы текста, и определить связи между ними, так как компрессия осуществляется путем членения текста и называния (наименования) этих вычленяемых блоков. Иными словами, умение работать с научным текстом во многом зависит от понимания его смысловой структуры. В зависимости от коммуникативной задачи выделяют следующие виды компрессии:· тезисы, конспект;· аннотация (резюме);· реферат;· рецензия;· тезисы. Они различаются не только степенью сжатия или развернутости содержания первоисточника, но и использованием стандартных клише при оформлении вторичного текста.
2. Виды планов Во время работы с научным текстом очень важным является умение складывать планы разных видов. План - сжатая программа текста, который вы читали или слушали. Если в тексте предусматривается использование планов, он выступает как сокращенный вид записи текста, с помощью которой можно возобновить текст в любом объеме. Наиболее характерными для научных текстов являются простые планы: вопросный, назывной (или номинативный) и тезисный. Вопросный план использует вопросительные слова (Какова роль информации в современном мире?). При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.). Назывной план определяет подтемы текста и использует для определения назывные предложения (Роль информации в жизни человека). Тезисный план отражает ключевые предложения текста и использует также глагольные формы. Тезис – это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.
Отметим, что одну и ту же ситуацию в плане можно описать разными способами. Первичным, основным способом описания ситуации является предложение. Например, Медь пластична. Эта ситуация может быть определена и по-другому - вторичным способом: 1) пластичная медь (прилаг.+сущ.); 2) пластичность меди (сущ.+сущ.), то есть словосочетанием. Вторичный способ определения может использоваться в качестве:1) компоненты предложения (1 и 2) - Пластичная медь широко используется в промышленности; - Пластичность меди предопределена особенностями ее построения и состава. 2) пункта плана (2); - Пластичность меди; Прозрачность кристаллу; Функции денег; Сущность основного вопроса философии. Для того, чтобы составить любой план текста, необходимо осознать, о чем в нем идет речь, определить его структуру, логику рассуждений автора, понять, почему именно так автор разделил данный текст на абзацы, помня, что абзац - это отступление справа в начале первой строки каждой части текста. Абзац является показателем перехода от одной мысли к другой. Текст необходимо разделить на соответствующие смысловые части (коммуникативные блоки), которые частично могут совпадать с абзацами, а по большей части не совпадают и заключают в себе несколько абзацев. После определения таких коммуникативных блоков следует окончательно решить, какая же микротема рассматривается в каждом и сформулировать основной вопрос (что создается с помощью вопросительного слова - как, что, почему, когда и т. др.), записать главную мысль в виде именительного предложения или соответствующего тезиса.
Тезирование Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы. Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.
В тезисах логично и кратко излагается тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов. Тезисы имеют строго нормативную содержательно-композиционную структуру, в которой выделяются: а) преамбула (предисловие); б) основное тезисное положение; в) заключительный тезис. Четкое логическое деление тезисного содержания подчеркивается формально или графически. ● Формальное выражение логических взаимосвязей между тезисами может быть представлено следующими способами: - использованием вводных слов в начале каждого тезиса (во-первых. во-вторых); - с помощью оппозиционных фраз (внешние факторы – внутренние причины); - использованием классификационных фраз (поле глаголов действия, поле глаголов состояния, поле глаголов движения). ● Графическое обозначение логики изложения осуществляется через нумерацию каждого тезиса. В тезисах, как правило, отсутствуют цитаты, примеры, что связано со стремлением к краткости. В зависимости от стиля изложения существует два типа тезисов: - тезисы глагольного строя (имеют широкое распространение), в которых используются глагольные сказуемые; они представляют собой более краткое, чем конспект, научное описание. - тезисы номинативного строя (с отсутствием глагольного сказуемого) встречаются крайне редко, хотя это предельно лаконичный способ фиксации научной информации. Тезисы являются одним из наиболее устойчивых, с точки зрения нормативности, жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов аннотацией, планом и пр. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.
Для составления тезисов по каждому пункту плана необходимо кратко записать основную мысль, выделенной части текста. Тезисы – это золотая середина между заголовками пунктов плана и письменным пересказом текста. Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в это части текста?» При выделении ключевых слов и словосочетаний обращайте внимание на знаки препинания. В каждой части текста выделяйте не только опорные слова и словосочетания, но и целые предложения, в которых содержатся основные мысли. Основные ошибки при составлении тезисов: 1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами. 2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста. 3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого. 4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|