Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тезирование, аннотирование.




Задание 1. Ознакомьтесь с примерами разного вида планов. Укажите, при помощи каких предложений сформулированы пункты в них?

вопросный тезисный номинативный
1.Что такое Третьяковская галерея? 1.Третьяковская галерея является всемирно известным музеем русского изобразительного искусства 1.Музей с мировой славой.
2.Кто такой Третьяков П.М.? 2.Третьяков П.М. — выдающийся деятель русской культуры, крупный фабрикант. 2. Личность Третьякова П.М..
3.Какую основную цель поставил перед собой Третьяков П.М., создавая галерею? 3.Третьяков П.М. стремился создать доступный народу национальный музей русской живописи. 3. Цели выдающегося деятеля.
4.На что была направлена деятельность Третьякова П.М. при создании галереи?  4.Деятельность Третьякова П.М. была направлена на поддержание нового демократического искусства 4. Направление деятельности Третьякова П.М..
5.Когда и кому передал свою коллекцию картин Третьяков П.М.? 5.В 1892 г. Третьяков передал свое собрание в дар городу Москве.   5. Дар Третьякова П.М. Москве.

Задание 2. Запишите словосочетания, используя отглагольные существительные.

Познавать окружающий мир, проектировать новый комплекс, адаптировать научный текст, анализировать проблему, оснащать измерительной аппаратурой, использовать научные термины, усвоить научный стиль речи, употреблять слова в прямом значении, расширить сферу влияния, выполнить полученное задание, закрепить пройденную тему, сопоставить данные.

Задание3. Измените микротекст, объединив несколько предложений в одно, в тезисном варианте.

1. Отличие научных текстов от других текстов. Адресат не указывается, но автор постоянно имеет в виду своего адресата. Адресат не просто воспринимает излагаемую информацию. Адресат одновременно производит интеллектуальные операции, как, например, усвоение, сопоставление, критический анализ.

2. Научная речь не просто логична. Научной речи свойственна именно подчеркнутая логичность. Весь строй речи направлен на то, чтобы выразить логику изложения.

3. Логичность научной речи в отличие от художественной речи характеризуется предельной строгостью. Научное мышление выражается в цепи доказательств.

Задание 4. Прочитайте текст. Ознакомьтесь с примерами вопросного и тезисного плана к нему. Трансформируйте пункты вопросного и тезисного плана в номинативный план, запишите его.

Прошлое – будущему

Одна из величайших основ, на которой зиждется культура, – память. В создании культуры участвуют многие поколения людей…Культура передается из поколения в поколение, накапливается.

В памяти отдельного человека и в памяти общества сохраняется преимущественно то, что нужно, доброе – активнее, чем злое. С помощью памяти накапливается человеческий опыт, образуются традиции, трудовые и бытовые навыки, семейный уклад, общественные институты, развивается эстетический уровень восприятия и творчества, создается знание.

Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение.

Культура личности формируется в результате деятельности памяти одного человека, культура семьи – как результат семейной памяти, культура народа – народной памяти. Но мы уже давно вступили в эпоху, когда для общей культуры отдельного человека, общества и народа нужна деятельная, творческая память всего человечества. И подобно тому, как культура семьи не уничтожает, а совершенствует культуру личности, так и культура всего человечества cовершенствует, возвышает, обогащает культуру каждого отдельного народа.

Каждый культурный подъем в истории, так или иначе, связан с обращением к прошлому. Сколько раз, например, человечество обращалось к античности? И каждое обращение обогащало современность всегда.

…А что давало каждому народу обращение к национальным корням? Если это обращение не было продиктовано узким национализмом, оно было плодотворным.

Ведь каждое обращение к старому в новых условиях было всегда новым. Обращение к старому, возрождение старого, его сохранение – это не отказ от нового, это новое понимание старого, своих корней, это ощущение себя в истории. Задержку в развитии создает не приверженность истории, а отказ двигаться вперед (По кн.: Д.С.Лихачев. Прошлое – будущему).

План в форме вопросительных предложений План в форме тезисов
1. На какой основе создается культура? 1. Так как культура передается из поколения в поколение, память – одна из величайших основ культуры.
2. Что преимущественно сохраняется в памяти человека и народа в целом? 2. Память народа и отдельного человека чаще сохраняет доброе, чем злое.
3. Что создается, формируется, накапливается с помощью памяти? 3. С помощью памяти создается все полезное, чем располагает сегодня человеческое общество.
4. В чем величайшее нравственное значение памяти? 4. Нравственное значение памяти заключается в том, что она противостоит уничтожающей силе времени.
5. Как культура семьи и народа в целом влияет на культуру отдельного человека? 5. Культура семьи и народа в целом совершенствует и обогащает культуру отдельного человека.
6. С чем так или иначе связаны различные эпохи культурного подъема в истории человечества? 6. Каждый культурный подъем в истории человечества, так или иначе, связан с обращением к прошлому, например, к античности.
7. При каких условиях плодотворно обращение к своим национальным корням? 7. Обращение к национальным корням народа всегда плодотворно, если в нем отсутствуют националистические тенденции.
8. Как автор объясняет целесообразность и полезность обращения к прошлому в новых условиях? 8. Обращение к прошлому в новых условиях дает нам возможность ощутить свои корни и осознать себя в истории.

Задание 5.  Прочитайте текст. Определите его микротемы. Составьте тезисный план  к тексту.

Двойные звезды

Солнце является одиночной звездой. Но иногда две или несколько звезд расположены близко друг к другу и обращаются одна вокруг другой. Их называют двойными или кратными звездами. Например, у звезды Мицар в созвездии Большой Медведицы есть спутник - Алькор. Двойные звезды — это две (иногда встречается три и более) звезды, обращающиеся вокруг общего центра тяжести. Существуют разные двойные звезды: бывают две похожие звезды в паре, а бывают разные (как правило, это красный гигант и белый карлик). Как правило, эти звезды имеют несколько вытянутую форму вследствие взаимного притяжения. Много таких звезд открыл и изучил в начале нашего века русский астроном С. Н. Блажко.

Примерно половина всех звезд нашей Галактики принадлежит к двойным системам, так что двойные звезды, вращающиеся по орбитам одна вокруг другой, явление весьма распространенное.

В зависимости от расстояния между ними двойные звезды обращаются друг вокруг друга быстро или медленно, и период обращения может составлять от нескольких дней до многих тысяч лет. Некоторые двойные звезды повернуты к Земле ребром плоскости своей орбиты, тогда одна звезда регулярно затмевает собой другую. При этом общая яркость звезд ослабевает. Мы воспринимаем это как перемену блеска звезды.

Принадлежность к двойной системе очень сильно влияет на всю жизнь звезды, особенно когда напарники находятся близко друг к другу. Потоки вещества, устремляющиеся от одной звезды на другую, приводят к драматическим вспышкам, таким, как взрывы новых и сверхновых звезд.

Двойные звезды удерживаются вместе взаимным тяготением. Обе звезды двойной системы вращаются по эллиптическим орбитам вокруг некоторой точки, лежащей между ними и называемой центром гравитации этих звезд. Это можно представить себе как точки опоры, если вообразить звезды сидящими на детских качелях: каждая на своем конце доски, положенной на бревно. Чем дальше звезды друг от друга, тем дольше длятся их пути по орбитам. Двойные звезды, которые возможно увидеть раздельно, называются видимыми двойными.

Видимое расстояние между звездами в двойной звезде измеряется в секундах дуги. Видимый диаметр Луны составляет около 30 минут дуги или 0,5 градуса.

 

Задание 6. Составьте вопросный план к тексту.

Тезирование

Тезирование – один из видов извлечения основной информации текста-источника с ее последующим переводом в определенную языковую форму. Сокращение при тезировании производится с учетом проблематики текстов, то есть авторской оценки информации и дает изложение, расчлененное на отдельные положения-тезисы.

Тезисы – кратко сформулированные основные положения доклада, научной статьи. По представленному в них материалу и по содержанию тезисы могут быть как первичным, оригинальным научным произведением, так и вторичным текстом, подобным аннотации, реферату, конспекту. Оригинальные тезисы являются сжатым отражением собственного доклада, статьи автора Вторичные тезисы создаются на основе первичных текстов, принадлежащих другому автору.

В тезисах логично и кратко излагается тема. Каждый тезис, составляющий обычно отдельный абзац, освещает отдельную микротему. Если план только называет рассматриваемые вопросы, то тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.

Тезисы являются одним из наиболее устойчивых, с точки зрения нормативности, жанров научного стиля. Поэтому нарушение чистоты, жанровой определенности, жанровое смешение при составлении тезисов оценивается как грубое искажение не только стилистической, но и коммуникативной нормы. Среди типичных нарушений следует отметить подмену тезисов аннотацией, планом и пр. Подобное смешение свидетельствует об отсутствии научно-речевой культуры у автора. К тезисам предъявляются требования стилистической чистоты и однородности речевой манеры, в них недопустимы эмоционально-экспрессивные определения, метафоры и прочие включения из других стилей.

Работу над тезисами стоит составлять на основе выделенных ключевых слов и словосочетаний, которые несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку в тексте. В тезисах надо раскрыть основные мысли текста, отвечая на вопрос: «Что говорится в это части текста?» При выделении ключевых слов и словосочетаний обращайте внимание на знаки препинания. В каждой части текста выделяйте не только опорные слова и словосочетания, но и целые предложения, в которых содержатся основные мысли.

Основные ошибки при составлении тезисов:

 1. Мысль не раскрыта, а только названа: повторяет пункт плана другими словами.

 2. Неточность и расплывчатость при передаче основных мыслей текста.

 3. Тезисы не связаны между собой, один должен вытекать из другого.

 4. Много лишних слов, не несущих смысловой нагрузки.

Задание 7. Сравните примеры справочной и рекомендательной аннотаций. Укажите, чем они отличаются?

Примеры аннотаций

справочная рекомендательная
Теплотехника: Учебное пособие / Хазен М.М. и др. - М: Высш. школа, 1981. - 480 с., ил.     В книге рассмотрены понятия техническая термодинамика, теплопередача, топливо и основы горения, котлоагрегаты и т.д. Приведены сведения о массообмене, дан материал по экономике тепловых электрических станций. Предназначается для студентов энергетических специальностей. Может быть полезно инженерам и техническим работникам.   Ландау Л. Д. Что такое теория относительности / Л. Д. Ландау, Ю. Б. Румер.- 3-е изд., доп.- М.: Сов. Россия, 1975.- 112 с. После чтения этой книги никому уже не сможет прийти в голову мысль, что теория относительности сводится к утверждению, якобы «все в мире относительно». Наоборот, читатель увидит, что теория относительности, как и всякая физическая теория, есть учение об объективной истине, не зависящей от вкусов и желаний кого бы то ни было, поймет, что, отказавшись от старых представлений о пространстве, времени и массе, мы только лучше узнали, как устроен мир на самом деле. Основные положения теории относительности, довольно трудной для понимания, изложены авторами (один из которых — академик Л. Д. Ландау, известный физик-теоретик) просто и доступно.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...