Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальная психология и ее развитие




 

Формирование социальной психологии как составной части психологической науки имело некоторые особенности. При возникновении любой самостоятельной дисциплины можно выделить содержательные предпосылки в разнообразных смежных науках, однако основные составные части психологического знания плели в качестве базовой (для становления их проблемного поля, понятийного аппарата и т.д.) именно психологическую науку.

Принципиальная особенность социальной психологии состоит в том, что для нее таких «материнских» наук было, по крайней мере, - психология и социология. Этим объясняется, в частности, тот факт, что многие исследователи, работавшие в этой области, имеютугнетение как к социологии, так и к социальной психологии - Э.Дюркгейма, Г. Тарда, Дж. Г. Мида и других. Социальная психология на ранних этапах ее становления, так и сегодня «делали и делают» не только психологи. Другим очевидным следствием наличия подобной «родительской семьи» стало основное предметное содержание социальной психологии. Соотношение индивидуального и социального: социальная детерминация поведения человека, с одной стороны, и психологизация социальных процессов, с другой, - та­ковы два вектора становления предмета социальной психологии. Изначально обе эти тенденции складывались и развивались доста­точно изолированно, в рамках различных научных дисциплин, но постепенно, с усложнением взглядов как на психологические, так и на социальные явления, формировался самостоятельный, социаль­но-психологический подход к решению одной из краеугольных проблем гуманитарного знания - проблемы личности и общества.

Французский философ Эмиль Дюркгейм (1858—1917) создал социологическую концепцию и разработанный на ее основе общественно-истори­ческий подход к психике человека. Основные положения этой концепции таковы:

1) человек биосоциален по своей сути, т. е. имеет двойствен­ную природу — биологическую, включающую в себя всю совокуп­ность ощущений, чувственного опыта, а также деятельности, и со­циальную, включающую в себя усвоение общественного опыт,):

2) биологическая часть индивида имеет корни в его организме, а социальная формируется благодаря обществу, культуре, образованию и т. п.;

3) двойственная природа человека отличает его от животного, которое не обладает социальной психикой;

4) общество понимается как независимая от индивидов реальность, доминирующая над ними и являющаяся источником всех высших ценностей;

5) структуру общества определяют коллективные представления, в которые включены общие идеи, религии, правила морали, интеллектуальные операции, социальные нормы и обычаи;

6) коллективные представления формируются в процессе духовно-речевого взаимодействия сознаний, т. е. Закрепляются в языке и таким образом перелаются из поколения в поколение и в индивидуальное сознание, при этом они не имеют высоком степени осознанности и понимания и часто могут носить аффективный характер;

7) таким образом, сознание социально обусловлено. И эта идея носит во многом революционный характер, так как до сего момента содержания сознания объяснялись либо как формирующиеся прижизненно, либо как изначально данные;

8) однако социальность сознания, его функций, в частности мышления, не связана с деятельностным процессом, т. е. формируется не посредством деятельности, а через механическое взаимодействие индивидуального и общественного сознаний и представляется неосознанным. В этом состоит принципиальная ошибка этой школы в понимании сознания;

9) сознание изменялось вместе с развитием общества. Когда появилось разделение труда, к сознанию стали предъявляться новые требования, обусловившие необходимость выбора индивидом своего места в новой системе, что в результате привело к индивидуализации сознания. Первобытное сознание включало в себя только коллективные представления, а позже к ним прибавились индивидуальные представления;

10)на всех ступенях исторического развития существовало два типа мышления — первобытное (пралогическое) и логическое, развивающихся параллельно друг с другом, но в каждый конкретный исторический этап один тип мышления преобладает над другим;

11) первобытное мышление, которому свойственно отсутствие индивидуальных представлений и традиционной логики, которые заменяются эмоциональными коллективными представлениями, управляемыми законом сопричастности. Член племени, тотема чувствует свое мистическое единство со своей социальной группой, с животными или растениями, являющимися его тотемом. Ощущения сопричастности и единства, которые обновляются и усиливаются в определенные моменты (священные церемонии, ритуалы и т. п.), не парализуют друг друга, поскольку для того чтобы стать предметом глубоких переживаний всех членов группы, они не нуждаются в выражении при помощи понятии;

12) логическое мышление занимает все большее пространство по мере развития самого человечества в процессе усложнения и детализации.

Таким образом, умственная деятельность человека, так же как и его сознание, биполярна — она имеет как рациональную сторону, выражающуюся в общих логических законах мышления, так и иррациональную, составляющими которой являются: религия, понятие о душе и иные верования, присутствующие в психике современного человека и по сей день.

Мысль Дюркгейма о существовании уров­ня коллективных представлений как одного из двух уровней инди­видуального сознания в дальнейшем в преобразованном виде отра­зилась в одном из основных концептов Дж. Г. Мида - понятии обобщенного другого, представляющем собой результат интернализации индивидом социальных установок.

Г. Тард был первым исследователем в области социальных наук, который поставил пол сомнение страстную веру в человеческий разум, унаследованную западноевропейскими мыслителями от эпохи Просвещения. И хотя он остался на позициях парадигмы объяснения, соответственно отмечая, что основная роль социаль­ной психологии суть роль прогностическая (предсказание соци­ального поведения отдельного человека и групп людей через зна­ние индивидуально-психологических особенностей), его творче­ство послужило своеобразным толчком для последующего ста­новления парадигмы интерпретации в социологии и социальной психологии («понимающей социологии» Вебера, феноменологии Гуссерля и Шюца, символического интеракционизма Мида и др.). Идеи Тарда о роли иррациональных факторов в социальном по­ведении людей, о наличии определенных психологических меха­низмов регуляции социального взаимодействия (подражания, зара­жения, внушения) нашли свое более конкретное воплощение в од­ной из первых социально-психологических концепций

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...