Развитие и становление дифференциальной психологии (Ф. Гальтон, Д.М. Кеттел, А. Бине и др.)
Английский биолог и антрополог Ф. Гальтон (1822—1911). Целью своих опытов он провозгласил выявление генетических основ индивидуальных различий испытуемых, а основными методами исследований — эксперимент и математические методы статистики. Его перу принадлежит работа «Наследственность таланта» (1869), где Гальтон выдвинул свою идею наследования способностей и талантов и впервые в науке попытался обосновать ее статистическим методом. Рассмотрим и проанализируем основные идеи Ф. Гальтона относительно природы индивидуальных способностей человека. 1. Умственные способности, так же как и физические признаки, передаются по наследству, т. е. имеют генетическую природу и, следовательно, не могут быть одинаковыми у всех людей. Таким образом, Гальтоном отрицается природное равенство людей по признаку умственных способностей. 2. Выведение на основе статистических методов закона распределения способностей: распределение способностей в обществе происходит с точки зрения отклонения от средней величины, и это отклонение детерминируется наследственными факторами. То есть в общем количестве людей всегда большая часть имеет средний уровень способностей, а меньшая часть — высокий, следовательно, повышение уровня способностей ведет к понижению количества людей, обладающих ими. 3. Полное отрицание влияния на развитие индивидуальных способностей человека социального фактора, т. е. воспитания, культуры и общества в целом. Существуют только врожденные детерминанты: врожденное стремление к науке, выдержка, упорство, сила духа, здоровье индивида, данная от рождения независимость в суждениях и др. 4. Разработка концепции развития общества, основанной на законе передачи умственных способностей по наследству, согласно которой для общего улучшения человеческого рода необходима селекция наций по принципу привилегии сильнейших и талантливейших, а также заключение соответствующих браков, позволяющих через несколько поколений повысить общий уровень способностей у людей.
Ф. Гальтон очень активно использовал различные методы экспериментального исследования для решения поставленных задач. Среди этих методов можно выделить следующие: анкетирование (опрос выдающихся людей Англии) и биографический (изучение их биографий) методы для получения необходимых для статистической обработки данных; экспериментальное изучение индивидуальных различий через измерение физических данных испытуемого и его сенсомоторных качеств, например видов чувствительности, остроты ощущений и времени реакции; статистические методы, используемые для точного подсчета результатов проведенных исследований; тесты, используемые с целью оценки ума через измерение психических функций, а именно: ассоциативных способностей, воображения и скорости образования суждений. Несмотря на однобокость концепции Гальтона, представляющей индивидуальные различия человека только в их врожденной, генетической обусловленности, все же она оказала влияние на дальнейшее развитие многих отраслей психологии и поставила многие важные для психологии вопросы, впоследствии успешно разрабатываемые другими учеными: 1) Гальтоном была поставлена проблема генетических предпосылок умственного развития и статистических методов их исследования; 2) в психологию вводятся методы вариационной статистики (метод исчисления корреляции через переменные), что обусловило дальнейшее создание многих ценных математических методик и возникновение метода факторного анализа, и по сей день успешно применяемого в большинстве психологических исследований;
3) Гальтон, выдвигая проблему генетических предпосылок развития психических способностей, еще раз доказывает неправомерность разделения и противопоставления телесных качеств душевным; 4) благодаря использованию Гальтоном тестов — нового метода измерения умственных способностей — было положено начало науки психотехники и широкого использования методов тестирования в других областях психологического знания. Альфред Бине. Французский психолог А. Бине (1857—1911) поставил задачу диагностики индивидуальных различий между людьми, касающихся приобретения знаний и выполнения сложных форм деятельности. Бине разрабатывает свою тестовую схему, получившую название «Метрическая шкала интеллектуального развития», целью которой является дифференциация детей, способных к учению, но ленивых, от тех, кто страдает врожденными интеллектуальными дефектами. В эту схему Бине включает экспериментальные задания по изучению внимания, памяти, мышления и их составляющих — пространственной ориентировки, общей осведомленности, словарного запаса, счета и др., превратив их в тесты и установив шкалу, каждое деление которой соответствовало заданиям, выполнимым нормальными детьми определенного возраста. Так возникают первые тесты на изучение интеллекта. На основе своих исследований Бине делает некоторые выводы относительно понимания мышления, одаренности и вообще способностей: — развитие биологически детерминировано и идет впереди обучения, которое должно следовать за ним; — интеллект — это умение решать задачи, доступные соответствующему возрасту; — уровень интеллектуального развития постоянен и не зависит от возраста, т. е. интеллект имеет врожденный характер; — существует возраст хронологический, т. е. Биологический возраст испытуемого на момент решения теста, и возраст умственный, т. е. величина (балл), показывающая результат прохождения теста, строящаяся из количества решенных испытуемым задач (для каждого возраста предлагалось пять задач) и его биологического возраста; — коэффициент интеллекта (введен позднее учениками Бине Штерном и Терменом) равен отношению биологического возраста к хронологическому в процентах, соответственно одаренность и отсталость располагаются на общей процентной шкале между среднестатистической нормой.
Безусловная заслуга А. Бине и его последователей состоит во введении и активной разработке метода тестирования как способа изучения высших психических функций и способностей чело века, а такжесоздания первых тестов на проверку интеллекта к сознание целого понятийного аппарата, помогающего изучать этот феномен. В дальнейшем метод тестирования распространился на большинство прикладных сфер и отраслей психологии. Кеттел Р. В классических экспериментах ученика В. Вундта, американского психолога Р. Кеттела (1860—1944), изучавшего в 90-х г.: интеллект и мышление, также активно использовал метод тестирования. Дляизучения интеллекта Кеттелом было разработано около 50 тестов, измеряющих различные характеристики интеллекта: объем внимания, чувствительность различного рода, ВР, скорость реакции, т. е. время, затрачиваемое на название цветом, количество звуков, воспроизводимых после однократного прослушивания, и др. способности, а именно навыки чтения. Изучая объем внимания с помощью тахитоскопа, Кеттел определял время, необходимое для того, чтобы воспринять и назвать различные объекты — формы, буквы, слова и т. д. По результатам его экспериментов объем внимания колебался в пределах пяти объектов. Он оставался таким же и тогда, когда этими объектами были не отдельные разрозненные буквы, а знакомые испытуемому целые слова идаже предложения, т. е. речевые или смысловые единицы, состоящие из значительно большего числа буки или знаков. Для изучения навыков чтения Кеттел проводил эксперименты с чтением букв и слов на вращающемся барабане, им был зафиксирован так называемый феномен антиципации, т. е. «забегания» восприятия вперед. Кеттел оказалочень сильное влияние на развитие тестов в США, а используемый им в экспериментах статистический метод, основанный на применении серии тестов к группе испытуемых, выдвигался как способ развития психологии в качестве точной науки.
Однако, метод тестирования имел и свои минусы для тех исследователей, которые ставили перед собой задачу изучения врожденных способностей индивида, имеющих характеристику постоянства и неизменности в течение его жизни. 1. Изначально тесты решали не ту задачу, которую ставили перед ними исследователи, так как в большей степени отражали не врожденные способности индивида, а результат его развития, обусловленный влиянием определенных условий и определенной социально-культурной среды, а способность, которая считалась врожденной по результатам тестон, носила характер изменчивости, связанный в первую очередь с возрастом. 2. Тесты, имея целью дифференцировать детей умственно отсталых, т. е. имеющих нарушения глубокого врожденного и неизлечимого характера, от детей отстающих, но интеллектуально сохранных, не справлялись с этой задачей, так как не раскрывали причин, по которым ребенок не решает данную задачу, а давали только результат — нерешенное тестовое задание. Э. Крепелин (1856-1926) пришел к выводу о необходимости модифицировать экспериментальные методы, подчинив их, как он подчеркивал в статье «Психологический опыт в психиатрии», задаче выяснения индивидуальных признаков и способов их сочетания в целостные картины душевной жизни, отличающие одного человека от другого. На основании результатов своих исследований он разработал классификацию психических заболеваний, на которой основаны современные подходы. Г. И. Россолимо (1860-1928) принадлежит идея разработки новых методов диагностики психически больных детей. Им была создана программа наблюдений за детьми «План исследования детской души». Она стала первой схемой научного наблюдения, при котором изучались и познавательные процессы, и поведение, и соматическое состояние. Прослеживая связь между изменениями в психике и характером нервною заболевания, он стремился получить целостную картину психического состояния ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|