Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описательная психология: проблема предмета и метода психология по В. Дильтею. Психология Э. Шпрангера.




 

Вильгельм Дильтей (1833—1911), основатель еще одного на­правлении, возникшего после распада психологии сознания и экспериментальной психологии В. Вундта и получившего на­звание описательной психологии, критиковал существующие подходы к описании природы человека за их ориентацию на ес­тествознание. Он считал, что человека можно понять только из истории, причем история человека им понималась исключитель­но как история духа.

1. Необходимо отказаться от объяснения в естественно-научном смысле, т. е. через поиск причин, а главной задачей психологии является постижение и уяснение смысла душевной жизни.

2. Центральный методологический пункт описательной психологии Дильтея — противопоставление понимания и объяснению, и построению гипотез о механизмах внутренней жизни.

3. Методом понимающей описательной психологии является понимание, которое имеет принципиальные отличия от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, который раскрывает структуру его душевной жизни. При этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни.

4. Для понимающей психологии важно раскрыть смысло­вые содержания душевной жизни личности. Они становятся понятными, если мы постигаем направленность данного че­ловека (что для него ценно). Понимающая психология рас­сматривает развитие личности, каждый этап которого опре­деляется характерной для него ценностью, все более возрас­тающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей.

5. Личность понимается как целостная структура, которая имеет массу различных состояний, включающих в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой. Каждое из этих состояний должно быть описано и понято.

6. Описательная психология рассматривает душевную жизнь человека не в органическом, а в историческом ключе, что обусловило принципиально новое понимание природы человека, где человеческая форма жизнедеятельности определяется как во­площение переживаний в творениях культуры.

7. Центральным пунктом человеческой природы сточки зрения ее исторического развития является переживание, которое у Дильтея выступает не как традиционно понимаемое хранилище всех феноменов субъекта, но как некая активная сила, соеди­няющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле.

8. Причины, по которым переживание, как активная сила, направляет деятельность организма в том или ином направлении, исходят из индивидуальных ценностей. То есть ценности обуславливают направление деятельности, а переживание выступает как целостная внутренняя связь сознания с социально-историческими ценностями. Структура отдельной личности соотносится с духовными ценностями, создаваемыми целым народом.

9. Развитие личности понимается с точки зрения изменения ее индивидуальных ценностей и перехода от элементарных к более сложным из них, при этом на каждом возрастном этапе приоритетны свои ценности. Так. игра является приоритетной ценностью в детстве, и именно она направляет развитие ребенка в этот период.

При всей идеалистичности понимания природы человека и стремлении к «одухотворению» психологии и ее предмета, что, безусловно, свидетельствовало о регрессе и возврате к пре­жним идеалистическим трактовкам психики и человека, тем не менее концепция Дильтея имеет свою историческую ценность, обусловленную, во-первых, внесением очень важной идеи от­носительно широты и целостности человеческой души, не сво­димой к ее органической, или биологической, составляющей; во-вторых, введением принципа исторического рассмотрения человеческой природы, и, наконец, в-третьих, введением в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы, что нашло свое отражение во многих концепциях личности, ориентированных на культурно-истори­ческий аспект ее понимания.

Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценно­стями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э.Шпрангером (1882-1963). Как и Дильтей, он считал, что веду­щим методом исследования духовной жизни является понимание, т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений. В то же время, стремясь к более объективному постижению психи­ческой жизни, центральным в своей концепции он сделал не пере­живание, но духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выра­женные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом, субъективные переживания человека рассматривались в их соот­ношении с надындивидуальными сферами объективного духа.

В труде «Формы жизни» (1914) Шпрангер доказывал, что основ­ной задачей психологии является исследование отношения инди­видуальной духовной структуры человека к структуре «объектив­ного духа», т. е. изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленно­сти лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности.

Им было выделено шесть основных типов объективных ценно­стей: теоретические (область науки, проблема истинности), эко­номические (материальные блага, полезность), эстетические (стрем­ление к оформлению, к самовыражению), социальные (обществен­ная деятельность, обращенность к чужой жизни), политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом че­ловеке могут быть представлены ориентации на все эти типы цен­ностей, но в разной пропорции, какая-то (или какие-то) из них при этом будет доминировать. Это доминирование и определяет пре­имущественную форму жизни данного человека, сферу его деятель­ности и переживаний. Исходя из того, какая группа ценностей доминирует, Шпрангер выделял соответственно теоретического человека, экономического, эстетического, социального, политиче­ского и религиозного. Форма жизни есть внутреннее, духовное об­разование, поэтому для более полного развития личности взрос­лый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение, исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной.

Описательная психология показала новые возможности постро­ения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки сугубо естественно-научной ориентации психологии, преобладав­шей в то время. Многие из них стали более очевидными со време­нем, но в тот момент преимущества объективной, экспериментальной психологии были настолько очевидны, что упреки иопасения Дильтея большинством психологов не были услышаны. Распро­странению его взглядов помешала и ограниченность самого под­хода Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывают перед психологией эксперимент и связь с точными науками

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...