Описательная психология: проблема предмета и метода психология по В. Дильтею. Психология Э. Шпрангера.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Вильгельм Дильтей (1833—1911), основатель еще одного направлении, возникшего после распада психологии сознания и экспериментальной психологии В. Вундта и получившего название описательной психологии, критиковал существующие подходы к описании природы человека за их ориентацию на естествознание. Он считал, что человека можно понять только из истории, причем история человека им понималась исключительно как история духа. 1. Необходимо отказаться от объяснения в естественно-научном смысле, т. е. через поиск причин, а главной задачей психологии является постижение и уяснение смысла душевной жизни. 2. Центральный методологический пункт описательной психологии Дильтея — противопоставление понимания и объяснению, и построению гипотез о механизмах внутренней жизни. 3. Методом понимающей описательной психологии является понимание, которое имеет принципиальные отличия от интроспекции. Для понимания характерен целостный подход к человеку, который раскрывает структуру его душевной жизни. При этом исследователю необходимо отказаться от построения различного рода гипотез, объясняющих причины, и сосредоточиться на простом понимании явлений душевной жизни. 4. Для понимающей психологии важно раскрыть смысловые содержания душевной жизни личности. Они становятся понятными, если мы постигаем направленность данного человека (что для него ценно). Понимающая психология рассматривает развитие личности, каждый этап которого определяется характерной для него ценностью, все более возрастающей. Психическое развитие предполагает качественное изменение ценностей. 5. Личность понимается как целостная структура, которая имеет массу различных состояний, включающих в себя одновременно интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и волевую сферы, очень тонко взаимодействующие между собой. Каждое из этих состояний должно быть описано и понято.
6. Описательная психология рассматривает душевную жизнь человека не в органическом, а в историческом ключе, что обусловило принципиально новое понимание природы человека, где человеческая форма жизнедеятельности определяется как воплощение переживаний в творениях культуры. 7. Центральным пунктом человеческой природы сточки зрения ее исторического развития является переживание, которое у Дильтея выступает не как традиционно понимаемое хранилище всех феноменов субъекта, но как некая активная сила, соединяющая все состояния души и направляющая ее деятельность в необходимом русле. 8. Причины, по которым переживание, как активная сила, направляет деятельность организма в том или ином направлении, исходят из индивидуальных ценностей. То есть ценности обуславливают направление деятельности, а переживание выступает как целостная внутренняя связь сознания с социально-историческими ценностями. Структура отдельной личности соотносится с духовными ценностями, создаваемыми целым народом. 9. Развитие личности понимается с точки зрения изменения ее индивидуальных ценностей и перехода от элементарных к более сложным из них, при этом на каждом возрастном этапе приоритетны свои ценности. Так. игра является приоритетной ценностью в детстве, и именно она направляет развитие ребенка в этот период. При всей идеалистичности понимания природы человека и стремлении к «одухотворению» психологии и ее предмета, что, безусловно, свидетельствовало о регрессе и возврате к прежним идеалистическим трактовкам психики и человека, тем не менее концепция Дильтея имеет свою историческую ценность, обусловленную, во-первых, внесением очень важной идеи относительно широты и целостности человеческой души, не сводимой к ее органической, или биологической, составляющей; во-вторых, введением принципа исторического рассмотрения человеческой природы, и, наконец, в-третьих, введением в психологический оборот понятия ценности как мотивационной и развивающей силы, что нашло свое отражение во многих концепциях личности, ориентированных на культурно-исторический аспект ее понимания.
Идея Дильтея о связи отдельной личности с духовными ценностями, накопленными человечеством, была развита его учеником Э.Шпрангером (1882-1963). Как и Дильтей, он считал, что ведущим методом исследования духовной жизни является понимание, т.е. непосредственное постижение смысла психических явлений. В то же время, стремясь к более объективному постижению психической жизни, центральным в своей концепции он сделал не переживание, но духовную активность «Я», в которой реализуются смысловые связи с содержанием определенной культуры, выраженные в системе ценностей конкретного человека. Таким образом, субъективные переживания человека рассматривались в их соотношении с надындивидуальными сферами объективного духа. В труде «Формы жизни» (1914) Шпрангер доказывал, что основной задачей психологии является исследование отношения индивидуальной духовной структуры человека к структуре «объективного духа», т. е. изучение основных типов направленности человека, которые он и назвал «формой жизни». В основе этой направленности лежит преобладающая ориентация на те или иные ценности. Им было выделено шесть основных типов объективных ценностей: теоретические (область науки, проблема истинности), экономические (материальные блага, полезность), эстетические (стремление к оформлению, к самовыражению), социальные (общественная деятельность, обращенность к чужой жизни), политические (власть как ценность), религиозные (смысл жизни). В каждом человеке могут быть представлены ориентации на все эти типы ценностей, но в разной пропорции, какая-то (или какие-то) из них при этом будет доминировать. Это доминирование и определяет преимущественную форму жизни данного человека, сферу его деятельности и переживаний. Исходя из того, какая группа ценностей доминирует, Шпрангер выделял соответственно теоретического человека, экономического, эстетического, социального, политического и религиозного. Форма жизни есть внутреннее, духовное образование, поэтому для более полного развития личности взрослый должен угадать эту форму в ребенке и строить его обучение, исходя из того, какая деятельность для него будет приоритетной.
Описательная психология показала новые возможности построения психологии как гуманитарной науки, вскрыла недостатки сугубо естественно-научной ориентации психологии, преобладавшей в то время. Многие из них стали более очевидными со временем, но в тот момент преимущества объективной, экспериментальной психологии были настолько очевидны, что упреки иопасения Дильтея большинством психологов не были услышаны. Распространению его взглядов помешала и ограниченность самого подхода Дильтея, не видевшего новых перспектив, которые открывают перед психологией эксперимент и связь с точными науками
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|