Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Краткие теоретические сведения




Изготовление швейного изделия – весьма сложный процесс, в котором участвует большое количество исполнителей. И только их слаженный и чётко построенный труд позволит получить на выходе качественную продукцию.

В общем виде как для большой швейной фабрики, так и для малого предприятия, этот процесс складывается из трёх технологических переходов: подготовительно-раскройного производства, заготовительного и монтажного участка, участка отделки и упаковки.

Но начинается работа с оформления заказа и отбора моделей для производства.

Моделированием изделий массового потребления занимаются Дома моделей одежды (обуви), опытно-технические лаборатории и экспериментальные цехи (или участки) предприятий (естественно, там, где они есть). В Домах моделей разработка ведётся сначала художником, затем конструктором и, наконец, технологом. Необходимость моделирования на предприятиях вызвана тем, что в процессе повседневной работы часто возникают непредвиденные обстоятельства, которые невозможно учесть при моделировании в Домах моделей. К таким обстоятельствам относятся, например, просьба торговых организаций о создании дополнительных моделей определённого ассортимента, которые почему-либо не были учтены этими организациями при заказе, или получение материалов, физико-механические и технологические свойства которых заранее не были известны изготовителю или заказчику.

Разработкой моделей занимается художник. И если совсем недавно для выполнения поставленной задачи он пользовался только бумагой, пером, карандашом и красками, то сегодня к его услугам высокопроизводительная система автоматизированного проектирования – САПР (рис. 23). САПР – это специальный программный продукт, позволяющий ускорить и облегчить разработку моделей одежды. Наиболее развитые системы проектирования одежды включают:

1) дизайнерские программы, позволяющие разрабатывать внешний вид изделий, подбирать наиболее удачные сочетания расцветок ткани;

2) конструкторские программы, реализующие творческий замысел дизайнера в лекалах;

3) технологические программы оптимизации раскладки лекал на материале и проектирования процесса раскроя и пошива изделий, учитывающие особенности конкретных производств.

Следует отметить, что к техническим разработкам в настоящее время предъявляется много требований. Прежде всего, современный САПР должен быть:

1) функционально полным, т.е. решать весь спектр задач от конструирования изделия до подготовки его к раскрою и управления раскроем;

2) мобильным, способным учитывать требования конкретных заказчиков;

3) динамичным, т.е. развивающимся и совершенствующимся продуктом, который постоянно наращивает свои возможности и вбирает в себя все новые достижения в области технологических разработок.

На цветном графическом мониторе с помощью светового пера и управляющей клавиатуры модельер «одевает» манекен, «примеряя» к нему свою модель. Меняя цвета, рисунки, фактуру материала, он находит нужные сочетания, отвечающие вкусу, взглядам и задачам, которые ставятся производством. Цветной рисунок модели переводится на бумагу с помощью печатающего устройства, входящего в блок САПР-художник.

Здесь формируется вся база данных о коллекции, а также конкретизируется связь между разработанными моделями и планируемой реализацией продукции. Можно очень быстро получить новые модели, например, изменив форму воротника, карманов, отделочных элементов не отходя от общего стиля. Проведённые при необходимости изменения в отдельных узлах изделия автоматически переносятся на весь модельный ряд. Типовое оснащение: рабочий стол, компьютер и набор специальных программ. Программное обеспечение – это здесь самое основное.

С использованием САПР решают практически все задачи, связанные с художественным и техническим проектированием моделей одежды и подготовкой их к запуску в производство.

На рынке программных продуктов представлено большое разнообразие систем автоматического проектирования как отечественного, так и зарубежного производства. Если раньше производители одежды отдавали предпочтения зарубежным САПР: Gerber (США), Investronica (Испания), Lectra (Франция), Gaibrid (Англия) и др., то теперь отечественные системы составляют достаточную конкуренцию зарубежным аналогам. Среди отечественных САПР широко известны: “Ассоль”, “Грация”, “Леко”, “Реликт”, “Комтенс”, “Элиандр”, “Стаприм”, “САПРлегпром”и др.

Компьютерные технологии проектирования одежды интенсивно развиваются не только в направлении расширения географии внедряемых САПР, но и в части углубления их в различные области сложного процесса проектирования и производства одежды.

Сейчас не только выявлена пригодность компьютерных технологий для задач формального плана, основанных на итерационном повторении процедур, но и показана возможность их использования в сфере интеллектуальной деятельности человека [14]. Системы могут помогать проектировщику, предостерегая его от неверных решений, направляя в русло достижения оптимума, определенного на основе математического моделирования и просчета возможных последствий.

 

Рисунок 23. Схема разработки коллекции в САПР-художник

 

Следующий этап – создание лекал, по которым будут раскраиваться детали изделия. Задачи раздела решаются с помощью блока САПР-конструктор (рис. 24). База данных этого блока хранит все прошлые разработки, правила размножения по ростам и размерам. Поэтому деятельность конструктора сосредоточена на проектировании оригинальных деталей новой модели. Причём в любой момент проектирования можно проверить наличие ошибок и устранить их.

Программа работы содержит функцию увязывания, то есть правила подготовки контуров сопряжённых деталей. После завершения процесса разработки лекал они могут быть зарисованы в натуральную величину на установке, называемой плоттером или графопостроителем. Графопостроитель представляет собою чертёжный стол, на котором находится бумага для вывода чертежа; бумага прижимается к столу вакуумным прижимом. Головка с пишущим инструментом смонтирована на портальной конструкции, перемещающейся вдоль стола, а инструмент (перо) перемещается поперёк стола.

 

 

Рисунок 24. Схема блока САПР-конструктор

Графопостроитель оснащён алфавитно-цифровым дисплеем для ввода команд управления и микропроцессором с оперативной памятью для хранения программ (команд управления) графопостроителем. Зарисовка производится «кадрами», если длина чертежа превышает рабочее поле графопостроителя.

Правда, эта конструкция весьма громоздка, а потому в последнее время появились устройства вертикального типа, где бумага перематывается с рулона на рулон, а рисунок наносится на её перегибе.

В этом же блоке может идти работа и в подпрограмме, обеспечивающей изготовление изделий по индивидуальным заказам. В систему вводят ряд характерных индивидуальных размеров клиента, и, таким образом, заказанное изделие можно лучше подогнать к специфическим требованиям отдельных людей.

Увеличение темпа сменяемости моделей одежды, сокращение времени запуска их в производство невозможно теперь без систем автоматического проектирования.

Важным является то, что традиционная технология разработки новых видов одежды, связанная с построением базовой конструкции, исходной модели, устранением дефектов посадки, обеспечением динамического соответствия, уходит в прошлое.

Современные конструкторы одежды стремятся к переходу на трёхмерное проектирование с обеспечением необходимого баланса изделия на конкретной фигуре и получением точных развёрток деталей одежды на плоскости.

Создаются алгоритмы трёхмерного задания фигуры человека на основе его проекционных измерений. Учитываются основные свойства материалов, из которых будет сделана одежда.

Задание трёхмерной фигуры человека может быть осуществлено путём выбора (из базы) типового манекена или на основании обмера индивидуального заказчика. В первом случае типовая фигура определяется исходя из принятой типологии населения. Так, фирма «Lectra» (Франция) использует 10 манекенов для мужских, женских и детских фигур с вариантами различных положений тела.

В случае индивидуального производства осуществляют обмер клиента. На вооружении бесконтактный способ измерения, где в качестве исполнительного элемента используется лазерный луч, сканирующий фигуру человека за 10–12 сек.

Главное здесь учесть свойства материалов, из которых будет сделана одежда, и внести необходимые поправки в развёртки лекал.

Фирма «Lectra» в библиотеке программы Modaris 3D Fit указывает 140 видов тканей с необходимыми их характеристиками.

Следующий шаг – получение необходимых раскладок в зависимости от наличных тканей, величины заказа и других входящих требований.

При известных лекалах производится раскладка на плоскости всего комплекта для данной модели с целью определения необходимого расхода материала на единицу изделия. Для этого разработаны специальные компьютерные программы. Процесс может проводиться как оператором в диалоговом режиме, так и автоматически. Строго соблюдаются технологические условия: зазоры между лекалами, ориентация лекал по нити основы, учёт припусков на швы. Система содержит обязательно подпрограмму обеспечения максимально эффективного использования материалов, а также подпрограмму, оптимизирующую расход ткани по расчётам объёма заказа на конкретную модель или модельный ряд.

Если лекала получены со стороны, они вводятся в компьютер САПР с помощью установки, называемой дигитайзер. Процесс осуществляется либо в ручном режиме, либо с помощью фотокамеры в последних образцах этого устройства.

Рабочее место оператора-раскладчика – это графический дисплей, на экране которого изображён комплект лекал моделей. В нижней части экрана находится рамка раскладки, ширина которой соответствует ширине материала. Оператор с помощью функциональной клавиатуры «укладывает» детали в поле раскладки. При достижении необходимого результата раскладки изображение передаётся на графопостроитель, где оно может быть зарисовано в натуральную величину, а можно получить зарисовку и в уменьшенном масштабе.

Применение новых компьютерных технологий в проектировании одежды позволит значительно оптимизировать процесс конструирования одежды, снизить количество затраченного времени, повысить производительность труда, минимизировать риск выпуска бракованной продукции по вине модельера-конструктора.

Контрольные вопросы:

1. Сущность системы автоматизированного проектирования швейных изделий

2. Принцип работы автоматизированной программы

3.Преимущества и недостатки ситемы автоматизированного проектирования швейных изделий

3. Какие фирмы поставляют автоматизированные программы проектирования?

4. Какие системы автоматического проектирования предлагает «Gerber»?

Задание СРС:

1. Автоматизированные системы проектирования фирмы «Gerber» (США),

2. Автоматизированные системы проектирования фирмы «Investronica» (Испания),

3. Автоматизированные системы проектирования фирмы «Lectra» (Франция).

4. Автоматизированные системы проектирования фирмы ЗАО «Авиал» (Россия).

Домашнее задание:

1.Изучите автоматизированные системы проектирования фирмы «Gerber» (США),

2. Дайте сравнительный анализ программ автоматизированного системы проектирования фирмы «Investronica» (Испания),

3. Изучить автоматизированные системы проектирования фирмы «Lectra» (Франция).

4. Изучить автоматизированные системы проектирования фирмы ЗАО «Авиал» (Россия).

Литература

1. Конструирование одежды с элементами САПР: Учебник для вузов / Е.Б. Коблякова, Г.С. Ивлева, В.Е. Романов и др. - 4-е изд., перераб. и доп.; Под ред. Е.Б. Кобляковой. – М.: КДУ, 2007. - 464 с.

2. Проектирование базовой конструкции плечевого изделия по методике ЕМКО СЭВ с использованием САПР AutoCAD: методическое пособие / В.А. Масалова, Е.Б. Коблякова – М.: МГУДТ, 2006. – 85с

3. Сурикова Г.И. Проектирование раскладок лекал деталей одежды в САПР: Учебное пособие / Г.И. Сурикова, М.В. Сурикова, О.В. Сурикова, Иваново: ИГТА, 2005. - 152 с.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Червяков Ф.И, Сумароков Н.В. Швейные машины. – М.: Машгиз, 2007. – 468 с.

2. Рейбарх Л.Б., Лейбман С.Я., Рейбарх Л.П. Оборудование швейного производства. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 288 с.

3. Зак И.С., Воронин Е.И., Подгурский Л.П. Комплексная механизация процессов сборки швейных изделий. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 2009. – 184 с.

4. Эскин И.Ю. Теоретические основы создания комплекса полуавтоматов для обтачивания деталей швейных изделий. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 2010. – 156 с.

5. Зак И.С., Полухин В.П., Лейбман С.Я. Комплексно-механизированные линии в швейной промышленности. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 320 с.

6.Кокеткин П.П. Пооперационная машинно автоматизированная технология одежды. – М.: Легпромбытиздат, 2008. – 232 с.

7. Франц В.Я. Охрана труда на швейных предприятиях. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 256 с.

8. Доможиров Ю.А., Полухин В.П. Внутрипроцессный транспорт швейных предприятий. – М.: Легпромбытиздат, 2007. – 200 с.

9. Франц В.Я. Оборудование швейного производства: – Издательский центр «Академия», 2002. – 448 с.

10. Алехнович Л.А. Оборудование швейного производства: Учебное пособие / Л.А. Алехнович. – Мн.: «Технопринт», 2002. – 164 я. – Издате

11. Кузьмичев В.Е. Оборудование для влажно-тепловой обработки одежды. Справочник. − М.: Изд. ООО «В Зеркале», 2004Академия», 2002. – 448 с.

Дополнительная:

1. Кокеткин П.П. Одежда: технология-техника, процессы-качество. Справочник. М.: МГУДТ, 2001, 560 с.

2. Кузьмичев, В.Е. Промышленные швейные машины: справочник / В.Е. Кузьмичев. – М.: МГУДТ, 2002.

3. Суворова, О.В. Швейное оборудование (сер. Учебники XXI века) / О.В. Суворова – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

4. Франц, В.Я. Швейные машины / В.Я. Франц. – М.: ACADEMA, 2004.

5. Викирюк, В.В. Направления развития мирового швейного машино-строения (по материалам зарубежных и отечественных СМИ) / В.В. Викирюк // Швейная промышленность. – 2004. – № 3. – С. 16–18.

6.Масалова, В.А. Автоматизированные раскройные системы. Обзор рынка автоматизированных раскройных систем с целью определения требований к оборудованию для раскроя экспериментальных образцов одежды / В.А. Масалова, и др. // Швейная про-мышленность. – 2004. – № 5. – С. 17–20.

 

 

ДЖАНПАИЗОВА В. М.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...