Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники административного права.




Источники любой отрасли права можно подразделить на 3 основных вида: научные, материальные и нормативно-правовые. К научным источникам относят труды ученых - административистов, их научные разработки посвященные вопросам государственного управления, научные догмы, доктрины и труды в которых они нашли свое непосредственное отражение.Материальные источники – это реальные события происходящие на практике, в жизни. Например, необходимость в передаче ряда государственных производственных объектов, а также объектов коммунального хозяйства представляющих собой «балласт», недоходные объекты в частные руки привело к появлению такой меры как приватизация. Потребность в проведении процесса приватизации повлек за собой необходимость ее правовой регламентации. Источниками административного права являются внешние формы выражения административно-правовой нормы. Нормативно-правовой акт является источником административного права, если он содержит административно-правовые нормы (регулирует общественные отношения в сфере государственного управления). Источники административного права классифицируют на: - Межгосударственные соглашения

-Законодательные акты (конституция, законы)

-Подзаконные акты (указы, акты правительств, ведомств)

-Акты руководителей государственных предприятий, организаций, учреждений (или акты их коллективных органов) Нормативные источники представляют собой единую систему нормативно-правовых актов: - Конституция Республики Казахстан 1995г.- Кодексы и законы:

а) Конституционные законы Б) Законы Республики Казахстан. - Распоряжения и указы Президента Республики Казахстан: а) Указы, имеющие силу Закона Б) Указы Президента - Постановления Правительства и распоряжения Премьер-министра. - Приказы министерств, агентств и ведомств.

- Решения и распоряжения Акима и постановления Маслихата.

Отдельным видом источников административного права являются правовые договора:- Международные договора, ратифицированные Парламентом Казахстана.

- Межправительственные договора.

- Межведомственные договора.

 

 

3.Методы административного права.Они позволяют ответить на вопрос: как, каким образом, какими способами осуществляется регулирование. Административное право использует совокупность правовых средств, способов воздействия на участников общественных отношений. Административному праву характерны, прежде всего, предписания (возложение прямой юридической обязанности что-либо сделать) и запрет (запрещение совершать определенные действия) как средства регулирования общественных отношений. Хотя в процессе административно-правового регулирования используются и другие способы: дозволение, согласование, основанные на равенстве сторон, но они применяются в незначительной степени.Метод АП состоит в одностронне-властном воздействии на общественные отношения, в которых одна сторона подчинена другой.Нормы АП закрепляют неравенство субъектов.И поэтому метод АП называют императивным,приказным. Используется также договорной(диспозитивный) метод,основанный на равенстве сторон, добровольности,соглашении.Нехарактерный для АП метод используется,когда необходимы согласование волеизъявлений участников ПО,координация деятельности гос.органов/негос.орг-ций.

 

 

4. История развития административного права.Административное право, предметом которого является, прежде всего, исследование государственного влияния на общественные отношения, управление общественными делами, имеет продолжительную и давнюю историю. Проблема управления публичными делами возникала на самых ранних этапах развития цивилизации. Так, например, в Древнем Риме, Греции и Египте значительное внимание уделяли поддержанию порядка и обеспечению лояльности граждан, благоустройству, организации и содержанию войска, сооружению дорог и каналов и т. п. Понятие «полиция» означало когда-то управление делами полиса — города-государства. И лишь в последние три-четыре столетия это понятие становится тождественным определению специализированной службы общественного порядка и внутренней безопасности. В пору абсолютизма управление общественными делами сосредоточивалось в руках правителя, воля которого была законом, а действия не ограничивались никакими административными предписаниями. Предмета науки административного права, как и ее самой, еще не существовало, как не существовало сформированной системы распределения властей, а также административно-правового порядка, в рамках которого были бы установлены правовым путем субъективные права индивидуумов по отношению к государственной власти.Считается, что начало развития науки административного права положила наука о финансах, экономике и хозяйстве, которая возникла в Австрии и Германии в XVII в. и называлась «камералистикой».

 

 

5.Административно-правовые нормы: понятия и виды. Административно-правовые нормы это вид правовых норм, представляющая собой общепринятые правила регулирующие отношения в сфере организации и деятельности исполнительной власти закрепленные, санкционированные или установленные государством,обеспечиваемые его принудительной силой. Административно-правовые нормы обладают рядом специфических признаков: -Это управленческие нормы, так как регулируют отношения складывающиеся в процессе управленческой деятельности.-Регулируют вопросы должного поведения и субъектов и объектов управления и этим самым воздействуют на их поведение. - Защищаются как в судебном, так и во внесудебном порядке. - Так или иначе регулируют деятельность исполнительных органов власти и чаще всего ими же принимаются.Классификация административно-правовых норм возможно по множеству критериев:1.По методу воздействия:

А) обязывающие, возлагающие те или иные обязанности на субъектов, например государственные служащие обязаны ежегодно сдавать в налоговые органы декларацию о доходах.

Б) запрещающие, устанавливающие определенные ограничения, например, запрещено сотрудникам силовых и правоохранительных структур быть членами политических партий и движении. В) уполномачивающие, наделяющие правом. Например, граждане Республики Казахстан имеют право на обращения, как в письменном, так и в устном виде в органы государственного управления.

2.По содержанию подразделяются на: А) Материальные – определяющие права или обязанности. Б)Процессуальные- регулируют процедуру реализации материальной нормы. По юридической силе нормы подразделяются в зависимости от статуса органа или должностного лица его принявшего. Так их можно подразделить на нормы, действующие по территории всего Казахстана, по области, по району или ведомственные акты.

 

6.Административно-правовые отношения: понятия и виды. Виды административно-правовых отношений Административно-правовые отношения классифицируются по многим критериям. Первоначально выделяются две группы административных правоотношений: основные и неосновные. а) отношения, непосредственно выражающие основную формулу управляющего воздействия (субъект-объект), в которой отчетливо проявляется властная природа государственно-управленческой деятельности, их можно обозначить как властеотношения; иногда они именуются как основные; б) отношения, складывающиеся за рамками непосредственно управляющего воздействия на тот или иной объект, но органически связанные с его осуществлением; характеризующиеся как неосновные правоотношения; Первые из названных выражают сущность управления, вторые связаны с этой сущностью, но прямо ее не выражают. К первым можно отнести отношения между вышестоящими и нижестоящими звеньями механизма исполнительной власти, между должностными лицами-руководителями и подчиненными им по службе работниками административно-управленческого аппарата, между исполнительными органами (должностными лицами) и гражданами, несущими определенные административно-правовые обязанности и т.п. Вторая группа характеризуется тем, что такие отношения хотя и возникают непосредственно в сфере государственного управления, однако не преследуют целью непосредственное управляющее воздействие субъекта на управляемый объект. К примеру, отношения между двумя сторонами, функционирующими в сфере государственного управления, но не связанные между собою соподчиненностью.

 

 

7.Специфика административного права как отрасли.Важнейшей особенностью отрасли являются разнообразие и множество источников юридических норм. Это детерминировано предметом отрасли: разнообразием и большим числом управленческих отношений, необходимостью своевременного юридического опосредования социальных процессов, объективной потребностью исполнительной власти.Для правовой регламентации управления нужно большое число законов и еще большее число конкретизирующих их подзаконов, нормативных актов. Особенности административного права (своеобразие административно-правового метода регулирования) обусловлены спецификой государственного управления как юридически властной деятельности, которая осуществляется исполнительными и иными государственными органами.

 

8.Административное право как отрасль и наука. Административное право- это базовая отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в процессе организации и деятельности исполнительных органов государства. Приведенное определение является наиболее современным, так как именно органы исполнительной власти занимаются реализацией функции государственного управления, то есть государственным управлением. Административное право является фундаментальной, профилирующей отраслью, отправной для таких отраслей как банковское, налоговое, таможенное и др., так как они изучают отдельные государственные функции, база которых заложена в институтах административного права.Предшественником административного права было полицейское право, которое получило свое название от слова «полюс», что обозначало у древних римлян слово «город». Орган же занимающийся управлением города-государства, обеспечивающим его охрану, благоустройство, обеспечения порядка и др. получил название «полюса». С термином же «полиция» отождествлялось внутреннее управление за исключением управления финансами, а также деятельность государства по обеспечению условии безопасности и благосостояния.

 

9.Система исполнительных органов власти Казахстана. В соответствии с Конституцией РК 1993, а затем и 1995 года государственная власть в Республике Казахстан подразделяется на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительная власть представляет собой самостоятельную ветвь власти, состоящую из определенной системы органов, основной целью которой является обеспечение государственного управления в целом и отдельно каждой отрасли и реализацию законов и иных нормативно-правовых актов на всей территории и во всех отраслях. Под органом исполнительной власти необходимо понимать «политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функции этой власти и наделенное в этих целях полномочиями государственно-властного характера».Правовой статус и компетенция исполнительных органов власти регулируется Конституцией, Конституционным Законом «О Правительстве РК», законодательством о местном государственном управлении, положениями об этих органах. Исполнительные органы власти составляют единую иерархическую систему, состоящую из трех звеньев:1.Высший исполнительный орган – Правительство Республики Казахстан.2.Центральные исполнительные органы власти: А) входящие в состав Правительства: Министерства и Агентства Б) не входящие в состав Правительства: Национальный Банк РК и Агентства не входящие в восстав Правительства.3.Местные исполнительные органы власти - Аким и аппарат Акима.Исполнительные органы власти осуществляют реализацию государственного управления в пределах своей компетенции, установленной законодательством республики.

Полномочия исполнительных органов власти достаточно обширны и разнообразны: правотворческие, планирование, контрольные, надзорные, разрешительные, распорядительные и другие. Центральные исполнительные органы власти подразделяются на органы отраслевого управления, межотраслевой координации и специализированные органы (Агентства). Система исполнительных органов власти строится и действует на основе следующих принципов: законности, единства системы государственных органов, сочетая централизации и децентрализации

10.Правовой статус Правительства Республики Казахстан. .Правительство Республики Казахстан- это высший исполнительный орган власти республики. Его статус и компетенция регулируется Конституцией Республики Казахстан и Конституционным законом «О Правительстве» от 18 декабря 1995 г. с изменениями и дополнениями от 6 мая 1999 г. Основными задачами Правительства являются руководство всей системой исполнительных органов власти Республики Казахстан и обеспечение исполнения Конституции, Законов, актов Президента. Состав и структура Правительства определяется Президентом по представлению Премьер - Министра, который и осуществляет руководство органом. Премьер-Министр назначается Президентом с согласия Парламента. В течений 10 дней после своего назначения Премьер-Министр обязан представить Президенту список членов Правительства. Они обязаны принести присягу на верность народу и Президенту Казахстана. К основным вопросам компетенции Правительства относятся:1.Осуществление руководством государственной собственностью, с правом создания республиканских государственных предприятии

2.Разработка и исполнение республиканского бюджета с отчетом о нем перед Парламентом 3.Разрабатывает основные направления государственной социально-экономической политики государства.4. Разрабатывает государственные программы5. Разрабатывает и осуществляет меры по укреплению финансовой политики государства.

6 Разрабатывает и реализует основные направления государственной региональной политики. 7 Осуществляет реализацию государственной правовой реформы, обеспечению законности, безопасности и обороноспособности республики, территориальной целостности и охраны государственных границ. 8 Определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники, внедрению новых технологии, культуры, образования, здравоохранения, туризма и спорта и др

Правительство может быть распущено Президентом в случаях объявления ему со стороны парламента ввотума недоверия.

 

 

11.Полномочия и компетенция Правительства Республики Казахстан. Правительство республики:1) осуществляет руководство деятельностью министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства республики, обеспечивает исполнение ими законов, актов Президента и Правительства республики; 2) по представлению министров и руководителей иных центральных исполнительных органов утверждает положения о министерствах и иных центральных исполнительных органах, лимиты их штатной численности с учетом численности их территориальных органов и подведомственных им государственных учреждений; 3) отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов министерств, центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства республики; 4) назначает на должность и освобождает от должности руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; 5) по представлению министров, руководителей центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства, назначает на должность и освобождает от должности их заместителей, за исключением заместителей руководителей тех центральных исполнительных органов, назначение на должность и освобождение от должности которых производится Президентом республики; 6) выполняет иные функции, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента Республики Казахстан. Правительство республики: с местными исполнительными органами 1) осуществляет руководство деятельностью местных исполнительных органов республики по вопросам государственного управления, контролирует исполнение ими законов, актов Президента и Правительства республики; 2) отменяет либо приостанавливает полностью или в части действие актов местных исполнительных органов, вносит предложения об их отмене либо приостановлении на рассмотрение Президента республики. Акимы административно - территориальных единиц, возглавляющие соответствующие местные исполнительные органы, являются представителями Президента и Правительства республики и вносят в Правительство республики предложения по вопросам государственного управления.

 

12. Структура Правительства Республики Казахстан. Премьер-Министр-Вице премьер(3) – члены правительства (16 министерств,5 председателей агенств и руководители концелярии премьер министра)Премьер министр- руководитель правительства,назначается президентом с согласием парламента на срок полномочий президента. Несет индивидуальную ответственность перед президентом и парламентом за работу правительства.Вице премьер- один из них полностью вице премьер,а остальные они являются вице премьерами и министрами!Члены правительства- назначаются президентом по представлению премьер министра.Срок полномочий в пределах полномочий президента и премьер министра.Полномочия правительства 1 принимает программу действия на 5 лет 2 разрабатывает и принимает гос бюджет.3 Правительство определяет правовой статус гос имущества,гос собственности 4 Создает республиканские предприятия и контролирует их деятельность и осущ. управления гос активами. 5 Принимает и обеспечивает реализацию гос программ в области социальной, политической и экономической сфер. Премьер - Министр республики: 1) организует работу Правительства и распределяет функциональные обязанности между членами Правительства; 2) представляет Правительство или поручает представительство Правительства в отношениях с Президентом республики, Парламентом, Конституционным советом, Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государственными органами; 3) представляет Правительственную или поручает представительство Правительства в международных отношениях и подписывает межправительственные договоры и соглашения; 4) вносит Президенту республики предложения: о структуре и составе Правительства; об образовании, реорганизации и упразднении министерств и центральных исполнительных органов, не входящих в состав Правительства; по кандидатурам для назначения на должность Министра, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции; об освобождении от должности Руководителя Аппарата Правительства, министра, председателя государственного комитета, в том числе не согласного с проводимой Правительством политикой или не проводящего ее, за исключением министров иностранных дел, обороны, внутренних дел, юстиции.

 

 

13.Взаимодействие Правительства с Президентом Республики Казахстан. Президент может по собственной инициативе принять решение о прекращении полномочий правительства и освободить от должности любого его члена.Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение полномочий всего правительства Состав и структура Правительства определяется Президентом по представлению Премьер - Министра, который и осуществляет руководство органом. Премьер-Министр назначается Президентом с согласия Парламента. В течений 10 дней после своего назначения Премьер-Министр обязан представить Президенту список членов Правительства. Они обязаны принести присягу на верность народу и Президенту Казахстана. Члены Правительства несут индивидуальную ответственность перед Премьер -Министром и обязаны выполнять поручения Президента. Правительство может быть распущено Президентом в случаях объявления ему со стороны парламента ввотума недоверия. Процедура и основания данной процедуры регламентируются Конституцией Республики Казахстан. Министерство возглавляется Министром, назначаемым Президентом по представлению Премьер-министра. Областные Акимы (14), приравненные к ним Акимы города республиканского значения и столицы назначаются президентом по представлению Премьер-Министра. Акимы районов, городов, районные в городах назначаются областными акимами с согласия Президента. Поселковые акимы избираются местным населением.

 

 

14.Взаимодействие Правительства с Парламентом Республики Казахстан. Правительство может быть распущено Президентом в случаях объявления ему со стороны парламента ввотума недоверия. Процедура и основания данной процедуры регламентируются Конституцией Республики Казахстан. Основаниями могут быть: 1) дважды отклоненная программа Правительства, 2)дважды отклоненный проект Закона «О республиканском бюджете», 3) дважды отклоненный проект закона инициатором которого являлось Правительство. Ввотум выносится 2\3 голосов от общего числа депутатов. При наборе соответствующего числа голосов вопросов ставится перед Президентом, который вправе распустить либо Правительство либо Парламент.Кроме того, Парламент вправе объявить вотум недоверия отдельно взятому члену Правительства. Вотум также объявляется 2/3 голосов, в случае отказа Президента члены Правительства могут вторично поднять вопрос о вотуме по истечении 6 месяцев после первого вотума недоверия.Правительство республики осуществляет руководство деятельностью министерств, агентств и ведомств. По представлению их руководителей утверждаю положения об этих органах, лимит их штатной численности. Вправе полностью или частично приостанавливать действие актов центральных исполнительных органов. Информационно-аналитическое и организационно-правовое обеспечение деятельности Премьер-Министра и Правительства осуществляется Канцелярией Премьер-Министра. Для выработки предложении по вопросам компетенции Правительства образуются Комиссии, советы и иные консультативно-совещательные органы, предложения которых носят рекомендательный характер.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...