Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группы потребительских свойств товаров.




Социальные - свойства, отражающие соответствие товара потребностям общества или его общественную значимость для различных групп потребителей. Эти свойства зависят от материальной обеспеченности населения, норм рационального потребления, стиля, моды и т.п.

Функциональные свойства - это показатели соответствия изделия выполнению основной функции или использованию его по назначению.

Номенклатура функциональных показателей для разных товаров неодинакова и зависит от назначения товара.

Например. Изделия должны быть прочными и надежными в эксплуатации.

Надежность характеризуется показателями безотказности, долговечности,ремонтопригодности (для приборов, аппаратов), сохраняемости под воздействием факторов внешней среды, при хранении и транспортировке.

Эргометрические свойства - это показатели удобства и комфорта в процессе эксплуатации изделия, это соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им.

К эргометрическим свойствам относятся: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические свойства.

Гигиенические - требования к условиям эксплуатации: температура, влажность, гигроскопичность и т.д.

Антропометрические - соответствие конструкции изделия форме и массе тела человека.

Физиологические и психофизиологические - соответствие конструкции органам чувств и мышечной энергии человека.

Эстетические свойства - это показатели информационной выразительности и гармоничности, рациональности формы, конструкции, внешнего оформления, совершенства исполнения.

Важнейшим показателем является дизайн, как самого товара, так и его упаковки.

Экологические свойства - это показатели, характеризующие защиту окружающей среды от выделений вредных веществ при производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации изделия. Свойство безопасности потребления характеризует обеспечение безопасности человека при пользовании изделием.


Основные характеристики товара

Товары обладают четырьмя основополагающими для товароведческой деятельности характеристиками:

- ассортиментной,

- качественной,

- количественной,

- стоимостной.

Первые три характеристики служат для удовлетворения реальных потребностей человека (физиологических, социальных, психологических и др.), определяя потребительную стоимость товара.

Ассортиментная характеристика - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение.

Эта характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку товара и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого.

Качественная характеристика - это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребителя.

Качественные характеристики - это, например, безопасность, эффективность, экологичность и др. Качественные характеристики имеют решающее значение для формирования потребительских предпочтений.

Количественная характеристика - это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются.

Так, допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются НТД, и превышение этих норм служит основанием для запрета реализации товаров.

Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим; они составляют предмет изучения экономических дисциплин.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение товара.

2. На какие группы классифицируется товар?

3. Дайте определение и объясните понятие потребительных стоимостей товаров.

4. Перечислите и охарактеризуйте группы потребительских свойств товаров.

 

КЛАССИФИКАЦИЯ, КОДИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ

Термин «классификация» происходит от слова классифицировать (лат. classis - разряд, facere - делать), т.е. распределять множество объектов на классы (разряды, группы) в зависимости от общих признаков.

Классификация - это система распределения объектов, в которой все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены.

В соответствии с Отраслевым стандартом 91500.01.0003 - 2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения» определение классификации дается следующим образом:

Классификация - это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами.

Каждая составная часть классификации в свою очередь представляет собой комплекс сходных объектов, имеющих хотя бы один общий признак.

Классификация товаров необходима в целях:

· автоматизированной обработки информации о товарах;

· изучения потребительских свойств и качества товаров;

· учета и планирования товарооборота;

· составления прейскурантов, каталогов;

· совершенствования системы стандартизации;

· размещения товаров для хранения;

· сертификации продукции;

· проведения маркетинговых исследований товаров;

· статистического анализа реализации продукции.

Методы классификации

Метод классификации – совокупность приемов разделения множества объектов.

Различают два метода классификации:

- иерархическая;

- фасетная.

Иерархическая классификация (слово греческого происхождения, означает расположение в порядке от высшего к низшему) - это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки (подмножества, вместе представляют единое целое). Каждое последующее звено в ней должно конкретизировать признак вышестоящего звена.

Иерархический метод – это метод классификации с взаимосвязанными подмножествами, находящимися в определенном соподчинении друг к другу.

Примером, где используется иерархический метод, является Общероссийский классификатор продукции. В нем деление множества товаров на подмножества происходит следующим образом:

Класс => подкласс => Группа => подгруппа => Вид => подвид => Разновидность.

Системы классификации могут различаться ступенчатостью, то есть количеством классов. Существуют одно, двух, трех и более ступенчатые классификации. Количество классов в основном зависит от номенклатуры товаров - с увеличением номенклатуры растет число классов.

Например, в ОКП используется 7 ступенчатая классификация, ТН ВЭД – 6,

АТС – 5.

Примером иерархической классификации является таблица Д.И. Менделеева.

Фасетная классификация - представляет параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (подмножества).

Фасетный метод – это метод классификации, который представляет собой сочетание отдельных независимых, неподчиненных друг другу групп (подмножеств), но которые в совокупности дают наиболее полное представление о товаре. Фасетами, таким образом, будут называться полученные подмножества.

Например, в отношении медицинских и фармацевтических товаров - это классификация по назначению (предметы ухода за больными, предметы санитарии и гигиены и др.).

Например, в справочнике Видаль – деление по разделам: Раздел 1 – указатель клинико-фармакологических групп, Раздел 2 – Нозологический указатель и пр.

Для товароведения первостепенное значение имеют три вида классификации товаров: общегосударственная, торговая и учебная.

Общегосударственная (статистическая) классификация создана для облегчения управления народным хозяйством на всех уровнях: общегосударственном, отраслевом и территориальном.

В 1994 г. введен в действие общероссийский классификатор продукции

ОКП (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301).

ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Согласно ОКП всю продукцию объединяют в классы (с 01 по 98) по отраслевому принципу и виду исходного сырья.

Торговая классификация используется только для товаров широкого потребления, к которым относятся медицинские и фармацевтические товары. Она основывается на распределении товаров на группы в соответствии с прейскурантами цен.

Учебная классификация (торговый ассортимент) предназначена для изучения ассортимента товаров широкого потребления, представленного в оптовой и розничной торговле.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...