Группы потребительских свойств товаров.
Социальные - свойства, отражающие соответствие товара потребностям общества или его общественную значимость для различных групп потребителей. Эти свойства зависят от материальной обеспеченности населения, норм рационального потребления, стиля, моды и т.п. Функциональные свойства - это показатели соответствия изделия выполнению основной функции или использованию его по назначению. Номенклатура функциональных показателей для разных товаров неодинакова и зависит от назначения товара. Например. Изделия должны быть прочными и надежными в эксплуатации. Надежность характеризуется показателями безотказности, долговечности,ремонтопригодности (для приборов, аппаратов), сохраняемости под воздействием факторов внешней среды, при хранении и транспортировке. Эргометрические свойства - это показатели удобства и комфорта в процессе эксплуатации изделия, это соответствие изделия особенностям организма человека и обеспечение оптимальных условий пользования им. К эргометрическим свойствам относятся: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические и психологические свойства. Гигиенические - требования к условиям эксплуатации: температура, влажность, гигроскопичность и т.д. Антропометрические - соответствие конструкции изделия форме и массе тела человека. Физиологические и психофизиологические - соответствие конструкции органам чувств и мышечной энергии человека. Эстетические свойства - это показатели информационной выразительности и гармоничности, рациональности формы, конструкции, внешнего оформления, совершенства исполнения. Важнейшим показателем является дизайн, как самого товара, так и его упаковки.
Экологические свойства - это показатели, характеризующие защиту окружающей среды от выделений вредных веществ при производстве, транспортировке, хранении и эксплуатации изделия. Свойство безопасности потребления характеризует обеспечение безопасности человека при пользовании изделием.
Товары обладают четырьмя основополагающими для товароведческой деятельности характеристиками: - ассортиментной, - качественной, - количественной, - стоимостной. Первые три характеристики служат для удовлетворения реальных потребностей человека (физиологических, социальных, психологических и др.), определяя потребительную стоимость товара. Ассортиментная характеристика - это совокупность отличительных видовых свойств и признаков товаров, определяющих их функциональное и/или социальное назначение. Эта характеристика включает группу, подгруппу, вид, разновидность, наименование, торговую марку товара и устанавливает принципиальные отличия одного вида или наименования товара от другого. Качественная характеристика - это совокупность внутривидовых потребительских свойств, обладающих способностью удовлетворять потребности потребителя. Качественные характеристики - это, например, безопасность, эффективность, экологичность и др. Качественные характеристики имеют решающее значение для формирования потребительских предпочтений. Количественная характеристика - это совокупность определенных внутривидовых свойств, выраженная с помощью физических величин и единиц их измерения, которые обычно нормируются. Так, допустимые нормы отклонений по массе или объему регламентируются НТД, и превышение этих норм служит основанием для запрета реализации товаров. Стоимостные характеристики товаров не относятся к товароведческим; они составляют предмет изучения экономических дисциплин.
Вопросы для самоконтроля 1. Дайте определение товара. 2. На какие группы классифицируется товар? 3. Дайте определение и объясните понятие потребительных стоимостей товаров. 4. Перечислите и охарактеризуйте группы потребительских свойств товаров.
КЛАССИФИКАЦИЯ, КОДИРОВАНИЕ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ ТОВАРОВ Термин «классификация» происходит от слова классифицировать (лат. classis - разряд, facere - делать), т.е. распределять множество объектов на классы (разряды, группы) в зависимости от общих признаков. Классификация - это система распределения объектов, в которой все части взаимосвязаны и определенным образом соподчинены. В соответствии с Отраслевым стандартом 91500.01.0003 - 2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения» определение классификации дается следующим образом: Классификация - это разделение множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Каждая составная часть классификации в свою очередь представляет собой комплекс сходных объектов, имеющих хотя бы один общий признак. Классификация товаров необходима в целях: · автоматизированной обработки информации о товарах; · изучения потребительских свойств и качества товаров; · учета и планирования товарооборота; · составления прейскурантов, каталогов; · совершенствования системы стандартизации; · размещения товаров для хранения; · сертификации продукции; · проведения маркетинговых исследований товаров; · статистического анализа реализации продукции. Методы классификации Метод классификации – совокупность приемов разделения множества объектов. Различают два метода классификации: - иерархическая; - фасетная. Иерархическая классификация (слово греческого происхождения, означает расположение в порядке от высшего к низшему) - это последовательное разделение множества объектов на подчиненные классификационные группировки (подмножества, вместе представляют единое целое). Каждое последующее звено в ней должно конкретизировать признак вышестоящего звена. Иерархический метод – это метод классификации с взаимосвязанными подмножествами, находящимися в определенном соподчинении друг к другу.
Примером, где используется иерархический метод, является Общероссийский классификатор продукции. В нем деление множества товаров на подмножества происходит следующим образом: Класс => подкласс => Группа => подгруппа => Вид => подвид => Разновидность. Системы классификации могут различаться ступенчатостью, то есть количеством классов. Существуют одно, двух, трех и более ступенчатые классификации. Количество классов в основном зависит от номенклатуры товаров - с увеличением номенклатуры растет число классов. Например, в ОКП используется 7 ступенчатая классификация, ТН ВЭД – 6, АТС – 5. Примером иерархической классификации является таблица Д.И. Менделеева. Фасетная классификация - представляет параллельное разделение множества объектов на независимые классификационные группировки (подмножества). Фасетный метод – это метод классификации, который представляет собой сочетание отдельных независимых, неподчиненных друг другу групп (подмножеств), но которые в совокупности дают наиболее полное представление о товаре. Фасетами, таким образом, будут называться полученные подмножества. Например, в отношении медицинских и фармацевтических товаров - это классификация по назначению (предметы ухода за больными, предметы санитарии и гигиены и др.). Например, в справочнике Видаль – деление по разделам: Раздел 1 – указатель клинико-фармакологических групп, Раздел 2 – Нозологический указатель и пр. Для товароведения первостепенное значение имеют три вида классификации товаров: общегосударственная, торговая и учебная. Общегосударственная (статистическая) классификация создана для облегчения управления народным хозяйством на всех уровнях: общегосударственном, отраслевом и территориальном. В 1994 г. введен в действие общероссийский классификатор продукции ОКП (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301). ОКП представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Торговая классификация используется только для товаров широкого потребления, к которым относятся медицинские и фармацевтические товары. Она основывается на распределении товаров на группы в соответствии с прейскурантами цен. Учебная классификация (торговый ассортимент) предназначена для изучения ассортимента товаров широкого потребления, представленного в оптовой и розничной торговле.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|