Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образовательные технологии




НЕПОЧАТЫХ Е.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ЭТНОПЕДАГОГИКА

Направление подготовки

Психолого-педагогическое образование» (бакалавр)

 

Профиль подготовки

«Психология и социальная педагогика»

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

 

Форма обучения

Очная

Курск


Рабочая программа учебной дисциплины «Этнопедагогика» подготовлена Непочатых Еленой Павловной, к.пс.н., доцентом кафедры психологии и педагогики

 

Рецензенты:

1. Петров Петр Петрович, д.ф.н., профессор

2. Федоров Федор Федорович, д.п.н., профессор

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Этнопедагогика» утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики (Протокол № __ от «______» __________- 20___ г.).

 

 


Цели освоения дисциплины

Целями учебной дисциплины «Этнопедагогика» являются изучение социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа; развитие межкультурной компетентности; повышение культуры профессиональной деятельности бакалавров.

Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина является базовым (общепрофессиональным) компонентом профессио­нального цикла (Б.З). Входные знаний, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения цикла ГСЭ Б.1, математического и естественно-научного цикла Б.2, в частности, Правоведение, История, Философия, Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире, Социология. Входные знания приобретаются также в процессе изучения курсов Базовой общепрофессиональной части (Б.З): Теории обучения и воспитания, Поликультурное образование, История педагогики и образования, Методика и технология работы социального педагога.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- выявление специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

- психологическая диагностика уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

- готов руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников (ПКПП-9);

В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования:

 

ЗНАТЬ - особенности предмета и задачи этнопедагогики; - методологические проблемы исследования социальных и педагогических процессов, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики и культурных традиций народов; - сущность, структуру, функции народного воспитания, этнопедагогические методы формы и средства воспитания;
УМЕТЬ - работать с теоретическим содержанием курса; изучать и анализировать этнопедагогическую литературу по дисциплине, - обобщать и делать соответствующие выводы; подбирать и применять психодиагностический инструментарий (методы и методики) для изучения и анализа этнопедагогических феноменов.
ВЛАДЕТЬ - исследовательскими методами для диагностики и прогнозирования этнических про­цессов и явлений; - навыками работы с первоисточниками в области этнопедагогики и смежных дисциплин.  
Быть компетентным - в выявлении специфики психического функционирования человека с учётом к этнической, профессиональной и другим социальным группам; - в психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, с целью гармонизации психического функционирования человека; - в готовности руководить проектно-исследовательской деятельностью школьников;  

Объём дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единиц, 144 часа.

 

Количество часов по учебному плану

(очная форма обучения)

Всего 144 часа

Аудиторные занятия 56 часов, в том числе интерактивных занятий 14 часов

Самостоятельная работа 88 часов

 

№ п/п Раздел, тема Виды учебной работы, трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Всего Самос- тоят. работа Аудиторные занятия
Всего Лекционные Групповые (семинары, практические) Лабораторные Конт. раб. Рефераты / эссе Курсов. раб/ проект Расчетно-графическая работа Зачет* Экзамен Контр. точки по мод.-рейтинг. системе
                             
  1. Этнопедагогика как отрасль педагогической теории и практики                                          
2.   Становление и развитие этнопедагогики                                          
  Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании                                              
  Духовные истоки народной педагогики                                            
  Педагогические явления народной жизни                                            
  Человек как идеал народной педагогики                                          
  Развитие личности в народной педагогике                          
  Воспитание как общественное и педагогическое явление                          
  Народный костюм                          
  Гуманистические основы народной педагогики. Трудовое воспитание                          
  Природа как фактор народной педагогики                          
  Культурная вариативность регуляторов социального поведения                          
  Традиции толерантности в культуре разных народов                          
  Слово как средство нравственно-эстетического воспитания                            
  Этнопедагогические средства воспитания                          
  Семья как идеал народной педагогики                          
Общая трудоемкость часы                                            
з.е.   Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х Х
                               

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование разделов и тем дисциплины Содержание темы
Раздел 1
Тема 1 Этнопедагогика как отрасль педагогической теории и практики Этнопедагогика как отрасль педагогической теории и практики. Объект, предмет, задачи и функции этнопедагогики. Методологические принципы этнопедагогики. Философские основания этнопедагогики. Методы этнопедагогического исследования. Связь этнопедагогики с другими науками. Взаимосвязь этнопедагогики с семейной педагогикой, с педагогикой среды, с экологическим воспитанием и образованием. Понятие о народной педагогике. Соотношение понятий «этнопедагогика» и «народная педагогика».
Тема 2 Становление и развитие этнопедагогики Исследование опыта народного воспитания в 19 – начале 20 веков. Первое употребление термина «народная педагогика» К.Д. Ушинского в «Руководстве к преподаванию родного языка». «Народная педагогика» Г.С. Виноградова. Собрание и изучение фольклора и быта. Деятельность И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, Е.А. Авдеевой. Комиссии по детскому фольклору, быту и языку (1927). Научная деятельность Г.С. Виноградова и О.И. Капицы. Практический опыт соединения традиционного воспитания с педагогической теорией (опыт Яснополянской школы Л.Н. Толстого и симбирской И.Я. Яковлева). Некоторые аспекты народной педагогики в трудах В.Я. Струминского, Е.Н. Медынского и др. Этнопедагогические исследования и направления во второй половине 20 века. Этнографический подход в исследованиях по педагогике. М. Мид о специфике социализации детей у разных народов мира. Этнопедагогика Г.Н. Волкова. Этнография детства Г.М. Науменко. Сравнительная этнопедагогика как основа изучения особенностей воспитания детей у конкретного народа. Ведущие направления (отрасли) этнопедагогики. Методология этнопедагогики (К.Ж. Кожахметова, Г.И. Батурина, Е.Л. Христова, Ю.А. Рудь). Историческая этнопедагогика (Т,Н. Петрова). Интегративная (интегральная) педагогика (Ф.Ф. Харисов). Русская субэтническая педагогика (А.М. Леонов). Этнопедагогика игры (В.М. Григорьев). Этнопедагогика русской народной игрушки (Н.С. Александрова). Этнопедагогика среды (Л.В. Кузнецова). Сравнительная этнопедагогика (К.Ж. Кожахметова, Б.А. Жетписбаева, Л.И. Федорова). Аналитическая этнопедагогика (Г.Н. Волков) и др. Народное воспитание в наследии классиков педагогики Народная педагогика как основа развития науки о воспитании подрастающего поколения. Зарождение народной педагогической мудрости. Использование и развитие народной педагогики в западной школе. Я.-А. Коменский и его принцип природосообразности. Идея «материнской школы». Русские педагоги и народно-педагогический опыт. Принцип народности К.Д. Ушинского. Сказки и рассказы К.Д. Ушинского как пример использования народной педагогики. А.С. Макаренко. Проблемы педагогического мастерства. В.И. Водовозов. Идеал народного учителя. В.А. Сухомлинский. Воспитание чувств. Мир культурных ценностей. Слово учителя о народном воспитании. И.-Г. Песталоцци о народном педагогическом опыте. Принцип культуросообразности воспитания, разработанный А. Дистервегом. Л.Н. Толстой. Соединять в себе любовь к делу и к ученикам.
Тема 3 Этнопедагогическое наследие в современном образовании и воспитании Педагогические возможности народного художественного творчества в контексте современной антропологии и концепции Л.С. Выготского об истории культуры как развитии системы знаков, служащих для управления поведением. Основы педагогического проектирования художественного творчества, его образов и сюжетов в современных концепциях Т.Я. Шпикаловой, И.Ф Гончарова, Т.И. Гончаровой, М.Ю. Новицкой. Этнопедагогика и этнопедагогизация. Опыт и исследования Г.Н. Волкова. Этнопедагогика как составная часть современного культурологического образования Г.А. Романова. Учебные заведения культуры и образования за возрождение национального самосознания. «Народная художественная культура России: перспективы развития и подготовка кадров» (Т.И. Бакланова). Этнопедагогический опыт Башкирии (Р.К. Габитова). Задачи и направления этнопедагогического образования на современном этапе развития наук. Сравнительный анализ подходов к традициям воспитания у различных народов: национальные особенности и общие идеалы. Общность – самобытность культур разных народов, диалог культур. Исторические предпосылки становления и развития этнопедагогики как отрасли педагогической теории и практики. Взаимодействие народной педагогики и народного воспитания в творческом наследии педагогов. Проблемы народного воспитания в трудах Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, Г.М. Науменко и др. Гуманистическая направленность воспитательной системы В.А. Сухомлинского.
Тема 4 Духовные истоки народной педагогики Природа и духовное начало народных воспитательных традиций. Духовные истоки народной педагогики. Религия как источник народной этики. Христианская этика и мораль. Мораль и этика ислама. Мораль и этика буддизма. Мораль и этика иудаизма. Религиозная обрядность и нравственное воспитание. Религиозный этикет. Особенности религиозной народной педагогики. Этические основы религии – источник нравственного воспитания. Основы народной педагогики. Воспитательные традиции христианских народов. Семья как институт воспитания в крестьянской общине. Традиции приема пищи у христианских народов. Православные праздники. Казачья народная педагогика. Воспитательные традиции мусульман. Воспитательные традиции народов, исповедующих буддизм. Воспитательные традиции иудаистов. Воспитательные традиции народов Севера и Дальнего Востока. Корейская народная педагогика. Воспитание детей и подростков народными традициями христиан и мусульман.    
Тема 5 Педагогические явления народной жизни Педагогические явления народной жизни. Педагогические традиции и их место в духовной культуре народа. Народное воспитание и преемственность поколений. Педагогическая культура и духовный прогресс народа. Педагогическая культура, ее сущность и содержание. Народ как творец педагогической культуры. Аксиологические основы этнопедагогики. Понятие о педагогических ценностях. Классификация педагогических ценностей.  
Тема 6 Человек как идеал народной педагогики Образ Человека в историко-культурном развитии. Представления о сути человека в разные исторические эпохи. Понятие «идеал». Нравственный идеал как цель народной педагогики. Народный идеал человека. Понятие совершенства и прогресс человечества. Отражение идеала человека в различных жанрах устного народного творчества. Совершенный человек как цель народного воспитания. Отражение идеала человека в различных жанрах устного народного творчества. Традиционные характеристики идеала человека («добрый молодец», «красна девица» у русских, «настоящий джигит» у горцев, «честно живущий человек» у чукчей и др.). Общее и различное в человеческих качествах личности у разных народов. Общечеловеческое начало как главный личностный идеал всех народов мира. Этнический характер совершенного человека. Пути народного воспитания совершенного человека. Представления о сущности и содержании совершенства человека у разных народов. Подход к воспитанию как целостному явлению.    
Тема 7 Развитие личности в народной педагогике Определение понятий «развитие», «социализация», «воспитание» в этнопедагогике. Народное воспитание и формирование личности. Факторы социализации и формирования личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности. Формирование базовой культуры личности в народной педагогике. Особенности социализации детей. Нормы воспитания детей в разных культурах. Традиционные стили воспитания. Фольклор как важнейший компонент воспитания нравственных качеств подрастающего поколения. Обусловленность общения культурными традициями общества.  
Тема 8 Воспитание как общественное и педагогическое явление Понятие «воспитание». Цели народного воспитания. Закономерности и принципы воспитания. Воспитание как средство трансляции культуры. Воспитание как компонент социализации человека. Понятие и сущность методов воспитания и их классификация. Общая характеристика форм воспитания и их классификация. Влияние среды на развитие личности. Воспитание личности в коллективе.  
Раздел 2
Тема 9 Народный костюм Нравственные принципы народного воспитания. Эстетическое развитие личности. Средства эстетизации в народной педагогике: национальная одежда, жилище, организация пространственной среды. Крестьянство – хранитель традиций в национальном костюме. Соответствие национального костюма внешнему виду, образу жизни и характеру труда народа. Назначение орнамента в костюме. Виды орнамента, композиции и мотивов в национальном костюме разных народов. Значение цвета в костюме. Особенности древнерусского костюма. Влияние византийских форм в одежде славян. Красочность и своеобразие древнерусского костюма. Изобилие навесных украшений в женском костюме Древней Руси. Разделение форм русского костюма на южный и северный. Виды отделки русских одежд. Предметы одежды костюма Курской губернии. Связь интерьера жилища и архитектуры дома с природой. Предметы быта как средства эстетического воспитания.  
Тема 10 Гуманистические основы народной педагогики. Трудолюбие как главная добродетель народного воспитания. Раннее вовлечение детей в трудовую деятельность. В.И. Семевский о трудолюбии крестьян. Роль семьи в воспитании трудолюбия у детей. Радость труда. Духовная основа трудолюбия. Традиции трудового воспитания подрастающего поколения. Особенности трудовой подготовки девочек и мальчиков. Осносные приемы и методы формирования трудовых навыков у детей. Идея самоценности бескорыстного труда в традиционной культре воспитании. Сочетание трудового и эстетического воспитания при изготовлении орудий труда. Значение игры в трудовом воспитании. Игры с рудовым содержанием. Пословицы и поговорки о мудрости трудового воспитания разных народов. Народная школа воспитания трудолюбия у разных народов. Трудовое воспитание как основа народной педагогики. Участие детей в труде. Значение в формировании личности коллективных видов труда. Народный эпос об идеале человека физической силы, отваги, геройства. Трудовая взаимопомощь у разных народов.  
Тема 11 Природа как фактор народной педагогики Природа как фактор народного воспитания. Я.-А. Коменский и К.Д. Ушинский о принципе природосообразности в народной педагогике. Экология как универсальная забота человечества – экология окружающей природы, экологии культуры, экологии человека, экология этнических образований. Влияние природы на формирование личности. Комбинированное воздействие природы на чувства, сознание, поведение человека. Народ и природа как высшая форма гармонии жизни в народной педагогике. Образы родины, родной природы в народном творчестве. Культ природы, культ животных в народно-экологическом воспитании подрастающего поколения. Средства народной педагогики в воспитании любви и бережного отношения к природе. Отношения человека с природой в традиционном народном мировоззрении.    
Тема 12 Культурная вариативность регуляторов социального поведения Культура как психологический феномен. Основные определения культуры. Признаки и элементы культуры. Регулятивная функция культуры. Характеристики культуры: ценности, обычаи и ритуалы, пережитки и суеверия, мифология. Экстенсивные и интенсивные культуры. Православные и протестанские культуры. Моностилистические и полистилистические культуры. Специфические особенности поведения человека в разных культурах. Социокультурные особенности народов мира. Психологические характеристики русского народа. Русский национальный характер.  
Тема 13 Традиции толерантности в культуре разных народов Представления о «своих» и «чужих» и традиции толерантности в культуре разных народов. Обычаи установления дружеских отношений. Куначество. Гостеприимство. Аталычество. Побратимство, усыновление и другие формы установления искусственного родства. Обычаи примирения с врагом. Покровительство. Социальные функции обычаев. Этноэтикет как институт традиционной культуры. Народные традиции и этикет.  
Тема 14 Слово как средство нравственно-эстетического воспитания   Писатели, ученые о значении слова и народного языка в воспитании (Я.-А. Коменский, К.Д. Ушинский, в.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, Л.Н. Толстой и др.) Воспитание любви и бережного отношения к родному слову. Словесные средства обучения и воспитания. Словесные воздействия на ребенка (поверье, просьба, совет, намек, пожелание, благословение, заклинание, зарок, клятва, упрек и др.). Многообразие словесных форм воздействия на чувства, сознание и поведение человека в народной педагогике. Отношение к слову, к национальному языку у разных народов. Зависимость коммуникации от культурного контекста. Проявление различий в языке и фольклоре у разных народов. Взаимосвязь языка, мировидения и культуры. Язык как средство категоризации, упорядочения опыта и конструирования человеком мира. Зависимость семантики понятий от культурной специфики опыта. Различия понятий и ценностей. Истоки форм поведения людей разных этнических групп. Экспрессивное поведение и культура. Культурная обусловленность форм невербальной коммуникации. Влияние пространства и времени в межкультурной коммуникации.  
Тема 15 Этнопедагогические средства воспитания Дифференциация воспитательных средств, связанных с формированием определенных черт личности. Понятие, сущность и классификация методов и средств обучения и воспитания. Средства народного воспитания. Этнопедагогические формы, методы и средства воспитания личности на основе народных идеалов и духовно-нравственных ценностей. Этнопедагогические функции детского фольклора, народных игр, народных праздников и обрядов, народного художественного творчества. Этнографический музей в образовательном учреждении: цели и задачи, методика собирательной деятельности. Роль пословиц в народном воспитании. Воспитательные функции пословиц. Отражение в пословицах основных категорий морали, этических норм общества. Воспитание трудолюбия как ведущая идея пословиц. Многозначность пословицы как педагогического суждения. Представления о «своих» и «чужих» и традиции толерантности в пословицах разных народов. Роль народных песен в воспитании. Колыбельная песня. Поэзия раннего возраста. Песни отрочества. Юношеские песни и песни зрелого возраста в культуре разных народов. Педагогический оптимизм причитаний. Комплексное воздействие песни. Особенности сказок как народных средств воспитания (оптимизм, образность, забавность, дидактизм). Познавательная роль сказок. Педагогические идеи сказок. Сказки как проявление «народного педагогического гения». Факторы народного воспитания. Природа. Игра. Слово. Общение. Традиция. Быт. Искусство. Религия. Пример-идеал (идеал-символ, личность-символ, события-символы).  
Тема 16 Семья как идеал народной педагогики История развития семейного воспитания. Вклад в развитие семейного воспитания отечественных исследователей. Семья как идеал народной педагогики. Любовь как идеал народной семьи.Этнические стереотипы мужского и женского поведения. Модели ухаживания, сватовства и брачного поведения в разных культурах. Религиозные аспекты семенного воспитания в культуре разных народов. Семейно-брачный кодекс иудаизма. Особенности семейного воспитания в католической семье. Особенности семейного воспитания у разных народов. Специфика воспитания в цыганской семье. Ценностное отношение к семье и семейному очагу. Понятие «семья» в традиционной народной педагогике. Семья как средоточие народной педагогики – идей, традиций, опыта. Внутрисемейные отношения. Взаимоотношения супругов. Распределение ролей в воспитании детей в семье. Жена – мать как хранительница домашнего очага. Роль отца как воспитателя. Отцовские обязанности в семье. Народные традиции в воспитании детей в семье. Преемственность поколений в семье. Отражение этнических традиций в семейном быту. Роль этнокультурных факторов в современной семье.
       

Образовательные технологии

Особенности содержания данной дисциплины, ее целей и задач требуют от преподавателя использования активных методов обучения, способствующих развитию критического мышления и рефлексии у бакалавров, потребности в самопознании и самовоспитании, профессиональном и личностном росте.

Следует обратить внимание на то, что содержание учебного материала лекционных и семинарских занятий должно быть ориентировано на развитие творческого научного мышления бакалавров. Так, при отборе теоретического материала для преподавания необходимо ориентироваться как на научные положения, так и на факты, явления, процессы, события. Их анализ подводит бакалавров к теоретическому обобщению, учит их делать выводы из исследования фактов реальной действительности, в том числе и профессиональной деятельности. На этой основе происходит общее интеллектуальное развитие бакалавров, вырабатывается способность к познанию и решению возникающих в жизни проблем, которая определяет успешность любой деятельности.

Важным условием усвоения курса является организация совместной деятельности преподавателя и бакалавров. В связи с этим при преподавании данного курса рекомендуется применять методы активного обучения, например, проблемные лекции, тематические дискуссии, тренинговые упражнения. Необходимо отметить, что использование активных методов обучения способствует развитию критического мышления и рефлексии у бакалавров, потребности в самопознании и самовоспитании, профессиональном и личностном росте.

При организации самостоятельной работы бакалавров преподаватель при подготовке к семинарским занятиям должен ориентировать бакалавров на использование как конспекта лекций, учебника, так и чтение, комментирование и конспектирование учебной и научной литературы, хрестоматийного материала, выполнение исследовательской работы.

При чтении лекции и организации самостоятельной работы с литературой нужно каждое новое для бакалавров научное положение не только соотносить с наблюдаемыми в жизни психологическими явлениями, но и сравнивать с тем, как они объяснялись ранее и какое объяснение получили в современной науке. С этой целью необходимо использовать проблемные вопросы и задачи как в лекциях (для проблемного изложения), так и в качестве учебного задания бакалаврам для самостоятельной работы и семинарских занятий. Эти вопросы-задачи должны составляться так, чтобы ориентировать бакалавров на размышления над основными проблемами науки, на познание общих закономерностей психической деятельности; на понимание их применительно к реальным проявлениям психики в жизненных и профессиональных ситуациях.

Особо следует обратить внимание на использование хрестоматийного материала (первоисточников) при подготовке к лекциям и к семинарским занятиям. Хрестоматия, учитывая направление соответствующего учебного курса и требование программы, содержит, более емкое, разностороннее и вариативное теоретическое и практическое освещение важнейших проблем психологии, чем это могут предложить лекционный курс и учебник. Это преимущество хрестоматии может быть методически использовано для углубления и расширения программных требований. Кроме того, использование первоисточников позволяет варьировать содержание конкретных лекционных и семинарских занятий с учетом данного подбора бакалавров, их учебных успехов. При работе с хрестоматийным материалом бакалавров необходимо ориентировать не только на составление ответов на сформулированные преподавателем вопросы, но и на составление собственного плана план изученного труда, статьи, отрывка и т.д., что позволяет активизировать собственное мышление бакалавров. Кроме того, семинарские занятия с привлечением текстов хрестоматии, содержащих различные точки зрения педагогов на одну и ту же проблему, оживляют обсуждение ее, вызывают дискуссию.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...