2.2. Анализ и систематизация заголовков по классификации
2. 2. Анализ и систематизация заголовков по классификации М. Шостака
Изучив ряд изданий газеты «Александровская жизнь», я классифицировала 79 заголовок по 5 группам. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) В группе «Заголовок – хроника» содержится 15 заголовков, которые кратко «пересказывают» новость. Это объясняется тем, что автор, используя такого рода заглавия, стремится больше придать написанному законченность, чем сделать его оригинальным, так как информация, изложенная в тексте, не требует особого волшебства для привлечения к себе внимания. Смысловая группа «Заголовок - «бегущая строка»» представляет 9 заголовков, которые начинают статью и сливаются с ней. Такое скудное количество связано с тем, что эффективность подобных заглавий невелика, так как они не вызывают внимания читателей из-за простоты своего оформления. В группу «Заголовок – резюме» входят 15 заголовков, описывающих главную мысль статьи, потому что автор создает неповторимую оболочку тексту, используя литературные тропы, и тем самым заинтересовывает читателя, что и является его главной целью. Группа «Заголовок – цитата» состоит из заголовков, содержащих известную фразу или реплику героя. Их всего 17, так как их напевность и близость к душе аудитории повышает интерес к статье, возникает желание познакомиться со статьей, которую они возглавляют и даже разузнать, почему подобрано такое высказывание, как оно соотносится с темой текста. Группа «Заголовок – интрига» содержит 23 заголовка и является самой большой. Это объясняется тем, что ощущение неизведанности и странности всегда побуждает к скорейшему познанию. Так, увидев оригинальный заголовок, читатель не может соотнести его смысл со статьей, не прочитав его, поэтому возникает некая заинтересованность в раскрытии заветной тайны. Конечно, интрига была, есть и будет беспроигрышным вариантом для составителей заголовков, так как именно они вызывают наибольший интерес читателя.
Заключение
Заголовок – это неотъемлемая часть любой статьи, которую по праву можно считать некой опорой текста. Эффективность и популярность газетного текста зависит от того названия, который подобрал автор, ведь возможность прочтения того или иного материала определяется тем, понравится ли он читателю. Заголовок – это та же статья, но одновременно краткая и вмещающая в себя суть всего материала. Заголовок как элемент текста воспринимается, с одной стороны, как самостоятельная языковая единица, с другой стороны, полноценный компонент материала, без которого они оба состояться не могут в полной мере. Его двойственная природа и определяет многие особенности. В своей исследовательской работе я пришел к выводу о том, что для классификации заголовков следует прибегать к анализу с точки зрения способа их воздействия на читателя. Это помогает выявить те особенности, придерживаясь которых, можно написать эффектную и удачную статью, пользующуюся спросом у читательской публики. Выполнив все задачи исследования, можно сказать, что моя гипотеза подтвердилась: читатели, просматривая заголовки газет, останавливают своё внимание на заголовках, конструкции которых им знакомы. Если заголовок вызывает ассоциации и находит слово в памяти, то материал статьи или заметки хочется прочитать. Новизна проекта заключается в том, что в современном мире роль печатных изданий и их востребованность среди разновозрастной аудитории, к сожалению, падает. В своем проекте я попытался показать необходимость использования красочных и оригинальных заголовков, которые дают автору возможность привлечь читательское внимание.
Язык наш постоянно развивается и меняется. Современный газетный заголовок дает возможность изучать язык в его современном состоянии. Практическая значимость определяется возможностью использовать ее материал на занятиях элективных курсов по изучению языка СМИ, стилистики, словообразования. А также данная работа может представлять интерес для юных журналистов, интересующихся приемами языкового воздействия на читателя, т. к. именно наличие интересных, цепляющих заголовков значительно увеличивает ценность газеты, что повышает актуальность и значимость печатных изданий среди читателей.
Библиографический список
1. Большой энциклопедический словарь / Мин – во образования и науки Рос. Федерации: Изд. 2-е перераб., допол. / Изд.: Большая Российская энциклопедия, 1997. – 1456 с. 2. Лексика русского языка: учеб. Пособие / А. В. Калинин. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2013. – 320 с. 3. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманов // Изд. 2-е, стереотип. - Советская энциклопедия, 2001г. – 327 с. 4. Словарь русского языка. 50000 слов. / Ожегов Сергей Иванович. М.: Гос. Изд. Иностр. И нац. Словарей, 1949. – 968 с. 5. . Заголовок – слово главное // Тертычный. А. // Журналист, 2000. Москва. 6. Основы творческой деятельности журналиста. // Г. С Мельник, А. Н. Тепляшина. // СПб., 2004. С. 137. 7. Лексикология современного русского языка / Шанский Н. М: Учеб. Пособие для пед. Ин-тов по спец. «Рус. Яз. И лит. »: Изд. 2-е, испр. — М.: Просвещение, 1972. — 328 с. 8. «Муки заголовка» // Блисковский З. Д. // Москва, 1972. – 160 с. 9. «Сочиняем заголовок»// Шостак М. // Журнал «Журналист», №3, 1998 10. Этимологический словарь русского языка// Федорова Т. Л., Щеглова О. А// - М.: «Лад-Ком, 2010. -608 стр. 11. https: //alex-sk. ru/content/100-let-gazete-aleksandrovskaya-zhizn/ 12. www. onlinegazeta. info
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|