Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

32. Прибыль банка: формирование и использование. Показатели рентабельной деятельности банка




Вопрос 21.

 

В мировой банковской практике промежуточное положение между срочными депозитами и депозитами до востребования занимают сберегательные депозиты. Они играют важную роль в ресурсах банков, в частности вклады целевого назначения. Традиционно эти операции в России осуществлял Сбербанк, однако в настоящее время в ходе конкурентной борьбы за ресурсы коммерческие банки стали осваивать и этот рынок ссудных капиталов.

Сберегательныевкладынаселенияклассифицируются в зависимости от срока и условий вкладной операции:

– срочные;

– срочные с дополнительными взносами;

– условные;

– на предъявителя;

– до востребования;

– на текущие счета и другие.

 Они вносятся и изымаются в полной сумме или частично и удостоверяются выдачей сберегательной книжки. Банки принимают целевые вклады, выплата которых приурочена к периоду отпусков, дням рождений и т. д. К сберегательным вкладам относятся вклады, образовавшиеся с целью накопления или сохранения денежных сбережений. Их характеризует специфическая мотивация возникновения – поощрения бережливости, накопления средств целевого характера и высокий уровень доходности, хотя и ниже, чем на срочные вклады.

Сберегательные вклады имеют свои выгоды и недостатки для банков. Значение сберегательных вкладов для банков состоит в том, что с их помощью мобилизуются неиспользованные доходы населения и превращаются в производительный капитал. Недостатки же для банков состоят в необходимости выплаты повышенных процентов по вкладам и подверженности этих вкла­дов экономическим, политическим, психологическим факторам, что повышает угрозу быстрого оттока средств с этих счетов и потерю ликвидности банка

В ходе рассмотрения данного вопроса также необходимо отметить и тот факт, что депозитная политика отечественных коммерческих банков начинает применять инструменты зарубежной практики – это депозитный сертификат на предъявителя, который может обращаться на рынке как любая другая ценная бумага. Сертификат – это письменное свидетельство банка-эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его пра­вопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Правила выпуска и оформления сертификатов предусмотрены письмом ЦБ РФ № 14-3-20 от 10. 02. 92 г. «О депозитных и сбере­гательных сертификатах банков» в редакции письма ЦБ РФ № 23 от 18. 12. 92 г. и являются едиными для всех коммерческих банков на тер­ритории России. В соответствии с этими правилами депозитный сертификат может быть выдан только юридическим лицам, зарегистрированным на территории России или иного государства, использующего рубль в качестве офици­альной денежной единицы, а сберегательныйсертификат – только фи­зическим лицам, проживающим на территории Российской Федерации или другого государства, использующего рубль в качестве законного платежного средства.

 

Вопрос 22.

 

К недепозитным источникам привлечения ресурсов относятся: полу­чение займов на межбанковском рынке; соглашение о продаже ценных бумаг с обратным выкупом, учет векселей и получение ссуд у централь­ного банка; продажа банковских акцептов; выпуск коммерческих бумаг; получение займов на рынке евродолларов; выпуск капитальных нот и облигаций.

В условиях становления банковской системы России большая часть недепозитных источников привлечения ресурсов не получила своего раз­вития.

Российские банки из этих источников в основном используют меж­банковские кредиты и кредиты ЦБ РФ. На рынке межбанковских кре­дитов продаются и покупаются средства, находящиеся на корреспон­дентских счетах в ЦБ РФ (дебетовые остатки на этих счетах).

В России организаторами рынка межбанковских кредитов высту­пили в 1991 г. Московская международная и Московская центральная фондовые биржи, которые первые организовали кредитные аукционы. Рынок межбанковских кредитов делится на три сегмента:

• трехмесячные кредиты;

• одно-двухмесячные кредиты;

• короткие деньги" (самые краткосрочные ссуды вплоть до 1 -2 дней).
Централизованные и межбанковские кредиты удобны тем, что они

поступают в распоряжение банка-заемщика практически немедленно и не требуют резервного обеспечения, поскольку не являются вкладами. Значение рынка межбанковских кредитов состоит в том, что пере­определяя избыточные для некоторых банков ресурсы, этот рынок повышает эффективность использования кредитных ресурсов банковс­ких системой в целом. Кроме того, наличие развитого рынка межбанковских кредитов позволяет меньшие средства держать в оперативных резервах банков для поддержания их ликвидности.

Большими перспективами для российских банков обладает такой депозитный источник ресурсов, как выпуск облигаций Банки вправе недепозитный источник ресурсов, как выпуск облигаций. Банки вправе выпускать облигации в размере не более 25% уставного капитала и после полной оплаты всех ранее выпущенных акций.

Вопрос 23

 

Кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий по повышению доходности и снижению кредитных рисков.

Кредитная политика является основой всего процесса управления кредитами и его отправ­ным моментом, она формулирует общие принципы и ограничения, утверждается Советом банка и оформляется как письменный меморандум, которым руководствуются все работники Банка.

Формирование политики оз­начает сокращение возможных альтернативных действий, упрощение и ускорение процесса при­нятия решения. Главное назначение полити­ки - обеспечение последовательности дейст­вий в практике банка, надежности и четкости его деятельности.

Содержание и структура этого документа различна для разных банков, но основные моменты, как правило, схожи в документах такого рода.

Основные аспекты:

1. приоритеты банка в области кредитования:

- объекты кредитования

- виды производства

- категории заемщиков

- характер отношений с заемщиком, степень доверия к ним

- виды и размеры кредитов

- формы обеспечения возвратности кредитов

- схема обслуживания клиентов

2. цели кредитования

планируется ожидаемый уровень рентабельности кредитов

3. механизм реализации кредитной политики – это комплект инструкций и методических материалов, регламентирующих организацию кредитной работы:

- технология кредитования – пооперацион. расписаны все действия

- полномочия кредитных работников

- порядок рассмотрения кредитной заявки

- инструкция по организации кредитования (документооборот и взаимоотношения структур и отделов)

- разработка комплекта документов, сопровожд. кредит. сделку.

 

При формировании кред. политики должен учитываться ряд объективных и субъективных факторов:

  1. макроэкономические:

- общее состояние экономики страны

- денежно-кредитная политика ЦБ

- фин. политика правительства

2. отраслевые и региональные

- состояние экономики в регионе и отраслях, обслуживаемых банком

- состав клиентов, их потребность в кредитах

- наличие у банков конкурентов

существует методика оценки экономического потенциала региона, все показатели можно разделить на 3 группы:

1) общеэкономические (территория, численность …)

2) производственные (объем промышленного производства)

3) показатели развития экономической инфраструктуры (дороги, численность студентов, затраты на образование …)

3. внутрибанковские

- величина собственных средств

- структура пассивов

- способности и опыт персонала

 

Кредитная политика определяет стандарты, параметры и процедуры, которыми руководствуются банковские работники в своей деятельности по предоставлению, оформлению кредитов и управлению ими.

Кредитная политика обычно оформляется документально, регламентируя предварительную работу по выдаче кредитов, а также процесс кредитования.

В процессе кредитования коммерческими банками можно выделить несколько общих характерных этапов:

- изучение финансового состояния заемщика;

- изучение кредитной истории заемщика, его деловых связей;

- разработка и подписание кредитного соглашения;

- анализ рисков невозврата кредитов;

- кредитный мониторинг заемщика и всего портфеля ссуд;

- мероприятия по возврату просроченных и сомнительных ссуд и по реализации залогов.

Принципиально важное значение играет % политика. Уровень % ставки по кредитам зависит от следующих факторов: (по руб)

1) уровень инфляции

2) ставка рефинансирования

3) ставка ЛИБОР + % (по валютным кредитам)

Все сказанное выше подтверждает, что банку необходимо организовать и отладить кредитную политику. Так он сможет своевременно реагировать на изменения в кредитной политике государства, а также снизить возможные внутренние риски при организации процесса кредитования.

 

Вопрос 24.

Кредитоспособность – это оценка возможностей клиентов для получения ссуды и его способности своевременно и в полном объеме погасить задолженность и % по ней банку.

Для оценки кредитоспособности предприятия коммерческие банки используют раз­личные методы финансового анализа состояния заемщика. Многочисленные аспекты финансового анализа, будучи соединенными в систему, отра­жают способность клиента своевременно и в пол­ном размере погашать свой долг.

Существуют различные способы оценки кредитоспособности:

1) на основе фин. коэффициентов

2) на основе денежного потока

3) на основе показателей делового риска.

Первый способ наиболее распространен в практике российских банков

Основное внимание при определении креди­тоспособности сосредотачивается на показателях, характеризующих способность заемщика обеспе­чить погашение кредита и уплату процентов по нему.

При оценке кредитоспособности предприятия основные задачи состоят в анализе его платежес­пособности и ликвидности баланса; структуры, состояния, и движения активов; источников средств, их структуры, состояния и движения; аб­солютных и относительных показателей финансо­вой устойчивости и изменений ее уровня.

 

Основной источник информации для осуще­ствления анализа финансового состояния пред­приятия - это форма №1 для годовой и перио­дической бухгалтерской отчетности предприятия " Бухгалтерский баланс" и форма №2 для годовой и квартальной бухгалтерской отчетности " Отчет о финансовых результатах".

Анализ кредитоспособности предприятия-за­емщика разбивается на два основных этапа:

1. Общий анализ кредитоспособности заемщика, результатом которого является составление описания финансового состояния предпри­ятия-заемщика с указанием специфических осо­бенностей предприятия и оценкой его финансо­вого положения.

2. Рейтинговая оценка предприятия-за­емщика, дающая стандартную оценку финансо­вого состояния предприятия и позволяющая срав­нивать его с другими заемщиками. Рассмотрим подробнее названные этапы.

На этапе общего анализа кредитоспособности, чтобы получить описание фи­нансового состояния заемщика, нужно: составить агрегированный баланс предприятия; рассчитать систему финансовых коэффициентов на основе аг­регированных показателей баланса и провести их анализ; оценить деловую активность предприятия; сделать прогноз финансового состояния предпри­ятия с помощью статистических моделей.

Агрегированный баланс предприятия-заем­щика основан на его обычном балансе (Приложение 1).

Важную роль в оценке кредитоспособности предприятия играют также агрегированные пока­затели " Отчета о прибылях и убытках" (Приложение 1).

Для проведения дальнейшего анализа креди­тоспособности предприятия используется систе­ма финансовых коэффициентов, состоящая из пяти групп показателей: коэффициенты финансового левереджа; коэффициенты эффективности или обо­рачиваемости; коэффициенты прибыльности; ко­эффициенты ликвидности: коэффициенты обслу­живания долга.

Каждая из перечисленных групп показателей отражает какой-либо аспект кредитоспособности предприятия.

Коэффициенты финансового левереджа характеризуют соотношение собственно­го и заемного капитала клиента. Чем выше доля заемного капитала в общем капитале заемщика, тем ниже класс кредитоспособности клиента. Если предприятие на каждый рубль собственных средств привлекает более рубля заемных средств, это свидетельствует о снижении его финансовой ус­тойчивости.

Коэффициенты эффективности, или оборачи­ваемости, рассчитываются в дополнение к коэффициентам ликвидности. Динамика коэф­фициентов оборачиваемости помогает оценить при­чину изменений коэффициентов ликвидности. На­пример, увеличение ликвидности предприятия может произойти за счет увеличения краткосроч­ной дебиторской задолженности. Если при этом снижается оборачиваемость, это свидетельствует о негативных тенденциях в работе предприятия, то есть невозможности повышения его класса кредитоспособности.

Коэффициенты прибыльности харак­теризуют эффективность работы собственного и привлеченного капитала предприятия. Они явля­ются существенным дополнением к коэффициен­там финансового левереджа. Например, при по­вышении прибыльности работы предприятия ухуд­шение коэффициентов левереджа не означает понижения класса кредитоспособности. Динамика коэффициентов прибыльности капитала имеет прямо пропорциональную связь с изменением уровня кредитоспособности клиента.

Коэффициенты ликвидности показы­вают, способен ли в принципе заемщик рассчи­таться по своим обязательствам, а также какая часть задолженности организации, подлежащая возврату, может быть погашена в срок. Для этого сопоставляются активы, сгруппированные по сро­кам, с соответствующими (по срокам) обязатель­ствами. Значение коэффициента ликвидности не должно быть меньше единицы. Если для опреде­ленной по срочности группы активов и пассивов коэффициент больше единицы, это означает, что предприятие располагает средствами для пога­шения своих долговых обязательств в избыточ­ном количестве. Анализируя баланс на ликвидность, можно оценить возможности заемщика быстро ре­ализовать средства по активу и срочно покрыть его обязательства по пассиву.

По степени ликвидности все активы можно разделить на 4 группы:

1) быстрореализуемые активы – денежные средств краткосроч. фин. вложения

2) среднереализуемые активы - дебиторская задолженность краткосрочного характера (до 12 месяцев)

3) медленнореализуемые активы - запа­сы и затраты

4) постоянные активы – внеоборотные активы.

Коэффициент обслуживания долга К17 опре­деляется как отношение выручки от реализации к задолженности перед банком П12/(П2 + ПЗ). Он показывает, какая часть прибыли используется для проплаты процентных платежей по долгу: чем больше эта часть, тем ниже кредитоспособность клиента, поскольку меньшая часть прибыли направ­ляется на капитализацию и другие цели развития предприятия.

Финансовое положение предприятия обуслав­ливается в немалой степени и его деловой активно­стью. В критерии деловой активности предприя­тия включаются показатели, отражающие качествен­ные и количественные стороны развития его де­ятельности: объем реализации продукции и услуг, широта рынков сбыта продукции, прибыль, вели­чина чистых активов.

Финансовая отчетность является лишь одним из каналов получения информации о заемщике. К другим источникам относятся также архивы банка, отчеты специализированных кредитных агентств, обмен информацией с другими банками и финансовыми учреждениями, изучение финансовой прессы.

Оценка кредитоспособности на основе фин. Коэффициентов требует индивидуального подхода к каждому клиенту. Необходима систематическая аналитическая работа по оценке состояния заемщика.

25. Механизм ценообразования в банковской сфере. Факторы, влияющие на банковское ценообразование.

Важным средством конкурентной борьбы за клиента является проводимая банком политика ценообразования — установление цен на различные банковские продукты и их изменение в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры. Объектами ценовой политики банка являются процентные ставки по кредитам и депозитам, минимальная величина вклада, премии, скидки, комиссионные и тарифы за банковские услуги.

В маркетинговой деятельности банка цена выполняет важную функцию согласования интересов банка и клиентов. Клиенты банка, особенно крупные, в процессе переговоров могут воздействовать на цену, добиваясь определенных скидок.

Особенностью ценообразования в банке является отсутствие четкой взаимосвязи потребительной стоимости банковской услуги и ее цены. В этих условиях банк имеет возможность маневрировать ценами в довольно растяжимых границах, проводя разную ценовую политику для разных клиентов (ценовая дискриминация), использовать цены как важное средство привлечения клиентов и продвижения услуг.

Конечно, по мере развития рыночных отношений роль цены как основы покупательского выбора снижается, она все больше уступает место неценовым факторам: репутации банка, сервису, рекламе и т. д.

Ценообразование является одной из важнейших сторон деятельности банка, рычагом управления, который позволяет формировать объем прибыли банка. К получению максимальной прибыли стремятся все банки, но преимущества имеют те из них, которые оказывают уникальные услуги либо имеют достаточно высокий спрос на свои услуги. Хотя рыночные силы оказывают значительное влияние на определение соотношения риска и вознаграждения, другие факторы, такие как репутация банка, его взаимоотношения с клиентами и способность обеспечить безупречное обслуживание, могут также влиять на оплату услуг. 2.

Предоставление банком взаимосвязанного пакета услуг существенно усложняет оценку затрат, связанных с отдельной услугой, которую нелегко выделить из пакета. Если удается рассчитать издержки по видам услуг, то можно определить, какие услуги следует развивать, а от каких — отказаться ввиду их нерентабельности. Кроме того, такая информация позволяет устанавливать дифференцированные цены на услуги с учетом фактических затрат на их предоставление. 3.

Ценообразование является комплексным и противоречивым процессом, в ходе которого идет поиск компромиссов, учитывается воздействие множества факторов. Основные ценообразующие факторы и этапы установления цены на рынке банковских услуг представлены на рис. 9 [54]. Внешние факторы Внутренние факторы Государство Конкуренты Потребители Цели Методы • Регулиро • Уровень • Ценовая • Завоева • Затрат вание цен эластич- ние рын ный • Налоги • Политика ность ка • На ос • Закон • Макси- нове спроса мизация спроса прибыли • Конку • Сохране рентный ние ли- дерства Рыночная корректировка цен

Ценовая дискриминация

Стимулирование использования определенных видов услуг Уравновешивающее ценообразование Предназначение услуги

Ограничения ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанные с государственным регулированием, а также с фактом существования предельного размера процентных ставок, при снижении которого банк уже не получает прибыль, выдвигают на первый план проблемы управления качеством банковского продукта и продвижения продукта на рынок.

Ценообразование на банковские услуги — многоэтапный и сложный процесс. Выделяют следующие этапы установления цен на банковские продукты: 1) установление целей ценообразования; 2) оценка спроса; 3) анализ структуры затрат; 4) изучение цен на услуги конкурентов; 5) выбор метода ценообразования; 6) учет факторов, влияющих на установление цен; 7) окончательное установление цен.

Рассмотрим каждый из этих этапов. 1.

1. Установление цели ценообразования. В рыночной экономике выделяют четыре основные цели ценообразования:

максимизация текущей прибыли, которая может быть достигнута в двух случаях: первый — банк оказывает уникальные услуги, которых нет у конкурентов, второй — спрос на те или иные виды банковских услуг значительно превосходит их предложение; —

удержание позиций на рынке. В этом случае банк реализует свои услуги по любой цене, для того чтобы удержать свои позиции на рынке; —

лидерство на рынке. С появлением новых услуг (электронные услуги, карточки и т. д. ) банк может определить время, хотя бы на ранних этапах, жизненного цикла услуги-новинки, захватить лидирующее положение и получать прибыль; —

лидерство в качестве продукции. Банк стремится превзойти конкурентов по качеству оказываемых услуг, это позволяет повысить цены. 2.

2. Оценка спроса. По закону рыночной экономики цена и спрос находятся в обратной зависимости, т. е. с увеличением цены спрос падает и наоборот. Изучение спроса на банковские услуги требует значительных расходов на маркетинг. Спрос на банковские услуги может упасть в двух случаях: растет цена или происходит насыщение рынка продуктами (услугами)-аналогами. Спрос может возрасти в связи с увеличением расходов на рекламу. И, наконец, спрос колеблется в зависимости от времени суток. Отсюда изучение степени эластичности спроса на отдельные виды услуг позволяет банку скорректировать цены на них. 3.

3. Анализ структуры затрат. В банковской сфере очень трудно определить издержки, особенно по конкретным видам услуг. Поэтому часто цены на услуги банка устанавливают, основываясь не на учете реальных издержек, а на значимости услуги для клиента или на уровне цен на соответствующие услуги у конкурентов.

В себестоимость банковских услуг входят затраты на оплату труда персонала, прочие прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, и косвенные затраты, которые сказываются на стоимости этих услуг после распределения между отдельными их видами.

4. Изучение цен на продукты конкурентов. Банки обычно прибегают к экспертным оценкам показателей качества услуг конкурентов по следующим критериям: быстрота обслуживания; качество обслуживания; точность обслуживания; наибольшее соответствие услуг нуждам клиентов; уникальные достоинства продукта; наличие дополнительных услуг, повышающих комплексность обслуживания.

Если услуги банка по этим критериям уступают услугам конкурента, то нет смысла устанавливать цены на уровне конкурента, и наоборот. 5.

5. Выбор метода ценообразования. Существует семь методов ценообразования на банковские услуги: 1)

ценообразование по методу «средние издержки + прибыль», При указанном методе ценообразования не учитываются такие факторы, как уровень спроса на банковские услуги, реакция клиентов на уровень устанавливаемых цен, уровень цен конкурентов; 2)

ценообразование на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли также ориентируется на затраты. При этом методе ценообразования нужно четко улавливать реакцию клиентуры на цены банковских услуг; 3)

ценообразование на основе ощущаемой ценности продукта. Этот метод ценообразования строго учитывает потребительский спрос, требует сопоставления с ценами конкурентов на аналогичные услуги, что делает его более гибким; 4)

ценообразование на основе уровня текущих рыночных ставок предполагает ориентацию банка при установлении цен на свои услуги на цены, действующие на рынке. Этот метод, как правило, применяется небольшими банками, которые используют стратегию «следования за лидерами».; 5)

ценообразование на основе взаимоотношений с клиентурой часто применяется в отношении крупных транснациональных корпораций и богатых индивидуальных клиентов — частных лиц. Банк, оказывая им услуги по низким процентным ставкам, предлагает этим потребителям дополнительные высокорентабельные для банка услуги, что в целом повышает доходность банка; 6)

ценообразование с целью проникновения на рынок получило широкое распространение в условиях сильной конкуренции на рынке банковских услуг.

Для проникновения на рынок банк умышленно занижает цены на некоторые услуги, что дает ему возможность завоевания определенного сегмента рынка; 7)

скользящее ценообразование применяется банком при установлении более высоких цен на свои услуги по сравнению с аналогичными услугами, что в рыночной экономике довольно сложно.

6. Учет факторов, влияющих на установление цен. Среди таких факторов можно выделить следующие: 1)

имидж банка — это авторитет, который складывается из отношений банка с клиентом, качества услуг и цены на них и т. д. Имидж банка — это совокупность сознательных и несознательных представлений, образов, существующих у клиентов и общественности о данном банке; 2)

география — наличие разветвленных сетей филиалов, предоставляющих услуги по всей республике; 3)

влияние других субъектов рынка. На цены банковских услуг, кроме конкурентов, оказывают влияние акционеры, клиенты, правительство; 4)

ценовые скидки и надбавки банками применяются для стимулирования приобретения банковских услуг в больших объемах. Как правило, это делается в отношении крупных потребителей; 5)

ценовая дискриминация способствует росту прибыли и повышению имиджа банка. Этот метод ценообразования идет по четырем направлениям: —

дискриминация клиентов: различным потребителям банковские услуги предлагаются по разной цене; —

дискриминация по форме услуг: высокое качество некоторых услуг позволяет банку поднять цены на них; — дискриминация по месту связана с различным уровнем затрат банка на их предоставление клиентам; так, использование автоматических кассовых машин обходится банку дешевле, чем применение труда кассиров, следовательно, цены разные; —

дискриминация по времени: цены на услуги, оказываемые в разное время суток, разные.

7. Окончательное установление цены. С учетом всех мотивов ценообразования на банковские услуги устанавливают окончательные цены. Избранный метод ценообразования во многом определяет размер будущей цены на банковский продукт. На практике окончательно установленная цена под влиянием вышеперечисленных факторов может существенно отличаться от предполагаемой.

Практика показывает, что каждый банк имеет широкий набор специфических инструментов и тактических приемов ценообразования. А конкретный выбор цены зависит от многих факторов: конъюнктуры финансового рынка, уровня конкуренции на рынке и мер государственного регулирования, имиджа банка, его территориального расположения, наличия сети филиалов и отделений, контролируемой доли рынка, скорости внедрения на рынок нового продукта, воздействий пайщиков/ акционеров, собственной стратегии банка. Эти и многие другие факторы приходится учитывать при установлении цены.

Банки могут ориентироваться на «цену лидера», устанавливать постоянные или меняющиеся цены, использовать договорные и иные виды цен. Так, плата за обслуживание может быть либо фиксированной, либо взиматься с каждой банковской операции, либо банк может использовать комбинированный подход.

Вопрос 26.

Оценка качества активов наряду с анализом достаточности капи­тала является важнейшим показателем для определения степени на­дежности банка и эффективности его деятельности. Качество активов определяется тем, насколько они способствуют достижению основ­ной цели деятельности коммерческого банка, а именно его прибыль­ному стабильному функционированию.

Качество активов банка определяется различными факторами:

• соответствием структуры активов структуре пассивов по срокам;

• ликвидностью активов;

• доходностью активов;

• диверсификацией активных операций;

• объемом и долей рисковых, критических и неполноценных ак­тивов;

• признаками изменчивости активов.

Высокое качество активов определяется прежде всего полной или потенциально полной возвратностью вложенных денежных средств в оговоренные договором сроки с учетом причитающейся банку нара­щенной стоимости (для размешенных активов) либо возможностью реализовать данный актив по цене, не меньшей его балансовой стои­мости (для внеоборотных активов).

С точки зрения качества активы делят на «хорошие» (полноценные) и «плохие» (неполноценные) активы. Актив считается неполноценным, если банк не может превратить его в денежные средства полностью по текущей балансовой стоимости по истечении срока его погашения.

Следует отличать неполноценные активы от рисковых. К послед­ним относятся те активы, для которых лишь существует вероятность потери стоимости в будущем, а к неполноценным — те, для которых эта вероятность уже наступила.

В частности, к «плохим» активам относятся:

• просроченная ссудная задолженность;

• векселя и иные долговые обязательства, не оплаченные в срок;

 неликвидные и обесценившиеся ценные бумаги;

• дебиторская задолженность сроком свыше 30 дней;

• средства на корреспондентских счетах в обанкротившихся
банках;

• состоянии;

• нереализуемая недвижимость;

• прочие.

При полном анализе качества активов должны быть получены от­веты на следующие вопросы:

1. Какова структура активов в целом и каковы весовые доли вложений в тот или иной актив?

2. Насколько сложившаяся структура активов соответствует общепринятым стандартам?

3. Какова величина «хороших» и «плохих» активов, а также планируемый уровень будущих потерь?

4. Какова степень рискованности каждого актива с учетом коэффициента риска?

5. Какова величина и доля малодоходных и не приносящих доход активов?

6. Какова степень обесценения активов, вложенных в ценные бу­маги?

7. Каков уровень иммобилизации активов?

5. 2. 2. Показатели качества активов

Для анализа качества активов обычно используют следующие по­казатели:

А1 уровень доходных активов, определяемый как отношение ак­тивов, приносящих доход, к общей сумме активов. У российских бан­ков значение этого коэффициента составляет, как правило, 55—65%. По международным стандартам, оптимальным считается значение этого коэффициента в пределах 76—83%. Слишком низкое значение этого коэффициента говорит о неэффективной работе банка и высо­кой степени иммобилизации средств, слишком высокое — о высоком уровне принятых банком на себя рисков.

А2 коэффициент активов с повышенным риском, равный отноше­нию суммы активов с повышенным риском к обшей сумме активов. К активам с повышенным риском относятся вложения в акции, век­селя, факторинг, лизинг, прямые инвестиции, превышение дебитор­ской задолженности над кредиторской. Диапазон для этого коэффициента не устанавливается, но по его значению можно примерно one-нить степень рискованности активной политики банка.

A3 — уровень сомнительной задолженности, равный отношений просроченной задолженности по кредитам к общей сумме размещенных активов. Значение этого показателя не должно превышать 5#-В идеале оно должно находиться в диапазоне 0—2%.

А4 — уровень резервов, рассчитываемый как отношение резервов

возможные потери по ссудам, под обесценение ценных бумаг, на

потери по расчетам с дебиторами и др. ) к сумме размешенных активов.

 Хотя этот коэффициент сильно зависит от политики банка по состоянию резервов и от качества его кредитного портфеля, оптимальным считается уровень резервов в пределах 5—7%.

А5 — уровень дебиторской задолженности в активах, не принося­щих доход. Показатель предназначен для оценки качества недоход­ных активов. Максимально допустимое значение этого коэффициен­та 40%. Более высокое значение свидетельствует о снижении ликвид­ности банка и о наличии у него проблем по своевременному возврату вложенных средств.

Аб коэффициент иммобилизации активов, равный отношению иммобилизованных активов к сумме активов-нетто. Нормальным считается значение этого коэффициента в пределах 15—17%. Превы­шение этого значения ведет к сокращению эффективности работы банка.

А7 коэффициент «схлопывания» активов — отношение суммы активов-нетто к балансовому итогу. У российских банков этот коэф­фициент в среднем равен 75—80%. Нормальным считается, когда активы-нетто составляют не менее 65% активов-брутто. Меньшее зна­чение свидетельствует об искусственном раздувании банком своих активов для поднятия своего рейтинга и престижа.

Количественные параметры являются лишь предварительной оценкой качества активов, которая может быть произведена по дан­ным официальной отчетности банков. Для более детальной оценки необходимо на основе первичной информации выделить в составе ак­тивов те, возвратность которых вызывает сомнение. Это могут быть кредиты, по которым пересматривались условия погашения; нестан­дартные активы, размешенные с отклонениями и нарушениями сло­ившейся в банке практики; крупные кредиты; средства, предоставленные инсайдерам банка, и т. д. Такой анализ в состоянии провести лишь сам банк, а также проверяющие органы (Центральный банк РФ и внешние аудиторы).

Для оценки качества активов коммерческих банков Центральным банком РФ установлены такие обязательные нормативы, (см. Инструкция 110)

 как максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных за­диков (Н6); максимальный размер крупных кредитных рисков  максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика); максимальный размер кредитного риска на одного акционера (Н9); совокупная величина кредитных рисков на акционеров (участников) банка (Н9. 1); максимальный размер кредитов,

займов, предоставленных своим инсайдерам (Н10), а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу; совокупная величина креди­тов и займов, предоставленных своим инсайдерам, а также гарантий и поручительств, выданных в их пользу (Н10. 1).

Вопрос 27.

 

Для выяснения платежеспособности заемщика кредитный работник анализирует доходы и расходы клиента. Доходы, как правило, определяются по трем направлениям: доходы от заработной платы, сбережений и капитальных вложений, прочие доходы. К основным статьям расходов относятся: выплата подоходного налога и других налогов, алименты, ежемесячные и квартальные платежи по ранее полученным ссудам, выплаты по страхованию жизни и имущества, коммунальные платежи и т. д. Подтверждение размеров доходов и расходов возлагается на клиента, который предъявляет необходимые документы:

- паспорт, по которому кредитный работник определяет время проживания по последнему адресу, возраст, семейное положение и наличие детей;

- справку с места работы, где должны быть указаны: среднемесячная заработная плата, сумма подоходного налога и других налогов, ежемесячно уплачиваемых Заемщиком, стаж работы на предприятии, сумма обязательных ежемесячных отчислений ( алименты, страховые взносы);

- книжку по расчетам за квартплату и коммунальные платежи,

- документы, подтверждающие доходы по вкладам в банках и ценным бумагам.

   При расчете платежеспособности из дохода вычитаются все обязательные платежи, указанные в справке и анкете (подоходный налог, взносы, алименты, компенсация ущерба, погашение задолженности и уплата процентов по другим кредитам, сумма обязательств по предоставленным поручительствам, выплаты в погашение стоимости приобретенных в рассрочку товаров и др. ). Для этой цели к

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...