Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Кто и где обучались в столице?




Вспомните! История и культура Санкт-Петербурга: восемнадцатый век

У петербуржцев разного происхождения были и различные возможности образования.

Где учились сыновья дворян? Для малышей образование начиналось с домашнего обучения.

Блестящее, по тем временам, домашнее образование получали дети императора. Каждый учебный предмет преподавал специальный педагог. А предметов было немало! Всемирная и русская история, английский и немецкий, французский и русский языки, литература зарубежная и русская, география, математика и физика, рисование и музыка, танцы и пение… В Висячем саду Малого Эрмитажа проходили уроки ботаники. Наставником великого князя Александра Николаевича (будущего Александра 11) был известный поэт В. А. Жуковский – образованнейший человек, уважающий человеческую личность, проповедующий любовь к ближнему.

В Петербурге почти во всех дворянских семьях к детям приходили домашние учителя. Однако среди них, особенно среди иностранцев, было много случайных людей. Преклонение перед иностранцами и всем «заграничным» порождало анекдотичные ситуации. Так, известны случаи, когда учителями становились парикмахеры, актеры или даже лакеи. Очевидно, как они «умело» обучали детей. Однако и профессиональные учителя далеко не всегда могли дать необходимые знания своим ученикам, так как в те годы еще отсутствовала система обучения. Именно поэтому А.Пушкин устами Онегина говорил: «Нас всех учили понемногу, чему-нибудь и как-нибудь».

Д ворянские дети, получив первоначальные знания дома, поступали в гимназии. Гимназии называли классическими, потому что в них изучали классические языки: древнегреческий и латынь. Кроме того, вы знаете, что и сами слова «гимназия, педагог, тетрадь, пенал» пришли из далекого прошлого, из древней античной культуры. К середине Х1Х в. века в Санкт-Петербурге было несколько гимназий.

Обучение в гимназиях было платным и продолжалось 7 лет. Занятия начинались 16 августа и заканчивались 1 июня. Каждый день, кроме воскресенья, гимназисты шли к 9 часам утра в гимназию. Урок длился по 60 минут.

Что изучали гимназисты? Как уже было сказано, древнегреческий и латынь. Но «мертвый язык» латынь помогал легко и быстро освоить французский, немецкий, английские языки. Гимназисты осваивали знания, которые ценились в те времена: литературу, историю, географию, русский язык (русскую словесность), а также математику и, конечно, Закон Божий.

Много, очень много тогдашним ученикам приходилось заучивать наизусть! Но зато это развивало у них память. Гимназистов заставляли десятки раз переписывать один и тот текст, добиваясь красивого, как тогда говорили, каллиграфического почерка.

Нерадивых учеников наказывали: ставили в угол, били розгами.

Преподавали в петербургских гимназиях профессиональные учителя, выпускники Педагогического института. Гимназисты носили обязательную форму. Как правило, в гимназиях учились дворянские сыновья.

Где учились сыновья обедневших дворян, купцов, священнослужителей, мелких чиновников, ремесленников? В Петербурге почти все желающие могли обучиться грамоте в приходских училищах.

При церквях в Коломне, Песках, Ямской слободе и других неаристокартических частях существовали приходские училища. В них в течение одного года дети осваивали Закон Божий, чтение, письмо и четыре правила арифметики. Иногда в единственном классе приходского училища набивалось до 100 детей.

Мальчиков, которые успешно учились, принимали в уездные училища. Там обучались три года. Ученикам сообщали «сведения, которые по их жизни, нуждам и упражнениям могут быть полезны». В некоторых классах давали знания «в коммерческих науках и бухгалтерии».

Дети из семей «неблагородного» происхождения, но не крестьяне, обучались в профессиональных учебных заведений: Коммерческом, Удельном земледельческом училищах, училищах торгового мореплавания, сельского хозяйства и горнозаводских работ.

Самых лучших, талантливых учеников «неблагородного» происхождения иногда принимали на обучение за казенный счет в гимназии. Купец Ларин основал на свои средства гимназию на Васильевском острове, куда принимали детей состоятельных купцов и ремесленников.

Следующей ступенью в образовании было – высшее.

Рассмотрите схему. Какие высшие учебные заведения находились в столице? кто мог в них учиться?

Н.Д.! Разместите, пожалуйста, рядом две схемы.

 

Дворянские сыновья могли обучаться В закрытых военных учебных заведениях (кадетские, пажеский корпуса, инженерное училище и др.)      
В Лицее, в котором готовили дворянских детей к государственной службе в Сенате, министерствах.   В Училище правоведения (Фонтанка, д.6), в котором готовили дворянских детей к законодательной, юридической деятельности в высших органах власти империи.    
В Институте корпуса инженеров путей сообщения (Московский пр. 9), в котором готовили дворян к профессии инженера, специалиста по строительству дорог, мостов.
В Университете (Здание Двенадцати коллегий), который вырос из академической гимназии, готовили ученых.       Дети неблагородного происхождения: сыновья купцов, ремесленников, священнослужителей, актеров, то есть представителей «разных чинов» могли обучаться в
В Горном институте (наб. Лейтенанта Шмидта, 45) готовили к профессии горного инженера, специалистов по поиску полезных ископаемых.   В Технологическом институте (Загородный пр., д 49) готовили к профессии инженера, специалиста по разнообразным техническим производствам.   В Лесном институте (Институтский пер., д. 5) готовили специалистов по лесному хозяйству.   В Медико-хирургической академии (ул. Лебедева, Д.) готовили специалистов в области медицины: докторов, ученых.   В Педагогическом институте готовили педагогов для гимназий и училищ.
В Академии художеств готовили архитекторов, художников, скульпторов

 

Как вы полагаете, почему допустили к обучению в некоторых институтах молодых людей из разных слоев общества – «разных чинов».

Как жили студенты при Николае 1? Жизнь, учеба студентов была строго регламентирована. Попечителями учебных заведений ставили людей военных, которые наводили строжайшую, военную дисциплину в институтах. В Университете, Институтах были приняты правила поведения (Уставы), которые запрещалось нарушать. Все читаемые лекции проверялись. Лекторы, которые допускали в своих лекциях «вольности» - заставляли студентов размышлять, увольнялись. Все студенты обязаны были ходить в специальных мундирах. Например, у студентов университета были мундиры темно-зеленые, с синим воротником и золотыми петлицами. Дополняли наряд треугольная шляпа и шпага.

Студенты из небогатых семей были весьма ограничены в средствах. Самые талантливые из них, училась за счет казны (их называли «казеннокоштными»). Но все равно этой стипендии было мало. Поэтому студенты брались за переводы иностранных книг на русский язык, нанимались домашними учителями.

 

Где обучались девушки?

Вы заметили, что в предыдущих статьях речь шла лишь о мальчиках, юношах? Девушек из состоятельных дворянских семей по-прежнему отдавали в Смольный институт. Дочери небогатых дворян, офицеров, чиновников учились в новых институтах. Там их обучали грамоте, хорошим манерам, ведению домашнего хозяйства и рукоделию. Для большинства девочек неблагородного происхождения все образование ограничивалось, в лучшем случае, приходским училищем.

4. Какие центры просвещения были в Петербурге?

Рассмотрите иллюстрации. Какие, из изображенных на них зданий, вам знакомы? Как вы полагаете, почему их называли центрами просвещения россиян?

Прочитайте текст. Что нового вы узнали о петербургских зданиях, являющихся центрами просвещения?

Иллюстрация: Новый Эрмитаж.

Подпись: Новый Эрмитаж. Проект архитектора Л. Кленце, осуществление проекта В.Стасов. В нишах фасада – скульптуры средневековых поэтов, ученых.

В 1851 г. двери Нового Эрмитажа открылись для посещения этого музея «чистой публикой», петербуржцами разных слоев общества. Горожане знакомились с историей и искусством других времен и народов.

Вспомните!

Эрмитажная коллекция была уже в те годы весьма обширной. Она пополнялась древневосточными и античными экспонатами. Их находили европейские ученые при раскопках в Греции, Италии, Египте. В Петербурге появились путешественники, которые обследовали египетские пирамиды, руины античных сооружений. И их находки тоже пополняли коллекции Эрмитажа. Так, появились жуки-скарабеи, рукопись «Книга мертвых», статуя Сохмет… Николай 1 – знаток средневековья, поощрял приобретение средневековых доспехов и оружия. И, конечно, для императорской коллекции покупались произведения лучших мастеров европейской живописи, скульптуры. Новый Эрмитаж был построен специально для античной коллекции.

Иллюстрация зданий Публичной библиотеки.

Фотография первого здания. Подпись: Первое здание Публичной библиотеки. Архитектор Соколов. Вспомните, какие старинные рукописи хранятся в библиотеки (Санкт-Петербург – город-музей, ч.3)

Фотография второго здания библиотеки. Подпись. Второе здание Публичной библиотеки. Архитектор К.Росси. Вспомните, какие скульптуры украшают это здание и напоминают об античных поэтах, ученых? (Санкт-Петербург – город-музей, ч.2)

В 1814 г. открылась Публичная библиотека – библиотека для всех желающих петербуржцев, задуманная еще Екатериной 11. Ее читателями были чиновники государственных учреждений, ученые, писатели, а также студенты. Там они знакомились с научными трудами и литературными произведениями разных времен и народов, а также российских ученых, путешественников, писателей. Благодаря деятельности сотрудников библиотеки были собраны редкие рукописи, книги. Все издававшиеся в России публикации в 2-х экземплярах обязательно поступали в библиотеку. Пришлось построить второе здание для библиотеки.

Вспомните!

Какие древние рукописи и редкие книги хранятся в Российской национальной библиотеке?

Санкт-Петербург – город-музей, ч. 2, 3

Директором библиотеки был один из образованнейших людей того времени А. Н. Оленин. Он привлекал к работе талантливых поэтов, писателей, ученых. Среди первых сотрудников библиотеки были поэт и переводчик «Илиады»Н. И. Гнедич, баснописец и переводчик И. А. Крылов.

 

Фотография дома Румянцева

Английская наб., д. 52. Особняк Н. П. Румянцева государственного деятеля эпохи Александра 1. По инициативе Н.П.Румянцева и его брата был установлен обелиск «Румянцева победам». Так они почтили память своего отца. Сейчас в особняке Румянцева находится Музей истории города.

Одним из известных деятелей просвещения был граф Н.П.Румянцев. В его особняке были библиотека и частный музей. Румянцев разрешал пользоваться книгами ученым, писателям. В его доме собирались любители русской словесности, литературы, обсуждали научные проблемы, рассматривали коллекции.

Граф собрал одну из лучших частных библиотек, богатейшие коллекции старинных монет, медалей, минералов, картин. По завещанию все книги, коллекции и особняк Румянцев завещал городу. После его смерти особняк превратился в музей, который посещали желающие петербуржцы. В 1860 г. коллекцию перевезли в Москву, ее книги положили начало одной из крупнейших библиотек страны.

Фотография лавки Смирдина

Книжная лавка Смирдина. Невский пр., д 22.

На Невском проспекте появились книжные магазины. Самым знаменитым из них была книжная лавка А.Ф.Смирдина. Ее хозяин печатал книги русских авторов и продавал их по низкой цене. Произведения Фонвизина, Державина, Жуковского, Карамзина, Крылова и, конечно, Пушкина (которого очень уважал Смирдин) стали доступными для небогатых людей. Смирдин первый книготорговец и издатель, который заботился об авторах, выплачивал им высокие гонорары. В его лавку часто заходили известные поэты и писатели.

А. Ф. Смирдин работал «мальчиком» в московской книжной лавке. Во время захвата Москвы французами пешком отправился в Петербург, живя на милостыню. В столице работал в одном из лучших книжных магазинов. Владелец за трудолюбие и любовь к книге оставил ему в наследство и книжную лавку, и типографию, и библиотеку. К сожалению, Смирдин разорился и умер в нищете.

5. Каких успехов достигла российская наука?

«Удивления достойно, как расширилось поле познаний человеческих!» - восклицал один из журналистов в 1830 году. Действительно, в первой половине Х1Х в. у образованных людей значительно расширились представления о мире. И в этом им помогали ученые. Все больше петербургских ученых заслуживали звания почетных членов Лондонского Королевского общества, французской академии наук…

Чем интересовались ученые того времени? Высказывается суждение, что ученые обращали свои «взоры» и мысли: «вверх, вокруг себя, в себя, в прошлое…». Прочитайте текст. Подтвердите или опровергните это утверждение.

Иллюстрация Пулковской обсерватории.

Подпись: На Пулковской горе открывалась астрономическая обсерватория. Она была оборудована самыми совершенными по тем временам приборами.

На Пулковской горе открылась первая в России обсерватория, где открывали огромный мир Вселенной.

В Пулковской обсерватории с помощью мощного по тем временам телескопа ученые вели наблюдения за звездами и планетами. В то время не российские астрономы ездили на обучение в европейские страны, а к ним, в петербургскую обсерваторию приезжали астрономы из других стран.

Ученые пытались проникнуть в тайны Природы: почему идет дождь, какими свойствами обладает находящийся в земле минерал, из чего состоит растение, что дает соединение разных веществ, какие лекарства можно изготовить…

Недалеко от Петербурга (ныне пос. Воейково) была создана Главная физическая обсерватория, в которой велись наблюдения за погодой. Теперь люди не уповали лишь на силы Природы, а пытались понять по каким причинам проносится ураган, когда наступает засуха... При Горном институте создали самый богатый в мире музей минералов, изучали их свойства. После исследования залежей каменного угля, петербургские ученые дали «добро» на освоение Донбасса. В столице усовершенствовали микроскоп и начинали проникать в тайны растений. Возникли новые естественно-научные дисциплины. Петербургского профессора А.А. Воскресенского называют дедушкой русской химии. В столице рождалась химико-фармацевтическая промышленность. В Физической лаборатории Медико-хирургической академии, в Физической лаборатории Академии наук были проведены первые опыты с электричеством.

памятник Крузенштерну

Подпись: Памятник адмиралу И.Ф.Крузенштерну, первому из россиян совершившему кругосветное путешествие. Установлен напротив бывшего Морского кадетского корпуса в 1871 г. Ск. И.Н.Шредер.

Из петербургского порта отправлялись в далекие плавания многомачтовые корабли. Мореплаватели открыли новые острова, проливы и даже новый материк - Антарктиду.

Об экспедициях И. Ф. Крузенштерна, Ю. Ф. Лисянского, В.М.Головина, Ф.Ф.Беллингсгаузена, М.П.Лазарева знали ученые во всем мире. В Петербурге было создано первое в России Научное Географическое общество. Его члены обсуждали результаты проводимых экспедиций, составляли карты, атласы, печатали свои научные труды, выступали перед петербуржцами с лекциями.

Иллюстрация: Пироговская набережная, мемориальная доска в честь Пирогова.

В Медико-хирургической академии продолжали заниматься изучением Человека: его анатомии, причин его заболеваний. Н.Н.Пирогов придумал способ обезболивания.

Иллюстрация: университет

Петербургские историки изучали историю разных стран и России.

Вспомните! Кто в Петербурге занимался изучением наследия древних? Санкт-Петербург – город-музей, ч. 1-3.

В столице тщательно наблюдали за достижениями французских и английских ученых, открывавших историю Древнего мира. Первый российский антиковед – М.С.Куторга – читал лекции по истории Древней Греции, опубликовал первые научные статьи и даже побывал в Греции. В Петербурге историк Н. Карамзин составил первую подробную историю Государства Российского. Петербуржцы были ее первыми читателями.

 

ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО

1.

Сегодня некоторые петербургские учебные заведения имеют давнюю историю. Так, школа 321 (современный адрес, Социалистическая ул., д. 7) находится там, где в первой половине Х1Х в. была первая гимназия. Адрес второй гимназии – Казанская ул., д. 27, и в наши дни там находится гимназия № 2. Третья гимназия располагалась в Соляном переулке, где сейчас работает школа 181. В наши дни в бывшей Ларинской гимназии тоже находится учебное заведение. Зная адреса институтов (статья 1), основанных в п. п. Х1Х в., выясните, какие из них продолжают существовать и в наши дни, в ХХ1 в. Где вы будете искать информацию?

2.

3. Прочитайте фрагмент стихотворения гвардейского офицера, героя Отечественной войны 1812 г. Н.Огарева.

И молодые офицеры,

Давая обществу примеры,

Являлись скромно в блеске зал.

Их не манил летучий бал

Бессмысленным кружебным шумом:

У них чело яснелось думой,

Из-за которой ум сиял…

Влюбившись от души в науки

И бросив шпагу спать в ножнах,

Они в их дружеских семьях

Перо и книгу брали в руки…

Справедливо или нет мнение о том, что все предшествующее столетие подготовило такое отношение молодых людей к науке и образованию. Обоснуйте свое мнение.

3.

Прочитайте текст, составленный на основе документов того времени. Ваше мнение: имеют ли значение для сегодняшнего дня изобретения, сделанные в п. п. Х1Х в.,

  • В доме 7 на Марсовом поле ученый Шиллинг изобрел электромагнитный телеграф.
  • В России паровой двигатель и пароход создали на заводе Берда.
  • Слово «пароход» придумал петербуржец адмирал П.И. Рикард.
  • В 1838 г. на Неве прошла испытание шлюпка с электродвигателем, изобретенным Б. Якоби. Ее скорость была 2 км в час.
  • В 1840 г. на Малой Невке между Петровским и Крестовским островами, впервые испытали цельнометаллическую подводную лодку, построенную на Александровском заводе.
  • В 1848 г. Под руководством И.Амосова было создано судно с гребным винтом. К сожалению, оно при испытании село на мель и разбилось.
  • В 1803 г. из Кронштадта моряки под командованием И.Крузенштерна и Ю. Лисянского совершили первое в истории русского флота кругосветное путешествие.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...