Какие технические достижения использовались в Петербурге?
В развитых странах Западной Европы наступила эпоха машинного производства: паровых двигателей, станков… К сожалению, большая часть петербургских предприятий использовала ручной труд. Однако в первые десятилетия века на первом частном чугунном заводе Берда изготовили паровой двигатель, а затем их начали изготавливать для продажи. Чугунный Александровский завод казался современникам чудом прогресса: на нем работали паровые двигатели! Однако большую часть работ выполняли по-прежнему вручную. На бумагопрядильной Александровской мануфактуре использовали механические станки. иллюстрация Московского вокзала Строительство Николаевской железной дороги (от Петербурга до Москвы) ускорило внедрение технических новинок, давно используемых в передовых странах Европы. В середине Х1Х в. Петербург открыл в России эпоху станкостроения, машиностроения, паровозостроения, вагоностроения и производства рельсов. В Петербурге ученые работали над проблемами, решение которых было необходимо производству, а также строительству города. Ученые стремились улучшить качества чугуна, так как металл широко использовался в промышленности и строительстве. От качества металла зависела прочность сооружений. Известно, что из-за плохого качества чугуна рухнул мост через Фонтанку. К счастью, обошлось без жертв. Ученый Б.С. Якоби изобрел метод гальванопластики. На Васильевском острове было открыто предприятие, которое изготавливало барельефы и статуи Зимнего дворца, Исаакиевского собора и Петропавловского собора методом гальванопластики. Кто создавал славу Петербургу как экономическому центру России? Кто был владельцами предприятий и мастерских? Об их составе свидетельствуют награды, получаемые предпринимателями на первой Выставки российских изделий.
Были награждены камергер Всеволожский «за усовершенствование разных изделий из железа», фабрикант Битепаж за отличные ситцы, иностранный владелец каретной мастерской Иохим за замечатльный экипаж, придворный механик Гамбс за великолепную мебель, фабрикант Бинар за шелковые ткани, а заводчик Сазонов за канаты. Однако качество изделий зависело не только от фабрикантов, инженеров, но и от непосредственных их изготовителей – работных людей, а они все были россиянами. Предприятия, мастерские, порт, а также строительство в городе требовали большого количества рабочих рук. Несмотря на то, что многие помещики уже легко отпускали своих крепостных на откуп, на заработки, все равно рабочих в Петербурге не хватало. И это сдерживало развитие петербургской экономики. Как отмечал архитектор О.Монферран: «Двадцать лет, посвященных мною постройке Исаакиевского собора, позволили мне высоко оценить трудолюбие этих людей… Я отметил у них те большие достоинства, которые трудно встретить в какой-либо другой среде… Русские рабочие честны, мужественны и терпеливы. Одаренные недюжинным умом, они являются прекрасными исполнителями». Работные люди были не только прекрасными исполнителями. В петербургских газетах время от времени появлялись заметки о талантливых мастеровых. Так, в одной заметке рассказывалось о том, как Илья Юницын делал крохотные железные замки размером чуть больше блохи. Они были необычно легкие: 140 замков весили 4,25 грамма. Ключики к этим замкам были такой величины, что разглядеть их можно было лишь через увеличительное стекло. Интересно, что Илья Юницын – рослый, крупный мужчина с огромными руками – делал эти замочки без каких-либо мудреных приспособлений грубыми слесарными инструментами. За одно утро он мог сделать пару замков.
ГОЛОСА ИЗ ПРОШЛОГО 1. При правлении Николая 1 была написана книга «Николаевский Петербург». Ее автор И. И.Пушкарев сообщает о топографии города, о составе населения, о театрах, учебных заведениях и т.д. Прочитайте текст. Что нового о городе вы узнали из него? Статья «Замечательные заводы и фабрики из принадлежавших частным лицам» сообщает о заводах гончарных, сахарных, свечных, мыловаренных, табачных, кожевенных, лаковых, водочных, чугунолитейных, химических… Среди магазинов называет чайные, винные, шелковых, бумажных и шерстяных тканей, меховые, восточных шалей, часов, бронзовых изделий, стальных и медных изделий, оптических и прочих инструментов, токарных изделий, фарфоровых, фаянсовых и хрустальных изделий, голландского полотна и галантерейных товаров, офицерских вещей, косметические, эстампов, музыкальные… Наилучший и обширнейший из всех магазинов есть Английский…(на углу Невского и Большой Морской улиц). Этот магазин пользуется …всеобщим доверием публики и справедливо заслуженной славой, как представитель всемирной промышленности... Иностранные товары для этого магазина выписываются из-за границы с лучших фабрик, и кроме того, лучшие петербургские ремесленники беспрерывно занимаются работами по заказам для этого магазина. Правда, в Английском магазине цены на товары высоки, никогда не торгуются, не уступают; зато самый неопытный покупщик смело может положиться на слово каждого из продавцов». «Многие из содержателей магазинов придумали ныне новое средство для привлечения к себе неопытных покупателей, - объявлять о продаже превосходнейших своих товаров на 20% дешевле прейскуранта по случаю прекращения торговли. Это есть промышленная проделка, что истинно хорошие товары не теряют своей ценности, и ежели продаются таким образом, то разве дурные, завалявшиеся без сбыта.» 2. Прочитайте фрагмент из романа «Евгений Онегин». Как вы полагаете, на какой улице города могли встретиться петербуржцы, о которых пишет поэт? А Петербург неугомонный Уж барабаном пробужден. Встает купец, встает разносчик, На биржу тянется извозчик, С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный. Открыты ставни; трубный дым Столбом восходит голубым, И хлебник, немец аккуратный, В бумажном колпаке, не раз Уж отворял свой васисдас. А.С.Пушкин 3. В нашем городе сохранился своеобразный памятник – макет парововзика «Проворный». В 1837 г. он тащил с «сумасшедшей» по тем временам скоростью – 20 км в час – состав крохотных вагончиков из Петербурга в Павловск. В наши дни бывший Варшавский вокзал преобразован в музей паровозов, среди которых есть и старинные, совершавшие рейсы из центра России Москвы в международный порт – Петербург. На Садовой улице находится замечательный музей железнодорожного транспорта, экспозиции которого рассказывают и о первых железных дорогах России. На Московском вокзале установлены мемориальные доски, которые напоминают о создателях Николаевской железной дороги. Ваше мнение: почему истории первых в России железных дорог в нашем городе уделяется так много внимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|