Классификация информационных систем
ИС характеризуются рядом специфических свойств, что позволяет рассмотреть их как отдельный класс сложных систем и провести классификацию, используя следующие классификационные признаки [Алгазинов]: - тип объектов информационного взаимодействия; - цели и характер информационного взаимодействия с объектами внешней среды; - способы информационного взаимодействия с внешними объектами; - занимаемый уровень иерархии ИС и ее подсистем (элементов); - общие структурные характеристики и внутренние процессы информационного взаимодействия системы; - стадия разработки (этап жизненного цикла). Рассмотрим эти признаки подробнее. Так объекты информационного взаимодействия можно разделить на ОИВ-источники информации и ОИВ-потребители информации, получаемой в результате информационного взаимодействия. Так как ОИВ могут быть простыми и сложными, естественного и искусственного происхождения и т. д., то каждый из них может рассматриваться как система, обладающая конкретными свойствами и общесистемными признаками. Соответственно ИС можно подразделить на системы, взаимодействующие с простыми и сложными объектами (системами) естественного и искусственного происхождения, а также на системы, ориентированные на получение информации от объектов внешней среды, и на системы, ориентированные на формирование и предоставление информации объектам внешней среды. Возможна также комбинация, когда ИС взаимодействует с одними ОИВ как с источниками, а с другими – как с потребителями информации. Например, системы мониторинга окружающей среды, являются ИС, получающими информацию от объектов внешней среды естественного (природного) происхождения. Системы поддержки принятия решений в сфере управления вырабатывают информацию для внешних систем искусственного происхождения. Однако, выделение «одностороннего» характера взаимодействия с ОИВ – только на получение или только на выдачу информации – возможно только при определении главных целей ИС и соотношения объемов данных и информации на входе и выходе системы.
ИС являются целенаправленными сложными системами, функционирующими в соответствии с глобальной целью информационного взаимодействия, задаваемой некой надсистемой высшего уровня. В качестве такой надсистемы могут выступать государство, ведомство, организация, общество и сообщество людей. Такая надсистема определяет для ИС перечень целевых, или внешне обусловленных задач, содержащих ключевые термины, обозначающие объекты и существо информационного взаимодействия. Наиболее общая классификация ИС по целевому назначению предполагает выделение основных классов систем: - передачи информации; - добывания (извлечения) информации; - разрушения информации; - информационной поддержки управления (системы управления). Кроме этого, рассматриваются интегрированные (комбинированные, комплексные) информационные системы, в состав которых (как подсистемы) входят две или более ИС перечисленных классов. Среди последних выделяют интегрированные автоматизированные системы управления промышленными предприятиями, а также интегрированные информационно-управляющие системы военного назначения,для которых характерно объединение в своем составе всех ИС перечисленных классов. Введенная классификация ИС по целевому назначению тесно связана с определением характера доминирующего для системы информационного взаимодействия. Можно выделить три типа такого взаимодействия: согласованное, индифферентное, конфликтное. Согласованное информационное взаимодействие подразумевает единство целей, возникающих при функционировании ИС (элементов ИС) и объектов взаимодействия. Оно характеризуется наличием достаточно полных сведений об условиях, параметрах и характеристиках реализуемых физических каналов передачи информации, распространяемых в них сигналов и способах кодирования передаваемой полезной информации. Данная ситуация характерна, прежде всего, для систем передачи информации
Индифферентное информационное взаимодействие реализуется в ситуации «безразличия» участвующих в нем объектов по отношению к процессу получения информации об их состояниях в ИС. При этом уровень априорной неопределенности по сравнению с предыдущим случаем возрастает. Индифферентность наиболее типична для систем мониторинга окружающей среды, некоторых систем дистанционного зондирования, радиолокации и др., относящихся к классу ИС добывания (извлечения) информации. Конфликтное информационное взаимодействие отличается наличием антагонизма целей сторон – участников взаимодействия. Конфликтный характер приводит к еще большему уровню априорной неопределенности относительно параметров и характеристик возникающих каналов передачи информации, а также используемых в них сигналов. В современных интегрированных ИС обычно реализуется сразу несколько типов информационного взаимодействия. Информационное взаимодействие с внешними объектами может осуществляться различными способами, которые можно разделить на два больших класса: бесконтактные и контактные. Бесконтактные способы информационного взаимодействия осуществляются, как правило, на основе электромагнитных и других физических полей, выполняющих функцию переносчика информации и распространяющихся через разъединяющую объекты физическую среду. При этом осуществляется модуляция некоторых параметров сигналов, излучаемых и распространяемых одной из сторон в спектре электромагнитных волн полезными сообщениями. Полезные сообщения могут зарождаться как в ОИВ, так и внутри самой ИС и, соответственно, вносятся в излучение искусственным образом с помощью специальных устройств модуляции параметров сигналов. При таком способе взаимодействия, как правило, реализуется информационный обмен между его участниками. В другом распространенном варианте полезная для ИС информация получается непосредственно в результате взаимодействия зондирующих электромагнитных волн с объектами (эффекты отражения, поглощения, переизлучения) или формирования объектами в естественном для них режиме функционирования собственных электромагнитных волн. При этом осуществляется естественная модуляция параметров излучаемых сигналов, что позволяет в ИС получить интересующую информацию о состоянии объектов. Подобная ситуация наиболее характерна для систем извлечения информации об ОИВ естественного и искусственного происхождения.
Характер внешнего информационного взаимодействия обеспечивающего связь системы с окружающей средой может быть самым различным (согласованное, индифферентное, конфликтное), внутреннее же информационное взаимодействие, как правило, носит согласованный характер. Рассмотрим классификацию информационных систем на основе признаков, определяющих функциональные возможности и особенности построения современных систем в зависимости от объема решаемых задач, используемых технических средств и организации функционирования (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Классификация информационных систем По типу хранимых данныхИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных таких системах практически не производится.
Основываясь на степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой, информационные системы делятся на ручные, автоматические и автоматизированные. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия «информационная система». В зависимости от характера обработкиданных ИС делятся на информационно-поисковые и информационно-решающие. Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных. Информационно-решающие системы осуществляют, кроме того, операции переработки информации по определенному алгоритму. По характеру использования выходной информациитакие системы принято делить на управляющие и советующие. Результирующая информация управляющих ИС непосредственно трансформируется в принимаемые человеком решения. Для этих систем характерны задачи расчетного характера и обработки больших объемов данных. (Например, ИС планирования производства или заказов, бухгалтерского учета). Советующие ИС вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и учитывается при формировании управленческих решений, а не инициирует конкретные действия. Эти системы имитируют интеллектуальные процессы обработки знаний, а не данных. (Например, экспертные системы.) В зависимости от сферы примененияразличают следующие классы ИС. Информационные системы организационного управления – предназначены для автоматизации функций управленческого персонала как промышленных предприятий, так и непромышленных объектов (гостиниц, банков, магазинов и пр.). Основными функциями подобных систем являются: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ, перспективное и оперативное планирование, бухгалтерский учет, управление сбытом, снабжением и другие экономические и организационные задачи. ИС управления технологическими процессами (ТП) – служат для автоматизации функций производственного персонала по контролю и управлению производственными операциями. В таких системах обычно предусматривается наличие развитых средств измерения параметров технологических процессов (температуры, давления, химического состава и т.п.), процедур контроля допустимости значений параметров и регулирования технологических процессов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|