Виды информационных систем в организации
В организации различные организационные уровни обслуживают четыре главных типа информационных систем: системы с эксплуатационным уровнем, системы уровня знания, системы уровня управления и системы со стратегическим уровнем (рисунок 2.2).
Системы эксплуатационного уровня поддерживают управляющих операциями, следят за элементарными действиями организации. Основная цель систем на этом уровне состоит в том, чтобы ответить на обычные вопросы и проводить потоки транзакций через организацию. Чтобы отвечать на эти виды вопросов, информация вообще должна быть легко доступна, оперативна и точна. Системы уровня знания поддерживают работников знания и обработчиков данных в организации. Цель систем уровня знания состоит в том, чтобы помочь деловой фирме интегрировать новое знание в бизнес и помогать организации управлять потоком документов. Системы уровня управления разработаны, чтобы обслуживать контроль, управление, принятие решений и административные действия средних менеджеров. Системы стратегического уровня – это инструмент помощи руководителям высшего уровня, которые подготавливают стратегические исследования и длительные тренды в фирме и в деловом окружении. Их основное назначение – приводить в соответствие изменения в условиях эксплуатации с существующей организационной возможностью.
Информационные системы можно классифицировать и по функциональному признаку. Главные организационные функции типа продажи и маркетинга, производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов обслуживаются собственными информационными системами. В больших организациях подфункции каждой из этих главных функций также имеют собственные информационные системы. Например, функция производства могла бы иметь системы для управления запасами, управления процессом, обслуживания завода, автоматизированной разработки и материального планирования требований. Например, коммерческая функция имеет коммерческую систему на эксплуатационном уровне, чтобы делать запись ежедневных коммерческих данных и обрабатывать заказы. Система уровня знания создает соответствующие дисплеи для демонстрации изделий фирмы. Системы уровня управления отслеживают ежемесячные коммерческие данные всех коммерческих территорий и докладывают о территориях, где продажа превышает ожидаемый уровень или падает ниже ожидаемого уровня. Система прогноза предсказывает коммерческие тренды в течение пятилетнего периода – обслуживает стратегический уровень производства, финансов, бухгалтерского учета и человеческих ресурсов. Каждая система может иметь компоненты, которые используются разными организационными уровнями или одновременно несколькими. Рассмотрим шесть главных типов информационных систем, обслуживающих четыре уровня организации (таблица 2.1). Таблица 2.1 – Шесть главных типов информационных систем, используемых на четырех уровнях в организации
Таким образом, типовые информационные системы разработаны, чтобы помочь менеджерам на каждом уровне в выполнении функций: продажи и маркетинга; производства; финансов; бухгалтерского учета, и человеческих ресурсов. На стратегическом уровне это исполнительные системы поддержки выполнения (Executive Support Systems–ESS). На управленческом уровне – управляющие информационные системы (Management Information Systems – MIS) и системы поддержки принятия решений (Decision Support Systems – DSS). На уровне знаний – системы работы знания(Knowledge Work System – KWS) и системы автоматизации делопроизводства (Office Automation Systems– OAS). На эксплуатационном уровне – системы диалоговой обработки запросов (Transaction Processing Systems– TPS). Кроме того, каждая из этих систем может использоваться различными организационными уровнями, и одновременно несколькими (таблица 2.2). Таблица 2.2 – Характеристики информационных процессов в информационных системах
TPS – обычно главный источник данных для других систем, в то время как, ESS прежде всего получатель данных из систем низшего уровня. Другие типы систем могут также обмениваться данными друг с другом. На рисунке 2.2 показана взаимосвязь различных типов систем в организациях. Связи между DSS и TPS, KWS и MIS являются неопределенными.
Рисунок 2.2 – Взаимосвязи среди информационных систем В некоторых случаях DSS тесно связаны с существующими общими информационными потоками. Однако часто DSS изолированы от главных организационных информационных систем. DSS имеют тенденцию быть автономными системами, разработанными для конечных пользователей – отделов или групп не под центральным управлением, хотя, очевидно, лучше, если они объединены в организационные системы, когда это функционально требуется. Внутри каждого из уровней принятия решений решения классифицируются как структурированные и неструктурированные. Неструктурированные решения, – в которых лицо принимающее решение должно обеспечить суждение, оценку, и связь с прикладной областью. Каждое из этих решений оригинально, нет установившейся практики и процедуры для их принятия. Структурные решения, наоборот, являются обычными, повторяются и существует определенная процедура для их принятия такая, что они не рассматриваются каждый раз как новые. Некоторые решения слабоструктурированы; в таких случаях, только часть проблемы имеет четкий ответ, который можно получить в соответствии с принятой процедурой.
На рисунке 2.3 показаны уровни управления, типы решаемых задач при принятии решения и информационные системы, используемые для их решения. Вообще, эксплуатационный персонал управления стоит перед довольно хорошо структурированными проблемами. Напротив, стратегические планировщики занимаются совсем неструктурированными проблемами. Многие из проблем, с которыми сталкиваются работники знания, также довольно неструктурированны. Однако каждый уровень организации содержит и структурированные и неструктурированные проблемы. Рисунок 2.3 – Различные виды ИС поддерживают разные типы решений Информационный процесс
Рассмотрим понятие информационного процесса (ИП).Государственный стандарт РФ «Защита информации. Порядок создания автоматизированных систем в защищенном исполнении» (ГОСТ Р 51583-2000) дает такое определение ИП: информационный процесс – процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Иными словами, ИП– целенаправленно организованный процесс изменения информационных состояний системы, в результате которого осуществляются преобразования информации, приводящие к изменению формы и/или содержания в пространстве и/или во времени. ИП – целенаправленная совокупность операций преобразования данных и информации, реализуемых в определенной физической среде с используемых выделяемых для этой цели ресурсов системы. ИП могут быть различных видов: - простые (последовательные) и сложные (параллельные, с ветвлением, с обратной связью); - однородные и неоднородные (в смысле используемых ресурсов системы и порядка обслуживания); - основные ивспомогательные. Понятие информационного процесса отличается от понятия информационного взаимодействия тем, что в нем в явном виде подчеркивается структурированный и временной характер взаимодействия систем и элементов. В основе функционирования внешнего и внутреннего контуров всегда лежат те или иные информационные процессы, каждый из которых состоит из определенного набора операций преобразования данных и информации. К ним обычно относят процессы передачи, извлечения, сбора, обработки, накопления данных и информации, анализа и обобщения информации и др. Указанные процессы во многом определяют структуру ИС, т. е. состав необходимых подсистем и функциональных модулей, реализующих как операции информационного взаимодействия с ОИВ, так и операции обеспечения функционирования внешнего и внутреннего контуров. Информационные процессы могут быть доминирующими, представляющими основу общего процесса функционирования ИС, и вспомогательными подпроцессами, вложенными в какой либо процесс общего характера. Но в любом случае они должны быть целостными, отвечающими четко определенному конечному результату их выполнения. Очевидно также, что не все типовые информационные процессы, которые относятся к внешнему контуру, могут быть реализованы во внутреннем контуре. И наоборот, имеется ряд специфических процессов (например, процесс накопления информации), которые имеют сугубо внутренний характер.
Таким образом, можно утверждать, что структурные характеристики ИС связаны с объективно необходимым перечнем информационных процессов, разыгрываемых в системе при ее взаимодействии с ОИВ, и их реализацией на основе физических элементов системы (подсистем), выделенных на данном уровне иерархического описания. 6. Весьма важным классификационным признаком является стадия разработки и эксплуатации (этап жизненного цикла) системы. При этом на ранних стадиях создания система существует в виде моделей, т. е. определенным образом абстрагированных представлений о ней. На более поздних стадиях система становится физической, т. е. воплощается в виде макета, опытного образца, серийно выпускаемого и эксплуатируемого изделия. Каждый этап разработки определяет свои методы и средства исследований ИС, направленные на ее дальнейшее совершенствование и развитие. С учетом выполненной конкретизации основных системных признаков всегда можно перейти к формированию типового облика ИС. Для формального описания системы, исходя из известных задач системы, необходимо определить объекты и формы представления информации, методы и средства ее передачи, обработки и преобразования, т. е. необходимо отобразить информационные процессы как совокупности базовых операций по преобразованию данных и информации. Используем для этого известную формализацию, согласно которой любая информационная единица (единица данных) – I, обладающая потребительским качеством, характеризуется содержанием – S, формой – F, пространственным размещением – L, и временем – Т, т. е. набором I = { S, F, L, T }. Каждая из этих характеристик в ходе реализации информационного процесса может изменяться. При этом различают такие виды преобразования информации: - преобразование содержания, в результате которого получается новая информация (например, принятие решений на основе регистрируемых данных); - преобразование формы (например, кодирование информационных сообщений (п. 2.1), отображение информации в удобном виде); - преобразование в пространстве (например, накопление путем объединения данных, полученных в разных точках пространства, перенос информации от одного объекта к другому); - преобразование во времени (например, накопление путем объединения данных, полученных в разные моменты времени, хранение данных). Элементарным действием в информационном процессе является операция преобразования данных (информации), являющаяся типовым звеном в общей последовательности выполняемых преобразований. Базовыми операциями преобразования данных и информации, которые могут использоваться при реализации типовых процессов, являются: регистрация, формирование, сбор, хранение, поиск, воспроизведение, отображение, распределение и т. п. Проведем краткий анализ основных (базовых) информационных процессов. Процесс передачи информации (результирующее преобразование L). Основное целевое назначение этого процесса – перенос данных и информации от ОИВ-источника к ОИВ-потребителю или от одного элемента системы к другому в рамках согласованного информационного взаимодействия. Передаваемая информация в данном процессе называется информационным сообщением, этим подчеркивается ее целостный, смысловой для потребителя характер. Данный процесс является доминирующим в системах связи и телекоммуникации и представляет собой последовательность базовых операций, осуществляющих следующие виды преобразования сигналов и информации: - регистрация информационного сообщения (F, T); - кодирование информации(F, T); - модуляция и передача сигнала – носителя информации (F) – 3; - распространение в физической среде (L); - прием сигнала и демодуляция (F); - декодирование информации (F, T); - отображение информационного сообщения (F). Процесс извлечения информации (результирующие преобразования L, S). В рамках данного процесса, как правило, осуществляется индифферентное информационное взаимодействие, основной целью которого является получении информации о состоянии ОИВ-источника путем принятия соответствующих решений (обнаружение объекта, распознавание активности объекта, оценивание координат и траектории движения объекта и др.). Данная информация получается в системе на основе накопления и обработки первичных данных о параметрах принимаемых сигналов. Рассматриваемый ИП имеет ветвление и обратную связь. В данном случае это отражает два возможных режима реализации процесса. Первый - это режим «обучения» системы, т. е. режим изучения объекта и накопления информации относительно его поведения, которая в дальнейшем может использоваться при принятии решений относительно состояний объекта, интересующих потребителя. Второй режим реализует непосредственное принятие решений с учетом ранее полученной информации. Обратная связь характеризует возможность совмещения указанных режимов реализации процесса. ИП сбора и обработки данных ( результирующие преобразования S,T). Целевое назначение этого процесса – проведение содержательного анализа и обобщения большого объема данных, получаемых от объекта, на основе решения либо вычислительной задачи, либо задачи принятия информационных решений. В результате решения задачи формируется новая информация относительно текущего состояния ОИВ-источника, которая интересует потребителя. Принципиальное отличие данного процесса от предыдущего состоит в том, что здесь осуществляется сбор данных и их регистрация в системе в режиме согласованного и контактного взаимодействия (например, путем непосредственного ввода данных), а условия решения вычислительной задачи заранее известны и четко определены. Процесс накопления данных и информации (результирующие преобразования F, Т). Данный процесс во многих случаях является вспомогательным, вложенным подпроцессом, но в ряде случаев он имеет самостоятельное значение и является доминирующим, например, в информационно-справочных системах, ориентированных, прежде всего, на создание и поддержку баз данных, хранилищ данных и т. п. При анализе и синтезе информационные процессы могут разбиваться на отдельные взаимодействующие между собой процедуры,состав, назначение и структура которых являются вполне установившимися. Например, в процессе передачи выделяют процедуры преобразования, кодирования и декодирования, модуляции и демодуляции. При наличии нескольких взаимодействующих источников и потребителей информации в процесс обмена вводят дополнительно процедуры коммутации, маршрутизации и ограничения нагрузки. При реализации любая процедура может быть определена совокупностью работ,подлежащих выполнению. Понятие «работа» является неоднозначным, однако как составляющая процедуры и соответственно информационного процесса оно широко используется на логическом уровне представления. Обобщенно работу можно выразить в терминах действий над данными, что в наиболее ярком виде проявляется в технологии программирования. При этом для любого действия должны быть найдены условия инициализации. Определение входных и выходных данных для действий и логики их взаимосвязей получило название спецификации действий. В качестве объекта действий выступают данные, для которых также полезно выполнить спецификацию, т. е. определить возможность применения к ним определенных действий.
3. СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|