Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.3 Значимость тактических действий в различных видах лёгкой атлетики.




1. 3 Значимость тактических действий в различных видах лёгкой атлетики.

Во всех видах лёгкой атлетики для обеспечения общей тактической подго­товленности следует:

- програмировать варианты тактических действий, стремясь выработать для каждого наиболее целесообразную манеру ведения борьбы;

- повышать уровень технической подготовленности, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида. Особое внимание обратить на развитие ловкости, «чувства времени», «чувства пространства»;

- развить способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях спортивной борьбы, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предво­схищать действия противников, быстро выбирать из нескольких возможных тактических вариантов наиболее соответствующий данному моменту;

- обучать приёмам психологического воздействия на соперника путём демон­страции уверенности в своей готовности к соревнованиям, либо, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента;

- моделировать разнообразные тактические приёмы в условиях тренировок, отрабатывания их в соревнованиях вспомогательного характера;

- подготовить спортсмена к тому, что в определённых условиях целесообраз­но идти на рациональный риск;

- стремиться к достижению наивысших результатов за 10-30 дней до главных стартов;

- после каждого соревнования анализировать действия спортсменов, показать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизодах спортивной борьбы;

- на тренировочных занятиях варьировать условия сопутствующие выполняе­мым движениям;

- приобретать опыт участия в соревнованиях различного масштаба на протя­жении всего года;

 


 

- метателям, прыгунам в длину и тройным на учебнотренировочных заняти­ях и прикидках приучаться добиваться максимально высоких результатов в первых попытках [22, 27, 28, 29, 30, 46, 50].

В циклических видах спорта к успеху может привести применение самых разнообразных вариантов преодоления соревновательной дистанции:

1) равномерная скорость;

2) высокая скорость в первой части дистанции с постепенным её снижением;

3) высокая скорость в первой и последней частях дистанции и её уменьшение

- в средней;

4) постоянное наростание скорости в течение всей дистанции;

5) постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции;

6) постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание её на финише и др.

Классическим примером варьировании скорости является яркая победа на Играх Олимпиады в Мельбурне (1956г. ) В. Куц на дистанции 5000м над выда- юш; имся бегуном тех лет Г. Пири. Куц, разработавший тактику переменного прохождения дистанции, со значительными перепадами скорости, ускоре­ниями и специально готовяш, ийся к её реализации, сумел навязать её Пири в финальном забеге. Пири, оказавшийся в непривычной ситуации, не смог ока­зать сопротивление и вынужден был сойти с дистанции [44^.

Неожиданное, как у В. Куца, тактическое оружие может стать решаюш; им для победы. Вот давний пример этому. Все сильнейшие бегуны мира знали англичанини Д. Лоу как спортсмена сильного, но темповика, не обладаюш; его быстрым финишем. Тренируясь к Олимпийским играм 1928 г., Д. Лоу в тайне подготовил длинный финиш и так преуспел в этом, что в финале бега на 800 м неожиданно для остальных участников после 600 м бега в группе резко вы­шел вперёд и умчался к олимпийскому рекорду [45].

В лёгкоатлетических метаниях, как уже упоминалось в главе 1. 2, участни­ки соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортс­менов определяется жеребьёвкой. На особенности тактики влияет последова­тельность выступлений спортсменов, т. е. до или после основных конкурен­тов [15].

Прыгуны в высоту и с шестом, желая сэкономить силы и оказать психоло­гическое воздействие на соперников, заказывают начальную высоту, ориен­тируясь на собственные силы, а в ходе соревнований могут пропускать оче­редные высоты или преодолевать их в зависимости от индивидуального так­тического плана. Ориентиром в этом плане должен служить основной сопер­ник и его турнирное положение, связанное с обш; им количеством попыток, количествсм удачных и неудачных попыток и другими факторами.

Составив реальный тактический план, спортсмен должен стремиться осу­ществить его, мобилизовав все свои физические и волевые возможности, а по окончании соревнований проанализировать свои выступления [58].

 


 

1. 4. Помехоустойчивость и надёжность.

Проблема помехоустойчивости и надёжности стала актуальной в подготов­ке высококвалифицированных спортсменов лишь в конце 60-х годов. Под помехоустойчивостью сегодня в широком смысле понимают способность человека к высоким результативным показателям в определённом роде деятельности, протекающих в условиях воздействия помех. Здесь необходимо отметить, что в ряде видов спорта, в частности, в спортивных играх и едино-борствах, по существу, давно сформировались относительно самостоятель-ные частные методики подготовки, накоплен практический материал в виде совокупностей двигательных заданий специфической направленности, обес-печивающий устойчивость деятельности спортсмена на фоне действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды.

Среди специалистов педагогики спорта существуют различные взгляды на экспериментальные и практические пути разрешения проблемы надёжности и помехоустойчивости в специальной подготовке спортсмена. Например, некоторые из них отмечают невозможность прямого переноса представлений о надёжности технических систем на надёжность двигательной деятельности спортсмена, некоторые выделяют самостоятельные аспекты надёжности и помехоустойчивости спортсмена, предлагая рассматривать отдельно сорев­новательную надёжность как чрезвычайно сложное свойство, включающие такие производные, как безотказность и помехоустойчивость[5.

Выдвигаются и относительно самостоятельные факторы, обуславлива­ющие надёжность деятельности спортсмена, например, такие, как надёж­ность используемых технико-тактических средств и приёмов, рациональ­ность распределения задач, решаемых в системе соревновательных меропри­ятий, наличие видов избыточности, в частности, физической, технико-такти­ческой, психической, информационной, функциональной, и т. п.

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...