1.3 Значимость тактических действий в различных видах лёгкой атлетики.
1. 3 Значимость тактических действий в различных видах лёгкой атлетики. Во всех видах лёгкой атлетики для обеспечения общей тактической подготовленности следует: - програмировать варианты тактических действий, стремясь выработать для каждого наиболее целесообразную манеру ведения борьбы; - повышать уровень технической подготовленности, развивать двигательные качества в соответствии с требованиями избранного вида. Особое внимание обратить на развитие ловкости, «чувства времени», «чувства пространства»; - развить способность сохранять ясность мышления в сложных ситуациях спортивной борьбы, быстро и точно оценивать создавшиеся условия, предвосхищать действия противников, быстро выбирать из нескольких возможных тактических вариантов наиболее соответствующий данному моменту; - обучать приёмам психологического воздействия на соперника путём демонстрации уверенности в своей готовности к соревнованиям, либо, маскировать свои возможности вплоть до решающего момента; - моделировать разнообразные тактические приёмы в условиях тренировок, отрабатывания их в соревнованиях вспомогательного характера; - подготовить спортсмена к тому, что в определённых условиях целесообразно идти на рациональный риск; - стремиться к достижению наивысших результатов за 10-30 дней до главных стартов; - после каждого соревнования анализировать действия спортсменов, показать их сильные и слабые стороны в отдельных эпизодах спортивной борьбы; - на тренировочных занятиях варьировать условия сопутствующие выполняемым движениям; - приобретать опыт участия в соревнованиях различного масштаба на протяжении всего года;
- метателям, прыгунам в длину и тройным на учебнотренировочных занятиях и прикидках приучаться добиваться максимально высоких результатов в первых попытках [22, 27, 28, 29, 30, 46, 50]. В циклических видах спорта к успеху может привести применение самых разнообразных вариантов преодоления соревновательной дистанции: 1) равномерная скорость; 2) высокая скорость в первой части дистанции с постепенным её снижением; 3) высокая скорость в первой и последней частях дистанции и её уменьшение - в средней; 4) постоянное наростание скорости в течение всей дистанции; 5) постоянная вариативность скорости в процессе преодоления дистанции; 6) постоянная скорость в начале и середине дистанции и резкое возрастание её на финише и др. Классическим примером варьировании скорости является яркая победа на Играх Олимпиады в Мельбурне (1956г. ) В. Куц на дистанции 5000м над выда- юш; имся бегуном тех лет Г. Пири. Куц, разработавший тактику переменного прохождения дистанции, со значительными перепадами скорости, ускорениями и специально готовяш, ийся к её реализации, сумел навязать её Пири в финальном забеге. Пири, оказавшийся в непривычной ситуации, не смог оказать сопротивление и вынужден был сойти с дистанции [44^. Неожиданное, как у В. Куца, тактическое оружие может стать решаюш; им для победы. Вот давний пример этому. Все сильнейшие бегуны мира знали англичанини Д. Лоу как спортсмена сильного, но темповика, не обладаюш; его быстрым финишем. Тренируясь к Олимпийским играм 1928 г., Д. Лоу в тайне подготовил длинный финиш и так преуспел в этом, что в финале бега на 800 м неожиданно для остальных участников после 600 м бега в группе резко вышел вперёд и умчался к олимпийскому рекорду [45]. В лёгкоатлетических метаниях, как уже упоминалось в главе 1. 2, участники соревнуются неодновременно. При этом очерёдность выступления спортсменов определяется жеребьёвкой. На особенности тактики влияет последовательность выступлений спортсменов, т. е. до или после основных конкурентов [15].
Прыгуны в высоту и с шестом, желая сэкономить силы и оказать психологическое воздействие на соперников, заказывают начальную высоту, ориентируясь на собственные силы, а в ходе соревнований могут пропускать очередные высоты или преодолевать их в зависимости от индивидуального тактического плана. Ориентиром в этом плане должен служить основной соперник и его турнирное положение, связанное с обш; им количеством попыток, количествсм удачных и неудачных попыток и другими факторами. Составив реальный тактический план, спортсмен должен стремиться осуществить его, мобилизовав все свои физические и волевые возможности, а по окончании соревнований проанализировать свои выступления [58].
1. 4. Помехоустойчивость и надёжность. Проблема помехоустойчивости и надёжности стала актуальной в подготовке высококвалифицированных спортсменов лишь в конце 60-х годов. Под помехоустойчивостью сегодня в широком смысле понимают способность человека к высоким результативным показателям в определённом роде деятельности, протекающих в условиях воздействия помех. Здесь необходимо отметить, что в ряде видов спорта, в частности, в спортивных играх и едино-борствах, по существу, давно сформировались относительно самостоятель-ные частные методики подготовки, накоплен практический материал в виде совокупностей двигательных заданий специфической направленности, обес-печивающий устойчивость деятельности спортсмена на фоне действия неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды. Среди специалистов педагогики спорта существуют различные взгляды на экспериментальные и практические пути разрешения проблемы надёжности и помехоустойчивости в специальной подготовке спортсмена. Например, некоторые из них отмечают невозможность прямого переноса представлений о надёжности технических систем на надёжность двигательной деятельности спортсмена, некоторые выделяют самостоятельные аспекты надёжности и помехоустойчивости спортсмена, предлагая рассматривать отдельно соревновательную надёжность как чрезвычайно сложное свойство, включающие такие производные, как безотказность и помехоустойчивость[5.
Выдвигаются и относительно самостоятельные факторы, обуславливающие надёжность деятельности спортсмена, например, такие, как надёжность используемых технико-тактических средств и приёмов, рациональность распределения задач, решаемых в системе соревновательных мероприятий, наличие видов избыточности, в частности, физической, технико-тактической, психической, информационной, функциональной, и т. п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|